Статистика валютного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 17:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель статистики валютного контроля – формирование полной и достоверной картины по направлению деятельности «Валютный контроль» и информирование руководства ФТС о соблюдении законодательства в области валютного контроля, а именно:
 содействие совершенствованию законодательства о валютном контроле;
 подготовка правовых актов по реализации контрольных функций таможенных органов при осуществлении внешнеторговой деятельности;
 укрепление взаимодействия таможенной службы РФ и других федеральных органов исполнительной власти по осуществлению валютного контроля;
разработка единых принципов осуществления валютного контроля таможенными службами государств-членов Таможенного союза.

Содержание

Введение............................................................................................................4
Глава 1. Правовая и нормативная база статистики валютного контроля. Цель и объект статистики валютного регулирования, контроля...............................6
1.1. Валютное регулирование и валютный контроль: Цель, задачи, основные направления......................................................................................................6
1.2. Система валютного регулирования и контроля......................................10
Глава 2. Статистика валютного регулирования и валютного контроля.......13
2.1. Статистический учёт в Таможенном Союзе............................................13
2.2. Составление статистической отчётности валютного регулирования и валютного контроля.......................................................................................17
2.3 Показатели эффективности статистики валютного контроля..................21
Заключение.....................................................................................................26
Библиографический список...........................................................................30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Голуненко.doc

— 305.50 Кб (Скачать файл)

 

В неторговом обороте таможенные органы  осуществляют контроль за ввозом в РФ и вывозом из РФ физическими и юридическими лицами наличной иностранной валюты, валюты РФ, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме, а также дорожных чеков, с одновременным созданием баз данных персонифицированного учета сведений о перемещении физическими лицами валюты суммами, превышающими в эквиваленте 10000 долларов США, а также о перемещении валюты юридическими лицами. Результаты этой работы также представлены в таблице 2. Для визуального анализа структуры данные таблицы 2 представим в виде диаграммы (рис. 1).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

За  2014 год подразделениями валютного контроля таможенных органов проведено 37,6 тысяч проверок (за 2013 год – 22,3 тыс.), в ходе которых выявлено 23,2 тысяч нарушений валютного законодательства на сумму 720 млн. долл. США (за 2013 год – 9,3 тысяч на сумму 942 млн. долл. США). Возбуждено 4,2 тысяч дел об административных правонарушениях, которые направлены в территориальные управления Росфиннадзора для рассмотрения, где в результате рассмотрения дел по 64% (2013 год - 49 %) назначено административное наказание. Соответствующие показатели по РТУ за 2014 год приведены в таблице 2.

Таблица 2. Показатели эффективности валютного контроля по РТУ

№ п/п

Показатель

ЦТУ

ЮТУ

УТУ

СТУ

СЗТУ

ПТУ

ДВТУ

ЦЭТ

1

Количество проверок, тыс. ед.

12,3

8,1

3,4

3,1

3,7

4,4

2,0

0,57

2

Выявлено случаев нарушений, тыс. ед.

1,7

1,1

4,2

2,8

6,0

3,41

1,8

0,014

3

Сумма предметов нарушений, млн. долл. США

89,0

64,0

140,0

65,5

79,0

132,5

51,2

97,4

4

Возбуждено дел об АП

952

383

738

465

963

446

223

14

5

Доля дел об АП в общем количестве проверок, %

7,7

4,7

21,7

15,0

26,0

10,1

11,2

2,5


 

Серьезным информационным ресурсом, призванным обеспечить повышение эффективности валютного контроля, осуществляемого таможенными органами, явилось подписанное в ноябре 2006 года Соглашение об информационном взаимодействии Центрального Банка РФ и ФТС, что позволит с учетом возможностей, открываемых новой формой ДТ, комплексно решать вопросы построения новых автоматизированных технологий валютного контроля во внешнеторговой деятельности, основанных на сопоставлении банковской и таможенной информации (о платежах и поставках товаров).

 

Заключение

 

В настоящее время главная задача валютного регулирования и валютного контроля состоит в том, чтобы ограничить масштабы утечки капитала из страны при одновременном поддержании предложения валюты на внутреннем валютном рынке. Проблема оттока капитала из страны является сейчас во многом определяющей для дальнейшего развития нашей экономики. Имея ряд общих черт с зарубежными аналогами, российский феномен бегства капитала отличается большим своеобразием как по мотивам оттока, так и по каналам вывоза ресурсов и макроэкономическим последствиям. При дефиците валютных средств, необходимых для обслуживания внешних обязательств и оплаты инвестиционного импорта, утечка капитала из страны может стать основным фактором ухудшения состояния платежного баланса, поскольку «бегство» капитала имеет ряд отрицательных последствий для экономики страны: сокращается предложение валюты и уменьшается в целом денежная масса; сокращаются валютные резервы: сокращаются инвестиционные ресурсы и создается искусственный спрос на зарубежные кредиты; уменьшается налогооблагаемая база; не инвестируется прибыль, полученная от «сбежавшего» за границу капитала; снижается устойчивость финансового рынка.

Подводя итог исследования валютной системы России следует отметить следующее: либерализация рынка, в том числе валютного, должна проводиться в условиях достигнутой макроэкономической стабильности, крепкого валютно-финансового положения страны, здоровой и эффективно функционирующей банковской системы. В этом случае проводимые реформы достигают своих целей, становятся стимулом для развития внешнеэкономической деятельности и интеграции национальной экономики в систему мирового хозяйства. Нынешняя же ситуация на валютном рынке далека от требуемой для дальнейшего продолжения процесса либерализации, когда нет экономической стабильности, эффективного контроля со стороны Центрального Банка за деятельностью коммерческих банков на валютном рынке. При доминировании интересов спекулятивного характера, либерализация ведет лишь к нарастанию спекулятивных операций и нестабильности валютного курса.

Таким образом, можно сказать, что валютная система – это совокупность экономических соглашений, связанных с функционированием валюты и форм их организации. Национальная валютная система – часть денежной системы страны, в рамках которой формируются и используются валютные ресурсы, осуществляется международный платежный оборот. В её состав входят: национальная валютная единица, режим валютного курса, условия обратимости валюты, система валютного рынка и рынка золота, порядок международных расчетов в стране, состав и система управления золотовалютными резервами страны, статус национальных учреждений, регулирующих валютные отношения страны. Одним из важнейших элементов валютной системы является валютный курс, который формируется под действием большого числа макро- и микроэкономических факторов внутренней и внешней сфер экономики.

Валютное регулирование в широком смысле – это регламентация государством основных принципов организации национальной валютной системы и механизмов её функционирования. Сущность валютного регулирования заключается в создании такой системы воздействия на конвертируемость национальной валюты, валютного курса, внутреннего валютного рынка и платежного баланса, которая отвечала бы стратегическим задачам развития национальной экономики и отражала потребности текущего момента.

Валютное регулирование осуществляется посредством валютного контроля. Валютный контроль – система мер по обеспечению, исполнению законов, норм и правил проведения валютных операций, установленных государством. Для осуществления валютного контроля внешнеэкономической деятельности создается специальный механизм, который включает специальные инструменты осуществления контроля, формы, методы и инструменты его проведения.

В настоящее время главная задача валютного регулирования и валютного контроля состоит в том, чтобы ограничить масштабы утечки капитала из страны при одновременном поддержании предложения валюты на внутреннем валютном рынке. Проблема оттока капитала из страны является сейчас во многом определяющей для дальнейшего развития нашей экономики. Имея ряд общих черт с зарубежными аналогами, российский феномен бегства капитала отличается большим своеобразием как по мотивам оттока, так и по каналам вывоза ресурсов и макроэкономическим последствиям. При дефиците валютных средств, необходимых для обслуживания внешних обязательств и оплаты инвестиционного импорта, утечка капитала из страны может стать основным фактором ухудшения состояния платежного баланса, поскольку «бегство» капитала имеет ряд отрицательных последствий для экономики страны: сокращается предложение валюты и уменьшается в целом денежная масса; сокращаются валютные резервы: сокращаются инвестиционные ресурсы и создается искусственный спрос на зарубежные кредиты; уменьшается налогооблагаемая база; не инвестируется прибыль, полученная от «сбежавшего» за границу капитала; снижается устойчивость финансового рынка.

Подводя итог исследованию валютной системы вообще и валютной системы России в частности, считаю, что следует отметить следующее: либерализация рынка, в том числе валютного, должна проводиться в условиях достигнутой макроэкономической стабильности, крепкого валютно-финансового положения страны, здоровой и эффективно функционирующей банковской системы. В этом случае проводимые реформы достигают своих целей, становятся стимулом для развития внешнеэкономической деятельности и интеграции национальной экономики в систему мирового хозяйства. Нынешняя же ситуация на валютном рынке далека от требуемой для дальнейшего продолжения процесса либерализации, когда нет экономической стабильности, эффективного контроля со стороны Центрального Банка за деятельностью коммерческих банков на валютном рынке. При доминировании интересов спекулятивного характера, либерализация ведет лишь к нарастанию спекулятивных операций и нестабильности валютного курса.

 

Библиографический список

1. Таможенный кодекс Таможенного союза (Консультант +)

2. 1. гл.2, N 173-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О Валютном регулировании и валютном контроле"

3. Инструкция Банка России от 04.06.2012 N 138-И (ред. от 14.06.2013)

4. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"

5. Федеральный закон  от 03.11.2010 N 285-ФЗ"О внесении изменений в статью 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 45 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".

6. http://ru.wikipedia.org/

7. Баринов Валютный рынок России // Финансовый бизнес. – 2010. – №4

8. Деньги. Кредит. Банки / под ред. Жукова Е.Ф., – М., 2011

9. Деньги. Кредит. Банки / под ред. ЛаврушинаО.И., – М., 2010

10. Деньги. Кредит. Банки./под ред. Шмыревой А.И., – Новосибирск, 2011

11. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения /под ред. Л.Н. Красавиной.-М., 2011.

12. Финансы, денежное обращение и кредит/ под. ред. Романовского, – М., 2010.

13. Финансы. Денежное обращение. Кредит / под. ред. Л.А. Дробозиной, – М., 2011.

14. О валютном регулировании и контроле / сост. Суханов В.Ю. – М., 2011

15. Королев И.С. К вопросу о либерализации валютного рынка // Внешнеэкономический бюллетень. – 2011. – №6.

16. Ларичев В. Валютный контроль за экспортно-импортными операциями // Законодательство и экономика. – М, 2010 г., №9, С22–27

17. Мельников В.Н. Валютное регулирование и валютный контроль: новый взгляд на перспективы развития. // Деньги и кредит. – 2011. – №12

18. Мельников В.Н. Валютное регулирование и валютный контроль // ЭКО. – 2010. – №6.

19. Мельников В.Н. О развитии системы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации на современном этапе // Деньги и кредит. – 2011. – №5.

20. Красавина Л.Н. Бегство капитала из России и пути его сдержания // Деньги и кредит. – 2011. – №11.

21. Романов С.О. Какой валютный контроль нужен России? // Деньги и кредит. – 2011. – №4

22. Романов И.О совершенствовании системы валютного контроля // Вестник Банка России. – М., 2011 г., – №32

23. Щеголева Н.Г. Развитие российского валютного рынка на современном этапе // Финансы и кредит. – 2011. – №2

 

 

 

 

1 Уполномоченный банк – коммерческий банк, получивший лицензию на осуществление операций в иностранной валюте и выполняющий функции агента валютного контроля за операциями своих клиентов

 


 



Информация о работе Статистика валютного регулирования