Таможенное дело

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 22:21, контрольная работа

Краткое описание

Одной из основ экономического и социального развития демократического государства является нормальное функционирование его внешней экономической деятельности. Одним из наиболее опасных видов экономических преступлений - как по размерам наносимого государству ущерба, распространенности, так и по разнообразию входящих в него деликтов - являются преступления в сфере таможенного дела.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение таможка.docx

— 42.59 Кб (Скачать файл)

Наиболее распространенный способ сокрытия валютной выручки от экспорта товаров - это фальсификация  документов, необходимых для проведения экспортной операции (внесение ложных сведений в паспорт сделки или учетную карточку таможенно-банковского контроля и др.).

Статьей 193 УК РФ предусмотрена  уголовная ответственность за невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ. Деяние, предусмотренное настоящей статьей, признается совершенным в крупном размере, если сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает десять тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Общественная опасность  данного преступления состоит в том, что нарушается установленный порядок осуществления валютных операций, чем подрывается стабильность валютного рынка, финансовые интересы России, поскольку в бюджет государства не поступают значительные суммы выручки в иностранной валюте. Нередко сокрытие средств в иностранной валюте связано с такими преступлениями, как уклонение от уплаты налогов (ст. 198, 199 УК РФ), незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней, жемчуга (ст. 191 УК РФ), хищения.

Уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ)

Можно утверждать, что именно с отменой тотальной монополии  государства на внешнюю торговлю и переходом Российской Федерации  во внешнеэкономической деятельности на рыночные отношения, широчайшее распространение, наряду с контрабандой, получило уклонение от уплаты таможенных платежей, экономический ущерб от которого, по оценкам международных экспертов и таможенных органов, составляет от 14 до 20 млрд. долларов в год. Поэтому вполне оправданными явились усиление государственных мер противодействия уклонению от уплаты таможенных платежей и установление за его совершение уголовной ответственности.

В соответствии с ТК РФ к  числу таможенных платежей относятся:

- таможенные налоги: таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы;

- таможенные сборы: за  таможенное оформление, за хранение  товаров, за таможенное сопровождение товаров, за выдачу лицензий и возобновление действия лицензий, за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;

- другие таможенные платежи:  за информирование и консультирование, за принятие предварительного  решения, за участие в таможенных  аукционах.

Перечисленные выше неуплаченные таможенные платежи признаются предметом преступления, если их сумма превышает одну тысячу минимальных размеров оплаты труда.

Конкретные размеры (ставки), а также порядок начисления каждого  из названных видов таможенных платежей определяется законом РФ «О таможенном тарифе», Таможенным кодексом РФ, Таможенным кодексом Таможенного союза и другими нормативными актами.

Статьей 194 действующего УК РФ установлена дифференцированная ответственность:

- за уклонение от уплаты  таможенных платежей в крупном  размере (ч. 1 ст.194);

- за то же деяние, совершенное  неоднократно (ч. 2 ст. 194).

Лица, которые приобрели  в собственность или во владение незаконно ввезенные (без уплаты установленных таможенных платежей) товары и транспортные средства, если им было известно об этом в момент приобретения, подлежат ответственности за соучастие в данном преступлении.

Неуплата таможенных платежей в установленные сроки по неосторожности, преступления не образует, но влечет административную ответственность за нарушение таможенных правил. Такая же ответственность  наступает и в случае умышленного уклонения от уплаты таможенных платежей не в крупном размере.

Уклонение от уплаты таможенных платежей наказывается штрафом в  размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов.

За неоднократное совершение данного преступления размер штрафа может составлять от семисот до одной  тысячи минимальных размеров оплаты труда или заработка или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, а также альтернативно предусмотрен арест на срок до шести месяцев либо лишение свободы на срок до двух лет.

1.2. Контрабанда

Наиболее распространенным и общественно опасным преступлением  в сфере таможенного дела является контрабанда. Контрабандой (от итальянского contro — против и bando — правительственное постановление) практически во всех странах принято считать незаконное перемещение через таможенную границу государства товаров или иных предметов, признаваемое преступлением.

Согласно ст. 188 УК РФ под  контрабандой понимается перемещение  через таможенную границу Российской Федерации товаров и иных предметов  в крупном размере, совершенное  помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием. Указанное преступное деяние наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

Контрабандой признается противоправное перемещение через  таможенную границу товаров и  иных предметов в крупных размерах, то есть когда стоимость таких товаров и иных предметов превышает 500 установленных законом минимальных размеров оплаты труда.

Важное правовое значение для характеристики объекта контрабанды  и преступления в целом имеет  предмет преступления. В зависимости  от него законодатель выделяет два  вида контрабанды, дифференцируя наказание за них.

В качестве предмета контрабанды  первого вида названы любые товары и иные предметы, находящиеся в  свободном обороте: промышленные и  продовольственные товары, предметы хозяйственно-бытового назначения, валюта, валютные ценности, ювелирные изделия, транспортные средства, алкогольные напитки, табачные изделия и др.

В качестве предмета второго  вида контрабанды дан исчерпывающий  перечень товаров и иных предметов, изъятых полностью или частично из свободного гражданского оборота (наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные или взрывчатые вещества, вооружение, взрывные устройства, огнестрельное оружие или боеприпасы, ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения), а также в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу (наркотические средства, сильнодействующие и ядовитые вещества, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, стратегически важные сырьевые товары, культурные ценности).

В большинстве стран мира контрабанда признана одним из самых  опасных видов преступной деятельности. Как и преступность вообще, контрабанда, очевидно, будет существовать до тех пор, пока есть государственные границы. Даже в таких высокоразвитых странах, как США, Германия, Великобритания, Франция, существует контрабанда. В этих странах и не ставится задачи полного искоренения данного преступления. Речь идет лишь только о сокращении ее размеров до контролируемых пределов.

Причинами роста контрабанды  являются: неоправданно высокие ставки отдельных видов налогов и пошлин; низкий уровень налогового и таможенного контроля; коррумпированность правоохранительных и контролирующих органов; несоответствие уровня налоговых и таможенных ставок, а также экономической ситуации, низкий уровень благосостояния граждан, когда малообеспеченные люди, подгоняемые безысходностью, сознательно участвуют в нелегальном бизнесе.

Особую проблему представляет контрабанда для постсоциалистических стран, осуществляющих переход к  рыночной экономике. В некоторых  из них контрабандные операции достигли размеров, которые создают угрозу экономической безопасности этих стран.

1.3. Незаконный экспорт

Незаконный экспорт —  это экспорт, осуществляемый с нарушением установленного государством порядка  контроля (экспортного контроля) за вывозом из России товаров (в том  числе технологий, научно-технической  информации и услуг), которые применяются  или могут быть применены (так  называемые «товары двойного назначения») при создании оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки и  иных наиболее опасных видов оружия. Номенклатура таких товаров (технологий, информации и услуг) определяется списками и перечнями, устанавливаемыми указами Президента РФ по представлению Правительства РФ. За незаконный экспорт предусмотрена Уголовная ответственность по ст. 189 УК РФ.

Наличие уголовно-правовой охраны порядка осуществления экспорта отдельных видов товаров, технологий, информации и услуг лишь подчеркивает особую важность проводимого государством экспортного контроля, целью которого является поддержание обороноспособности страны и международной безопасности, а также соблюдение международных обязательств России по нераспространению оружия массового поражения.

Экспортный контроль представляет собой совокупность мер по реализации федеральными органами исполнительной власти установленного законодательством Российской Федерации порядка вывоза за ее пределы вооружений и военной техники, а также отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники, по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка.

Экспортный контроль обеспечивается: составлением списков и перечней товаров (в том числе технологий, информации и услуг) соответствующего назначения, выдачей заключений о возможности экспорта контролируемых товаров, оформлением импортного сертификата, оформлением сертификата подтверждения доставки при импорте, предоставлением гарантии страны-получателя товаров на использование их в мирных целях, предоставлением обязательства страны-получателя о недопущении несанкционированного реэкспорта, лицензированием экспорта содержащихся в контрольном списке товаров и т. д. Для обеспечения контроля за соблюдением правил экспорта контролируемых товаров в России создана комиссия по экспортному контролю, в состав которой входят представители Министерства иностранный дел РФ, Министерства экономики РФ, ГТК России и ряда других министерств и ведомств.

Экспорт товаров (технологий, научно-технической информации и  услуг), используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники, осуществляемый с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка его осуществления, как уже отмечалось, образует состав преступления, предусмотренного ст. 189 УК РФ.

Наказание за незаконный экспорт  альтернативное: либо в виде штрафа от 700 до 1000 установленных законом  минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо в виде лишения свободы на срок от трех до семи лет.

 

Заключение

В настоящее время преступления в сфере таможенного дела являются одним из распространенных видов  преступной деятельности, наносящих  существенный ущерб экономическим и политическим интересам Российской Федерации.

Экономические преступления и коммерческие правонарушения, порожденные стремлением заинтересованных лиц обойти установленный порядок перемещения товаров через границу, уходят корнями в далекое прошлое, а арсенал ухищрений и изощренных тайных методов и приемов их применения неисчерпаем и постоянно пополняется.

Среди них наиболее опасным  преступлением выступает контрабанда. Контрабандные операции в последнее время стали совершаться преимущественно организованными преступными группами. Все более распространенный и опасный характер приобретает контрабанда оружия, боеприпасов, наркотиков, которые в больших количествах ввозятся в Россию, существенно обостряя криминогенную обстановку. Имеют место факты противоправного вывоза за рубеж радиоактивных материалов. Значительный ущерб причиняет России вывоз валютных ценностей, предметов художественного, исторического и археологического достояния Российской Федерации. Большой экономический ущерб России наносят противоправные операции по вывозу из Российской Федерации иностранной валюты и ввозу фальшивых валютных купюр иностранного происхождения. Стали многочисленными факты ввоза из-за рубежа некачественных продуктов питания и лекарственных препаратов, употребление которых представляет угрозу для жизни и здоровья граждан.

Значительная доля нарушения  таможенных правил приходится на экспортные операции с другими видами стратегически важных и сырьевых материалов - цветными металлами, а также лесом и лесоматериалами. На эти группы товаров падает наибольший объем изъятых товаров.

Несмотря на преобладание экспорта над импортом количественные и качественные показатели таможенных правонарушений при импорте значительно превышают соответствующие показатели при экспортных операциях. Основные позиции по импорту занимают продукты питания, алкогольная продукция и автомобили. К этой группе товаров относится основное количество правонарушений.

В борьбе с рассматриваемыми преступлениями весьма существенная роль принадлежит таможенным органам, которые  осуществляют внешнее взаимодействие с правоохранительными органами зарубежных государств и России, а  также внутреннее взаимодействие между  подразделениями, входящими в структуру таможенных органов. При этом важнейшее значение приобретает организация взаимодействия между подразделениями таможенных органов и, прежде всего, между подразделениями дознания и административных расследований. В этом плане весьма своевременным стало решение о наделение таможенных органов правом осуществления оперативно-розыскной  деятельности.

Информация о работе Таможенное дело