Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 13:08, контрольная работа
История таможенного дела России с момента его возникновения и до современной Российской Федерации насчитывает тысячелетия. Древнейшие источники: договоры, летописи, государственные документы, грамоты, а также сказания и былины - не содержат сведений, которые представили бы нам полную картину создания торгово-пошлинных отношений на территории Руси.
Введение
Основная часть:
I. Пётр Великий
II. Петровские преобразования
III. Таможенная политика Петра I. Характер, особенности, противоречия
Заключение
Список используемой литературы
Таможенная политика Петра I. Характер, особенности, противоречия
К концу XVII в. в России сложилась таможенная система, хотя её структура ещё не была стабильной. Вообще до начала XVIII в. в Российском государстве таможенные тарифы были рассчитаны лишь на решение фискальных задач. Сумма таможенных пошлин не превышала 10 % стоимости товаров, т.е. проводилась политика свободной торговли, что не стимулировало развитие промышленности и ремесленного производства.
В связи с проведением Петровских реформ, открытием новых заводов, фабрик и мануфактур, расширением внешней торговли принимались меры по защите экономических интересов России. На это была направлена таможенная политика, в формировании которой принимал участие Пётр I.
Таможенное дело при Петре I стало механизмом регулирования внешней торговли, которая была тесно связана с экономикой. Торговлей и разработкой таможенно - тарифной политики занималась Коммерц-коллегия.
Для успеха таможенных мероприятий необходимо было укрепить границу. На западе охрана границы была возложена на регулярные войска. В конце царствования Петра I её защищали морские (Санкт- Петербург, Кронштадт, Шлиссельбург, Рига и др.) и сухопутные (Псков, Великие Луки, Смоленск, Брянск) крепости. Между крепостями и перед ними протянулась цепь форпостов.
По инициативе Петра I 31 января 1724г. начал действовать протекционистский таможенный тариф. В нем было установлено, что если внутреннее производство продукта достигает четвёртой части его количества, ввозимого из-за границы, то пошлины равнялись четверти его стоимости, если треть - пошлины составляли треть стоимости. Если же государство производит продукт в размере половины привоза, то пошлина составляла 50 %. Если производство превышало привоз, то пошлина устанавливалась в размере трех четвертей стоимости ввозимого товара. Размер пошлины возрастал по мере роста производства товара в России. Таможенную пошлину можно было рассматривать как премию производителям.
В соответствии с тарифом 1724 г. ввозимые железо, парусина, шёлковые ткани, ленты, иглы, воск, сухие кожи облагались наибольшей пошлиной - в 75 % с цены, голландское полотно, бархат, золочёное и прядильное серебро - в 50 %; шерстяные ткани, железное оружие - в 25 %. На товары, не производившиеся в стране, налагалась умеренная пошлина - от 4 до 10 %; на математические и хирургические инструменты, а также на очки пошлина не начислялась. На вывозимые из России товары существовала 3 %-ная пошлина, кроме промышленного сырья и полуфабрикатов, необходимых для российских фабрик (например, пряжа шерстяная и льняная), которые облагались запретительной пошлиной.
Этот тариф применялся сначала только в портах, а затем и на сухопутной польской границе. Для портов Балтийского моря остались местные тарифы.
Протекционистский тариф 1724г. регулировал внешнюю торговлю в интересах обеспечения конкурентоспособности российской промышленности, но в то же время способствовал развитию контрабанды.
Покровительственный тариф 1724г. просуществовал до 1731г., пока не был принят новый тариф. В соответствии с ним на товары, не производившиеся в стране, вводилась умеренная пошлина (от 4 до 10 %), на производившиеся - повышенная (до 20 %). Этот тариф исключал возможность покровительственной системы, в которой так нуждалась зарождавшаяся русская промышленность.
Не смотря на то, что некоторые западные исследователи полагают, что экономическую политику Петра I можно определить как меркантилистскую, лишь учитывая при этом характерные для неё черты принудительности и «политики с позиции силы». Эти особенности позволяют говорить не о меркантилистской, а, скорее, об ультрамеркантилистской политике царя. Но, тем не менее, Пётр I был оригинальным мыслителем, выдающимся экономистом, который в лучших традициях российской мысли XVII в. творчески развил совершенно новые доктрины, исходя при этом из насущных потребностей государства.
Заключение
Время Петра, его преобразования, личный вклад в строительство государства, укрепление его позиций, увеличение славы российской не могут не вызывать уважения. При всех недостатках, ошибках и деформациях эпохи реформ Петра, нередко очень серьезных, Россия при нём заметно продвинулась вперед по пути развития, сократив своё отставание от передовых стран Западной Европы.
Проведенные Петром преобразования, в ряде случаев продолжившие или завершившие начатое до него, сделали Россию неизмеримо более сильной, развитой, цивилизованной страной, ввели её в сообщество великих мировых держав, хотя до конца ликвидировать её отставание не смогли. Сын своего времени, Пётр не мог совершить более того, что совершил. Но и то, что он сделал за свою не очень-то долгую жизнь для развития экономики и государственных установлений, армии и флота, внешней политики и военного искусства, культуры и быта, благодарная Россия, принявшая петровское наследие, осваивала и продолжала развивать в течение почти двух столетий. Конечно, и после ухода Петра из жизни движение России вперёд, при всех зигзагах и временных отступлениях, продолжается.
На рубеже веков наступил новый этап развития таможенного дела в России. Он обусловлен динамизмом происходящих изменений. Глобализация мировой торговли, активизация процесса регионализации мировой экономики, включение РФ в систему мирохозяйственных связей потребовали пересмотра и внесения изменений в законодательство, политику, технологические процессы, характер международных, торговых отношений, организационно-
Новый век, новое время открывают перед таможенной службой новые горизонты, ставят новые задачи.
Принципиальную важность имеют проблемы таможенной политики, совершенствованию которой Российское государство уделяет большое внимание. Таможенная политика - это основной рычаг, с помощью которого государство влияет на внешнюю торговлю.
Надо отметить, что таможенные органы с честью справляются с возложенными на них обязанностями, обеспечивают регулирование внешнеэкономической деятельности, пополняют бюджет страны, стоят на страже экономической безопасности и защиты экономики государства Российского.
Отмечая полутора тысячелетие своего существования, российская таможня динамично развивается. Характерными особенностями развития таможенной службы России в новом тысячелетии являются высокий профессионализм таможенников, их компетентность, патриотизм и верность таможенным традициям.
Опираясь на методологию истории и учитывая единство объективных и субъективных факторов, взгляд в прошлое истории таможенного дела позволяет нам осмыслить и понять настоящее, спрогнозировать будущее и сделать из этого необходимые практические выводы.
Список используемой литературы:
1. Баггер, Х. Реформы Петра. - М.: Прогресс, 1985.
2. Буганов, В. И. История России: Конец XVII-XIX век; Под ред. А. Н. Сахарова. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2003.
3. Кисловский, Ю. Г. История таможенного дела и таможенной политики России; Под общ. ред. А. Е. Жерихова. – М.: РУСИНА-ПРЕСС, 2004.
4. Лодыженский К. История русского таможенного тарифа. СПб., 1886.
5. Пушкарёв, С. Г. Обзор русской истории. Серия «Мир культуры, истории и философии»; С. Г. Пушкарёв. – СПб.: Издательство «Лань», 1999.
2
Информация о работе Таможенная политика Петра I. Характер, особенности, противоречия