Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 20:07, реферат
Мероприятия по разработке и подготовке к вступлению в силу Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) вскрыли ряд серьезных вопросов, без решения которых организация таможенного дела на единой таможенной территории стран-участниц невозможна. Думается, что подавляющее большинство проблем возникло у Комиссии Таможенного союза в связи с недостаточно полно изученной спецификой сферы общественных отношений, связанной с организацией и регулированием национальными нормативными актами Российской Федерации, Казахстана и Беларуси порядка перемещения товаров через таможенную границу этих стран.
Субъекты таможенных правоотношений
Мероприятия по разработке и подготовке к вступлению в силу Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) вскрыли ряд серьезных вопросов, без решения которых организация таможенного дела на единой таможенной территории стран-участниц невозможна. Думается, что подавляющее большинство проблем возникло у Комиссии Таможенного союза в связи с недостаточно полно изученной спецификой сферы общественных отношений, связанной с организацией и регулированием национальными нормативными актами Российской Федерации, Казахстана и Беларуси порядка перемещения товаров через таможенную границу этих стран.
Очевидно, что таможенное дело - эффективный
инструмент, позволяющий комплексно
решать задачи по оптимизации
Данная статья посвящена
исследованию и классификации
участников таможенных
Осуществив классификацию
По мнению автора, этих участников
таможенных правоотношений
I) лица, осуществляющие перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;
II) лица, осуществляющие
III) лица, вступающие в таможенные правоотношения в силу специфики своей деятельности или сложившихся обстоятельств.
Охарактеризуем каждую из
перечисленных категорий
1) участники ВЭД - физические и юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, имеющие в качестве контрагентов зарубежных партнеров. Эти лица перемещают через таможенную границу РФ товары и транспортные средства в целях получения в итоге прибыли за счет их реализации или использования;
2) некоммерческие организации
и учреждения, в том числе государственные
(музеи, фонды, институты,
3) физические лица, перемещающие
товары для личного
4) транспортные компании, регулярно перемещающие через границу РФ используемые ими для обеспечения международных грузовых и пассажирских перевозок принадлежащие им транспортные средства в рамках специальной таможенной процедуры, а также помещающие товары под таможенный режим "перемещение припасов";
5) лица, перемещающие товары через
таможенную границу РФ в
Бесконечно велик перечень
обстоятельств, на основании
Товары могут перемещаться заинтересованными лицами любым видом транспорта (морским, речным, железнодорожным, автомобильным, авиатранспортом), а также международными почтовыми отправлениями.
Согласно ст. 156 ТК РФ ввоз
товаров на таможенную
Эти требования можно назвать
главной особенностью
Порядок перемещения физически
При этом предназначение
товаров определяется
Транспортные организации,
Ко второй категории
1. Таможенные перевозчики - российские юридические лица, осуществляющие транспортно-экспедиторские операции с товарами, находящимися под таможенным контролем. Чаще всего таможенные перевозчики осуществляют доставку товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, от места пересечения товарами таможенной границы РФ до места назначения, указанного в товаросопроводительных документах или определенного международным договором в качестве базы поставки.
При необходимости таможенный
перевозчик может осуществлять
также перевозку товаров,
Этот вид предпринимательства был известен на Руси очень давно. М. Кулишер писал, что ряд статей Латинской грамоты 1268 г. показывают, как совершался транспорт немецких товаров в Новгород. Прежде всего мы узнаем (ст. 4), что ладьи, куда выгружались товары из морских кораблей для их перевозки по Волхову, нуждались в особых лоцманах, которые проводили их через пороги. Это должны быть "сильные и умелые люди", "добрые люди", в противном случае, как показывает опыт, люди застревали и гибли на порогах. Ладьи транспортировались по порогам "безостановочно", "немедленно", так как могли быть нападения.
В конце XIX - начале XX в. лицам (купцам) и предприятиям, производящим постоянную торговлю иностранными товарами или имеющим склады товаров для оптовой торговли, разрешалось самостоятельно перевозить адресованные из-за границы на их имя товары без предварительной уплаты причитающихся таможенных платежей, что, несомненно, подогревало интерес русского купечества к внешней торговле и являлось стимулом к укрупнению бизнеса.
В то же время были утверждены новые правила каботажного плавания, регламентирующие порядок осуществления перевозки морским путем товаров, облагаемых таможенными пошлинами, из одного российского порта в другой. Данные правила без особых изменений использовались и советским Правительством. Остальные виды бизнеса в сфере услуг по обеспечению внешнеторговых перевозок из-за государственной монополии и политики "железного занавеса" в советский период не развивались.
После вступления в силу Таможенного кодекса РФ 1993 г. таможенным перевозчиком могло быть созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации предприятие, обладающее правами юридического лица, получившее лицензию Государственного таможенного комитета Российской Федерации на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика.
Таможенный перевозчик был наделен правом перевозить товары, находящиеся под таможенным контролем, без таможенного сопровождения и обеспечения уплаты таможенных платежей (залога товаров и транспортных средств, гарантии третьего лица, внесения на депозит таможенных органов Российской Федерации сумм, причитающихся к уплате при осуществлении таможенного оформления перевозимых товаров и транспортных средств).
Согласно российским нормативным актам таможенный перевозчик может быть:
зональным
(при осуществлении
региональным
(при осуществлении
общероссийским
(при осуществлении
По данным ФТС РФ, к концу 2009 г. таможенными органами РФ было оформлено более 100 свидетельств о включении в реестр таможенных перевозчиков.
2. Предприниматели,
специализирующиеся на
Известно, что в Древней Руси в качестве складов чаще всего использовались церкви, устройство которых было приспособлено для торговых целей: в подвале хранился товар, а в притворе он взвешивался.
Активнее всего складской бизнес развивался при так называемых гостиных дворах - структурах, создаваемых для обеспечения полноты взимания причитающихся пошлин и динамики грузооборота. Л.М. Марков в книге, посвященной развитию таможенной службы, перечислил ряд платежей, таких, как "амбарное" (платеж за наем амбара под товар на гостином дворе), "гостиное" (платеж за наем торгового места на гостином дворе), "полавочное" (платеж за охрану товара дворником в амбаре ночью), "свальное" (платеж за снятие товара с подводы при взвешивании), которые, несомненно, приносили достаточно высокие доходы лицам, занятым в указанном виде предпринимательства.
В СССР история складского бизнеса в таможенном деле берет отсчет с 1980 г., когда в преддверии Олимпиады под Москвой, в Бутово, был организован первый таможенный склад, который оставался единственным в своем роде до 1991 г. Раньше товары хранились на складах, принадлежащих таможне, а в случаях, если таможня не имела своих складов, либо таковые не соответствовали грузообороту, либо во избежание излишних накладных расходов, таможенные грузы разрешалось хранить на складах грузораспорядителей, такие склады назывались приписными.
В настоящее время можно выделить три вида предпринимателей в области складского бизнеса в таможенном деле.
Владелец таможенного склада. Таможенный склад - это специально оборудованная территория, на которой ввезенные из-за рубежа товары хранятся под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин и налогов и без применения к товарам мер экономической политики в период хранения, а товары, предназначенные для вывоза в соответствии с режимом экспорта, хранятся под таможенным контролем с предоставлением льгот, предусмотренных ТК РФ.
Согласно ст. 224 ТК РФ ТС
может быть открытого (
По информации ФТС РФ, к концу 2009 г. таможенными органами РФ было оформлено более 125 свидетельств о включении в реестр владельцев таможенных складов.
Владелец свободного склада. В ст. 155 ТК РФ понятие "свободный склад" приравнивается к понятию "свободная таможенная зона". Ранее территории, называемые в настоящее время "свободный склад", именовались "порто-франко" (территория, пользующаяся правом беспошлинного ввоза и вывоза иностранных товаров с целью оживления местного рынка). В России порто-франко устраивались, функционировали и исследовались еще в середине XIX в.