Таможенно-правовое регулирование в области защиты интеллектуальной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 15:12, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть механизмы защиты объектов интеллектуальной собственности в аспекте таможенного регулирования.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
ознакомиться с понятием интеллектуальной собственности;
изучить международную систему охраны интеллектуальной собственности;
рассмотреть современную стратегию таможенного регулирования интеллектуальной собственности на единой таможенной территории Таможенного союза;

Содержание

Введение
Глава 1. Нормативно-правовое регулирование интеллектуальной собственности
1.1 Понятие интеллектуальной собственности
1.2 Международная система охраны интеллектуальной собственности
1.3 Основные положения Соглашения по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС)
Глава 2. Таможенное законодательство Таможенного союза в сфере защиты интеллектуальной собственности
2.1 Правовое регулирование в области защиты объектов интеллектуальной собственности в Таможенном союзе
2.2 Меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, применяемые таможенными органами
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Таможенное дело.docx

— 61.02 Кб (Скачать файл)

 

Таможенные  органы принимают меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, таможенный реестр которых ведется  данными таможенными органами в государстве - члене таможенного союза, и объекты интеллектуальной собственности, включенные в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств - членов таможенного союза, и в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза также в отношении объектов интеллектуальной собственности, не включенных в такие таможенные реестры11.

В целях  обеспечения таможенными органами Российской Федерации защиты прав на объекты интеллектуальной собственности  на таможенной территории Таможенного союза издан приказ ФТС России № 626 от 25 марта 2011 г. «Об утверждении порядка действий таможенных органов Российской Федерации при принятии мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности».

Порядок действий таможенных органов Российской Федерации при принятии мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности (далее - Порядок) разработан в соответствии с положениями статей 331, 332, 333 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Порядок определяет перечень, сроки и последовательность действий таможенных органов Российской Федерации (далее - таможенные органы) при принятии мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, связанных с приостановлением выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, как включенные, так и не внесенные в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (далее - Реестр), в том числе порядок взаимодействия структурных подразделений таможенных органов, а также таможенных органов между собой, с правообладателями (их представителями), федеральными органами исполнительной власти, правоохранительными органами, органами прокуратуры, судебными органами и иными государственными органами Российской Федерации, к компетенции которых отнесены вопросы, связанные с охраной и защитой прав на объекты интеллектуальной собственности (далее - государственные органы), участниками внешнеэкономической деятельности и иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешнеэкономической деятельности, с иными учреждениями, организациями и гражданами при исполнении функции, связанной с обеспечением защиты прав на объекты интеллектуальной собственности.

Таможенные  органы принимают меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности  только в отношении тех товаров, которые содержат объекты авторского права, смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров (далее - объекты интеллектуальной собственности) и ввоз которых в Российскую Федерацию или вывоз из Российской Федерации либо совершение с такими товарами иных действий при их нахождении под таможенным контролем влечет нарушение прав правообладателя в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - товары, обладающие признаками контрафактных).

Меры, связанные  с приостановлением выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, принимаются таможенными органами вне зависимости от таможенной процедуры, под которую помещаются товары.

Исключение  составляют случаи перемещения товаров  через таможенную границу Таможенного союза:

1) физическими  лицами для личного пользования,  в том числе пересылаемых в их адрес в международных почтовых отправлениях;

2) в соответствии  с таможенной процедурой таможенного  транзита;

3) дипломатическими  представительствами, консульскими  учреждениями, иными официальными  представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций для официального и личного пользования;

4) при  помещении товаров под таможенную  процедуру беспошлинной торговли;

5) при  помещении товаров под таможенную  процедуру и уничтожения.

Порядок содержит довольно широкий и подробный  перечень действий, которые должны осуществлять таможенные органы при  выполнении функции, связанной с  защитой прав на объекты интеллектуальной собственности, в частности ФТС России, РТУ и таможни:

- прием  и регистрацию заявлений о  включении объектов интеллектуальной собственности в Реестр, а также иных документов, имеющих отношение к ведению Реестра;

- рассмотрение  заявлений о включении объектов  интеллектуальной собственности  в Реестр, осуществление проверки  заявленных сведений и представленных  документов;

- принятие  решения о принятии таможенными  органами мер, связанных с приостановлением  выпуска товаров, или об отказе в принятии таких мер и во включении объекта интеллектуальной собственности в Реестр;

- включение  в Реестр объектов интеллектуальной  собственности, в отношении которых принято решение о принятии таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товаров;

- внесение  в Реестр изменений;

- исключение  объектов интеллектуальной собственности  из Реестра;

- доведение  данных Реестра до сведения  таможенных органов и правообладателей и их представителей;

- информирование, в том числе с использованием  информационных технологий, о подготавливаемых  правовых актах, а также о не вступивших в силу изменениях и дополнениях в правовые акты, затрагивающие вопросы, связанные с ведением Реестра и принятием мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности и др.

Охрана  и защита интеллектуальной собственности, в первую очередь, осуществляется методами и способами частноправового характера и строится преимущественно по системе частного права, т.е. инициируется правообладателем. В рассматриваемой области в полной мере действует принцип частного права – принцип полного возмещения убытков, которые чаще всего выражаются в форме упущенной выгоды, что может быть связано с сокращением объемов производства и реализации продукции, вынужденным понижением цен и т.д.

Основным  условием присуждения нарушителя к  возмещению убытков является его  вина. Форма вины нарушителя для  гражданско-правовой ответственности значения не имеет и может выражаться как в его умысле на нарушение чужих прав интеллектуальной собственности, так и в неосторожном нарушении этих прав. При этом вина нарушителя презюмируется. Если он сможет доказать свою невиновность, то с него нельзя взыскать какие-либо убытки, а можно лишь заставить прекратить данное нарушение.

Законодательством государств–членов Таможенного  союза предусмотрена юридическая ответственность за совершение правонарушений в области интеллектуальной собственности: гражданская, административная или уголовная ответственность.

Юридическая ответственность – это предусмотренная  нормами права обязанность субъекта правонарушения претерпевать неблагоприятные  последствия.

В зависимости  от отраслевой принадлежности юридических  норм, закрепляющих такую ответственность, различаются: гражданско-правовая, административно-правовая, уголовно-правовая и дисциплинарная ответственность.

Следующие соглашения таможенного законодательства Таможенного союза предусматривают  защиту прав интеллектуальной собственности:

- Соглашение  о взаимной административной  помощи таможенных органов государств-членов  Таможенного союза (Решение Межгоссовета (Высший орган Таможенного союза) на уровне глав правительств от 21 мая 2010 г. №41;

- Соглашение  о правовой помощи и взаимодействии  таможенных органов государств – членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях (Решение Межгоссовета (Высший орган Таможенного союза) на уровне глав государств от 5 июля 2010 г. №50;

- Договор  об особенностях уголовной и  административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств – членов Таможенного союза (Решение Межгоссовета (высший орган Таможенного союза) на уровне глав государств от 5 июля 2010 г. №50.

В государствах–членах  Таможенного союза существуют две  основные формы защиты гражданских  прав: неюрисдикционная и юрисдикционная. Неюрисдикционная форма защиты прав предоставляет возможность правообладателю нарушенного или оспариваемого права использовать различные способы самозащиты, которые должны быть соразмерны нарушению, и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения. Применительно к товарному знаку такими способами самозащиты могут быть проставление на оригинальных товарах специальных голограмм и других труднокопируемых приспособлений, обеспечивающих возможность различать оригинальные товары от контрафактных.

Суть  юрисдикционной формы защиты состоит в том, что лицо, права и законные интересы которого могут быть нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к таможенным органам государств–членов Таможенного союза, которые уполномочены принять необходимые меры для пресечения правонарушения. Защита прав интеллектуальной собственности осуществляется в отношении объектов включенных в Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств–членов Таможенного союза, а также таможенные органы могут действовать по собственной инициативе в соответствии с национальным законодательством.

Как показывает практика, эффективность реализации права по защите своего исключительного  права на объект интеллектуальной собственности  во многим зависит от самого правообладателя, от того насколько обдуманными и выверенными будут его действия по защите принадлежащего ему права. Дела, связанные с нарушением исключительных прав, являются одной из самых сложных категорий дел. Сложность эта обусловлена множеством причин, одни из которых носят субъективный характер и связаны с отсутствием у стороны, обращающейся за защитой своего права необходимого опыта и знаний, другие причины носят объективный характер (например, недостаточность нормативных правовых актов).

Включение интеллектуальной собственности в  круг объектов гражданских прав носит  принципиальный характер. Личные неимущественные права, представляющие собой результаты интеллектуальной (творческой) деятельности, а также средства индивидуализации товаропроизводителя или товара, в силу того, что они имеют адекватную имущественную ценность, входят в структуру гражданского права. В целях извлечения прибыли институт интеллектуальной собственности, также, входит в сферу интересов предпринимателей, которые используют многообразные произведения творческого труда.

Вместе  с тем, в силу отсутствия у некоторых  объектов определенной формы, благодаря  которой их возможно индивидуализировать законодательство государств–членов Таможенного союза не обеспечивает правовую защиту таких объектов интеллектуальной собственности, как: идеи, методы, процессы, системы, концепции, открытия, факты.

 

 

Заключение

 

В результате работы было выяснено следующее:

- современное  российское законодательство и  международные соглашения понимают под интеллектуальной собственностью совокупность исключительных прав как личного, так и имущественного характера на результаты интеллектуальной и в первую очередь творческой деятельности, а также на некоторые иные приравненные к ним объекты, конкретный перечень которых устанавливается законодательством соответствующей страны с учетом принятых ею международных обязательств;

- Российская  Федерация участвует во всех  основных международных конвенциях  по охране авторских прав: во  Всемирной конвенции об авторском  праве – с 1973г.; в Конвенции  о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, - с 1988г.; в Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, в Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм – с 1995г.; в Соглашении о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав 1993г.;

- ТРИПС  является первым международным  договором, который поставил в центр внимания не вопросы самих исключительных прав, их содержания, объема и ограничений, а вопросы защиты и принудительной реализации этих прав;

- вопросам  правовой охраны интеллектуальной  собственности на единой таможенной  территории посвящена глава 46 Таможенного кодекса Таможенного  союза, где выстроена двухуровневая  система защиты прав интеллектуальной собственности посредством таможенных реестров государств – членов Таможенного союза (национальные реестры Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации) и Единого таможенного реестра государств – членов Таможенного союза;

- Таможенные  органы принимают меры по защите  прав на объекты интеллектуальной собственности только в отношении тех товаров, которые содержат объекты авторского права, смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров и ввоз которых в Российскую Федерацию или вывоз из Российской Федерации либо совершение с такими товарами иных действий при их нахождении под таможенным контролем влечет нарушение прав правообладателя в соответствии с законодательством Российской Федерации. Меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, принимаются таможенными органами вне зависимости от таможенной процедуры, под которую помещаются товары.

Информация о работе Таможенно-правовое регулирование в области защиты интеллектуальной собственности