Таможенная политика Петра I. Характер, особенности, противоречия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 13:08, контрольная работа

Краткое описание

История таможенного дела России с момента его возникновения и до современной Российской Федерации насчитывает тысячелетия. Древнейшие источники: договоры, летописи, государственные доку­менты, грамоты, а также сказания и былины - не содержат сведений, которые представили бы нам полную картину создания торгово-пошлинных отношений на тер­ритории Руси.

Содержание

Введение
Основная часть:
I. Пётр Великий
II. Петровские преобразования
III. Таможенная политика Петра I. Характер, особенности, противоречия
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Таможенное дело.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Таможенная политика Петра I. Характер, особенности, противоречия

К концу XVII в. в России сложилась таможенная система, хотя её структура ещё не была стабильной. Вообще до начала XVIII в. в Российском государстве таможенные тарифы были рассчитаны лишь на решение фискальных задач. Сумма таможенных пошлин не превышала 10 % стоимости товаров, т.е. проводилась политика свободной торговли, что не стимулировало развитие промышленности и ремесленного производства.

В связи с проведением Петровских реформ, открытием новых заводов, фабрик и мануфактур, расширением внешней торговли принимались ме­ры по защите экономических интересов России. На это была направлена таможенная политика, в формировании которой принимал участие Пётр I.

Таможенное дело при Петре I стало ме­ханизмом регулирования внешней торговли, которая была тесно связана с экономикой. Торговлей и разработкой таможенно - тариф­ной политики занималась Коммерц-коллегия.
Для успеха таможенных мероприятий необходимо было укрепить границу. На за­паде охрана границы была возложена на регулярные войска. В конце царствования Петра I её защищали морские (Санкт- Пе­тербург, Кронштадт, Шлиссельбург, Рига и др.) и сухопутные (Псков, Великие Луки, Смоленск, Брянск) крепости. Между крепо­стями и перед ними протянулась цепь фор­постов.

По инициативе Петра I 31 января 1724г. начал действовать протекционистский тамо­женный тариф. В нем было установлено, что если внутреннее производство продукта достигает четвёртой части его количества, ввозимого из-за границы, то пошлины равнялись четверти его стоимости, если треть - пошлины составляли треть стоимо­сти. Если же государство производит про­дукт в размере половины привоза, то пош­лина составляла 50 %. Если производство превышало привоз, то пошлина устанавли­валась в размере трех четвертей стоимости ввозимого товара. Размер пошлины возрас­тал по мере роста производства товара в России. Таможенную пошлину можно было рассматривать как премию производителям.

В соответствии с тарифом 1724 г. ввози­мые железо, парусина, шёлковые ткани, ленты, иглы, воск, сухие кожи облагались наибольшей пошлиной - в 75 % с цены, голландское полотно, бархат, золочёное и прядильное серебро - в 50 %; шерстяные ткани, железное оружие - в 25 %. На това­ры, не производившиеся в стране, налага­лась умеренная пошлина - от 4 до 10 %; на математические и хирургические инструмен­ты, а также на очки пошлина не начислялась. На вывозимые из России товары суще­ствовала 3 %-ная пошлина, кроме промыш­ленного сырья и полуфабрикатов, необхо­димых для российских фабрик (например, пряжа шерстяная и льняная), которые обла­гались запретительной пошлиной.

Этот тариф применялся сначала только в портах, а затем и на сухопутной польской границе. Для портов Балтийского моря ос­тались местные тарифы.
Протекционистский тариф 1724г. регулировал внешнюю торговлю в интересах обеспечения конкурентоспособности российской промышленно­сти, но в то же время способствовал развитию контрабанды.

Покровительственный тариф 1724г. просуществовал до 1731г., пока не был принят новый тариф. В соответствии с ним на товары, не произ­водившиеся в стране, вводилась умеренная пошлина (от 4 до 10 %), на производившиеся - повышенная (до 20 %). Этот тариф исключал воз­можность покровительственной системы, в которой так нуждалась зарож­давшаяся русская промышленность.

Не смотря на то, что некоторые западные исследователи полагают, что экономическую политику Петра I можно определить как меркантилистскую, лишь учитывая при этом характерные для неё черты принудительности и «политики с позиции силы». Эти особенности позволяют говорить не о меркантилистской, а, скорее, об ультрамеркантилистской политике царя. Но, тем не менее, Пётр I был оригинальным мыслителем, выдающимся экономистом, который в лучших традициях российской мысли XVII в. творчески развил совершенно новые доктрины, исходя при этом из насущных потребностей государства.
 

 

Заключение

Время Петра, его преобразования, личный вклад в строительство государства, укрепление его пози­ций, увеличение славы российской не могут не вызывать уваже­ния. При всех недостатках, ошибках и деформациях эпохи реформ Петра, нередко очень серьезных, Россия при нём заметно продви­нулась вперед по пути развития, сократив своё отставание от пе­редовых стран Западной Европы.

Проведенные Петром преобразования, в ряде случаев продол­жившие или завершившие начатое до него, сделали Россию неиз­меримо более сильной, развитой, цивилизованной страной, ввели её в сообщество великих мировых держав, хотя до конца ликви­дировать её отставание не смогли. Сын своего времени, Пётр не мог совершить более того, что совершил. Но и то, что он сделал за свою не очень-то долгую жизнь для развития экономики и государственных установлений, армии и флота, внешней политики и военного искусства, культуры и быта, благодарная Россия, при­нявшая петровское наследие, осваивала и продолжала развивать в течение почти двух столетий. Конечно, и после ухода Петра из жизни движение России впе­рёд, при всех зигзагах и временных отступлениях, продолжается.

На рубеже веков наступил новый этап развития таможенного дела в России. Он обусловлен динамизмом происходящих изменений. Глобали­зация мировой торговли, активизация процесса регионализации мировой экономики, включение РФ в систему мирохозяйственных связей потребо­вали пересмотра и внесения изменений в законодательство, политику, технологические процессы, характер международных, торговых отноше­ний, организационно-административных, процедурных и коммуникатив­ных сторон жизни.
Новый век, новое время открывают перед таможенной службой новые горизонты, ставят новые задачи.

Принципиальную важность имеют проблемы таможенной политики, совершенствованию которой Российское государство уделяет большое внимание. Таможенная политика - это основной рычаг, с помощью кото­рого государство влияет на внешнюю торговлю.

Надо отметить, что таможенные органы с честью справляются с возло­женными на них обязанностями, обеспечивают регулирование внешне­экономической деятельности, пополняют бюджет страны, стоят на стра­же экономической безопасности и защиты экономики государства Рос­сийского.
Отмечая полутора тысячелетие своего существования, российская та­можня динамично развивается. Характерными особенностями развития таможенной службы России в новом тысячелетии являются высокий про­фессионализм таможенников, их компетентность, патриотизм и верность таможенным традициям.

Опираясь на методологию истории и учитывая единство объективных и субъективных факторов, взгляд в прошлое истории таможенного дела позволяет нам осмыслить и понять настоящее, спрогнозировать будущее и сделать из этого необходимые практические выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1.      Баггер, Х. Реформы Петра. - М.: Прогресс, 1985.

2.      Буганов, В. И. История России: Конец XVII-XIX век; Под ред. А. Н. Сахарова. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2003.

3.      Кисловский, Ю. Г. История таможенного дела и таможенной политики России; Под общ. ред. А. Е. Жерихова. – М.: РУСИНА-ПРЕСС, 2004.

4.      Лодыженский К. История русского таможенного тарифа. СПб., 1886.

5.      Пушкарёв, С. Г. Обзор русской истории. Серия «Мир культуры, истории и философии»; С. Г. Пушкарёв. – СПб.: Издательство «Лань», 1999.

2

 



Информация о работе Таможенная политика Петра I. Характер, особенности, противоречия