Таможенная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 14:03, реферат

Краткое описание

Таможенная политика - это комплекс мер и направлений в сфере внешнеэкономической деятельности, осуществляемых через таможенную систему. Таможенная политика включает в себя деятельность государственных органов по применению таможенных пошлин и таможенных сборов, а также таможенных процедур и других средств для достижения определенных экономических, социальных, финансовых и торгово-политических целей.

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад по финансам.docx

— 21.76 Кб (Скачать файл)

Таможенная  политика - это комплекс мер и направлений в сфере внешнеэкономической деятельности, осуществляемых через таможенную систему. Таможенная политика включает в себя деятельность государственных органов по применению таможенных пошлин и таможенных сборов, а также таможенных процедур и других средств для достижения определенных экономических, социальных, финансовых и торгово-политических целей. Основными средствами осуществления таможенной политики являются: система экономических инструментов таможенного регулирования, участие в таможенных союзах, зонах свободной торговли и участие в международных конвенциях (договорах), режим прохождения грузов через границу, сеть государственных органов таможенного контроля, необходимые законодательные нормы таможенной деятельности. В ТС действует единая таможенная политика, являющаяся составной частью внешней и внутренней политики ТС. Таможенная политика РФ обеспечивает эффективное использование инструментов таможенного контроля по защите российского рынка, стимулирует развитие национальной экономики, содействует проведению структурной перестройки и иным целям, определенным Федеральным собранием РФ, Президентом РФ и Правительством РФ в соответствии с ТК ТС и другими законодательными актами РФ.

Основными средствами (инструментами) реализации таможенной политики являются таможенные пошлины, сборы (тарифное, или экономическое, регулирование), процедура таможенного оформления и таможенного контроля, различные таможенные ограничения и формальности, связанные с практикой внешнеторгового лицензирования и квотирования (нетарифное, или административное, регулирование).

Цель таможенной политики в среднесрочной перспективе - повышение глобальной конкурентоспособности российской экономики за счет эффективного применения инструментов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.

Задачи таможенной политики:

  1. Содействие технологической модернизации российской экономики за счет облегчения доступа к использованию передовых иностранных технологий и оборудования.
  2. Стимулирование развития производственно-технологической коопераций российских и иностранных компаний, содействие переносу глобально ориентированных обрабатывающих производств на территорию РФ.
  3. Повышение конкурентности российских рынков, защита развивающихся рынков, уязвимых для импорта.
  4. Унификация таможенной политики со странами, формирующими таможенный союз в рамках ЕврАзЭС.

К субъектам таможенной политики относятся законодательные и исполнительные органы государства: институты таможни, правовые и административные институты власти, а также группы интересов и группы политики, связанные с внешнеэкономической сферой деятельности. К ее объектам относятся участники ВЭД, социальные слои, группы, на которых распространяется или оказывает воздействие таможенная политика.

В таможенной политике необходимо различать идеологическую, правовую, организационную, экономическую, реализационную и политическую (конфликтно-консенсусную) составляющие.

Целостность, развитие и  реализация таможенной политики обеспечиваются сбалансированностью ее внутренних компонент, а также взаимодействием  и сбалансированностью ее отношений  с внешней средой.

С точки зрения реализационного  подхода в таможенной политике выделяют следующие основные составляющие: правовую (властную), организационную (институциональную), экономическую, психоэтическую, технико-технологическую, коммуникационную.

Правовая  составляющая: обретение, удержание и использование государственной власти в сфере регулирования ВЭД.

Организационная (институциональная) характеристика таможенной политики проявляется через госучреждения, институты, в которых она разрабатывается, определяется, реализуется через запретительно-разрешительные или ограничительные системы по трансграничному перемещению товаров, транспорта, людей.

Экономическая компонента (составляющая) связана с обеспечением реализации внешней и внутренней экономической политики, через протекционизм, свободу торговли преференции и другие средства таможенного регулирования.

Психоэтическая компонента (составляющая) - разработанная система сценариев, определяющих характер конфликтно-консенсусных шагов, маневров, уступок и т.д. при разрешении противоречий.

Технико-технологическая  составляющая таможенной политики - установленные процедуры таможенного контроля, таможенного оформления, сбора таможенных платежей.

 

Приоритеты  таможенно-тарифного регулирования в период 2011-2012

На данный момент таможенная политика нашей страны развивается  во многом в традиционном русле, в  связи с чем можно констатировать определенный недоучет этих проблем и вызовов. Соответственно, принимая во внимание и исторический опыт, и современные реалии, ключевой проблемой таможенной политики России в настоящее время, является правильный выбор ее фундаментальных приоритетов. Государственное регулирование должно привести к оптимальным результатам в таком выборе. Необходима предельная концентрация политической воли и материальных ресурсов на ряде направлений, где у России имеются серьезные научно- технологические достижения и продвинутые позиции на мировых рынках. Кроме того, как показывает анализ специфических черт таможенной политики современной России, взявшей курс на построение сильного экономического общества как «главного условия ее политического и социально-экономического движения вперед и сохранения статуса мировой державы»

В 2011-2012 годах основные задачи и приоритеты таможенно-тарифной политики было определяться задачами дальнейшего преодоления негативных последствий кризиса и содействия выходу экономики страны на траекторию поступательного экономического развития. В этот период таможенно-тарифное регулирование восстановило свою регулирующую функцию, существенно снизило фискальную составляющую, способствовало созданию конкурентной среды, обеспечивающей максимальную эффективность экономического роста.

В 2011-2012 годах необходимо было перейти к корректировке  ставок ввозных таможенных пошлин с  учетом долгосрочных ориентиров экономической  и структурной политики. Приоритет  отдавался импорту высокотехнологичного оборудования, использование которого способно повысить конкурентоспособность  российской продукции и увеличить  экспорт.

В части вывозных таможенных пошлин был осуществлен постепенный  переход к:

А) Отказу от применения вывозных таможенных пошлин, за исключением  товаров энергетической группы, необработанного  леса, металлолома и некоторых  других видов сырьевых товаров, а  также случаев их временного использования  для недопущения дефицита сырья  на внутреннем рынке

Б) Использованию нетарифных мер ограничения экспорта в случаях, установленных Федеральным законом  от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах  государственного регулирования внешнеторговой деятельности», вместо применения запретительных вывозных таможенных пошлин.

Инструменты таможенно-тарифной политики в отношении нефтяного комплекса формироватлись как составная часть государственной политики в области добычи и переработки нефти и газа. Основными целями таможенно-тарифной политики Российской Федерации в нефтяной отрасли являлись:

А) Стимулирование развития нефтеперерабатывающих мощностей, глубины переработки нефти.

Б) Развитие конкуренции  на рынке нефтепродуктов

В) Диверсификация направлений  транспортировки и обеспечение  развития инфраструктуры

Г) Обеспечение технологического развития отрасли и эффективности  разработки месторождений

Д) Наполнение бюджета

Приоритетной задачей  периода 2011-2012 годов было дальнейшее совершенствование механизма комплексной  поддержки экспорта. На этом этапе  стало актуальным создание национального  агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций.

Применение инструментов таможенно-тарифной политики осуществлялось с учетом следующих принципиальных моментов:

А) Совершенствование условий  функционирования режима свободной  торговли в рамках СНГ, включая продолжение  работы по заключению нового многостороннего  соглашения о свободной торговле стран СНГ, в максимальной степени  обеспечивающего интересы Российской Федерации.

Б) Создание таможенного  союза Белоруссии, Казахстана и России до присоединения Российской Федерации  к ВТО влечет необходимость инициирования  в 2011-2012 годах переговоров по присоединению  таможенного союза к ВТО, в  ходе которых должны быть достигнуты договоренности о распространении  на таможенный союз в целом условий, ранее согласованных Российской Федерацией.

 

Меры  по совершенствованию таможенного  администрирования для реализации приоритетов таможенно-тарифной политики

Оценивая уровень разработанности  таможенной политики Российской Федерации  в условиях перехода экономики страны на рыночные отношения, в частности  в сфере внешней торговли, т.е. за последние десять лет, следует  отметить, что ее направленность и  ориентация, а также механизмы  и инструменты реализации преследуют в основном единственную цель: средствами налогообложения "выжать" максимум денег для наполнения федерального бюджета, без прогнозирования издержек, к которым приводит такая ориентация, прежде всего, для российского потребителя, российской экономики в долгосрочной перспективе, а также для "здорового" развития самой российской таможни. Если сопоставить усиление жесткости  фискальной направленности таможенной политики и прирост доходов от ВЭД то, наверное, не составит труда  показать се неэффективность. Не секрет, что на внутреннем рынке России обращаются импортные товары, номенклатура и  физический объем которых значительно  отличается от того, что прошло через  таможенные "ворота", а за рубежом  оседают значительные валютные средства от экспорта. Правоохранительная составляющая политики остается неразвитой, ориентированной  на преследование, а не на предупреждение и предотвращение нарушении таможенных правил. Существенным является также  то, что реализуемая таможенная политика живет своей жизнью, а таможенное ведомство своей. Они практически  оторваны друг от друга. Формированием, введением и отменой таможенных пошлин, составляющих основные экономические  инструменты таможенной политики, занимается узкий круг высокопоставленных чиновников Минторга, Минэкономики, Минфина при  участии ФТС под эгидой соответствующей  правительственной комиссии, т.е. таможенные пошлины формируют, вводят, отменяют, организуют взимание и одновременно взимают органы исполнительной власти.

Для эффективной реализации инструментов таможенно-тарифной политики, обеспечения транспарентности работы таможенных органов, как в кризисный период, так и в среднесрочной перспективе, в том числе в условиях формирования и, в дальнейшем, функционирования Таможенного союза, а также недопущения нарушений таможенного законодательства в целях минимизации размера таможенных платежей необходима реализация следующих мер таможенного администрирования:

1)Улучшение качества таможенного  администрирования за счет:

- осуществления таможенного  контроля на основе системы  анализа и управления рисками  (при разработке профилей рисков  необходимо учитывать конъюнктуру  мировых цен с целью актуализации  ценовой информации во избежание  необоснованного взимания повышенных  таможенных пошлин и платежей).

внедрения обязательного  предварительного информирования таможенных органов о ввозимых товарах.

осуществления полного или  максимально возможного перехода на электронное декларирование и на электронный документооборот при  таможенном оформлении.

. Упрощение технологии  таможенного оформления для производителей, использующих иностранные сырье  и материалы, а также для  экспортеров готовой продукции  с целью сокращения издержек  на логистику и хранение товаров.

. Упрощение системы учета  товаров, используемых для промышленной  сборки и переработки, и операций  с ними для таможенных целей  на основе использования сведений, содержащихся в бухгалтерском  или налоговом учете предприятий.

. Стимулирование применения  экономических таможенных режимов: продление сроков переработки товаров свыше двух лет в производствах с длительным циклом, а также определение перечня товаров, в отношении которых допускается применение таможенного режима переработки для внутреннего потребления.

. Разработка нормативной  правовой базы в области таможенного  дела в условиях функционирования  таможенного союза, на основе  норм международного права.

. Совершенствование процедуры  определения и контроля таможенной  стоимости (в том числе и  на этапе после выпуска товаров), а также принципов установления  размера сборов за таможенное оформление товаров исходя из реальных затрат.

Реализация намеченных приоритетов  таможенно-тарифной политики в среднесрочной  перспективе будет содействовать  решению тактических и стратегических задач социально-экономической политики государства в активной фазе кризиса  и в посткризисный период, способствовать переходу российской экономики на инновационный  путь развития и обеспечит благоприятные  условия для укрепления конкурентных позиций российского бизнеса  в глобальной экономике.

Информация о работе Таможенная политика