Таможенное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 15:12, курсовая работа

Краткое описание

Поскольку таможенное право – явление сравнительно новое и малоисследованное в правовой науке, выявление особенностей его предмета и метода регулирования представляет собой достаточно сложную, но в то же время актуальную задачу. Следует заметить, что среди юристов отсутствует единодушие в вопросе о том, существует ли самостоятельная отрасль российского права – таможенное право. Некоторые считают, что речь может идти только о таможенном законодательстве. Другие специалисты полагают, что можно говорить о таможенном праве как об отрасли (подотрасли либо даже одном из институтов) административного права, его своеобразной отдельной ветви.

Содержание

Введение
I.Понятие таможенного права……………………………………….…3
1. Определение таможенного права и правоотношений………….….3
2. Предмет и метод таможенного права………………………………11
II. Соотношение таможенного права с другими отраслями права….15
1.Место таможенного права в системе правовых наук………….…...15
2.Взаимосвязь таможенного права с другими отраслями права…….19
Заключение……………………………………………………………...22
Список используемых источников и литературы…………………….24

Вложенные файлы: 1 файл

таможенное право.docx

— 37.89 Кб (Скачать файл)

Таможенное дело по своему составу и структуре – явление  сложное, многоплановое, оно имеет  комплексный характер. Поэтому и  общественные отношения в сфере  таможенного дела могут быть подразделены на группы, отличающиеся значительной спецификой и регулируемые нормами  разных отраслей права: конституционного (государственного); в доминирующей части – административного и  административно-процессуального; гражданского; уголовного; трудового и других отраслей права, а в определенной части  – и международного права.

Если попытаться классифицировать общественные отношения, входящие в  предмет регулирования таможенного  права, то в соответствии с принятой структурой таможенного дела, они  могут быть представлены в следующем  виде.

Первая группа – общественные отношения в сфере таможенной политики; вторая – отношения и  принципы, связанные с перемещением через таможенную границу товаров  и транспортных средств; третья –  отношения, характеризующие статус таможенных режимов; четвертая –  отношения в области таможенно-тарифного  регулирования; пятая – отношения  в области взимания таможенных платежей; шестая – отношения, связанные с  таможенным оформлением; седьмая –  отношения в области таможенного  контроля; восьмая – отношения  в сфере таможенной статистики; девятая  – отношения, связанные с контрабандой и иными преступлениями в сфере  таможенного дела; десятая – отношения, связанные с нарушением таможенных правил и ответственностью за них; одиннадцатая – отношения, возникающие в связи с производством по делам о нарушениях таможенных правил; двенадцатая – отношения, возникающие в связи с рассмотрением дел о нарушениях таможенных правил.

Общим признаком, объединяющим все названные группы отношений  в единое целое, является то, что  в совокупности они составляют общественные отношения в сфере таможенного  дела. Все эти отношения имеют  управленческий характер и во многом охватываются административно-правовым регулированием. Некоторые отношения  в области таможенных платежей регулируются нормами банковского права. В  частности, согласно статьи 122 Таможенного  кодекса, в качестве обеспечения  уплаты таможенных платежей может использоваться гарантия банка и иного кредитного учреждения, получившего лицензию Центрального банка на проведение операций в иностранной  валюте.

Таможенное право можно  определить как комплексную отрасль  российского права, представляющую собой совокупность юридических  институтов и норм, регулирующих отношения  в сфере таможенного дела.

Отрасль права представляет собой систему правовых норм, определяемую собственными предметом и методом  правового регулирования. Поэтому  для полной и детальной характеристики любой отрасли права необходимо определить ее предмет и метод. Эти  два элемента позволяют идентифицировать нормативно-правовое образование как  самостоятельную отрасль права  и отделить ее от других отраслей.

В основу разграничения отраслей права юридическая наука традиционно  кладет предмет правового регулирования, т.е. специфический круг общественных отношений, регулируемый нормами этой отрасли. Предмет правового регулирования, его специфика, позволяющая выделить отрасль, определяет и особенности  метода регулирования отрасли права. Предмет правового регулирования — ведущий критерий для идентификации отрасли права.

Предметом таможенного права  являются общественные отношения в  сфере таможенного дела. Это довольно сложный комплекс отношений, имеющий  собственную структуру и продолжающий динамично развиваться.

Отношения, входящие в предмет  регулирования таможенного права, можно классифицировать следующим  образом:

1) отношения, связанные  с организацией таможенного дела  в стране (основы таможенной политики, структура таможенных органов,  их правовой статус, компетенция  и правовое положение их должностных  лиц);

2) отношения, связанные  с перемещением через таможенную  границу государства товаров  и транспортных средств (их  оформление, взимание таможенных  платежей, таможенный контроль);

3) отношения, характеризующие  таможенные режимы (их статус, порядок  определения, механизмы реализации);

4) отношения, связанные  со специальными таможенными  процедурами;

5) отношения, связанные  совершением правонарушений в  таможенной сфере (виды таких  правонарушений, борьба с ними, уголовная  и административная ответственность  в таможенном деле, производство  по делам о нарушении таможенного  законодательства);

6) отношения, связанные  с участием России в международно-правовом  сотрудничестве в сфере таможенного  дела (цели, принципы, формы такого  сотрудничества, основные его направления).

Таможенное право регулирует отношения, затрагивающие интересы общества в целом и государства. Перемещение через таможенную границу  товаров и транспортных средств  — важнейших элементов экономического оборота — напрямую связано с обеспечением государственной экономической (и не только экономической) безопасности, эти отношения во многом определяют жизнь и развитие общества. Поэтому можно сделать вывод, что предмет правового регулирования этой отрасли права носит публично-правовой характер.

В предмете правового регулирования  таможенного права доминирующую роль играют отношения, связанные с  властно-распорядительной деятельностью  таможенных и некоторых иных органов  государственной власти (действующих  в сфере таможенного дела), их подразделений и должностных  лиц. Определение их правового статуса, компетенции, порядка работы является главной задачей таможенного  права.

Метод таможенного права  представляет собой совокупность приемов, способов и средств осуществления  таможенной политики, реализации норм таможенного законодательства. В  рамках таможенного регулирования  применяются два метода правового  воздействия.

Императивный метод —  это метод властных предписаний. Лицо при осуществлении внешнеэкономической  деятельности вступает в определенные отношения с государственными органами, уполномоченными в области таможенного  дела. Данные таможенные правоотношения регулируются строго установленными правилами  поведения.

Диспозитивный метод —  это метод дозволений. Данный метод  правового регулирования таможенных правоотношений имеет место лишь тогда, когда поведение участников регламентируется гражданско-правовыми  нормами (чаще всего при заключении гражданско-правовых договоров, например, при регулировании договора перевозки).

 

 

II. Соотношение таможенного права с другими отраслями права.

1.Место таможенного права в системе правовых наук.

Таможенное право занимает определенное место, как среди юридических  наук, так и среди дисциплин, которые  в той или иной мере изучают  проблемы взаимодействия таможенных органов, права, законодательства, предприятий, коммерческих структур, банков и т.д. Чтобы правильно определить место  таможенного права среди других юридических наук, необходимо обратится  к выработанной в теории права  и государства системе правовых наук. В частности, при характеристике основ правового регулирования  таможенных отношений в обществе с точки зрения права можно  выделить четыре группы юридических  наук.

Общетеоретические юридические  науки: теория государства и права, наука конституционного права, государственного права и др. Например, с точки  зрения теории государства и права  на базе новейших достижений обществоведения  изучаются теоретические проблемы права и государства, необходимые  для всех юридических наук, в том  числе и для таможенного права. При этом в рамках данной фундаментальной  отрасли правоведения освещаются некоторые  теоретические аспекты работы правовой системы, государственно-правового  регулирования и права в обществе, в том числе и применительно  к таможенной деятельности.

Отраслевые юридические  науки: гражданское право, административное право, финансовое право, земельное  право, уголовное право, налоговое  право и др. Все эти отраслевые юридические науки в той или  иной степени занимаются конкретными  содержательным вопросами правового  регулирования общественных отношений, использованием своих специфических  средств и методов исследования. Каждая из отраслевых юридических наук представляет собой определенную содержательную систему знаний о совокупности тех  или иных норм права, о регулировании  с помощью этих норм права конкретных общественных отношений. Отраслевая юридическая наука изучает только свою, отведенную ей систему правовых норм и регулируемых этими нормами отношений: гражданское право - систему гражданско-правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения в обществе (сюда включаются и некоторые имущественные и личные не имущественные таможенные отношения, которые используются в области таможенного права); административное право - административно-правовые нормы и отношения в различных областях государственного управления (сюда, как мы уже отмечали, включаются и некоторые нормы таможенного права с административным содержанием); уголовное право - систему уголовно-правовых норм и их реализацию в борьбе с преступностью (например, сюда входят нормы о преступлениях в сфере таможенного дела, которые рассматриваются в рамках таможенного права); собственно таможенное право - всю совокупность таможенно-правовых норм, регулирующих таможенные отношения в обществе (включая и нормы из других отраслей права, например, финансового, налогового права) и т.п.

Комплексные юридические  науки - науки, которые исследуют  как правовые, так и иные методы и средства анализа юридических  явлений и процессов. К таким  комплексным юридическим наукам можно отнести криминалистику, криминологию, информационное право и др. (они  тоже находят применение в таможенной сфере).

Прикладные юридические  науки - науки, обслуживающие различные  сферы юридической деятельности в определенных аспектах, включая  таможенную. К ним можно отнести  судебную статистику, судебную медицину, судебную психиатрию.

Приведенная классификация  наук, изучающих разные аспекты права, государства и деятельности механизмов правового регулирования, в определенной мере носит условный характер. Она  позволяет показать место таможенного права в системе отраслевых юридических наук и установить, что все юридические науки, соединяясь, образуют некий замкнутый круг правового воздействия на общественные отношения, контур функционирования разработанных норм права с использованием информации.

Таможенное право, несмотря на то, что определенное количество его норм находится и применяется  в других отраслевых науках, широко использует эти нормы в ходе правового  воздействия на таможенные отношения  и одновременно является формирующейся  отраслевой юридической наукой. Как  самостоятельная отрасль знаний таможенное право, широко использует общесоциальный подход к нормам права, суть которого состоит в том, что он позволяет  как бы соединить в рамках общей  модели разнообразные явления - право, регулирование таможенных отношений, правосознание сотрудников таможен, правоохранительную деятельность, таможенный и валютный контроль и другие и  подвести их под своеобразный общий  знаменатель - правовое регулирование  таможенного дела. Это позволяет  в теории таможенного права создать  довольно стройную модель таможенно-правовой системы, увидеть ранее неизвестные  связи и закономерности, а на практике рассчитывать в будущем оптимальный  режим функционирования таможенного  законодательства.

Все сказанное, естественно, роднит, но не сводит, как уже отмечалось, таможенное право к сущности и  проблематике административного, финансового  и налогового права. Это все же разные области научного знания и  исследования. Например, было показано, что административное право изучает  совокупность административных норм, регулирующих сферу административной деятельности, и оно касается только отдельных проблем таможенно-правового  регулирования общественных отношений (скажем, административный статус работников таможенных органов, виды административной ответственности и др.). Финансовое право исследует комплекс юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, для обеспечения бесперебойного осуществления его задач, функций в каждый данный период развития (скажем, взаимоотношения таможенных органов в связи с направлением денежных средств в бюджет). Предметом налогового права являются имущественные отношения, возникающие между плательщиками налогов и сборов и государственными налоговыми органами. Сущность этих отношений проявляется в том, что в соответствии с налоговым законодательством у налогоплательщика изымается в государственный бюджет определенная часть имущества в денежной форме.

Однако, названные отрасли  права близки по предмету и особенностям регулирования к таможенному  праву. Это касается в первую очередь  административного и финансового  права. Возьмем, к примеру, последнее. Как было замечено выше, таможенная пошлина как в таможенном, так  и финансовом праве - это вид обязательного  платежа, который предназначен для  формирования вместе с другими налогами доходной части государственного бюджета. В статье 18 ТК - таможенная пошлина  рассматривается как платеж, взимаемый  таможенными органами при ввозе  товаров на таможенную территорию Республики Беларусь или вывозе товаров с  этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза, но ограничится таким формальным отнесением таможенной пошлины к  группе налогов было бы не верно. Несмотря на наличие общих проблем, не исключается  известная самостоятельность, меняющая объем понятия в зависимости  от конъюнктуры. Государство устанавливает  налоги и пошлины для собственных  нужд, для обеспечения собственной  жизнедеятельности. Чтобы четко  работал государственный механизм, необходимо содержать штат управленцев. Их заработная плата, а также другие статьи расходной части государственного бюджета определяются реально существующими  факторами - потребностями в достаточно надежном прохождении управленческих решений, в прочности государственного механизма вообще, в финансировании ряда отраслей производства и т.п., словом доходная часть бюджета в значительной мере количественно определяет расходную См.: Воробьев Ю.А. Основы таможенного дела. С. 9.. Можно поставить сейчас вопрос о комплексном, всеохватывающем исследовании норм таможенного права, таможенных правоотношений и механизма правового регулирования таможенного дела в целом не только с точки зрения теории государства и права, таможенного, административного, финансового и налогового права, и о формировании на этой базе единой теории таможенного права и новой комплексной отрасли таможенного законодательства.

Информация о работе Таможенное право