Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 19:25, реферат
Отношение к таможне во всех странах, в разное время изначально было сложным, это постоянно подтверждали и участники внешнеэкономической деятельности и транспортники - те, кто лицом к лицу сталкивается ежедневно с таможней. Чтобы исправить это положение в Европе в начале ХIХ века было принято решение создать структуру, имеющую перед собой цель упростить отношения таможни с участниками внешнеэкономической деятельности. В то время, как в России о таможенном брокере еще и не слышали, в Германии он был главной фигурой всего транспортного процесса - его доходы составляли 70% от всей стоимости услуг по грузообработке и только 30% доставались транспорту.
1. ТАМОЖЕННОЕ БРОКЕРСТВО: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.1 Таможенное брокерство: содержание, сущность, история становления и развития, правовая основа деятельности
Понятие “таможенный брокер”
знакомо за рубежом многим участникам
внешнеэкономической
Отношение к таможне во
всех странах, в разное время изначально
было сложным, это постоянно подтверждали
и участники
История российских таможенных
брокеров не столь продолжительна и
начиналась она с того, что в
целях обеспечения эффективного
управления внешнеэкономической
- регистрацию участников внешнеэкономических связей;
- декларирование товаров
и иного имущества,
Данным постановлением впервые
в Российской Федерации и СССР
в процедуру таможенного
С введением грузовой таможенной
декларации в процедуру таможенного
контроля в нашей стране, были созданы
предпосылки для зарождения нового
института – таможенного
Возникновение потребности
в появлении организаций, осуществляющих
на профессиональном уровне деятельность
по декларированию ввозимых и вывозимых
грузов, возникла по нескольким причинам.
Во-первых, именно тогда государство
отказалось от монополизма в области
внешнеторговой деятельности и разрешило
частнопредпринимательским
Во времена СССР заниматься
экспортно-импортной торговлей
Для успешного завершения процесса перевозки, отправки и получения товаров, как импортных так и экспортных, у предпринимателей возникли большие сложности, такие как отсутствие обеспеченности в погрузочно-разгрузочных механизмах, отсутствие в штате специалистов по таможенному оформлению, а так же площадок для складирования и подготовки груза к отправке, невозможность содержания дорогостоящей вычислительной техники обеспеченной узкоспециализированными программами, отсутствие знаний по заполнению таможенной декларации, отсутствие в наличии складов временного хранения, являющегося началом или продолжением процесса перевозки. Все это есть в наличии у предприятий-таможенных брокеров.
Таким образом, взаимодействие участников ВЭД и таможенных брокеров напрямую приводит к дальнейшему сотрудничеству сторон.
По отношению к таможенным органам брокеры в лице декларантов несут стопроцентную гарантию за предоставленные данные. Институт брокеров предназначен для того, чтобы таможня всегда имела конкретную организацию, к которой могла бы предъявить претензии, разрешить возникшие проблемы. Первоначально услуги по декларированию грузов предоставлялись новым российским предпринимателям так называемыми спецэкспортерами – организациями, занимавшимися внешнеэкономической деятельностью еще во времена советской государственной внешнеторговой монополии и потому обладавшими значительно большими знаниями и опытом в вопросах трансграничной торговли.
Правовой основой их деятельности служило Положение о порядке пропуска и декларирования товаров и имущества, перемещаемых через государственную границу СССР, утвержденное приказом Главного управления государственного таможенного контроля при Совмине СССР (далее ГУ ГТК СССР) от 18.08.1989 г. № 137. В разделе 7 Положения было предусмотрено, что декларирование на договорной основе товаров и имущества, принадлежащих другим предприятиям, объединениям, организациям, может осуществляться советской организацией, признанной таможней в качестве декларанта, а также определен перечень минимальных требований к такой организации и утверждена форма свидетельства на право декларирования внешнеторговых грузов.
За три года (1989–1991) было выдано 62 свидетельства. В тот период на каждой российской таможне действовало в среднем не более 5 фирм-декларантов. Распад СССР и установление границ со странами Балтии придали новый импульс развитию данного вида коммерческой деятельности. С 1992-го по 1994 г. ГТК России выдал уже 384 свидетельства на право декларирования грузов. В последующие годы ежеквартально более 100 новых компаний становились декларантами на договорной основе.
Однако эффективность
их была далеко не одинакова. Например,
в
1996 г. чуть более 10 % от общего количества
организаций-декларантов
Таможенный кодекс РФ 1993
г. уже содержал отдельную главу
(гл. 24), посвященную деятельности таможенного
брокера. В ней определены основные
требования, предъявляемые к организации,
претендующей на получение лицензии
таможенного брокера, а также
права и обязанности
К сожалению, в этой главе Таможенного кодекса РФ содержалось слишком много отсылочных норм, а потому Кодекс не мог самостоятельно, без достаточного количества подзаконных актов, регулировать отношения по введению и полноценному функционированию института таможенных брокеров.
Подзаконная нормативная база, регулирующая данный вопрос, формировалась довольно медленно: только в июле 1996 г. Правительство РФ утвердило основополагающее Положение о таможенном брокере. Появление же первых брокерских структур в том виде, в котором они предусмотрены Таможенным Кодексом РФ (ТК РФ), связано с утвержденным в июне 1998 г. ГТК России Порядком лицензирования и осуществления контроля за деятельностью таможенного брокера со стороны таможенных органов. Указанные нормативные акты и ряд ведомственных актов ГТК РФ позволили, наконец, урегулировать основные практические аспекты деятельности таможенного брокера и вопросы его взаимоотношений с участниками ВЭД, а также таможенными органами.
С учетом всей разработанной
нормативной базы и проведенных
организационных мероприятий
Со вступлением в действие в 2010 г. положения Таможенного кодекса Таможенного союза термин «таможенный брокер» изменил свое название на «таможенный представитель».
Главное отличие таможенного
представителя от декларантов на
договорной основе состоит в том,
что таможенный представитель участвует
в таможенном оформлении за счет и
по поручению клиента, но от своего
имени, в то время как декларанты
делали это от имени нанявшего
их лица. Это означает, что при
осуществлении таможенного
Можно выделить следующие функции таможенного брокера:
1) декларирование товаров и транспортных средств;
2) представление таможенному
органу документов и
3) предъявление таможенному органу декларируемых товаров и транспортных средств;
4) обеспечение уплаты
таможенных платежей и налогов,
5) совершение действий, необходимых
для таможенного оформления и
таможенного контроля, в качестве
лица, обладающего полномочиями
в отношении декларируемых
Необходимо особо отметить
профессионализм сотрудников
Кроме того, теперь к организации,
желающей стать таможенным представителем,
предъявляются весьма строгие требования,
которые, с одной стороны, предоставляют
реальную возможность для обеспечения
выполнения обязательств таможенного
представителя перед
Таможенный представитель - юридическое лицо государства - члена таможенного союза, деятельность которого на сегодняшний день жестко регламентирована законами и нормативно-правовыми актами:
Юридическое лицо признается таможенным представителем после включения в реестр таможенных представителей. Порядок включения в реестр таможенных представителей и исключения из этого реестра определяется законодательством государств - членов таможенного союза.- ст. 13 ТК ТС и ст.61 Закона Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 № 311-ФЗ.
Таможенный представитель
совершает от имени и по
поручению декларанта или иных
заинтересованных лиц
Условия включения в Реестр таможенных представителей следующие:
- наличие в штате этого лица
не менее 2 (двух) работников, имеющих
документ, подтверждающий их
- предоставление обеспечения