Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 22:37, курсовая работа
Основная цель настоящей работы–, исследовать понятие, виды, особенности ответственности в таможенном праве, виды наказаний за правонарушения и преступления в сфере таможенного дела.
Исходя из указанной цели, определены следующие задачи:
Рассмотреть понятие и виды таможенных правонарушений;
Раскрыть понятие юридической ответственности в таможенном праве;
Рассмотреть особенности юридической ответственности за таможенные правонарушения;
Проанализировать виды административных наказаний применяемых за таможенные правонарушения;
Проанализировать виды уголовных наказаний применяемых за таможенные преступления;
Проанализировать виды дисциплинарных и материальных взысканий в сфере таможенного дела;
Рассмотреть правоприменительную практику.
Таким образом на основании первой главы можно сделать следующие выводы:
1)Законодательством РФ установлена ответственность различной степени тяжести в области таможенного дела-преступления и проступки. Те и другие являются нарушениями таможенных правил. Критерием их разграничения служит вред причиненный конкретными правонарушением. Выделяют специальные правонарушения, совершаемые только при осуществлении таможенной деятельности и предусмотренные в Таможенном кодексе РФ 2003г.
2)В соответствии с тем или иным правонарушением в сфере таможенного дела и его последствиями неизбежно должна наступать ответственность конкретного субъекта таможенного права. А ответственность в таможенном праве представляет правовой институт, имеющий, в основном, частные нормы, регламентирующие отдельные виды ответственности.
2. Виды ответственности в таможенном праве
2.1.Уголовная ответственность в таможенном праве
Преступления в таможенной сфере часто называют таможенными преступлениями. Ответственность за их совершение предусмотрена уголовным законодательством. [12]Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за пять видов таможенных преступлений:
Контрабанда (ст.188 УК);
Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст.189 УК);
Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст.190 УК);
Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст.193 УК);
Уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 193 УК);
Контрабанда. В соответствии с уголовным законодательством контрабандой признается перемещение через таможенную границу РФ помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием товаров и иных предметов, за исключением указанных в ч.2 данной статьи (ч.1ст.188 УК).
Согласно ч.2 ст. 188 УК наказываются те же действия, совершенные в отношении:
Наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных и взрывчатых веществ;
Вооружение, взрывных устройств, огнестрельного оружия и боеприпасов;
Ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании и в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ;
Стратегически важных сырьевых товаров и культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ.
Часть 3 ст.188 УК предусматривает, что наказываются перечисленные выше деяния, совершенные неоднократно; должностным лицом с использованием своего служебного использования; с применением насилия к лицу, существующему таможенный контроль.
В ч.4 ст.188 УК указано, что наказываются перечисленные в трех предыдущих частях данной статьи деяния, совершенные организованной группой.
Санкции ст.188 УК предусматривают различные виды наказания: лишение свободы на срок до 5 лет (ч.1);лишение свободы на срок от 3 до 7 лет с конфискацией имущества или без таковой (ч.2);лишение свободы на срок от 5 до 10 лет с конфискацией имущества или без таковой (ч.3);лишение свободы на срок от 7 до 12 лет с конфискацией имущества (ч. 4).
Незаконный экспорт
Обязательным признаком данного преступления является нарушение требований специального экспортного контроля. Преступление носит умышленный характер. Его субъектность является любое лицо, в т.ч. должностное.
Невозвращение
на территорию РФ предметов художественного,
исторического и
Закон РФ «о вывозе и ввозе культурных ценностей» 1993 г. И Федеральный закон «О музейном фонде РФ и музеях РФ» 1996 г. Определяют порядок вывоза и ввоза исторических ценностей, музейных предметов и коллекций, в т.ч. в случаях их временного вывоза.
Временный вывоз культурных ценностей характеризуется обязательством их обратного ввоза в установленные сроки. Законом РФ 1993 г. Установлены требования, соблюдение которых обязательно для получения разрешения на временный вывоз ценностей. Основанием для пропуска их через таможенную границу является свидетельство на право вывоза, выданное Министерством культуры РФ.
Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК).
Уголовная ответственность наступает за невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ.
Уголовная ответственность руководителя организации, независимо от формы собственности, наступает в случае, если иностранная валюта в крупном размере:1)находится за границей;2) не была по вине руководителя перечислена на счет уполномоченного банка РФ.
Обязательным условием для привлечения к уголовной ответственности является крупный размер невозвращенной из-за границы валюты. Примечание к ст.193 УК устанавливает, какую сумму считает крупной, если сумма превышает 1 0000 МРОТ.
Уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК).
УК РФ определил 2 критерия уклонения от уплаты таможенных платежей: крупный размер и неоднократность уклонения.
Уклонение может выражаться в:
- заявлении таможенным органом ложных сведений, повлекших за собой неуплату таможенных платежей;
- предоставлении таможенным органам подложных финансовых документов, подтверждающих факт уплаты либо являющихся обеспечением уплаты таможенных платежей;
- отзыве плательщиком платежных документов по перечислению банком денежных средств на счете таможенных органов;
- нарушение сроков платы таможенных платежей при реальной возможности их уплаты.
Неоднократность уклонения от уплаты таможенных платежей означает, что виновный несколько раз уклонялся от уплаты платежей в крупном размере. При этом каждое уклонение представляло самостоятельное преступление, они не охватывались единым умыслом.
2.2.Административная ответственность
Остановимся на особенностях административной ответственности в области таможенного дела более подробно. Эти особенности обусловлены дуализмом таможенного законодательства, регулирующего два основных вида общественных отношений:
а) административно-правовые, касающиеся различных ограничений на ввоз и вывоз товаров (квотирование, лицензирование и др.), порядка осуществления таможенного контроля, совершения таможенных операций и отправления таможенных формальностей;
б) финансово-правовые, связанные с взысканием таможенных налогов и сборов.[18]
Особенностями административной ответственности в области таможенного дела являются:
особое правовое регулирование;
порядок привлечения к административной ответственности устанавливается только КоАП РФ;
единственным
фактическим основанием
для привлечения
к административной
ответственности
в области таможенного
дела является совершение
таможенного правонарушения(
субъектами административной ответственности являются физические и юридические лица;
административная ответственность применяется как в судебном, там и во внесудебном порядке.
Исходя из изложенного попытаемся сформулировать понятие административной ответственности в области таможенного дела.
Административная
ответственность в сфере
Современная правовая наука признает три основания административной ответственности: 1) закон в качестве правового, формально-нормативного основания; 2) состав административного правонарушения — фактическое основание; 3) постановление, акт соответствующего должностного лица органа исполнительной власти или судьи о применении конкретного наказания в отношении конкретного правонарушителя — процессуальное основание.1
В качестве фактического основания применения мер административной ответственности (санкций) за административные правонарушения в области таможенного дела КоАП признает лишь состав административного правонарушения.
В КоАП РФ содержатся принципы административного законодательства, определены виды административных наказаний и правила их применения, единый для всех органов административной юрисдикции порядок производства по делам об административных правонарушениях, включая применение мер обеспечения, порядок исполнения постановлений о назначении наказаний, а также исчерпывающий перечень нарушений и меры ответственности за несоблюдение нормативных предписаний, установленных на федеральном уровне. Установление либо исключение административной ответственности за совершаемые деяния возможно лишь путем внесения изменений в указанный кодекс.
Субъектами административной ответственности являются физические и юридические лица. С точки зрения определения мер ответственности физические лица в свою очередь подразделяются на две категории: должностные лица и граждане. Наибольшие санкции предусмотрены за совершение административного правонарушения юридическими лицами, наименьшие - гражданами.
Субъектами ответственности за совершение административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) могут выступать лица любой вышеуказанной категории в зависимости от формулировки конкретной санкции.
КоАП РФ установлен так называемый принцип "двусубъектной" ответственности. Заключается он в том, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за совершенное нарушение виновное физическое (в том числе и должностное) лицо. При этом привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. Вместе с тем, возбуждение уголовного дела в отношении конкретного физического лица исключает возможность осуществления в отношение него административного производства по одному и тому же факту совершения противоправных действий. [19]
Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, в том числе в сфере таможенного дела, подлежат административной ответственности на общих основаниях. Причем ответственность в соответствии с нормами КоАП РФ за совершение нарушений таможенных правил наступает и для лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине.
Физическое лицо признается субъектом административной ответственности по достижении к моменту совершения правонарушения возраста шестнадцати лет и только в случае виновного совершения противоправного деяния (применительно к физическим лицам выделяются две формы вины - умысел и неосторожность). [4]
Должностное
лицо подлежит административной
ответственности в случае
совершения правонарушения
в связи с неисполнением либо
ненадлежащим исполнением своих
должностных обязанностей.
Под должностным лицом
понимается лицо, постоянно,
временно или в соответствии
со специальными полномочиями
осуществляющее функции
представителя власти,
то есть наделенное
в установленном законом
порядке распорядительными
полномочиями в отношении
лиц, не находящихся
в служебной зависимости
от него, а равно лицо,
выполняющее организационно-