Одно из конкретных проявлений
принципа законности в таможенном праве
– это обеспечение законности
при применении мер воздействия
за нарушения таможенных правил. В
ст.248 ТК установлено: «Никто не может
быть подвергнут мере воздействия за
нарушение таможенных правил иначе
как на основании и в порядке,
предусмотренных законодательными
актами Российской Федерации. Производство
по делам о нарушении таможенных
правил и их рассмотрение, а также
исполнение постановлений таможенных
органов Российской Федерации о
наложении взысканий осуществляются
строго на основании законности. Соблюдение
требований законодательства Российской
Федерации при применении мер
воздействия за нарушения таможенных
правил обеспечивается систематическим
контролем со стороны вышестоящих
таможенных органов Российской Федерации
и их должностных лиц, прокурорским
надзором, правом обжалования, другими
предусмотренными законодательством
Российской Федерации способами».
- Демократизм как принцип таможенного права имеет многообразные проявления и формы. В Преамбуле Таможенного Кодекса содержатся положения об обеспечении защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов в области таможенного дела. Согласно п.14 ст.10 ТК таможенные органы содействуют осуществлению мер по защите общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защите животных и растений, охране окружающей и природной среды, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров. Разделом XI ТК предусмотрены информирование, консультирование и принятие предварительных решений по таможенно-правовым вопросам. В ТК содержатся и другие конкретные нормы, характеризующие демократизм таможенного права. В частности, ст.308 ТК «Права лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил» установлено, что лицо, привлекаемое к ответственности за нарушение таможенных правил, вправе знать, за какое нарушение таможенных правил оно привлекается к ответственности; знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, обжаловать постановление по делу. О демократизме таможенного дела свидетельствует предусмотренный раздел XIII ТК институт обжалования и рассмотрения решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц. В этот раздел входят четыре главы, в которых последовательно регламентируются общие положения об обжаловании, первоначальное обжалование, вторичное обжалование, рассмотрение решений, действий или бездействий таможенных органов РФ и их должностных лиц в связи с протестом прокурора, а также в порядке контроля. Глава 48 ТК специально посвящена обжалованию постановления таможенного органа по делу о нарушении таможенных правил.
Демократизм российского
таможенного права обуславливает
его гласный и общедоступный
характер. В ТК включен самостоятельный
раздел XI «Информирование и консультирование.
Предварительные решения». Это характеризует
нацеленность таможенного законодательства
на широкое ознакомление населения,
всех интересующихся лиц с информацией
по таможенным вопросам. Демократизм
российского таможенного права
проявляется в ст.393-396 ТК, предусматривающих
принятие таможенным органом предварительного
решения. Положения, зафиксированные
в этих статьях, позволяют расширить
набор таможенных инструментов и
средств регулирования различных
аспектов таможенного дела на разных
стадиях таможенного процесса, дают
возможность юридическим и физическим
лицам более гибко решать таможенные
вопросы, сообразуясь со своими потребностями
и конкретными возможностями.
- Полномасштабное и четкое таможенное регулирование как принцип таможенного права предполагает: а) отнесение таможенного регулирования к ведению РФ, как это предусмотрено пунктом «ж» ст.71 Конституции; б) полноту и масштабность охвата правовым регулированием общественных отношений в сфере таможенного дела. Речь идет о максимально возможном обеспечении именно правового регулирования этого вида отношений. Постоянное обновление правового регулирования, устранение имеющихся пробелов – обязательное условие эффективного функционирования таможенного права, соответствие его новым политическим и социально-экономическим реалиям России.
- Обеспечение эффективности таможенно-правовых средств и инструментов и их рационализация. Таможенное право не может эффективно и целенаправленно реализоваться без умножения и рационализации всего набора таможенно-правовых средств и инструментов. Многое в этом плане уже намечено в ТК. Речь идет о расширении средств таможенного контроля; введении в таможенный оборот многообразия таможенных режимов; таких новых инструментах как таможенный брокер, таможенный переводчик, служащий по таможенному оформлению. В то же время, в этом направлении таможенной деятельности еще сохраняются резервы, в частности, на каких участках, как перемещение товаров и транспортных средств, таможенный контроль, таможенные платежи.
- Учет опыта международно-правового сотрудничества и регулирования в области таможенного дела. Можно без преувеличения утверждать: тенденции развития российского таможенного права отражают его нацеленность на международно-правовое сотрудничество и участие России в межгосударственном регулировании в сфере таможенного дела. Эти тенденции в развитии таможенного права подтверждаются содержанием соответствующих статей ТК, а также ряда международно-правовых соглашений и иных такого рода актов с участием России.
Этот принцип четко
отражен в ст.2 ТК: «Российская
Федерация стремится к активному
участию в международном сотрудничестве
в области таможенного дела. Таможенное
дело в Российской Федерации развивается
в направлении гармонизации и
унификации с общепризнанными международными
нормами и практикой». Более конкретно
данный принцип воплощен в п.17 ст.10
ТК, в соответствии с которым таможенные
органы «обеспечивают выполнение международных
обязательств Российской Федерации
в части, касающейся таможенного
дела; осуществляют сотрудничество с
таможенными и иными компетентными
органами иностранных государств, международными
организациями, занимающимися вопросами
таможенного дела».
4. система
таможенного права
Обычно выделение правовых образований
и признание их в качестве отраслей
права связываются не только с
характерными и специфическими для
каждой из них предметом и методом
регулирования либо праовым (юридическим)
режимом, но и с определенной их целостностью,
независимо от того, каков характер
этой отрасли права, является ли она
базовой (профилирующей), специальной
или комплексной. Это положение
полностью относится и к таможенному
праву. Системообразующими факторами
в этом случае выступают комплексный
характер регулируемых им общественных
отношений, обусловленных спецификой
самого таможенного дела, и одновременно
комплексное правовое регулирование.
Нормы, составляющие таможенное право,
будучи включенными прежде всего
в ТК, обретают необходимые последовательность,
стройность, внутреннюю согласованность
и образуют некую целостную систему.
В этом смысле только и можно понимать
таможенное право. Целостный и системный
характер таможенного права обуславливается
единством и комплексным характером
таможенного дела.
Понятие «система таможенного права»
включает в себя подразделение юридических
норм этой отрасли на главные части,
основные разделы, институты и входящие
в них нормы.
С некоторой долей условности можно
подразделить таможенное право на общую
и особенную часть, как это
принято и в других отраслях права.
В общую часть входят понятие
и содержание таможенного дела, таможенный
политики и ее целей, таможенной территории
и таможенной границы Российской
Федерации и другие общие термины
и понятия, относящиеся к регламентации
таможенного дела и закрепленные
в таможенном законодательстве. Общая
часть таможенного права несколько
уже общей части учебного курса
«Таможенное право Российской Федерации»,
включающей разделы о научно-теоретических
основах таможенного дела и об
истории таможенного права, о
предмете, системе и источниках таможенного
права, не входящие, естественно, в общую
часть права.
К общей части таможенного права
относятся разделы о субъектах
таможенного права; о формах и
методах деятельности таможенных органов;
об ответственности в таможенном
праве.
Система особенной части таможенного
права сформирована с учетом специфики
соответствующих блоков, элементов
таможенного дела. Она включает правовое
регулирование порядка перемещения
через таможенную границу товаров
и транспортных средств; таможенного
тарифа и взимания таможенных платежей;
таможенного оформления; таможенного
контроля; ведение товарной номенклатуры
внешнеэкономической деятельности.
К ней же относятся дознание, осуществляемое
таможенными органами, их оперативно-розыскная
деятельность, производство по делам
о нарушении таможенных правил и
их рассмотрения.
5. источники
таможенного права
Под источниками таможенного права,
как и любой другой отрасли
права, понимаются исходящие от органов
государственной власти официально-документальные
формы выражения и закрепления
норм права.
Источниками таможенного права
как отдельной правовой отрасли
являются правовые акты, в которых
содержатся нормы таможенного права.
К их числу относятся Конституция;
федеральные законы; нормативные
акты Президента и Правительства
РФ, министерств, государственных комитетов
и других федеральных органов
исполнительной власти. Нормы таможенного
права содержатся также в некоторых
актах региональных таможенных управлений.
К источникам таможенного права
можно отнести те международные
договоры и соглашения в сфере
таможенного дела, которые признает
и в которых участвует Российская
Федерация, например, Соглашение о принципах
таможенной политики от 13 марта 1992 года,
подписанное большинством стран
СНГ. Каждый из перечисленных источников
таможенного права имеет свою
специфику.
- Конституция, будучи основным источником таможенного права, содержит достаточно ограниченное число юридических норм, непосредственно относящихся к таможенному праву. Это, например, уже упоминавшаяся ч.1 ст.74 Конституции, в соответствии с которой на территории России не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; пункт «ж» ст.71, в соответствии с которым таможенное регулирование отнесено к ведению Федерации. Однако многие конституционные нормы более общего характера также имеют отношение к таможенному праву. Это часть 1 ст.8 о поддержке конкуренции и свободе экономической деятельности и ч.2 ст.8 о признании и защите равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; часть 1 ст.34 о праве каждого на свободное использование способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; часть 3 ст.15, в соответствии с которой любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Перечисленные конституционные нормы являются исходными положениями для таможенного права.
Таким образом, Конституция
занимает особое место среди других
источников таможенного права. Будучи
основным законом России, она предопределяет
характер таможенного права в
целом. В этом состоит главная
особенность Конституции как
источника таможенного права. Конституция
является не только юридической базой
для последующего развития таможенного
права, как, впрочем, и ряда других правовых
отраслей.
В соответствии с Конституцией
какие-либо ограничения перемещения
товаров и услуг могут вводиться
в соответствии с федеральным
законом (а не каким-то иным правовым
актом) и только в тех случаях,
если это необходимо для обеспечения
безопасности, защиты жизни и здоровья
людей, охраны природы и культурных
ценностей. Данное положение является
гарантом демократичности и стабильности
таможенного права, в то же время,
допуская определенную гибкость.
- Следующий по значению источник таможенного права – законы. Среди них надо выделить: а) таможенные кодексы; б) другие законы, в которых содержатся нормы таможенного права. О значении, характере и специфике таможенных кодексов как комплексных законов в сфере таможенного дела выше уже говорилось.
Иные, Иные, кроме таможенных
кодексов, законы как источники таможенного
права можно, в свою очередь, условно
подразделить на 2 группы: собственно таможенные
законы, основным содержание которых
являются именно таможенные вопросы, и
иные законы, в которых содержатся
нормы таможенного права. К первой
группе относится закон «О таможенном
тарифе», ко второй – Закон «О вывозе
и ввозе культурных ценностей».
- Нормативные акты Президента и Правительства Российской Федерации. При всей важности законов для регулирования таможенного дела они объективно не в состоянии решить все вопросы, возникающие в связи с динамичным, мобильным характером таможенного дела. Это объясняется длительностью процедуры принятия законов, в том числе и в таможенной сфере. Собственно таможенные законы, имея фундаментальный характер, рассчитаны на длительный срок действия. Решить задачи более оперативного регулирования таможенных отношений, обеспечить возможности чуткого реагирования на возникающие вопросы призвано текущее нормативное регулирование таможенного дела. Важнейшую роль в нем играют указы Президента и постановления Правительства.
Примерами нормативных указов
Президента РФ по вопросам таможенного
дела могут служить Указ «О неотложных
мерах по организации таможенного
контроля в Российской Федерации» от
18 июля 1992 года, предусматривавший комплекс
мер по установлению таможенной границы
с бывшими республиками Союза
ССР, не подписавшими соглашение о принципах
таможенной политики от 13 марта 1992 года
или же присоединившимся к нему,
а также по укреплению и совершенствованию
таможенной службы в Российской Федерации,
включая вопросы об условиях труда,
правовых и социальных гарантиях
работников таможенной службы; Указ от
24 октября 1992 года, которым было утверждено
Положение о порядке присвоения
персональных знаний должностным лицам
таможенных органов и организацией
таможенной службы, и ряд других
указов.