Стратегия развития таможенных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 20:18, реферат

Краткое описание

В основе стратегического планирования в таможенных органах лежит ряд проблем, среди которых следует учитывать:

Недостаточную степень развития системы подготовки и переподготовки кадров для таможенных органов Российской Федерации, особенно специалистов в области управления и контроля;

Высокий уровень коррупции в таможенных органах Российской Федерации;

Вложенные файлы: 1 файл

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ К КУРСОВОЙ 2.doc

— 60.50 Кб (Скачать файл)

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ 
 
В основе стратегического планирования в таможенных органах лежит ряд проблем, среди которых следует учитывать: 

  •  
    Недостаточную степень развития системы подготовки и переподготовки кадров для таможенных органов Российской Федерации, особенно специалистов в области управления и контроля; 
  •  
    Высокий уровень коррупции в таможенных органах Российской Федерации;
  •  
    Оплата труда должностных лиц таможенных органов Российской Федерации не соответствует экономической значимости принимаемых ими решений;
  •  
    Недостаточно осуществляется информационно-аналитическое обеспечение правоохранительной, в том числе оперативно-розыскной, деятельности таможенных органов Российской Федерации;
  •  
    Таможенные органы Российской Федерации неэффективно осуществляют контроль за товарами после их выпуска в обращение на таможенной территории Российской Федерации;
  •  
    Не развита система информирования таможенных органов Российской Федерации о ценообразовании, торгово-промышленной специализации в зарубежных странах, мировых тенденциях в разделении труда;
  •  
    Не в полной мере применяются международные стандарты, необходимые для применения торгово-логистических технологий;
  •  
    Низкий уровень взаимодействия оперативных подразделений таможенных органов Российской Федерации с другими правоохранительными и контролирующими органами и др.

 
Наличие подобных проблем приводит к снижению эффективности таможенного администрирования, недобросовестной конкуренции, проникновению недоброкачественных импортных товаров на российский рынок и другим негативным явлениям. 
 
Возникает необходимость формирования новых подходов к таможенному администрированию, которые позволят таможенным органам РФ эффективно реагировать на происходящие изменения в соответствии с международной практикой и требованиями общества и государства. В связи с необходимостью решения данных проблем в 2005 году была утверждена Концепция развития таможенных органов, в которой изложены направления стратегического развития таможенных органов РФ. 
 
Целью Концепции являлось определение наиболее эффективных методов реализации задач в области таможенного дела в соответствии с международными стандартами и законодательством РФ. 
 
Достижение указанной цели обеспечивалось путем решения следующих задач: 

  •  
    повышение качества таможенного регулирования, способствующее созданию условий для привлечения инвестиций в российскую экономику, поступлений доходов в федеральный бюджет;
  •  
    совершенствование таможенного администрирования, в том числе развитие системы управления рисками на основе осуществления таможенных процедур в соответствии с международными стандартами;
  •  
    укрепление взаимодействия с российскими, зарубежными и международными органами и организациями в борьбе с терроризмом, контрабандой оружия, наркотиков и т. д..

 
Реализация указанных задач  предполагала обеспечение стабильного  правового режима для внешней торговли, основанного на следующих международных принципах: 

  •  
    стандартизация и совершенствование таможенного законодательства, разработка норм, правил и процедур с учетом международных стандартов;
  •  
    прозрачность и предсказуемость. Таможенное законодательство, нормы, правила и процедуры в сфере таможенного дела применяются последовательно; они унифицированы, общеизвестны и доводятся до сведения всех заинтересованных лиц в доступной форме;
  •  
    ориентация на потребителя. Таможенное администрирование направлено на повышение качества проведения таможенных процедур;
  •  
    сбалансированность в части соотношения между таможенным контролем в области обеспечения безопасности и мерами, содействующими развитию торговли. 1

 
Приоритет отдельных направлений  деятельности таможенных органов Российской Федерации может изменяться в соответствии с задачами, которые ставит перед ними государство. 
 
В целях развития таможенных органов РФ планировалось развитие или совершенствование следующих направлений деятельности: 

  •  
    обустройство государственной границы Российской Федерации;
  •  
    внедрение новых информационно-технических средств обеспечения деятельности таможенных органов РФ;
  •  
    совершенствование технологии формирования и ведения данных таможенной статистики в соответствии с международными стандартами;
  •  
    усиление таможенного контроля после выпуска товаров в обращение на таможенной территории таможенного союза;
  •  
    международное сотрудничество, способствующее обмену оперативно значимой информацией, проведение совместных операций с представителями таможенных органов иностранных государств;
  •  
    проведение предварительных оперативных проверок всей цепи поставки товаров с использованием оперативно-разыскных методов и аналитического поиска;

 
 
 
1Фрадков М. Концепция развития таможенных органов. // СПС «КонсультантПлюс» 
 

  •  
    борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах и т. п.

 
Планировалось разработать комплексную стратегию кадрового обеспечения таможенных органов Российской Федерации.  
 
В рамках данного направления особое внимание уделялось качеству профессиональной подготовки кадров, совершенствованию их знаний и навыков, практике управления, повышению эффективности системы оплаты труда и престижности профессии, а также созданию филиалов Российской таможенной академии в федеральных округах.  
 
Кроме того, предусматривалось внедрение новых информационно-технических средств и средств программного обеспечения, модернизация уже действующих, совершенствование автоматизированных систем таможенного оформления и контроля, внедрение единой автоматизированной информационной системы контроля за вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации. 
 
Дальнейшее развитие правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации в целях противодействия терроризму и международной наркопреступности должно было осуществляться с учетом необходимости обеспечения безопасности непосредственно на Государственной границе Российской Федерации. 
 
Выбранные ориентиры развития таможенных органов, основанные на информационных технологиях и определение четких и понятных правил таможенного оформления, базирующихся на международных конвенциях и рекомендациях, позволили за прошедшие годы создать правовую и организационную базу деятельности таможенных органов РФ. 2 
 
2Фрадков М. Концепция развития таможенных органов. // СПС «КонсультантПлюс» 
 
Тем не менее в настоящее время таможенные органы РФ еще находятся в стадии активного институционального развития, которое происходит с учетом изменения объемов пассажиро- и товаропотоков, повышения интенсивности внешнеэкономической деятельности регионов страны, роста потребностей транспортных организаций, экспортеров и импортеров. 
 
Планируется, что реализация функций таможенных органов РФ при таможенном оформлении будет осуществляться в соответствии с нормами международных договоров по таможенным вопросам и на основе международных стандартов качества, являющихся международным эталоном для создания и оценки систем качества. 3 
 
Также при рассмотрении стратегического планирования в таможенных органах необходимо учитывать Концепцию таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации; Концепцию системы управления рисками в таможенной службе РФ и Концепцию развития таможенного контроля после выпуска товаров и (или) транспортных средств.  
 
Более подробно в своей работе я бы хотела рассмотреть Концепцию таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации. Эта Концепция определяет цель, основные задачи и приоритетные мероприятия организации таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, на перспективу до 2020 года и является составной частью Стратегии развития Федеральной таможенной службы до 2020 года.  
 
В данной концепции предполагается рассмотрение ряда проблем и путей их решения. 
 
3Фрадков М. Концепция развития таможенных органов. // СПС «КонсультантПлюс» 
 
Система таможенного оформления товаров в Российской Федерации ориентирована на осуществление большинства таможенных операций таможенными органами, расположенными, как правило, в городах, являющихся транспортными узлами. 
 
Рост внешнеторгового оборота Российской Федерации с каждым годом усиливает неравномерность инфраструктурного развития между внутренними и приграничными субъектами страны, заостряет проблему чрезмерной транспортной нагрузки на крупные российские города. Зачастую товарные потоки ввезённых и выпущенных в свободное обращение товаров направлены навстречу друг другу.  
 
Проблема решается развитием транспортно-логистической инфраструктуры (технологический комплекс, предназначенный для организации движения товаров) в крупных транспортных узлах, за пределами городов; развитием таможенно-логистической инфраструктуры (система таможенно-логистических объектов, расположенных преимущественно в местах, приближенных к государственной границе ТС) преимущественно в местах, приближенных к государственной границе. Это позволит в полной мере реализовать принцип транспортно-логистической технологии доставки грузов «от двери до двери» без увеличения срока осуществления поставки товаров. 4 
 
Важную роль для инфраструктурного развития приграничных субъектов Российской Федерации играет институт государственно-частного партнёрства, требующий дальнейшего развития его законодательной базы. 5 
 
Совершенствование механизма государственно-частного партнерства предполагает создание таких законодательных условий, которые позволят частному бизнесу на возвратных условиях осуществлять инвестиционные вложения в транспортно-логистическую инфраструктуру, в том числе на условиях концессионных соглашений. 
4материалы взяты с сайта Федеральной Таможенной службы: http://www.customs.ru/ru/frontier_conception/text/ 
 
В отношении видов транспорта, которыми перемещаются товары, предусматривается осуществление таможенного оформления в местах, приближенных к государственной границе, товаров, перемещаемых автомобильным, железнодорожным, воздушным и морским транспортом.  
 
В долгосрочной перспективе предусматривается проработка возможности таможенного оформления товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, преимущественно в местах, приближенных к государственной границе РФ. Железнодорожный транспорт структурно и технологически сложнее других видов транспорта, что предполагает более сложный комплекс мероприятий при внесении изменений в сложившуюся транспортно-логистическую систему экономического комплекса страны.  
 
Целесообразно сохранить действующий порядок таможенного оформления и таможенного контроля в отношении товаров, таможенное оформление которых осуществляется в местах, максимально приближенных к местонахождению получателей или их потребителей и производителей: 
 
сырья, ввозимого российскими промышленными предприятиями, для обеспечения бесперебойного их функционирования с учётом непрерывного  
 
технологического цикла; культурных ценностей; драгоценных металлов и драгоценных камней и др. 5 
 
Сокращение количества таможенных органов не должно ограничивать помещение товаров под экономические и специальные таможенные режимы.  
 
В условиях отсутствия эффективного таможенного контроля до и после выпуска товаров осуществление основного количества таможенных операций по таможенному оформлению в приграничных субъектах РФ создает предпосылки к криминогенности внешнеэкономической деятельности, росту числа нарушений таможенного законодательства Российской Федерации, в том числе «фирмами-однодневками», в области  
5материалы взяты с сайта Федеральной Таможенной службы: http://www.customs.ru/ru/frontier_conception/text/ 
 
определения таможенной стоимости, страны происхождения товаров и классификации товаров с использованием подложных документов, с применением скрытых расчетов за товары и др. 
 
Комплексными целями являются: совершенствование таможенного администрирования за счет внедрения новых технологий таможенного оформления; инфраструктурное развитие приграничных субъектов РФ; снижение транспортной нагрузки на крупные города РФ, вызванной возрастающим внешнеторговым оборотом; обеспечение взимания в полном объёме обязательных к уплате таможенных платежей.  
 
Предполагается за счет развития и совершенствования таможенно-логистической инфраструктуры и транспортной инфраструктуры в приграничных субъектах оптимизировать таможенное оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых автомобильным транспортом (до 2012 года) и железнодорожным транспортом (до 2020 года).  
 
Экспорт товаров должен реализовываться с учётом интересов российских промышленных предприятий и иных экспортеров, а также особенностей перевозки экспортируемых товаров различными видами транспорта.  
 
Реализация Концепции должна минимизировать угрозы экономической безопасности Российской Федерации в условиях ее дальнейшей интеграции в мировую экономику, а также не должна привести к ухудшению условий внешней торговли и снижению конкурентоспособности экономики страны. 6 
 
В настоящее время для осуществления четко спланированной деятельности таможенных органов разрабатываются федеральные целевые программы, ведомственные целевые программы ФТС России и межведомственный план мероприятий, которые будут способствовать решению поставленных проблем.6 
6материалы взяты с сайта Федеральной Таможенной службы: http://www.customs.ru/ru/frontier_conception/text/ 
 
^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1.  
    Аналоуи Ф. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий: учебник / Ф. Аналоуи, А. Карами. – М.: Юнити-Дана, 2005.-400 с.
  2.  
    Веснин В. Р. Менеджмент в вопросах и ответах и ответах: учеб. пособие / В. Р. Веснин. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 176 с. 
  3.  
    Грязнова А. Г. Основы менеджмента: учеб. пособие / А. Г. Грязнова, А. Ф. Джинджолия. – М.: ЗАО «Изд-во “Экономика”», 2008. – 427 с.
  4.  
    Интернет-ресурсы - Сайт Федеральной Таможенной Службы: http://www.customs.ru/ru/frontier_conception/text/
  5.  
    Кабанов С.В. Менеджмент: функции управления: учеб. пособие / С. В. Кабанов. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2005. - 160 с.
  6.  
    Казарина Л. А. Введение в менеджмент: учеб. пособие / Л. А. Казарина. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003. – 104 с.
  7.  
    Кнышова Е. Н. Менеджмент: учеб. пособие / Е. Н. Кнышова. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2005. – 304 с.
  8.  
    Кореняк Н. Н. Основы менеджмента: учеб. пособие / Н. Н. Кореняк. – Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2000. – 138 с.
  9.  
    Кореняк Н. Н. Менеджмент: Практикум. Ч. 4: Стратегическое планирование / Н. Н. Кореняк. – Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2002. – 70 с.
  10.  
    Пичужкин И. В. Основы менеджмента: учеб пособие / И. В. Пичужкин, В. Н. Жарков, С. А. Максимов. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – 286 с.
  11.  
    Полукаров В. Л. Основы менеджмента: учеб. пособие / В. Л. Полукаров. – М.: КНОРУС, 2007. – 244 с.
  12.  
    Смирнова Г. Б. Менеджмент: учеб. пособие / Г. Б. Смирнова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. – 352 с.

Информация о работе Стратегия развития таможенных органов