Таможенное дело на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 07:30, курсовая работа

Краткое описание

Необходимым условием развития этих процессов является их правовое сопровождение и обеспечение государством - единственной на территории страны политической организации, осуществляющей суверенитет, источник которого - народ. Но государство и право имеют не только инструментальное значение и самостоятельную ценность. Одновременно это право жить цивилизованной жизнью и средство обеспечить человеку соответствующие свободы. К этой цели общество придет только через повышение ответственности, возложенной на институты государственной власти, решительные действия по экономическому, политическому и социальному реформированию, созданию качественной правовой базы для таких действий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
Зарождение таможенного дела…………………………………………... 4
Таможенное дело на Руси………………………………………………... 6
Заключение……………………………………………………………………… .9
Список литературы……………………………………………………………... 10

Вложенные файлы: 1 файл

ТП.doc

— 75.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………. 3

  1. Зарождение таможенного дела…………………………………………... 4 
  2. Таможенное дело на Руси………………………………………………... 6

Заключение……………………………………………………………………… .9

Список литературы……………………………………………………………... 10

 

Введение

В отличие от других социальных идей и политических ориентаций демократическое правовое государство при верховенстве закона и приоритете прав человека и гражданина практически воспринято обществом как будущее государственного строя России. Решение этой задачи связано  не только с созданием современного законодательства,  обеспечением законности деятельности государства и его органов,  муниципальной системы и общественных формирований, надежной, быстрой и справедливой юстиции,  независимого правосудия,  но и с преодолением достигшего опасных пределов правового нигилизма, находящегося ныне на грани беспредела во всех сферах государственной и общественной жизни, и, главное, формирование высокого уровня правовой культуры общества и каждого человека.

Необходимым условием развития этих процессов является их правовое сопровождение и  обеспечение государством - единственной на территории страны политической организации,  осуществляющей  суверенитет, источник которого - народ.  Но государство и право имеют не только инструментальное значение и самостоятельную ценность.  Одновременно это право жить  цивилизованной жизнью и средство обеспечить человеку соответствующие свободы. К этой цели общество придет только через повышение ответственности,  возложенной на институты государственной власти, решительные действия по экономическому,  политическому и социальному реформированию,  созданию  качественной правовой базы для таких действий.

Не последнюю роль при решении программ государственного становления играет такой важный государственный орган как Государственная таможенная служба, деятельность которой регулируется большим пакетом законодательных актов, которые  рассматриваются и развиваются  одной из отраслей права - таможенным правом.

Следовательно, иметь  хотя бы  общие понятие о  таможенном праве обязан каждый юрист независимо от  рода юридической деятельности, а для того чтобы глубже понять истоки таможенного права России необходимо рассмотреть его в историческом разрезе.

 

 

 

 

1. Зарождение таможенного дела

Зарождение таможенного  дела, как утверждают историки, относится к глубокой древности. На территории нашей страны это произошло во 2-3 веках до н.э., то есть в период появления древних государств, в которых экономика достигла такого уровня развития, когда происходит разделение труда внутри них и в межгосударственном масштабе. Рост производительности труда приводит к появлению излишков производимого. На этой основе происходит обмен товаров, а затем и купля – продажа. Появляется особый слой людей – купцы, которые специализируются не в области производства товаров, а занимаются их продажей. Объективно возникают и определенные сборы за перевоз товаров и проезд по территории, за место продажи и т.д. Но это еще не были таможенные сборы, а лишь налог, который шел на пополнение казны города или государства, то есть представлял собой фискальный сбор.

Развитие государства  привело к созданию его институтов, администрации, армии, полиции. В связи  с этим возросла потребность в  средствах для их содержания. Пополнением  казны занимались налоговые органы, в руках которых сосредоточился не только сбор налогов с населения, но и сбор торговых взносов на рынках, путях сообщения, в морских портах. Сборы (пошлины) на привозные товары в западных государствах устанавливались по-разному и колебались от 0.01 стоимости товара до 0.1 , то есть в зависимости от воли того или иного господствующего лица и сложившейся торговой конъюнктуры.

В 3 веке до н.э. в городе Тарифа в нынешней Андалусии, в провинции  Кадис, на юге Испании, где в то время господствовал Карфаген, была впервые составлена таблица, в которую вносилось название товара, его меры измерения и указана величина пошлины (сбора) за его провоз через Гибралтарский пролив. Таблица (перечень товаров) систематизировала порядок и величину пошлины и была названа по названию города – тариф.

Таможенный тариф стал для таможенных органов государства  важным инструментом пополнения казны. Ставки тарифа ежегодно увеличивались  или уменьшались с учетом экономической  конъюнктуры.

Древние государства, умело, используя тарифную сетку, приспосабливали ее к своим потребностям и пополняли казну. Практически около 80 % поступлений в казну шли за счет таможенных пошлин.

Примером является Карфаген, где Ганнибал, используя систему  таможенного тарифа, не только пополнил казну и вел на эти средства войну с Римом, но и освободил часть населения от налогов. Однако стремление собрать, как можно больше доходов за счет таможенных пошлин имело и противоположную сторону: оно способствовало появлению альтернативного явления – контрабанды – и тем самым ослабляло экономику государства. Чем выше пошлины, тем выше становились цены на ввозимые товары, а одновременно на рынок проникали товары по более низким ценам контрабандным путем. Государство от этого проигрывало, казна недополучала возможные в других условиях денежные поступления. Это случилось не только в Карфагене, но и в Древней Греции, Месопотамии и других государствах.

Исторический экскурс показывает, что таможенное дело находится в  тесной связи с господствующим в  данный период общественно-экономическим строем государства. В 5 веке натуральное хозяйство переходит в денежное. Деньги – конечная цель хозяйственной деятельности. Таможенная политика в этот период стояла на страже накопительства.

Развитие таможенного дела и  превращение его в инструмент регулирования товарообмена прослеживается в 7-9 веках. В этот период таможенники имели в государствах высокий статус. Среди городских чиновников таможенник занимал третье место после графа и мэра, казначей – четвертое. И если граф или мэр назначались, то таможенники и казначеи избирались из числа граждан города и так же освобождались. Они отчитывались перед гражданами всего города, их правовой статус определялся демократическими институтами.

В последующем, на протяжении многих столетий местные власти и правители стремились подчеркнуть бескорыстие и беспристрастность таможенников.

В связи с расширением экономических  связей между городами и государствами  в таможенной политике проявляется  стремление выработать общую пошлинную  систему, складываются элементы таможенного права.

Таможенная политика является составной  частью внутренней и внешней политики государства и определяет стратегию  таможенного дела, что находит  отражение в соответствующих  законодательных и нормативных  актах государства.

Таможенное дело – это объективный процесс, проявляющийся в сфере меж экономических и торговых связей между государствами и внутри государств, это один из механизмов регулирования экономики, внешней торговли, стабилизации финансов. Таможенное дело развивается по своим специфическим законам, имеет свой предмет и содержание.

 

 

2. Таможенное дело на Руси

 

Древнерусская таможня 
Исторические документы свидетельствуют о том, что таможенное дело играло важную роль в период становления российской государственности, помогают понять общественное и государственное значение таможни как важного национального интереса, как гражданского и правового целого, как необходимой и неотъемлемой части государственной системы.

Термин «таможня»  – более позднего происхождения. В переводе с тюркского «тамга»  означает «печать, клеймо». Специальное клеймо ставили на товары, сборы за которые при их провозе через границу государства были уплачены. Место, где такие сборы взимались и где ставилась тамга, с XIII в. стало именоваться «таможня».

Таможни царской России

В стране, где развивалась торговля и активно формировались жизненно необходимые государственные институты, назревала необходимость таможенной реформы. Поворотным моментом в истории таможенного дела стал Новоторговый устав 1667 г., в котором появились статьи относительно видов и размеров внешних и внутренних сборов, устройства таможен. Впервые встречаются нормы, закрепляющие производство таможенного досмотра. В конце царствования Петра I в 1724 г. был принят первый в России таможенный тариф, который носил протекционистский характер. Вывоз сырья и полуфабрикатов, необходимых для российских производителей, был запрещен. В 1819 г. приняты Таможенный устав по европейской торговле и новый таможенный тариф — самый либеральный из всех предыдущих, а также и всех последующих таможенных тарифов.

В 1877 и 1891 гг. таможенные тарифы увеличились  более чем на 50%. Происходили и организационные изменения в системе таможенных органов. Так, в соответствии с таможенными уставами 1892, 1904 и 1910 гг. сложилась новая структура таможенной системы во главе с департаментом таможенных сборов Министерства финансов. В его подчинении находились окружные и участковые таможенные управления, таможни, таможенные заставы, таможенные пункты и посты. Кроме того, в октябре 1893 г. пограничная стража была выведена из подчинения начальников департамента таможенных сборов и таможенных округов, ей присвоили название Отдельного корпуса пограничной стражи, который переводился в непосредственное подчинение министра финансов.

В мае 1912 г. была проведена последняя реорганизация  таможенной службы в царской России.

Таможенная политика Советского Союза

В годы Первой мировой войны деятельность российских таможенных органов была парализована, большинство таможен  закрыли. К реформированию внешней  торговли приступило уже Временное  правительство. Последующие перемены произошли после Октябрьской  революции 1917 г. В первые месяцы советской власти, а затем и в период военного коммунизма таможенное обложение практически не применялось. Это объяснялось тем, что НКВТ в эти годы не продавал, а распределял товары. Почти полностью отсутствовала торговля внутри страны, и внешнеторговая деятельность была незначительной. Товарный голод в стране, дезорганизация рынка, переставшего быть регулятором производства, низкое качество продукции и высокая себестоимость отечественных товаров при недостаточном ввозе — таковы были объективные условия, благоприятствовавшие развитию контрабанды.

Возврат к таможенно-тарифным методам во внешней торговле произошел в 1922 г. в связи с переходом к  НЭПу. Декретом СНК РСФСР от 23 февраля 1922 г. был утвержден Таможенно-тарифный комитет (ТТК), который занимался:

  • разработкой вопросов о введении новых и изменении действующих ставок таможенных пошлин;
  • составлением новых и изменением старых списков товаров, запрещенных к ввозу и вывозу;
  • решением вопросов по применению таможенного тарифа;
  • рассмотрением жалоб по вопросам применения таможенного тарифа;
  • составлением заключений по всем проектам законов, торговых договоров, конвенций и соглашений по вопросам таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности.

Правовой  статус ТТК был закреплен в Таможенном уставе СССР 1924 г. и Таможенном кодексе СССР 1928 г., окончательно закрепившем сформировавшуюся систему таможенного управления. Главной задачей таможенных органов стал контроль над экспортно-импортными операциями в рамках государственной монополии на внешнюю торговлию.

Приказом  НКВТ от 2 марта 1924 г. было учреждено  Главное таможенное управление (ГТУ), на которое были возложены функции  по организации борьбы с контрабандой на территории Советского государства.  Таможенный устав СССР 1924 г. устанавливал четырехзвенную систему таможенных учреждений:

  1. ГТУ;
  2. отделения ГТУ в союзных республиках;
  3. районные таможенные инспекторские управления;
  4. таможни и таможенные посты.

В целом  на рубеже 20-30-х гг. XX вв. усилился командно-бюрократический  стиль управления экономикой, вновь укрепился принцип государственной монополии, резко сократилось число участников внешнеторговых связей, таможенный контроль стал вспомогательным инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности. 21 января 1930 г. был принят Свод таможенных тарифов СССР. 1 октября 1961 г. вступил в силу новый таможенный тариф СССР, в котором учитывались изменения, сложившиеся в практике мировой торговли в послевоенный период, а также новые взаимоотношения между странами – членами Совета экономической взаимопомощи.

Новый Таможенный кодекс СССР был принят 5 мая 1964 г. Впервые в Кодексе вводилось  понятие таможенного режима. Таможенный кодекс предусматривал три таможенных режима: режим экспорта, импорта  и транзита. Таможенным кодексом СССР 1964 г. управление таможенным делом на территории СССР передавалось в ведение Министерства внешней торговли СССР и осуществлялось через входящее в его состав Главное таможенное управление. К основным функциям таможенных учреждений относились контроль соблюдения государственной монополии внешней торговли, совершение таможенных операций и борьба с нарушениями таможенных правил и контрабандой.

Устанавливалась двухзвенная система управления таможенным делом:

  • ГТУ;
  • таможни и таможенные посты.

Становление и обеспечение дееспособности системы таможенных органов непосредственно связаны с принятием в 1993 г. Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» и Таможенного кодекса Российской Федерации. Была создана российская правовая база для осуществления таможенной политики и таможенного дела в новых условиях. Таможенная служба России активно включилась в международное сотрудничество по вопросам торгово-тарифной политики таможенного дела. В 1991 г. Россия как правопреемница СССР стала членом международного Совета таможенного сотрудничества и Всемирной таможенной организации (ВТАО), была избрана членом политической комиссии и финансового комитета ВТАО.

Стратегические цели развития современной таможенной системы

Важной  вехой в развитии правовых основ  таможенной деятельности стал Федеральный закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации», вступивший в силу 1.09.1997 г. Закон определил новые условия прохождения службы на контрактной основе, повысил ответственность и престиж человека в таможенной форме, утвердил Кодекс чести таможенника РФ и ритуал принятия присяги сотрудниками таможенного органа РФ. Было завершено формирование кадрового корпуса таможенной службы. На 1 января 2000 г. его численность составила более 56 тыс. человек.

Информация о работе Таможенное дело на Руси