Структура управления таможенных органов XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 14:18, реферат

Краткое описание

История таможенного дела в России насчитывает много веков, поэтому к XIX веку система таможенных органов уже достаточно полноценно сформировалась. Расширение территории Российской Империи, активизация внешней торговли потребовали увеличения количества таможенных органов, а практика организации таможенного дела – совершенствования управления таможенной охраной.
В XIX в. в таможенном ведомстве России было также много недочетов, которые постепенно устранялись путем проб и ошибок.
В начале XIX в. на международной арене сложилась сложная политическая ситуация. Множество европейских стран были вовлечены в конфликты между Англией и Францией, в том числе и Россия. У России наблюдались проблемы в отношениях и с азиатскими странами, например, с Ираном.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 22.29 Кб (Скачать файл)

Введение

История таможенного дела в России насчитывает много веков, поэтому к XIX веку система таможенных органов уже достаточно полноценно сформировалась. Расширение территории Российской Империи, активизация внешней торговли потребовали увеличения количества таможенных органов, а практика организации таможенного дела – совершенствования управления таможенной охраной.

В XIX в. в таможенном ведомстве России было также много недочетов, которые постепенно устранялись путем проб и ошибок.

В начале XIX в. на международной арене сложилась сложная политическая ситуация. Множество европейских стран были вовлечены в конфликты между Англией и Францией, в том числе и Россия. У России наблюдались проблемы в отношениях и с азиатскими странами, например, с Ираном.

Таким образом, все это не могло не сказаться на курсе проводимой таможенной политики XIX в.

 

Глава I. Структура управления таможенных органов XIX века

В 1800 г. восстанавливается компетенция Коммерц-коллегии, которая была разделена на семь экспедиций. Первая ведала делами внешней торговли, а также представляла предложения об изменениях в таможенном тарифе и торговом уставе.

8 сентября 1802 г. был принят высочайший манифест  об учреждении министерств, по  которому таможенные учреждения  остались в составе Министерства  коммерции.

25 июня 1811 г. подписан манифест об учреждении  Министерства финансов, куда входил  Департамент внешней торговли. Департамент  состоял из двух отделений: внешних  сношений и таможенного. На таможенное отделение возлагался широкий круг обязанностей, включавший «сведения о состоянии таможенных округов, таможен и застав по всему государству; срочные ведомости об отходящих и приходящих кораблях; наблюдение за исправностью и верностью пошлинных сборов, и т.д."

Таможенное отделение имело три стола: первый Счетный – по производству дел в таможнях по европейской границе и на морях – Белом, Балтийском, Черном, Азовском; второй – по делам таможен на азиатской границе и по Каспийскому морю; третий – по делам об определении и увольнении чиновников и служителей по таможням и заставам, о наградах и их производстве; об определении и увольнении маклеров; о таможенных зданиях.

19 декабря 1821 г. директором департамента был  назначен Дмитрий Гаврилович  Бибиков. На посту он находился до 1835 г. В то время во главе Министерства финансов находился Е.Ф. Канкрин. Правительство России активно проводило политику протекционизма, нацеленную на проведение промышленного переворота.

Это требовало огромных усилий, а у России не было свободных капиталов и опыта таких мероприятий. Но вскоре страна покрылась сетью фабрик и заводов. Рос внешнеторговый оборот страны, ее доходы, вывоз хлеба увеличился в три раза.

1835-1850 гг., когда  директором Департамента внешней  торговли был назначен Дмитрий Семенович Языков, явились для России периодом подъема промышленности и активизации внешнеэкономической деятельности. На фоне успешного промышленного развития проводилась протекционистская таможенная политика, обеспечивающая рост таможенных доходов.

Но к началу 50-х гг. общественное мнение переориентировалось в сторону фритредерства (свободной торговли). В это время руководителем Департамента был уже назначен Михаил Васильевич Пашков. Защитные таможенные меры постепенно ослабевали, что отрицательно сказывалось на национальной экономике. Годы руководства Пашкова отличаются усиленными фритредерскими тенденциями, принятием низких таможенных ставок на ввозимые товары, что привело к закрытию многих промышленных предприятий и захвату русского рынка иностранцами. Однако в связи с увеличением ввоза иностранных товаров Россия добилась роста таможенных доходов, что было крайне необходимо в условиях Крымской войны. Но после войны ситуация не изменилась к лучшему – при низких пошлинных ставках росла инфляция.

Начались пореформенные годы, и на базе Департамента внешней торговли в 1864 г. был создан Департамент таможенных сборов. На изменение названия повлияло несколько причин. В частности, поднялся престиж таможенного ведомства как ведущего органа пополнения доходов в государстве. Главой ведомства был назначен князь Дмитрий Александрович Оболенский. Пореформенное время характеризуется экономическим подъемом, с которым связано имя министра финансов М.Х. Рейтерна, предложившего план оздоровления экономики и финансов.

Сложилась новая структура таможенного ведомства, департаменту стали подчиняться также пограничная и корчемная стражи кроме таможен.

80-е гг. XIX века ознаменованы важными событиями в стране и за рубежом. Учитывая экономическую экспансию западных стран против России, правительство вынуждено было ввести жесткие таможенные ограничения на германские товары. Тем временем немцы начинали захват русского рынка, сбывая на нем свою продукцию. Они повысили в несколько раз таможенные ставки на российскую с/х продукцию.

В 1893 г., пограничная стража была выведена из подчинения Департамента в связи с созданием отдельного Корпуса пограничной стражи. Тогда же в России насчитывалось 11 пограничных округов: Санкт-Петербургский, Виленский, Варшавский, Радовский, Радзивилловский, Южный, Кутаисский, Бакинский, Закаспийский, Туркестанский, Семипалатинский, а также складочные таможни. Каждая таможня наделялась особыми правами: через складочные таможни 1 класса разрешалось провозить все иностранные товары, через таможни 2 и 3 классов провозились все беспошлинные товары.

В XIX в. осуществлялось дальнейшее правовое обеспечение таможенного дела, что нашло свое отражение в таможенных уставах и документах.

Сложившаяся к середине XIX в. система таможенных учреждений была закреплена в таможенных уставах. В них оговаривался состав кадров, таких как начальники округов, управляющие. Ранее не служившие в таможне лица не назначались на эти должности. Подбору кадров, их профессиональной и нравственной подготовке уделялось особое внимание. Руководящие кадры таможенников комплектовались из числа дворян, имеющих высшее или среднее специальное образование. Досмотрщиками становились лица, ранее служившие в армии или на границе. Велась постоянная воспитательная работа со служащими.

Законодательство предусматривало защиту таможенников от применения насилия, оскорбления или невыполнения предписаний. В соответствии с Уложением на нарушителей налагался денежный штраф от 25 до 100 рублей.

Особенность в управлении таможнями состояла в предоставлении полной самостоятельности управляющему. Никакое начальство не входило в распоряжения по таможенной части, в то время как местные начальники и чиновники обязаны были оказывать помощь по первому требованию таможенников. Эта автономность подчеркивала независимость и государственность таможенных органов. С другой стороны это порождало бюрократизм и коррупцию среди сотрудников.

В социальном отношении работники таможен отличались как положением, так и оплатой. Чем выше была занимаемая должность, тем выше и социальное положение: в Департаменте служили представители царствующей фамилии и их приближенные. При подборе кадров смотрели и на национальность. Предпочтение отдавали русским.

Таможенники, имевшие классные чины, жили гораздо лучше. Разница в доходах управляющего и досмотрщика была десятикратной. Была огромная разница и в жилищных условиях.

В общем в XIX в. сложилась система таможенной охраны России, которая отвечала требованиям времени. На службу набирались грамотные люди, но специального учебного заведения для подготовки кадров не было.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Анализ развития таможенных учреждений показывает, что в течение XIX в. система таможенной охраны в основном сложилась. Она вполне соответствовала различным требованиям того времени. Структура таможен и укомплектование кадрами также совершенствовались.

В течение XIX в. таможенная политика России меняла свои ориентации несколько раз, переходя к протекционистским мерам и обратно к фритредерским. Абсолютными преимуществами не обладал ни один из этих направлений. Но, на мой взгляд, большую пользу казне и уверенность в сохранении отечественной промышленности приносила умеренно-покровительственная политика. Тем более, если учитывать, что российские товары обладали низкой конкурентоспособностью.

В конце XIX в. в России осуществлялась протекционистская политика, которая хоть и была зажата рамками договоров с Германией, но все же сдерживала натиск германского империализма. Защитные меры были ослаблены договорами 1894 и 1904 гг., поэтому сдержать движение иностранного капитала в страну данная политика не смогла.

Развернулось экономическое и финансовое порабощение России. Она потеряла статус самостоятельной экономической державы и отставала в своем развитии в несколько раз от США, Англии, Германии.

Однако опыт защиты экономических интересов России таможенными методами на рубеже XIX – XX вв. имеет непреходящее значение и в современных условиях.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Кисловский, Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России / Под общ. ред. А.Е. Жерихова. -М.: РУСИНА-ПРЕСС, 2004

 

 

 

 

 


Информация о работе Структура управления таможенных органов XIX века