Субъекты таможенных правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 20:07, реферат

Краткое описание

Мероприятия по разработке и подготовке к вступлению в силу Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) вскрыли ряд серьезных вопросов, без решения которых организация таможенного дела на единой таможенной территории стран-участниц невозможна. Думается, что подавляющее большинство проблем возникло у Комиссии Таможенного союза в связи с недостаточно полно изученной спецификой сферы общественных отношений, связанной с организацией и регулированием национальными нормативными актами Российской Федерации, Казахстана и Беларуси порядка перемещения товаров через таможенную границу этих стран.

Вложенные файлы: 1 файл

Субъекты таможенных правоотношений.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

Субъекты таможенных правоотношений

 

Мероприятия по разработке и подготовке к вступлению в силу Таможенного  кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) вскрыли ряд серьезных  вопросов, без решения которых  организация таможенного дела на единой таможенной территории стран-участниц невозможна. Думается, что подавляющее большинство проблем возникло у Комиссии Таможенного союза в связи с недостаточно полно изученной спецификой сферы общественных отношений, связанной с организацией и регулированием национальными нормативными актами Российской Федерации, Казахстана и Беларуси порядка перемещения товаров через таможенную границу этих стран.

 

Очевидно, что таможенное дело - эффективный  инструмент, позволяющий комплексно решать задачи по оптимизации внешнеэкономической  деятельности, укреплению национальной экономики, снятию геополитических противоречий между странами. По мнению автора, в целях упрощения процесса интеграции стран в Таможенный союз (далее - Союз) следует в первую очередь детально изучить сравнительно новые для правового поля бывших союзных республик СССР правоотношения и основы их возникновения.

 Данная статья посвящена  исследованию и классификации  участников таможенных правоотношений  Российской Федерации, возникших  с момента вступления в силу  Таможенного кодекса Российской Федерации 2003 г. (далее - ТК РФ). При этом, учитывая, что в нормативных актах РФ была четко определена структура таможенных органов России, подробно изложены их задачи и функции, основное внимание уделим так называемым подвластным субъектам таможенных правоотношений, т.е. лицам, по отношению к которым таможенные органы России были призваны осуществлять функциональное руководство.

 

 Осуществив классификацию перечисленных  лиц, можно уяснить, в какой  мере они имели отношение к  товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации, и использовать это при дальнейшей работе по таможенной интеграции в рамках Союза.

 По мнению автора, этих участников  таможенных правоотношений следует  разделить на следующие категории:

I) лица, осуществляющие перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;

II) лица, осуществляющие предпринимательскую  деятельность в области таможенного  дела на условиях, закрепленных  ТК РФ;

III) лица, вступающие в таможенные  правоотношения в силу специфики своей деятельности или сложившихся обстоятельств.

 Охарактеризуем каждую из  перечисленных категорий подробнее.  Спектр лиц, которых можно причислить  к первой категории, очень широк,  их можно разбить на пять  групп:

1) участники ВЭД - физические  и юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, имеющие в качестве контрагентов зарубежных партнеров. Эти лица перемещают через таможенную границу РФ товары и транспортные средства в целях получения в итоге прибыли за счет их реализации или использования;

2) некоммерческие организации  и учреждения, в том числе государственные  (музеи, фонды, институты, научные  организации и т.д.), также имеющие  международные контакты, в рамках  которых возможно перемещение  через таможенную границу РФ  товаров и транспортных средств. Однако перемещаемые ими товары в подавляющем большинстве случаев не являются объектами международных договоров;

3) физические лица, перемещающие  товары для личного пользования  в рамках специальной таможенной  процедуры;

4) транспортные компании, регулярно перемещающие через границу РФ используемые ими для обеспечения международных грузовых и пассажирских перевозок принадлежащие им транспортные средства в рамках специальной таможенной процедуры, а также помещающие товары под таможенный режим "перемещение припасов";

5) лица, перемещающие товары через  таможенную границу РФ в рамках  специальных таможенных режимов  (ст. 268 ТК РФ).

 Бесконечно велик перечень  обстоятельств, на основании которых  могут перемещаться через таможенную  границу РФ товары и транспортные средства указанными лицами. К примеру, для участника ВЭД основаниями для перемещения товаров через таможенную границу РФ (как ввоза, так и вывоза) могут быть контракты купли-продажи и аренды. Некоммерческие организации в рамках международного сотрудничества перемещают через таможенную границу РФ различного рода выставки, экспозиции, реквизит, специальную и научную литературу, образцы, сувениры, представительские товары и т.д. В данном случае основанием для перемещения товаров чаще всего являются мероприятия, связанные с международным сотрудничеством (открытие дипломатического представительства, консульства), культурным и научным обменом (конференции, гастроли, симпозиумы, выставки, официальные приглашения и др.).

 Товары могут перемещаться заинтересованными лицами любым видом транспорта (морским, речным, железнодорожным, автомобильным, авиатранспортом), а также международными почтовыми отправлениями.

 Согласно ст. 156 ТК РФ ввоз  товаров на таможенную территорию  Российской Федерации и их вывоз с этой территории влекли за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов, предусмотренных ТК РФ, и соблюдать этот таможенный режим. При этом лицо было вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой в соответствии с ТК РФ.

 Эти требования можно назвать  главной особенностью перемещения  товаров и транспортных средств  лицами, отнесенными к первой  и второй группам, а также  основными правами и обязанностями  этих лиц.

 Порядок перемещения физическими лицами товаров для личного пользования (речь идет только о товарах, предназначенных для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц, имеющих различный административно-правовой статус) был отнесен таможенным законодательством России к специальным таможенным процедурам.

 При этом предназначение  товаров определяется таможенным  органом, исходя из заявления  физического лица о товарах,  перемещаемых через таможенную  границу, характера товаров и их количества, а также из частоты перемещения товаров через таможенную границу.

 Транспортные организации, которые  отнесены к четвертой группе, перемещают через таможенную  границу транспортные средства  и товары, необходимые для обеспечения  международных рейсов (горюче-смазочные материалы, продукты питания и т.д.) в силу специфики своей деятельности.

 Ко второй категории относятся  российские юридические лица, включенные  в соответствующий реестр и  получившие в таможенных органах  подтверждающее этот факт свидетельство: таможенные перевозчики; предприниматели, специализирующиеся на хранении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ; таможенные брокеры.

1. Таможенные перевозчики - российские  юридические лица, осуществляющие  транспортно-экспедиторские операции с товарами, находящимися под таможенным контролем. Чаще всего таможенные перевозчики осуществляют доставку товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, от места пересечения товарами таможенной границы РФ до места назначения, указанного в товаросопроводительных документах или определенного международным договором в качестве базы поставки.

 При необходимости таможенный  перевозчик может осуществлять  также перевозку товаров, таможенное  оформление которых еще не  завершено (таможенные платежи  в отношении которых еще не уплачены), с одного склада временного хранения (далее - СВХ) или таможенного склада (далее - ТС) на другой СВХ или ТС.

 Этот вид предпринимательства  был известен на Руси очень  давно. М. Кулишер писал, что  ряд статей Латинской грамоты 1268 г. показывают, как совершался транспорт немецких товаров в Новгород. Прежде всего мы узнаем (ст. 4), что ладьи, куда выгружались товары из морских кораблей для их перевозки по Волхову, нуждались в особых лоцманах, которые проводили их через пороги. Это должны быть "сильные и умелые люди", "добрые люди", в противном случае, как показывает опыт, люди застревали и гибли на порогах. Ладьи транспортировались по порогам "безостановочно", "немедленно", так как могли быть нападения.

 

В конце XIX - начале XX в. лицам (купцам) и предприятиям, производящим постоянную торговлю иностранными товарами или имеющим склады товаров для оптовой торговли, разрешалось самостоятельно перевозить адресованные из-за границы на их имя товары без предварительной уплаты причитающихся таможенных платежей, что, несомненно, подогревало интерес русского купечества к внешней торговле и являлось стимулом к укрупнению бизнеса.

 

В то же время  были утверждены новые правила каботажного  плавания, регламентирующие порядок  осуществления перевозки морским путем товаров, облагаемых таможенными пошлинами, из одного российского порта в другой. Данные правила без особых изменений использовались и советским Правительством. Остальные виды бизнеса в сфере услуг по обеспечению внешнеторговых перевозок из-за государственной монополии и политики "железного занавеса" в советский период не развивались.

 

После вступления в силу Таможенного кодекса РФ 1993 г. таможенным перевозчиком могло  быть созданное в соответствии с  законодательством Российской Федерации  предприятие, обладающее правами юридического лица, получившее лицензию Государственного таможенного комитета Российской Федерации на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика.

 

Таможенный  перевозчик был наделен правом перевозить товары, находящиеся под таможенным контролем, без таможенного сопровождения и обеспечения уплаты таможенных платежей (залога товаров и транспортных средств, гарантии третьего лица, внесения на депозит таможенных органов Российской Федерации сумм, причитающихся к уплате при осуществлении таможенного оформления перевозимых товаров и транспортных средств).

 Согласно  российским нормативным актам  таможенный перевозчик может  быть:

 зональным  (при осуществлении деятельности  в качестве таможенного перевозчика  только в регионе деятельности одной таможни);

 региональным (при осуществлении деятельности  в качестве таможенного перевозчика  в регионах деятельности нескольких  таможен, подведомственных одному  региональному таможенному управлению);

 общероссийским (при осуществлении деятельности в качестве таможенного перевозчика в регионах деятельности нескольких региональных таможенных управлений или на всей территории Российской Федерации).

 По данным  ФТС РФ, к концу 2009 г. таможенными  органами РФ было оформлено  более 100 свидетельств о включении в реестр таможенных перевозчиков.

2. Предприниматели,  специализирующиеся на хранении  товаров, перемещаемых через таможенную  границу Российской Федерации.  История складского бизнеса, обеспечивающего  сохранность товаров, перемещаемых  через границы России, изучена недостаточно, но очевидно, что издревле и до наших дней государство уделяло большое внимание решению вопроса об обеспечении точного учета и сохранности иноземных товаров, облагаемых таможенными платежами.

 Известно, что в Древней Руси в качестве складов чаще всего использовались церкви, устройство которых было приспособлено для торговых целей: в подвале хранился товар, а в притворе он взвешивался.

 

Активнее  всего складской бизнес развивался при так называемых гостиных дворах - структурах, создаваемых для обеспечения полноты взимания причитающихся пошлин и динамики грузооборота. Л.М. Марков в книге, посвященной развитию таможенной службы, перечислил ряд платежей, таких, как "амбарное" (платеж за наем амбара под товар на гостином дворе), "гостиное" (платеж за наем торгового места на гостином дворе), "полавочное" (платеж за охрану товара дворником в амбаре ночью), "свальное" (платеж за снятие товара с подводы при взвешивании), которые, несомненно, приносили достаточно высокие доходы лицам, занятым в указанном виде предпринимательства.

 

В СССР история  складского бизнеса в таможенном деле берет отсчет с 1980 г., когда в  преддверии Олимпиады под Москвой, в Бутово, был организован первый таможенный склад, который оставался  единственным в своем роде до 1991 г. Раньше товары хранились на складах, принадлежащих таможне, а в случаях, если таможня не имела своих складов, либо таковые не соответствовали грузообороту, либо во избежание излишних накладных расходов, таможенные грузы разрешалось хранить на складах грузораспорядителей, такие склады назывались приписными.

 

В настоящее  время можно выделить три вида предпринимателей в области складского бизнеса в таможенном деле.

Владелец  таможенного склада. Таможенный склад - это специально оборудованная территория, на которой ввезенные из-за рубежа товары хранятся под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин и налогов и без применения к товарам мер экономической политики в период хранения, а товары, предназначенные для вывоза в соответствии с режимом экспорта, хранятся под таможенным контролем с предоставлением льгот, предусмотренных ТК РФ.

 Согласно ст. 224 ТК РФ ТС  может быть открытого (доступным  для использования любым лицом)  и закрытого (предназначенным  для хранения товаров определенных  лиц - владельца ТС) типов. Следует отметить, что данная формулировка была некорректна и требовала следующего пояснения. На ТС открытого типа могут быть помещены любые товары, задекларированные любыми лицами таможенному органу, как товары, помещаемые под таможенный режим "Таможенный склад".

 По информации ФТС РФ, к  концу 2009 г. таможенными органами  РФ было оформлено более 125 свидетельств о включении в  реестр владельцев таможенных складов.

Владелец свободного склада. В ст. 155 ТК РФ понятие "свободный склад" приравнивается к понятию "свободная  таможенная зона". Ранее территории, называемые в настоящее время "свободный  склад", именовались "порто-франко" (территория, пользующаяся правом беспошлинного ввоза и вывоза иностранных товаров с целью оживления местного рынка). В России порто-франко устраивались, функционировали и исследовались еще в середине XIX в.

Информация о работе Субъекты таможенных правоотношений