Сущность усиления регулирующей функции таможенного тарифа в целях рационализации защиты внутреннего рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 13:36, реферат

Краткое описание

Во внешнеэкономических связях и отношениях Российской Федерации с другими странами мира за период перехода к рыночным отношениям произошли серьезные изменения. Российское таможенное законодательство в своем развитии широко использует мировой таможенно-правовой опыт. Оно идет по пути решения вопросов сотрудничества со странами Содружества Независимых Государств (СНГ) и дальнего зарубежья. Другой серьезной задачей является освоение норм и положений международного торгово-таможенного права, на базе которых таможенное дело России будет развиваться в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой. Новый Таможенный кодекс ТС, вступивший в действие с 1 июля 2010г., значительно меняет требования и подходы к осуществлению внешнеэкономической деятельности и является документом, необходимым для вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). В нем учтены правила Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...………2
1. Понятие таможенно-тарифной политики……………………………...........3
1.2 Функции и цели таможенно-тарифной политики…………………………..4
1.3Основные принципы таможенно-тарифной политики………..……………5
2. Таможенный тариф. Таможенные пошлины………………………………..6
2.1 Классификация таможенных пошлин……………….………………….…7
2.2Налог на ввозимые товары и акциз ……………………………………………… ……………………………………12
2.3Таможенные сборы…………………………………………………………..13
3. Таможенные режимы…………………………………………………….….13
Заключение………………………………………………………………...……..18
Список использованной литературы…

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 37.11 Кб (Скачать файл)

Министерство Образования Российской Федерации

Российский Государственный Торгово - Экономический Университет

Мировой Экономики и Торговли

Реферат

по специальности Таможенное дело

на тему:

Сущность усиления регулирующей функции таможенного тарифа в целях рационализации защиты внутреннего рынка

Выполнила:

Руководитель:

 

 

                 

                                          Москва, 2014

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………...………2

1. Понятие таможенно-тарифной политики……………………………...........3

1.2 Функции и цели таможенно-тарифной политики…………………………..4

1.3Основные принципы  таможенно-тарифной политики………..……………5

2. Таможенный  тариф. Таможенные пошлины………………………………..6

2.1 Классификация  таможенных пошлин……………….………………….…7

2.2Налог на ввозимые товары и акциз ……………………………………………… ……………………………………12

2.3Таможенные  сборы…………………………………………………………..13

3. Таможенные режимы…………………………………………………….….13

Заключение………………………………………………………………...……..18

Список использованной литературы………………………………………...…19 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

Введение

Во внешнеэкономических  связях и отношениях Российской Федерации  с другими странами мира за период перехода к рыночным отношениям произошли  серьезные изменения. Российское таможенное законодательство в своем развитии широко использует мировой таможенно-правовой опыт. Оно идет по пути решения вопросов сотрудничества со странами Содружества  Независимых Государств (СНГ) и дальнего зарубежья. Другой серьезной задачей  является освоение норм и положений  международного торгово-таможенного  права, на базе которых таможенное дело России будет развиваться в направлении  гармонизации и унификации с общепринятыми  международными нормами и практикой. Новый Таможенный кодекс ТС, вступивший в действие с 1 июля 2010г., значительно меняет требования и подходы к осуществлению внешнеэкономической деятельности и является документом, необходимым для вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). В нем учтены правила Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур.

Внешнеэкономическая политика - это система мероприятий, направленных на достижение экономикой данной страны определенных преимуществ на мировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров, осуществляемых посредством таможенно-тарифного регулирования (применение импортного и экспортного таможенных тарифов) и нетарифного регулирования (в частности путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности.

Вопрос правильного  определения целей таможенной политики важен, конечно, для любого государства. Но для России он важен вдвойне. Это  объясняется и огромной общей  протяженностью ее границ, и фактической  «прозрачностью» границ со странами СНГ, и спецификой федеративного  устройства нашей страны.

1. Понятие таможенно-тарифной политики

1.1 Определения таможенно-тарифной политики

Существует несколько  различных определений понятия  «таможенная политика». Законодательно оно не закреплено, отсюда и такое разнообразие, и неоднозначность в его трактовках.

Таможенная политика - это использование инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории России, реализация торгово-политических задач по защите российского рынка в целях стимулирования развития национальной экономики, а также дальнейшего содействия проведению структурной перестройки и решению других задач экономической политики страны.

Таможенная политика - это система государственных мер и таможенный инструмент, направленный на регулирование внешней торговли и на защиту экономических интересов государства.

Таможенная политика - это реализация экономической политики государства методами и средствами таможенного регулирования, неизменными составляющими которого являются таможенные платежи и таможенный контроль.

Таможенная политика является одним из ключевых элементов государственного регулирования экономики России. Она выступает в качестве основы всей таможенной деятельности и является составной частью как внутренней, так и внешней политики государства. Именно поэтому таможенная политика определяется как система политико-правовых, экономических, организационных и иных широкомасштабных мероприятий, направленных на реализацию и защиту внутри- и внешнеэкономических интересов и задач в целях динамичного осуществления политических и социально-экономических преобразований в условиях формирования в стране рыночных отношений. Данное определение довольно сложно, поэтому в целях уяснения самого смысла этого понятия в общем виде таможенную политику можно определить и как систему государственных экономических и таможенно-правовых мер по регулированию внешней торговли, защите национальной экономики и решению фискальных задач.

Таможенная политика - это стратегическая линия государства, связанная с ввозом (вывозом) продукции.

Таможенно-тарифная политика - это основной элемент внешнеэкономической политики. В современных условиях она осуществляется с помощью ряда механизмов, которые регулируют, стимулируют и контролируют внешнеэкономические связи. Центральный инструмент таможенно-тарифного регулирования - таможенная пошлина, с помощью которой регулируется внешнеторговый оборот.

Известны два вида таможенно-тарифной политики: протекционизм и фритредерство. Оба эти направления используют таможенно-тарифное регулирование, так как именно оно составляет основу финансовой деятельности государства в лице таможенных органов.

Протекционизм - это политика, направленная на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Такая политика предполагает установление высокого таможенного обложения товаров, ввозимых на территорию страны. Таким образом,  государство ставит барьер на пути проникновения импорта на внутренний рынок.

Фритредерство - это политика свободной торговли. Эта политика нацелена на всемерное поощрение импорта путем ликвидации ввозных таможенных пошлин, устранения нетарифных преград на торговых путях. Это приводит к росту товарооборота, способствует более выгодному международному разделению труда.

1.2 Функции и цели  таможенно-тарифной  политики

Таможенно-тарифная политика выполняет несколько функций - фискальную, регулирующую и защитную. В принципе все они одинаково важны для экономики страны. Но на практике предпочтение отдается только одной функции - фискальной.

Таможенная политика России определяется высшими органами государственной власти и управления страны и является составной частью внешней и внутренней политики российского  государства. Целями таможенной политики России являются:

а) интеграция хозяйства  страны в мировую экономику;

б) защита и стимулирование экономического развития России;

в) создание условий  для функционирования российского  рынка и рынка стран СНГ;

г) укрепление торгового  и платежного баланса страны;

д) рост доходов  государственного бюджета;

е) упрочение  торгово-политических позиций России;

ж) противодействие  дискриминационным акциям иностранных  государств и их союзов;

з) расширение культурных и информационных обменов между  Россией и зарубежными странами, контактов между людьми;

и) охрана жизни  и здоровья человека, животных и  растений, сохранение окружающей среды;

к) защита государственной  и общественной безопасности;

л) защита прав и  законных интересов граждан, предприятий, объединений и организаций, культурного  и исторического наследия народов России. 

1.3 Основные принципы  таможенно-тарифной  политики

В качестве основных принципов таможенной политики России в настоящее время ученые выдвигают:

- соблюдение  системы приоритетов направленности  таможенной политики на достижение таких целей, как: обеспечение  интересов России; обеспечение интересов  стран, возглавляемого Россией  Содружества Независимых Государств; обеспечение интересов мирового  сообщества в целом;

- сочетание интересов  государства и интересов отдельных  участников внешнеэкономической  деятельности при обязательном  приоритете общенациональных интересов;

- обеспечение  не только внешнеэкономической  безопасности страны, но и ее  внешней безопасности в целом:  продовольственной, технологической,  экологической, научной, валютно-финансовой;

- содействие  улучшению структуры внешнеторгового  оборота (улучшению структуры  экспорта и импорта), а также  государственной стратегии экспорта  и импорта товаров, услуг и  инвестиций;

- исключение  из практики внешнеэкономической  деятельности незаконного вывоза  капитала за рубеж посредством  упорядочения правил ведения  валютных операций с учетом  интересов России и усиления  государственного контроля за  осуществлением валютных операций. 

 

2. Таможенный тариф.  Таможенные пошлины  

Таможенный тариф - это инструмент таможенной политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров РФ в условиях его взаимосвязи с мировым рынком. Устанавливает правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу РФ. Одновременно это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ.

Таможенные пошлины - это обязательные платежи, взимаемые таможенными органами при ввозе или вывозе товаров на (с) таможенную территорию РФ, являющиеся необходимым условием такого ввоза (вывоза). Уплата таможенных пошлин носит обязательный характер и обеспечивается государственным принуждением. Взимаются они без встречного удовлетворения.

Таможенные пошлины  при экспорте используются для поддержания  рационального соотношения ввоза  и вывоза товаров, валютных доходов  и расходов на территории Российской Федерации, обеспечения условий  для интеграции национальной экономики  в мировую.

Применение таможенных пошлин при импорте обусловлено, с одной стороны, проведением  политики разумного протекционизма, а с другой регулированием ввоза продукции, не имеющей отечественных аналогов или производящейся в недостаточном количестве для удовлетворения потребностей внутреннего рынка. Вместе с тем таможенные пошлины, как при экспорте, так и при импорте способствуют обеспечении поступлений доходов в бюджет.

В настоящее  время в России таможенные пошлины  формируют порядка 20% доходов федерального бюджета. Столь высокий показатель характерен для развивающихся государств. В индустриальных странах доля поступлений  от взимания таможенных пошлин незначительна  и составляет около 1%.

2.1 Классификация таможенных  пошлин

В рамках таможенного  законодательства РФ о государственном  регулировании внешнеторговой деятельности, законодательства РФ о мерах по защите экономических интересов РФ при  осуществлении торговли проводится классификация таможенных пошлин. При  этом выделяют ряд признаков.

1. В зависимости  от направления перемещения товаров  и транспортных средств (характера  внешнеторговых операций) выделяют:

- ввозные (импортные);

- вывозные (экспортные);

- транзитные.

Ввозные (импортные) пошлины взимаются при ввозе  товаров на таможенную территорию государства  и широко используются во многих странах, а вывозные (экспортные) - при вывозе товаров с таможенной территории государства и применяются чаще всего к товарам, в области которых страна обладает монополией. Транзитные пошлины устанавливаются за провоз товара по территории страны, в фискальных целях они используются лишь некоторыми развивающимися странами.

2. Также существенным  признаком является цель взимания. В связи с этим выделяют  следующие виды таможенных пошлин:

- фискальные;

- протекционистские;

Фискальные пошлины  выступают в качестве средств  бюджетных доходов. Их величин зависит  от возможности повышения цены на товар. Протекционистские пошлины  служат для защиты отечественных  товаропроизводителей от конкуренции  на внутреннем рынке с продукцией зарубежных фирм, имеют высокие ставки, затрудняющие ввоз товаров. Однако на практике не существует четкого разграничения  между фискальными и протекционистскими пошлинами.

3. По назначению.

С целью защиты экономических интересов РФ могут  устанавливаться особые и сезонные пошлины, которые носят временный  характер. В таможенной практике РФ применяются три вида особых пошлин. Специальные пошлины устанавливаются, если товары импортируются в количествах  и на условиях, способных нанести  ущерб отечественным производителям подобных товаров, а иногда - как ответная мера на дискриминационные действия других государств.

Антидемпинговые пошлины взимаются с импортных  товаров, которые ввозятся по более  низкой цене, чем их нормальная стоимость  в стране вывоза, а компенсационные - в случае ввоза товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии. Антидемпинговые и компенсационные пошлины применяются тогда, когда ввоз товаров влечет за собой неблагоприятные последствия для страны-импортера.

Информация о работе Сущность усиления регулирующей функции таможенного тарифа в целях рационализации защиты внутреннего рынка