Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 21:59, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы показать основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как в России, так и в других странах.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
1. исследовать таможенно-тарифный механизм, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
2. проанализировать таможенно-тарифную политику России и зарубежных стран;
3. обобщить практику участия Российской Федерации в международных торгово-таможенных организациях и соглашениях;
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1. Понятие таможенно-тарифного регулирования…………………… 4
1.2. Цели таможенно-тарифного регулирования………………………...9
1.3.Виды таможенно-тарифного регулирования…………………………11
1.4 Таможенно-тарифное регулирование в России………………………13
Глава2. ЭЛЕМЕНТЫ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
2.1.Таможенный тариф…………………………………………………….19
2.2. Таможенное декларирование товаров……………………………….25
Заключение…………………………………………………………………27
Список литературы………………………………………………………...28
Глава2. ЭЛЕМЕНТЫ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
2.1.Таможенный
тариф.
Главным элементом таможенно-тарифного
регулирования является таможенный тариф,
который по характеру своего действия
относится к экономическим регуляторам
внешней торговли.
Таможенный тариф в зависимости от контекста
может определяться как:
а) инструмент торговой политики и государственного
регулирования внутреннего рынка страны
при его взаимодействии с мировым рынком;
б) свод ставок таможенных пошлин, применяемых
к товарам, перемещаемым через таможенную
границу, систематизированный в соответствии
с товарной номенклатурой ВЭД;
в) конкретная ставка таможенной пошлины,
подлежащей уплате при вывозе или ввозе
определенного товара на таможенную территорию
страны.
Таможенный тариф –
это систематизированный перечень таможенных
пошлин, которыми облагаются товары при
импорте, а в отдельных случаях при экспорте
из данной страны. Таможенные тарифы остаются
одним из важнейших инструментов государственного
регулирования внешней торговли, который
позволяет осуществлять с его помощью
защиту национальных интересов производителей
от иностранной конкуренции. Таможенный
тариф относится к экономическим регуляторам.
Таможенный тариф
содержит конкретные ставки пошлин, которые
прямо воздействуют на цены импортируемых
товаров, влияют на уровень внутренних
цен в стране, непосредственно
сказываются на результатах хозяйственной
деятельности предприятий. В силу этого
таможенные тарифы остаются одним из
важнейших инструментов государственного
регулирования внешней
Существует три основных типа таможенного
тарифа:
- двойной тариф — тариф с максимальными
и минимальными
ставками таможенной пошлины по каждой
товарной позиции. Выбор ставки
зависит от торгово-политических отношений
с конкретной страной;
- запретительный тариф — высокий таможенный
тариф (например, свыше 20%), призванный
оградить внутренний рынок от ввоза или
вывоза определенного товара;
- дифференцированный тариф, который позволяет
отдавать предпочтение определенным товарам
или не пропускать их в зависимости от
того, в какой стране они изготовлены.
Таможенный тариф обычно имеет несколько
ставок пошлин на один и тот же товар (их
называют соответственно двухколонными,
трехколонными и т. д.), поскольку многие
страны применяют дифференцированные
ставки на товары, импортируемые из государств
— участников региональных экономических
объединений, развивающихся государств
и государств, на которые распространяется
и не распространяется режим наибольшего
благоприятствования.
Элементы таможенного тарифа:
1. таможенная пошлина – обязательный платёж
в федеральный бюджет, взимаемый таможенными
органами при ввозе товаров на таможенную
территорию РФ или вывозе товаров с этой
территории, а также в иных случаях, установленных
таможенным законодательством РФ в целях
таможенно-тарифного регулирования.
Таможенные пошлины выполняют три основные
функции:
- фискальную, которая относится и к импортным,
и к экспортным пошлинам, поскольку они
являются одной из статей доходной части
государственного бюджета;
- протекционистскую (защитную), относящуюся
к импортным пошлинам, поскольку с их помощью
государство ограждает национальных производителей
от нежелательной иностранной конкуренции;
- балансировочную, которая относится
к экспортным пошлинам, установленным
с целью предотвращения нежелательного
экспорта товаров, внутренние цены на
которые по тем или иным причинам ниже
мировых.
Классификация таможенных пошлин:
I. По способу взимания:
а) адвалорные - начисляются в процентах
к таможенной стоимости облагаемых товаров;
б) специфические — начисляются в установленном
размере за единицу облагаемого товара;
в) комбинированные - сочетают оба названных вида
таможенного обложения.
II. По объекту обложения:
а) импортные - пошлины, которые накладываются
на импортные товары при выпуске их для
б) экспортные - пошлины, которые накладываются
на экспортные товары при выпуске их за
пределы таможенной территории государства;
в) транзитные - пошлины,
III. По характеру:
а) сезонные - пошлины, которые применяются
для оперативного регулирования международной
торговли продукцией сезонного характера,
прежде всего сельскохозяйственной;
б) антидемпинговые —
в) компенсационные - пошлины, накладываемые
на импорт тех товаров, при производстве
которых прямо или косвенно использовались
субсидии, если их импорт наносит ущерб
национальным производителям таких товаров.
IV. По происхождению:
а) автономные - пошлины, вводимые на основании
односторонних решений органов государственной
власти страны;
б) конвенционные (договорные) - пошлины,
устанавливаемые на базе двустороннего или
в) преференциальные - пошлины, имеющие
более низкие ставки по сравнению с обычно
действующим таможенным тарифом, которые накладываются
на основе многосторонних соглашений на
товары, происходящие из развивающихся
стран.
V. По типам ставок:
а) постоянные - таможенный тариф, ставки
которого единовременно установлены органами
государственной власти и не могут изменяться
в зависимости от обстоятельств;
б) переменные -
VI. По способу вычисления:
а) номинальные - тарифные ставки, указанные
в таможенном тарифе. Они могут дать только
самое общее представление об уровне таможенного
обложения, которому страна подвергает
свой импорт или экспорт;
б) эффективные ― реальный уровень таможенных
пошлин на конечные товары, вычисленные
с учетом уровня пошлин, наложенных на
импортные узлы и детали этих товаров.
2. таможенная стоимость – стоимостная
характеристика перемещаемых через таможенную
границу товаров, которая используется
для целей:
- исчисления таможенных платежей;
- ведения таможенной статистики внешней
торговли
3. тарифные льготы – предоставляемые на
условиях взаимности или в одностороннем
порядке ,при реализации торговой политики
РФ ,льготы в отношении товара, перемещаемого
через таможенную границу РФ в виде возврата
ранее уплаченной пошлины, освобождения
от оплаты пошлины, снижения ставки пошлины,
установления тарифных квот на преференциальный
ввоз (вывоз) товара.
4. тарифные преференции – специальные
преимущества, предоставляемые при обложении
таможенными пошлинами всех или нескольких
видов товаров отдельных стран и не распространяющиеся
на аналогичные товары других стран
5. тарифные привилегии – преимущества,
предоставляемые определённым физическим
либо должностным лицам при перемещении
через таможенную границу РФ товаров,
транспортных средств, ценностей, личных
вещей и других предметов.
Чем выше уровень экономического развития
страны, чем богаче и разнообразнее система
ее внешнеэкономических связей, тем меньшую
роль играют в ее таможенной политике
чисто фискальные мотивы, тем больше эта
политика определяется комплексной стратегией
создания для национальной экономики
благоприятных условий развития в настоящем
и в будущем. И как следствие, усиление
роли таможенного тарифа и применение
его в качестве регулятора развития национальной
экономики, позволяющего, облегчая или
затрудняя ввоз в страну или вывоз из нее
определенных товаров, воздействовать
на торговые потоки, обеспечить сбалансированность
внешнеторгового обмена, сознательно
формировать хозяйственную структуру,
постепенно менять место страны в международном
разделении труда.
Импортный таможенный тариф заслуженно
считается основным инструментом регулирования
внешней торговли. При этом в процессе
развития международной торговой системы
таможенный тариф рассматривается как
наиболее эффективный внешнеторговый
регулятор.
Российский тариф необходимо совершенствовать
таким образом, чтобы он максимально соответствовал
задаче защиты экономических интересов
страны пространства.
В последние десятилетия значение тарифов
падало по мере того, как нарастали различные
косвенные барьеры регулирования внешней
торговли - такие, как разнообразные технические
стандарты или добровольные экспортные
ограничения на основе неформального
соглашения. Решительные действия по устранению
подобных ограничений проводит ВТО. Рекомендации
данной организации направлены на существенное
повышение роли таможенных тарифов во
внешнеторговом регулировании. Средние
ставки тарифов экономически развитых
стран в современных условиях невысоки,
но влияние их на внешнюю торговлю остается
весьма значительным. Ведь и с помощью
сравнительно небольших пошлин можно
делать ввоз определенных товаров невыгодным
и стимулировать их производство внутри
страны, облагая их более высокими пошлинами
по сравнению с сырьем для их производства.
К тому же высокая степень дифференциации
тарифов позволяет, сохраняя сравнительно
малый общий уровень обложения, обеспечивать
защиту от импорта отдельных разновидностей
товаров.
При современном уровне научно-технического
развития, крайне высокой степени специализации
такая защита оказывается весьма эффективной.
В то же время опыт индустриализации ряда
стран свидетельствует, что таможенный
тариф может быть эффективным орудием
целенаправленного стимулирования ввоза
товаров, необходимых для определенных
отраслей промышленности. В этих целях
применяются такие инструменты, как использование
целевых таможенных льгот в рамках таможенных
режимов переработки и просто установление
дифференцированных тарифных ставок в
зависимости от того, насколько вписывается
импорт данного товара в принятую стратегию
экономического развития.
Играя роль непосредственного регулятора,
таможенный тариф в то же время выполняет
и другую функцию - является косвенным
средством давления на другие государства
в целях содействия развитию экспорта.
Подводя итог, можно отметить следующее,
что таможенный тариф, как правило, выполняет
определенные функции.
Функции таможенного тарифа:
· фискальная - обеспечивает необходимое
пополнение доходной части бюджета;
· защитная - предохраняет отечественное
производство (отдельные национальные
отрасли экономики) от чрезмерного уровня
иностранной конкуренции, которым может
быть нанесен существенный ущерб;
· регулирующая - оказывает определенное
влияние на формирование структуры производства,
на механизм ценообразования, поощряет
развитие одних отраслей и сдерживает
развитие других;
· торгово - политическая (которая может
рассматриваться также как элемент регулирующей
функции) - является инструментом косвенного
воздействия на экономическую политику
других государств, играет определенную
роль в достижении баланса экономических
интересов между странами.
Таким образом, таможенный тариф является
основным инструментом торговой политики
и государственного регулирования внутреннего
рынка товаров страны при его взаимосвязи
с мировым рынком.
Многоплановость и специфика влияния
таможенного тарифа на развитие внешнеторговых
отношений и экономики страны в целом
требуют взвешенного подхода к определению
уровня ставок пошлин, так как необходимо
учитывать всю совокупность возможных
экономических, а также социальных последствий.
2.2. Таможенное декларирование
товаров.
Таможенное декларирование — это заявление
уполномоченным лицом по установленной
форме точных сведений о товарах в соответствии
с требованиями избранного таможенного
режима или специальной таможенной процедуры.
Таможенному декларированию подлежат
товары:
— перемещаемые через таможенную границу;
— при изменении таможенного режима (например,
таможенного режима временного ввоза
на режим таможенного склада);
— являющиеся отходами, образовавшимися
в результате применения таможенных режимов
переработки на таможенной территории
и переработки для внутреннего потребления;
— являющиеся остатками ввезенных товаров,
для переработки и не использованных в
производственном процессе , при применении
таможенных режимов переработки на таможенной
территории и переработки для внутреннего
потребления;
— являющиеся отходами, образовавшимися
в результате уничтожения иностранных
товаров, при применении таможенного режима
уничтожения;
— незаконно ввезенные на таможенную
территорию РФ и приобретенные лицом,
осуществляющим предпринимательскую
деятельность и не имеющим отношения к
незаконному перемещению.
В декларации на товары указываются следующие основные сведения, в том числе в кодированном виде:
1) заявляемая таможенная
2) сведения о декларанте, таможенном представителе, об отправителе и о получателе товаров;
3) сведения о транспортных
4) сведения о транспортных
5) сведения о товарах:
а) наименование;
б) описание;
в) классификационный код товаров по Товарной номенклатуре
г) внешнеэкономической деятельности;
д) наименование страны происхождения;
е) наименование страны отправления (назначения);
ж) описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера);
з) количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах
и) измерения;
к) таможенная стоимость;
л) статистическая стоимость;
6) сведения об исчислении
ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;
применение льгот по уплате таможенных платежей;
суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;
курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза и применяемый для исчисления таможенных платежей в соответствии с настоящим Кодексом;
7) сведения о
8) сведения о соблюдении
9) сведения о производителе
10) сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под таможенную процедуру;
11) сведения о документах, представляемых в соответствии со статьей 183 настоящего Кодекса;
12) сведения о лице, составившем декларацию на товары;
13) место и дата составления декларации на товары.
Все лица на равных основаниях имеют
право на перемещение товаров
через таможенную границу с соблюдением
положений, установленных таможенным
законодательством таможенного
союза и законодательством
Так же товары ,перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств- членов таможенного союза.(ТКТС , глава22, ст.156 п.1,3)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таможенно-тарифное регулирование – это
один из базовых институтов любой экономики.
Особенно важна его роль в государствах,
которые осуществляют переход от централизованной
экономики к рыночной. Задача таможенной
системы состоит в том, чтобы состыковать
новую экономическую систему России с
системой мирохозяйственных связей и
за счет этого дать импульс развитию внешнеэкономических
связей. Одним из условий, для выполнения
этой задачи является соответствующая
постановка таможенно-тарифного регулирования.
И, как следствие, развитие правовой базы
всего таможенного дела, унификации таможенных
процедур на основе передового мирового
опыта Россия, будучи великой евроазиатской
страной, имеет исключительно благоприятные
перспективы интеграции в международную
таможенную систему.
Сложившаяся к настоящему времени таможенно-тарифная
политика России в основном ориентирована
на:
· пополнение доходной части бюджета (до
50% доходной части федерального бюджета
поступают от таможенных сборов);
· защиту ослабленных секторов экономики
(отсюда повышение импортных пошлин на
многие виды зарубежных товаров);
· приспособление к требованиям ВТО, с
которой Россия ведет переговоры о вступлении
в эту организацию (с этой целью по согласованному
графику вынуждено снижаются наиболее
высокие ставки таможенного тарифа).
Действующая Товарная номенклатура внешнеэкономической
деятельности соответствует международным
обязательствам России, но недостаточно
отражает потребности регулирования
экономики. Нужны последовательные
усилия по детализации номенклатуры,
с тем чтобы любая тарифная
позиция однозначно определялась указанием
соответствующего кода. Дифференциация
тарифа - необходимое условие
Таким образом, многоплановость и специфика влияния таможенного тарифа на развитие внешнеторговых отношений и экономики в целом требуют от правительств взвешенного подхода к определению уровня пошлин, учитывающего всю совокупность возможных последствий.
Список литературы.
5-е издание “перераб. и доп. ” – М.:ИНФРА – М, 2007-495с.;