Таможенная политика России: исторический опыт ее проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 15:45, контрольная работа

Краткое описание

Таможенная политика - комплекс мер и направлений в сфере внешнеэкономической деятельности, осуществляемых через таможенную систему. Таможенная политика включает деятельность государственных органов по применению таможенных пошлин и таможенных сборов, а также таможенных процедур и других средств для достижения определенных экономических, социальных, финансовых и торгово-политических целей. Основными средствами осуществления Таможенной политики являются: система экономических инструментов таможенного регулирования; участие в таможенных союзах, зонах свободной торговли и таможенных конвенциях (соглашениях); режим прохождения грузов через границу;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…3
1. История таможенной политики в России………………………..………..4
2. Подходы в формировании таможенной политики России ………….…..6
3. Формирование таможенной политики в современный период………….8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…11
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….….13

Вложенные файлы: 1 файл

Таможенная политика России.docx

— 26.31 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине «Основы таможенного дела»

на тему: «Таможенная политика России: исторический опыт ее проведения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…3

1. История таможенной политики в России………………………..………..4

2. Подходы в формировании таможенной политики России ………….…..6

3. Формирование таможенной политики в современный период………….8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…11

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….….13

 

ВВЕДЕНИЕ

Таможенная политика - комплекс мер  и направлений в сфере внешнеэкономической  деятельности, осуществляемых через  таможенную систему. Таможенная политика включает деятельность государственных  органов по применению таможенных пошлин и таможенных сборов, а также таможенных процедур и других средств для  достижения определенных экономических, социальных, финансовых и торгово-политических целей. Основными средствами осуществления  Таможенной политики являются: система  экономических инструментов таможенного  регулирования; участие в таможенных союзах, зонах свободной торговли и таможенных конвенциях (соглашениях); режим прохождения грузов через  границу; сеть государственных органов  таможенного контроля; необходимые  законодательные нормы таможенной деятельности. В РФ действует единая Таможенная политика, являющаяся составной  частью внутренней и внешней политики РФ. Таможенная политика РФ обеспечивает эффективное использование инструментов таможенного контроля по защите российского  рынка, стимулирует развитие национальной экономики, содействует проведению структурной перестройки и иным целям, определяемым Федеральным Собранием  РФ, Президентом РФ и Правительством РФ в соответствии с ТК РФ и другими  законодательными актами РФ.

 

 

 

 

История таможенной политики в России

В России история  таможенного дела имеет более  чем 1000-летний период существования  и прослеживается от взимания денежных сборов и пошлин с продаваемых  или обмениваемых предметов в  оживленных торговых пунктах и на перекрестках древних торговых путей, от возникновения там сборных торговых или так называемых «гостиных» мест, пунктов промышленного обмена, перевалки и складирования товаров. Их появление историки относят к VШ веку. В Киевской Руси среди многочисленных сборов и пошлин были распространены «осмничее» и «мыт» — сбор за провоз товаров через внешние или внутренние заставы, за пользование участком, отведенным для торга, либо за покровительство, оказываемое купцам.

Большое влияние  на развитие таможенного дела в России оказали монголо-татарские завоеватели. В этот период в оборот вошло тюркское слово «тамга», т. е. пошлина, от которой произошли слова «тамжить», т. е. взыскивать пошлину, «таможня» — место на ярмарке или рынке, где тамжили товар, ну и, естественно, «таможенник» — служилый человек, взымавший тамгу.

Таможня, став неотъемлемым атрибутом внутренней и внешней торговли, посредством  своей деятельности всегда оказывала мощное влияние и на формирование благоприятного торгово-экономического режима в стране. Тем самым она обеспечивала животворное воздействие торговли на политическую, экономическую и социальную сферы общественной жизни, в том числе на становление общероссийского рынка, включение его в сферу межгосударственного обмена. Прогрессивные по своему характеру эти процессы со временем превратились в один из решающих факторов утверждения русской государственности, объединения удельно-княжеской Руси вокруг Москвы, создания централизованного российского государства, установления и развития его международных связей.

К середине XVII века таможни имелись  практически во всех городах и  иных крупных поселениях, а в больших  городах (в Москве и др.) их было по нескольку. Формирование таможен и их укомплектование служилыми людьми (таможенниками) в то время осуществлялось двумя способами.

Первый способ именовался «верным» способом исходя из того, что таможенная служба строилась на безвозмездной  основе — «служба на веру»: к выполнению обязанностей на таможне привлекались представители купечества, посадских людей и уездных крестьян, они принимали присягу и на безвозмездной основе в течение определенного срока отбывали повинность. Возглавляли таможни так называемые «таможенные головы» — представители купечества, назначаемые на должность царским указом. Суть деятельности таких таможен сводилась к следующему: намечалась определенная сумма пошлин к сбору за год и если по итогам г. суммы собранных пошлин превышали ранее намеченную величину, то таможенные головы и иные служилые люди поощрялись.

Вторым способом формирования таможен  и сбора пошлин в те времена была «сдача таможен на откуп»: заинтересованное лицо заранее вносило в государственную казну определенную сумму денег, равную среднему сбору таможенных пошлин за несколько прошедших лет, получало за это «таможню на откуп» и далее в течение г. собирало все пошлины в свою пользу, формируя при этом штат таможни на свое усмотрение.

 

 

 

Подходы в формировании таможенной политики РФ

Формирование  таможенной политики любого государства  предполагает два важных подхода  к определению ее направленности - это протекционизм и фритредерство.

Протекционизм - это политика, направленная на защиту собственной промышленности, сельского  хозяйства от иностранной конкуренции  на внутреннем рынке. Протекционистская  таможенная политика направлена на создание наиболее благоприятных условий  для развития отечественного производства и внутреннего рынка. Ее основные цели достигаются путем установления высокого уровня таможенного обложения  на импортируемые товары и ограничением импорта.

Фритредерство - это политика свободной  торговли. Она устраняет всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается  путем минимизации каких-либо ограничений  на внешнеторговый оборот, что ведет  к его росту, а также способствует более выгодному международному разделению труда и удовлетворению потребностей рынка. В отличие от протекционизма политика свободной  торговли предполагает минимальный  уровень таможенных пошлин и направлена на всемерное поощрение ввоза  иностранных товаров на внутренний рынок страны[9., стр. 96].

Основными средствами (инструментами) реализации таможенной политики являются таможенные пошлины, сборы (тарифное, или  экономическое, регулирование), процедура  таможенного оформления и таможенного  контроля, различные таможенные ограничения  и формальности, связанные с практикой  внешнеторгового лицензирования и  квотирования (нетарифное, или административное, регулирование).

Административные инструменты  регулирования внешней торговли просто необходимы на современном этапе. С их помощью государство в  условиях самостоятельного осуществления большим числом компаний коммерческих операций может остановить рост внешнеторгового дефицита и выровнять торговый и платежный балансы, более рационально распорядиться иностранной валютой при острой ее нехватке для покупки за рубежом наиболее необходимых стране товаров, мобилизовать валютные резервы для обслуживания валютного долга. Кроме того, эти инструменты позволяют получать уступки в области ограничений импорта на условиях взаимности и добиваться отмены дискриминационных мер в странах — торговых партнерах России.

 

 

 

Формирование таможенной политики в современный период

Завершение данного этапа - принятие в 1991 г. нового Таможенного кодекса  и Закона СССР "О таможенном тарифе".Таможенный кодекс СССР и Закон СССР о таможенном тарифе, принятые в 1991 г., внесли существенные изменения в организацию таможенного  управления. Предусматривалось создание двух координационных органов: Таможенно-тарифного  совета и Координационного совета по борьбе с международным незаконным оборотом наркотических средств  и психотропных веществ. Новый Кодекс узаконил фактически уже сложившуюся  трехзвенную систему таможенных органов: центральный таможенный орган - региональные таможенные управления - таможни. Центральным таможенным органом, который заменил ГУГТК, стал Таможенный комитет. Существенно изменились его  функции, ориентированные в значительной мере на экономическую модель регулирования  внешнеэкономических связей. Однако в целом и Таможенный кодекс, и  Закон о таможенном тарифе 1991 г., несмотря на определенную прогрессивность, были пронизаны духом всесилия административно-командных  методов управления экономикой, внешнеэкономической  деятельностью и таможенным делом. Крайне ограниченный набор средств  таможенного регулирования стал серьезным препятствием при формировании новых внешнеэкономических отношений  и связей с зарубежными контрагентами. Реальная жизнь показывала неизбежность перехода к более современным, гибким и динамичным методам внешнеэкономического сотрудничества и таможенного регулирования.

Становление таможенной службы Российской Федерации - неотъемлемая составная  часть формирования российского  государства и обеспечения его  суверенитета. Правовой основой этого  процесса стал указ президента РФ «  О государственном таможенном комитете РСФСР». Эта дата отмечается как  начало создания современной российской таможенной службы. Государственный таможенный комитет (ГТК). Был создан как центральный таможенный орган России. На него возлагалась ответственность за реализацию таможенной политики республики, обеспечение соблюдения законодательства в таможенном деле, эффективное функционирование таможенных органов.

Становление и обеспечение дееспособности системы таможенных органов непосредственно  связаны с принятием в 1993 г. Закона российской Федерации «О таможенном тарифе» и Таможенного кодекса  Российской Федерации. Была создана  российская правовая база осуществления  таможенной политики и таможенного  дела в новых условиях. Эти законодательные  акты закрепили приоритет фискальнно-экономических, контрольных, правоохранительных и  защитных функций таможенных органов. Они получили статус правоохранительных органов, полномочия на осуществление  валютного контроля. В конце года таможенные органы были отнесены к  военизированным государственным  организациям, первых шагов своей  деятельности таможенная служба России активно включилась международное  сотрудничество по вопросам торгово-тарифной политики таможенного дела. В 1991 г. Россия как правопреемница СССР стала членом международного Совета таможенного  сотрудничества (СТС) — ныне Всемирной  таможенной организации (ВТО). Она была избрана членом Политической комиссии и Финансового комитета этой организации. Приоритетным направлением деятельности российской таможенной службы стало  всемерное содействие экономической  интеграции государств — участников Содружества независимых государств (СНГ), сотрудничество с их таможенными  службами. ГТК России принял участие  в разработке и реализации многосторонних межправительственных и межведомственных соглашений о сотрудничестве и взаимопомощи стран СНГ таможенных делах. По его  предложениям Совет руководителей  таможенных служб государств — участников СНГ, созданный в декабре 1993 г., принял ряд важных совместных документов по вопросам таможенного законодательства и унификации таможенных процедур.

28 мая 2003 года принят Таможенный  кодекс Российской Федерации,  который вступил в действие 1 января 2004 года. Новый кодекс имеет как  положительные, так и отрицательные  стороны.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя краткий итог в истории становления  таможенной политики России можно отметить то, что основная цель и направленность всегда была в удовлетворении потребностей государственной казны посредством взимания торговых пошлин и сборов и в регулировании внешнеторговых связей. А по мере того, как складывалось само понятие торговых пошлин и сопутствующих им торговых сборов за право купли-продажи товаров, формировались обычаи, правила и процедуры их взимания или не взимания (т. е. формировались таможенные правила), создавалась и развивалась таможенная служба, обустраивались таможни. Со временем все эти меры получили свое организационное, правовое и дипломатическое (международно-правовое) закрепление. Таможня, став неотъемлемым атрибутом внутренней и внешней торговли, посредством своей деятельности всегда оказывала мощное влияние и на формирование благоприятного торгово-экономического режима в стране. Тем самым она обеспечивала животворное воздействие торговли на политическую, экономическую и социальную сферы общественной жизни, в том числе на становление общероссийского рынка, включение его в сферу межгосударственного обмена. Прогрессивные по своему характеру эти процессы со временем превратились в один из решающих факторов утверждения русской государственности, объединения удельно-княжеской Руси вокруг Москвы, создания централизованного российского государства, установления и развития его международных связей.

На сегодняшний день Таможенная политика - часть внешнеэкономической  деятельности государства. Исторически  она стала первой формой государственного регулирования внешней торговли. Сущность таможенной политики проявляется  в таможенно-тарифном законодательстве, организации таможенных союзов, заключении таможенных конвенций, создании свободных  таможенных зон и т.д. Таможенная политика - неотъемлемая часть экономической и внешнеторговой политики государства, и поэтому она зависит от целей и задач общей экономической стратегии правительства.

Основными средствами (инструментами) реализации таможенной политики являются таможенные пошлины, сборы (тарифное, или  экономическое, регулирование), процедура  таможенного оформления и таможенного  контроля, различные таможенные ограничения  и формальности, связанные с практикой  внешнеторгового лицензирования и  квотирования (нетарифное, или административное, регулирование).

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Закон «О таможенном тарифе Российской Федерации» от 21.05.1993 № 5003-1 (с изм. и доп.).
  2. Комментарий к Таможенному Кодексу РФ./ Под ред. Козырина А.Н. – М., 2007.
  3. Основы таможенного дела: Учебное пособие // Под ред.. А.С. Круглова – М., 2005.
  4. Основы таможенного дела: Учебник. // Под общ. ред. Драганова В.Г.: Рос. тамож. акад. ГТК РФ – М.: ОАО Изд-во «Экономика», 2003.
  5. Письмо Федеральной таможенной службы от 20 апреля 2005 года №01-06/12388 «О таможенных сборах за таможенное оформление».
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 года №863 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров».
  7. Таможенное право: Учебник. /Отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. – М., 2007.
  8. Таможенный кодекс Российской Федерации. – М., 2007.

Информация о работе Таможенная политика России: исторический опыт ее проведения