Совершенствование организационной структуры таможенных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 11:19, реферат

Краткое описание

Организационная структура таможенного органа - перечень структурных подразделений и отдельных должностей таможенного органа, представленный в виде схемы с указанием управленческих связей и штатной численности структурных подразделений (отдельно сотрудников, государственных гражданских служащих и работников) и утверждаемый согласно установленному порядку.

Содержание

Введение 3
1. Организационная структура таможенных органов 5
1.1 Общая характеристика структуры таможенных органов 5
1.2 Федеральная таможенная служба в системе таможенных органов 7
1.3 Организация таможенного управления на региональном уровне 9
1.4 Таможня, таможенные посты 13
2. Совершенствование организационной структуры таможенных органов 16
Заключение 25
Список литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

Лопатин.docx

— 45.78 Кб (Скачать файл)

7. функции по осуществлению  контроля за соблюдением законодательства  о таможенном деле в подведомственном  регионе;

8. функции по обеспечению  развития таможенной инфраструктуры  в подведомственном регионе;

9. функции по организации  и осуществлению кадровой работы  в таможенных органах подведомственного  региона.

Создание, реорганизацию  и ликвидацию региональных таможенных управлений осуществляет ФТС России.

Также как и в ФТС  России, в РТУ РФ создается коллегия, которая состоит из начальника управления (председатель коллегии), заместителей начальника управления по должности, иных руководящих работников управления и нижестоящих таможенных органов. При этом, члены коллегии РТУ, кроме лиц, входящих в нее по должности, утверждаются ФТС России по представлению начальника РТУ. Регламент работы коллегии РТУ также утверждаются ФТС России.

На своих заседаниях коллегия РТУ РФ рассматривает важнейшие  вопросы, связанные с деятельностью  управления и находящихся в его  непосредственном и оперативном  подчинении таможенных органов и  организаций таможенной службы. Решения  коллегии РТУ, также как и решения  коллегии ФТС России, проводятся в  жизнь приказами ее председателя — начальника РТУ. При наличии  разногласий между начальником  управления и возглавляемой им коллегией  начальник РТУ проводит в жизнь  свое решение, докладывая об этом в  ФТС России.

Региональное таможенное управление (РТУ) входит в единую систему  таможенных органов и осуществляет руководство таможенным делом в  пределах территории закрепленного  за ним (подведомственного) региона  под непосредственным руководством ФТС России. Она же создает, реорганизует, ликвидирует РТУ и определяет, утверждая все это соответствующими приказами, пределы территории подведомственных им регионов, которые в настоящее  время совпадают с границами  федеральных округов.

РТУ РФ является органом  федеральной исполнительной власти, обладает статусом юридического лица и финансируется как из средств  федерального бюджета, так и из иных предусмотренных законодательством  Российской Федерации источников.

1.4 Таможня, таможенные посты

Организационный фундамент  системы таможенных органов России составляют таможни и таможенные посты. Именно они непосредственно  решают основную часть задач в  сфере таможенного дела.

Таможня РФ входит в единую систему таможенных органов России и осуществляет свою деятельность под  общим руководством ФТС России и  непосредственным руководством РТУ, в  состав которого она входит. В ряде случаев таможни подчиняются  непосредственно ФТС России.

Таможни и их подразделения (таможенные посты, центры таможенного  оформления и др.) создаются, как  правило, по территориальному принципу и 

Деление таможен России на пограничные и внутренние соответствует  мировой практике, способствует ускорению  грузооборота через таможенную границу  и делает таможенный контроль более  эффективным.

Что касается непосредственно  таможенного поста, то он является таможенным органом, входящим в единую федеральную  централизованную систему таможенных органов Российской Федерации и  обеспечивающим реализацию полномочий ФТС России, задач и функций  таможенных органов в регионе  деятельности таможенного поста  в пределах компетенции.

Таможенный пост в своей  деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, Таможенным кодексом таможенного союза, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Центрального банка Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами в области таможенного дела, нормативными и иными правовыми актами ФТС России.

Таможенный пост осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными  объединениями и иными организациями, физическими и юридическими лицами.

Штатная численность таможенных постов определяется исходя из грузо- и пассажиропотока, проходящего  через каждый конкретный таможенный пост и может колебаться от нескольких человек до ста и более.

Задачи таможен и таможенных постов, закрепленные в утвержденных ФТС России Общих положениях о  таможне и таможенном посте во многом схожи. Основной их задачей является непосредственное осуществление таможенного  дела на территории подведомственного  региона.

Таможня выполняет также  ряд функций, не присущих таможенным постам. Так, таможня организует, координирует и контролирует деятельность подчиненных  таможенных постов:

  1. обобщает и анализирует практику применения средств таможенного регулирования экономической деятельности, правоприменительную практику;
  2. осуществляет контроль за единообразным и точным исполнением законодательства структурными подразделениями таможни и нижестоящими таможенными постами; осуществляет проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства;
  3. осуществляет контроль за соблюдением законности должностными лицами таможни и нижестоящих таможенных постов при осуществлении дознания по таможенным преступлениям, оперативно-розыскной деятельности, производстве по делам о нарушениях таможенных правил и административных правонарушениях, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов;
  4. организует и проводит обучение специалистов в области таможенного дела для государственных органов, коммерческих и некоммерческих организаций;
  5. вносит в вышестоящий таможенный орган предложения о создании, реорганизации и ликвидации в подведомственном регионе таможенных постов;
  6. проводит аттестацию сотрудников таможни и нижестоящих таможенных постов, приводит их к присяге и др.

Анализируя вышесказанное  в главе, можно сделать вывод, что организация таможенного  дела в России предполагает собой  целостную, централизованную структуру  федеральных органов исполнительной власти, которые в целом подчиняются  ФТС, но в частности сами обладают обширными полномочиями для решения  задач на местах. Создание такой  структуры является необходимостью, т.к. особенностью Российской Федерации  необходимо считать, в первую очередь, ее огромную территорию и протяженность  морских и сухопутных границ.

Подводя итоги главы, нужно  отметить, что в настоящее время  идет процесс модернизации таможенной службы в соответствии с потребностями  адаптации таможенного дела в  России международным стандартам. Этот процесс включает в себя и перестройку  центрального аппарата ФТС России. Ряд управлений и отделов преобразовываются  в соответствии с реалиями сегодняшнего дня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Совершенствование  организационной структуры таможенных  органов

Организационная структура  таможенного органа - перечень структурных  подразделений и отдельных должностей таможенного органа, представленный в виде схемы с указанием управленческих связей и штатной численности  структурных подразделений (отдельно сотрудников, государственных гражданских  служащих и работников) и утверждаемый согласно установленному порядку.

Развитие системы таможенных органов России тесно связано с решением управленческих проблем, ибо управление всегда начинается с установления четких взаимосвязей между отдельными звеньями той или другой организации, с распределения между ними прав и ответственности. Организационное оформление этих вопросов предполагает разработку оптимальной организационной структуры управления таможенными органами.

Рассмотрением и подготовкой  предложений по вопросам совершенствования  структуры и штатной численности  таможенных органов Российской Федерации  занимается Организационно-структурная  комиссия ФТС России (далее - Комиссия), которая создается в соответствии с приказом ФТС России.

Комиссия руководствуется  в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, законодательными актами Российской Федерации, указами  Президента Российской Федерации, постановлениями  Правительства Российской Федерации, Положением о Федеральной таможенной службе, нормативными и иными правовыми  актами ФТС России, а также Приказом ФТС России от 6 мая 2008 г. N 534 «О совершенствовании  организационно-структурной работы в таможенных органах Российской Федерации и в учреждениях, находящихся  в ведении ФТС России».

Приказ ФТС России от 6 мая 2008 г. N 534 «О совершенствовании организационно-структурной  работы в таможенных органах Российской Федерации и в учреждениях, находящихся  в ведении ФТС России» содержит в себе Положение «Об организационно-структурной  работе в таможенных органах Российской Федерации и в учреждениях, находящихся  в ведении ФТС России» (далее - Положение), которое устанавливает  единый порядок внесения предложений  на рассмотрение Организационно-структурной  комиссии ФТС России (далее - Комиссия) и принятия решений по вопросам, отнесенным к ее компетенции и  касающимся изменения структуры  и штатной численности таможенных органов Российской Федерации, их структурных  подразделений, учреждений, находящихся  в ведении ФТС России, а также  структурных подразделений ФТС  России.

В практике организационно-структурной  работы и при составлении служебных  документов по организационно-структурным  вопросам используются следующие основные понятия:

Организационно-структурная  работа - комплекс мероприятий по разработке и оформлению структур таможенных органов  и структур конкретных таможенных органов  с учетом объема и характера решаемых задач, по созданию, ликвидации и реорганизации  таможенных органов, по установлению категорий  таможенным органам, внесению изменений  в утвержденные структуры таможенных органов, по созданию и использованию  резерва штатной численности  таможенных органов, по ведению аналитической  и справочной работы по организационно-структурным  вопросам, по паспортизации таможенных органов, автоматизированному ведению  учетных и статистических данных по организационно-структурным вопросам;

Типовая структура таможенного  органа - стандартный максимально  возможный перечень структурных  подразделений и отдельных должностей, представленный в виде схемы с  указанием управленческих связей, утвержденный соответствующим приказом ФТС России и являющийся основой при формировании структуры конкретного таможенного органа (структурного подразделения) с учетом специфики его деятельности и категории;

Организационно-структурная  комиссия - коллегиальный орган, создаваемый  в ФТС России и в региональных таможенных управлениях (кроме специализированных) для рассмотрения и выработки  предложений о создании, ликвидации, реорганизации таможенных органов  и их структурных подразделений, перераспределении штатной численности  между таможенными органами, утверждении  и изменении типовых структур и других вопросов, отнесенных к  компетенции организационно-структурной  комиссии.

В состав организационно-структурных  комиссий входят представители организационно-инспекторского, кадрового, правового, финансово-бухгалтерского и других структурных подразделений (по решению руководителя ФТС России (начальника регионального таможенного  управления)).

Для совершенствования существующих организационных структур таможенных органов Организационно-структурные  комиссии проводят их анализ, действуя при этом на основании собственных  положений, утверждаемых приказами  ФТС России или региональных таможенных управлений.

При анализе организационных  структур управления в них, как правило, выделяются следующие элементы: звенья управления, уровни управления и взаимоотношения.

К звеньям управления в  системе таможенных органов относятся: ФТС России, управления и самостоятельные  отделы ФТС России, РТУ, отделы РТУ, таможни, отделы таможен, таможенные посты и отдельные специалисты, выполняющие соответствующие профессиональные или управленческие функции. Эти звенья управления находятся на соответствующих уровнях иерархии управления.

Под уровнем управления понимается совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системе управления организацией.

Структура управления в единой системе таможенных органов состоит из четырех уровней: ФТС России, РТУ, таможни, таможенные посты.

При этом чаще всего могут  рассматриваться следующие каналы управленческих взаимоотношений: 1) ФТС  России — РТУ; 2) РТУ — таможня; 3) начальник таможни — отделы таможни; 4) отдел таможни — отдел таможни; 5) таможня — таможенный пост; 6) таможенный пост — таможенный пост; 7) таможня — таможня; 8) ФТС России — таможня НП.

Вертикальные отношения  предполагают, прежде всего, взаимоотношения  между руководителями и его подчиненными, когда часто вырисовывается так  называемая линейная субординация: все  нижестоящие по уровням управления звенья находятся в подчинении у  руководителя, находящегося на более  высоком уровне управления. Это так  называемые линейные отношения.

Вертикальные отношения  в системе таможенных органов  существуют не только между линейными  звеньями организационной структуры, но и между функциональными звеньями, связанными отношениями субординации. Такие взаимоотношения проявляются  тогда, когда, например, управленческие звенья, предназначенные для выполнения определенной функции управления, реализация которой является их профессиональной (служебной) деятельностью (финансовой, правоохранительной, кадровой и др.), находятся в функциональном (по роду профессиональной деятельности) подчинении у аналогичного вышестоящего управленческого  звена.

Информация о работе Совершенствование организационной структуры таможенных органов