Таможенное дело: понятие, цели, содержание и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 09:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является рассмотрение таможенного дела в Российской Федерации, а так же таможенных документов.
Достижение поставленной цели обеспечивается выполнением следующих задач:
-исследование понятия таможенного дела и его составляющих;
-рассмотрение таможенного декларирования как составной части таможенного дела;
-рассмотрение тенденций и перспектив развития таможенного дела в современной России.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 42.12 Кб (Скачать файл)

являющиеся остатками  ввезенных товаров для переработки  и не использованных производственном процессе при применении таможенных режимов переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления;

являющиеся отходами, образовавшимися  в результате уничтожения иностранных  товаров, при применении таможенного  режима уничтожения;

незаконно ввезенные на территорию Российской Федерации приобретенные  лицом, осуществляющим предпринимательскую  деятельность и не имеющим отношения  к незаконному перемещению (п. 2 ст. 391 ТК).

Таможенный кодекс предусматривает  следующие формы таможенного  декларирования: письменную, устную, конклюдентную, электронную.

Письменная форма таможенного  декларирования включает возможность  подачи:

отдельной таможенной декларации по установленной форме;

заявление, составленного в произвольной форме;

транспортного (таможенного) документа.

Как правило, конкретный перечень документов и сведений, необходимых  для таможенного декларирования, обусловлен избранным таможенным режимом. В целях получения общего представления  о применяемых пи таможенном декларировании документах, последние можно разделить  на следующие группы.

.Организационные документы.  К организационным документам  относятся учредительные и регистрационные  документы, т.е. документы, подтверждающие  сведения о декларанте.

.Договоры международной  купли-продажи и другие виды  договоров, заключенных при совершении  внешнеэкономической сделки, а в  случае совершения односторонних  внешнеэкономических сделок - иные  документы, выражающие содержание  таких сделок.

.Коммерческие документы.  К документам данной группы  относятся документы, подтверждающие  совершение сделок, связанных с  перемещением товаров через таможенную  границу (счет-фактуры (инвойсы), отгрузочные и упаковочные листы, спецификации и другие документы).

.Транспортные (перевозочные) документы (коносамент, железнодорожная  накладная и др.). В указанных  документах, как правило, отражены  особенности транспортировки товаров,  используемые таможенными органами  для целей контроля за правильностью  исчисления таможенной стоимости  товара, проверки маршрута его  движения.

.Таможенные документы.  Таможенные документы характеризуются  тем, что составляются исключительно  для таможенных целей. Такие документы, как правило, либо изначально выдаются таможенными органами (например, свидетельство о включении таможенного брокера в соответствующий Реестр таможенных брокеров, квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению, разрешение на применение таможенного режима переработки на таможенной территории) либо ими регистрируются (например, экспортная таможенная декларация, если требуется подтвердить дату вывоза при обратном ввозе товара в режиме реимпорта).

.Платежно - разрешительные документы, не охваченные предыдущими примерами. Это лицензия (выдаваемые Минэкономразвития России на право ввоза / вывоза отдельных видов товаров), сертификаты соответствия, сертификаты, подтверждающие страну происхождения товаров, платежные поручения, таможенные приходные ордеры, гарантии банков по обеспечению уплаты таможенных платежей др.).

Совершение таможенных операций состоит из трех стадий: уведомительной, предварительной, основной.

Основная стадия совершения таможенных операции представляет собой  совокупность операции по под готовке  и представлению участниками  ВЭД (или декларантами) в таможенные органы необходимых для таможенных целей документов, подтверждающих правомерность  использования избранной таможенной процедуры. Обычно процесс совершения таможенных операции отождествляют с процедурой декларирования.

Однако в практической деятельности последний значительно шире, чем процедура декларирования товаров, так как после завершения стадии совершения таможенных операции может последовать несколько действий со стороны таможенных органов. В частности, товары либо передаются в полное распоряжение декларанта (в случаи их выпуска), либо ограниченное распоряжение (при условии выпуске), что вызвано обязательством декларанта соблюсти определенные требования. Кроме, того при несоблюдении норм Таможенного кодекса ТС (гл. 28) выпуск товаров не осуществляется. Неоднозначность этих действий указывает на то, что здесь имеют место разрешительно - распорядительные операции, отличные от процедуры декларирования, но, тем не менее, совершаемые в рамках процесса основной стадии совершения таможенных операции.

Таким образом, в составе  основной стадии совершения таможенных операции присутствуют два оперативных  блока - декларирование и распоряжение. Принципиальным различием между  ними являются то, что в первом случае сведения о перемещаемом через таможенную границу товаре и его таможенной процедуре заявляются участниками ВЭД (декларантами), а во втором - решение о возможности (или не возможности) передачи товара в распоряжение уполномоченного лица принимается таможенным органом.

В п. 1 ст. 180 ТК установлены  виды таможенных деклараций в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары:

) декларация на товары  представляется при помещении  под таможенные процедуры, за  исключением таможенной процедуры  таможенного транзита (п. 1 ст. 181 ТК). Декларация на товары представляет собой заявление, составленное по установленной таможенной службой форме, в котором заинтересованные лица указывают таможенную процедуру, подлежащую применению в отношении товаров, и сведения, заявления которых требует таможенная служба для применения этой процедуры;

) транзитная декларация  представляется таможенному органу  отправления при помещении товаров  под таможенную процедуру таможенного  транзита (п. 1 ст. 182ТК);

) пассажирская таможенная  декларация применяется при таможенном  декларировании товаров для личного  пользования в письменной форме  (п. 3 ст. 355ТК);

) декларация на транспортное  средство подается перевозчиком  таможенному органу для таможенного  декларирования транспортных средств  международной перевозки (п. 1 ст. 350 ТК).

Перечень обязательных для  заполнения сведений в транзитную декларацию установлен ст. 182 ТК. Сведения, подлежащие указанию в пассажирской таможенной декларации и в декларации на транспортное средство, устанавливаются решением Комиссии Таможенного союза.

Перечни сведений, подлежащие указанию в таможенной декларации на товары и транзитной декларации, могут  быть сокращены в зависимости  от таможенной процедуры, категорий  товаров, лиц, их перемещающих, вида транспорта либо решением Комиссии, либо законодательством  государств - членов Таможенного союза, если это предусмотрено решением Комиссии Таможенного союза. Сокращать  перечень сведений, подлежащих указанию в пассажирской таможенной декларации и в декларации на транспортное средство, может только Комиссия Таможенного  союза. 
В качестве таможенной декларации могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой, в случаях и порядке, которые определяются ТК или решением Комиссии Таможенного союза (п. 4 ст. 180 ТК). Во исполнение п. 4 ст. 180 ТК Комиссия приняла решение от 20 мая 2010 года №263 «О порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары». Данным решением предусматривается, что при соблюдении определенных условий можно использовать транспортные (перевозочные), коммерческие и иные документы в качестве декларации на товары с приложением письменного заявления или перечня товаров. Дополнительно законодательством государств - членов Таможенного союза в рамках реализации международных соглашений, заключенных между государством - членом Таможенного союза и государствами, не являющимися членами Таможенного союза, могут быть установлены иные случаи и порядок использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары.  
Статьей 350 ТК предусматривается возможность применения в качестве таможенной декларации на транспортное средство стандартных документов перевозчика, предусмотренных международными договорами в области транспорта, участниками которых являются государства - члены Таможенного союза, если в них содержатся сведения о транспортном средстве международной перевозки, его маршруте, грузе, припасах, об экипаже и о пассажирах, цели ввоза (вывоза) транспортного средства международной перевозки и (или) наименовании запасных частей и оборудования, которые перемещаются для ремонта или эксплуатации транспортного средства международной перевозки, в зависимости от вида транспорта. Если в представленных стандартных документах перевозчика не содержатся все необходимые сведения, таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется путем представления таможенной декларации на транспортное средство установленной формы. При этом представленные стандартные документы перевозчика рассматриваются как неотъемлемая часть таможенной декларации на транспортное средство.

Согласно п. 2 ст. 182 ТК в  качестве транзитной декларации могут  представляться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, в  том числе определенные международными договорами, содержащие необходимые  сведения. Порядок подачи и регистрации  транзитной декларации определен решением Комиссии от 17 августа 2010 года №438 «О порядке  совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением  таможенной процедуры таможенного  транзита».

Данным порядком предусмотрено, что таможенный орган отправления  принимает в качестве транзитной декларации следующие документы, содержащие сведения, указанные в п. 3 ст. 182 ТК:

заполненные листы транзитной декларации;

книжку МДП, заполненную  в соответствии с положениями  Таможенной конвенции о международной  перевозке грузов с применением  книжки МДП с прилагаемыми к ней  транспортными (перевозочными) и коммерческими  документами;

карнет АТА, заполненный в соответствии с Таможенной конвенцией о карнете АТА для временного ввоза с прилагаемыми к нему транспортными (перевозочными) и коммерческими документами (при перевозке в пределах территории государства - члена Таможенного союза, если это предусмотрено законодательством такого государства);

транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы.

При использовании в качестве транзитной декларации транспортных (перевозочных) и коммерческих документов основу транзитной декларации составляет транспортный (перевозочный) документ, а остальные документы  являются ее неотъемлемой частью.

Однако таможенная декларация является не единственным документом, представление которого необходимо для таможенного декларирования товаров. В соответствии с п. 1 ст. 183 ТК подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения. Перечень таких документов установлен указанной статьей, он может быть сокращен в зависимости от формы  таможенного декларирования (письменная, электронная), видов таможенной декларации, таможенной процедуры, категорий товаров  и лиц. Если в документах не содержатся сведения, заявленные в таможенной декларации, представляются иные документы, на основании которых заполнена  таможенная декларация. При подаче таможенной декларации в электронной форме документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе документы, установленные ст. ст. 240, 253, 265, 294, 299 и 308 ТК, не представляются таможенному органу, если в таможенный орган ранее представлялись такие документы, либо они могут быть представлены впоследствии в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза (п. 6 ст. 183 ТК). Кроме документов, указанных в п. 1 ст. 183 ТК, согласно ст. 184 ТК, представляются дополнительные документы при заявлении:

) таможенных процедур  переработки (на таможенной территории, вне таможенной территории, для  внутреннего потребления);

) таможенные процедуры  реимпорта;

) таможенные процедуры  реэкспорта товаров, ранее помещенных  под таможенную процедуру выпуска  для внутреннего потребления;

) таможенной процедуры  - «свободная таможенная зона»;

) таможенной процедуры  - «свободный склад»;

) специальных таможенных  процедур.

Основанием для представления  документов в более поздний срок является разрешение таможенного органа, выдаваемое в письменной форме по мотивированному письменному обращению  декларанта. По общему правилу таможенный орган разрешает представление  таких документов до выпуска товаров, а в случаях, предусмотренных  законодательством государств - членов Таможенного союза, - после выпуска  товаров. Нормами национального  законодательства устанавливается  и предельный срок для представления  документов. Так, в Российской Федерации  согласно п. 8 ст. 208 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенные органы в письменной форме разрешают представление документов после выпуска товаров в срок, необходимый для их получения, но не позднее 45 дней после дня регистрации декларации на товары. Необходимым условием получения указанного выше разрешения таможенного органа является письменное обязательство декларанта представить необходимые документы и сведения в срок, определенный в разрешении таможенного органа. Отказ таможенного органа в выдаче названного разрешения должен быть мотивирован и может быть обжалован.

В п. п. 4 - 7 ст. 183 ТК установлены  основные требования к представлению  документов. Документы могут быть представлены в виде оригиналов или  копий. Таможенный орган вправе проверить  соответствие копий представленных документов их оригиналам в случаях, установленных законодательством  государств - членов Таможенного союза. Так, в Российской Федерации согласно п. 3 ст. 208 Федерального закона от 27 ноября 2010 года №311-ФЗ «О таможенном регулировании  в Российской Федерации» таможенный орган вправе проверить соответствие копий представленных при таможенном декларировании документов их оригиналам в случаях, если эти копии заверены лицом, их представившим, декларантом либо органом, выдавшим такие документы. После проверки оригиналы документов незамедлительно возвращаются лицу, их представившему.

Если при таможенном декларировании товаров в таможенный орган ранее  представлялись документы, которые  используются при таможенном декларировании, достаточно представления копий  таких документов либо указания сведений о представлении таможенному органу таких документов. Таможенные органы могут принимать и использовать при таможенном декларировании документы и сведения, составленные на государственных языках государств - членов Таможенного союза и на иностранных языках с правом требования перевода сведений, содержащихся в документах, составленных на языке, не являющемся государственным языком государства - члена Таможенного союза.

Информация о работе Таможенное дело: понятие, цели, содержание и структура