Таможенно-тарифная политика развивающихся стран на примере Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 17:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение таможенно-тарифной политики развивающихся стран на примере Китая. Чтобы максимально полно раскрыть данный вопрос и достичь поставленной цели, необходимо решить ряд поставленных задач, а именно:
- раскрыть понятие внешнеэкономической политики государства и ее основные направления. Познакомится с методами таможенно-тарифного и нетарифного регулирования международной торговли;
- проанализировать внешнюю торговую политику развивающихся стран, в том числе таможенно-тарифную политику;
- рассмотреть особенности внешнеэкономической политики Китая;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ…………………………………………...5
Таможенно-тарифное регулирование Внешнеэкономической деятельности……………………………………………………………7
Нетарифные методы регулирования международной торговли…...11
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИВАЮЩИХСЯ
СТРАН…………………………………………………....……………..…13
Таможенно-тарифная политика развивающихся стран…………….15
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ………………....18
ТАМОЖЕННО-ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ……………………23
ТАМОЖНЯ КИТАЯ: ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ И СТРУКТУРЫ……24
Таможенные правила Китая………………………………………….25
Таможенный надзор и контроль над национальной валютой……...27
Таможенный надзор и контроль над культурными реликвиями…...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….32

Вложенные файлы: 1 файл

таможня китая.docx

— 58.96 Кб (Скачать файл)

Тарифная квота является разрешением на ввоз в страну беспошлинно или по пониженным ставкам определенного количества товара; в случае превышения этого лимита, товары облагаются обычными ставками таможенных пошлин.

Квоты на экспорт устанавливаются либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, которые определяют в общем экспорте конкретного товара долю каждой страны, либо правительством страны с целью:

-  сокращения экспорта для исключения роста цен определенного товара на внутреннем рынке;

- обеспечить необходимыми  объемами товаров отечественных производителей и потребителей;

- осуществления военно-политических планов;

- недопущения исчерпания природных ресурсов.

Квоты на импорт призваны сократить объем товаров, который разрешен для ввоза. Они вводятся с целью:

- защитить отечественное производство;

- сбалансировать баланс торговли;

- регулирования на внутреннем рынке соотношения спроса и предложения;

- ответной реакции на дискриминацию в торговой политике других стран.12

 

 

 

 

 

 

  1. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА

         РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН

Подсистема развивающихся стран включает 4/5 всех стран мира. В них проживает более 77% населения Земли. Экономическое состояние развивающихся стран, их проблемы непосредственно сказываются на подавляющей части человечества. К этой подсистеме относятся все азиатские страны, кроме Тайваня, Японии, Южной Кореи, Израиля и Сингапура, все страны Африки, исключая ЮАР, а также страны Латинской Америки. Их характеризуют чрезвычайно пестрый облик, разные условия и уровни социального и экономического развития. Вместе с тем существует ряд признаков, объединяющие развивающиеся страны в особую группу государств. Общность этих признаков имеет экономические, социальные, и исторические корни.13

Внешняя торговля имеет важное значение во внешних связях развивающихся стран, за счет нее эти страны обеспечивают стабильность воспроизводственного процесса, т.к. значительная часть товаров производят на базе импорта, а также происходит совершенствование производственной базы. Регулирование внешней торговли имеет не менее значимую роль. Так  классический метод регулирования внешнеэкономической деятельности, в том числе внешней торговли — таможенные тарифы, которые по характеру своего действия относятся к экономическим средствам регулирования внешней торговли.  Взимая таможенные пошлины при импорте, что является разновидностью налогообложения, государство создает предпосылки для роста цен на иностранные товары, снижая тем самым их конкурентоспособность. Взимая таможенные пошлины при экспорте товаров, государство сдерживает вывоз из страны тех из них, на которые не удовлетворен спрос среди собственных потребителей либо вывоз которых по каким-либо причинам нежелателен. 
Что касается нетарифных методов, то они включают широкий круг инструментов современной экономической и торговой политики государств. Некоторые из них непосредственно не связаны с внешнеэкономическим регулированием, но, тем не менее, оказывают существенное влияние на внешнеэкономическую деятельность и внешнюю торговлю.14 Они делятся на три вида:

  • самый многочисленный вид, включает методы, направленные на прямое ограничение импорта в целях защиты определенных отраслей национального производства: лицензирование и квотирование импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, импортные депозиты, гак называемые «добровольные» ограничения экспорта, компенсационные сборы, система минимальных импортных цен и т.д.;
  • методы, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли и относящиеся больше к административным бюрократическим процедурам, действие которых тем не менее ограничивает торговлю: таможенные формальности, технические стандарты и нормы, санитарные и

ветеринарные нормы;

  • методы, непосредственно не направленные на ограничение импорта или стимулирование экспорта, но действие которых зачастую ведет именно к

этому результату.

К числу наиболее распространенных инструментов прямого регулирования импорта (а иногда и экспорта) относят лицензии и квоты.15

 

2.1 Таможенно - тарифная  политика развивающихся стран

Таможенным тарифам отведена ключевая роль в регулировании импорта развивающихся стран. Таможенные пошлины на ввозимые товары в большинство развивающихся стран значительно больше, чем в экономически развитых государствах. Это можно объяснить потребностью защиты становления молодых промышленных отраслей. Помимо этого, налоги и пошлины составляют существенную долю денежных поступлений в государственный бюджет.

С позиции защиты тарифными барьерами отечественного рынка можно выделить три категории развивающихся стран.

Для первой категории свойственны беспошлинный режим ввоза большого перечня товаров и ставки таможенного обложения, размер которых в основном не превышает 50 %. К этой категории относится ряд латиноамериканских и африканских стран, такие как Нигерия, Ангола, Чили, Боливия, некоторые государства Азиатско-Тихоокеанского региона – Филлипины, Сингапур, Тонга. К этой категории также принадлежат и отдельные страны Персидского залива.

Второй категории стран характерны более высокие размеры таможенных пошлин, чаще всего в размере 50-100%. Это такие страны как Ливия, Алжир, Танзания (Африка), Бразилия, Аргентина, Мексика, Индонезия, Южная Корея, Иран.

Третья категория стран с развивающейся экономикой, это страны таможенные пошлины которых иногда значительно превышают 100%. Это: Ботсвана, Египет, Колумбия, Марокко, Индия, Пакистан, Турция, Сирия, Таиланд. Причем, Эквадор, Египет и Пакистан отличаются особенно высокими тарифами.

Построение таможенных тарифов большинства развивающихся стран базируется на Брюссельской товарной номенклатуре Совета таможенного сотрудничества. Особенности формирования тарифов некоторых развивающихся стран очень значительны: вместе с большинством одно-, двух- и трехколонными тарифами, часть стран использует большее число колонок тарифов, например, Венесуэльские тарифы насчитывают 7 колонок, Сенегал - 9, Мали - 17).

Зачастую в таможенные тарифы многих развивающихся стран вместе с пошлинами включаются разнообразные налоги и фискальные сборы и даже внутренние и административные налоги. В тарифах некоторых государств применяются специфические пошлины (особенно в Индонезии, Таиланде и Сингапуре).16

Вместе с национальными тарифами существуют таможенные союзы - таможенно-тарифные объединения нескольких государств. Убрав начисление пошлин в торговле между собой, участники этих союзов, определили в торговых отношениях с третьими государствами общий таможенный тариф. Европейское экономическое сообщество является примером таможенного союза, который объединил все вступившие государства в одну таможенную территорию с одинаковым таможенным тарифом.

Деятельность международных организаций приобретает все более важную роль в регулировании внешнеэкономической деятельности, членами таких союзов становятся развивающиеся и развитые капиталистические государства, как пример можно привести Всемирную торговую организацию. Деятельность Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК) и Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), направлена прежде всего на разработку взаимоприемлемых правил и принципов экономического общения стран, на устранение торговых барьеров, решение конфликтов при обмене, упрощение и унификацию документов и торговых процедур в общих интересах, отражая при этом реальные потребности в расширении сотрудничества, несмотря на конкурентную борьбу.17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ

Товары с отметкой «произведено в Китае» в настоящее время можно встретить повсеместно. По результатам статистики, Китай уже лидирует в по мировому объему выпуска более 100 видов товаров. Свыше 50 % производимых в мире фотокамер, 30 % кондиционеров, 25 % стиральных машин и около 20 % холодильников.

Помимо этого, по статистике таможни, Китай уже очень давно является главным экспортером обуви, одежда, текстильных изделий, велосипедов, часов, швейных машин и прочих видов продукции, требующей высоких трудозатрат.

Экономика Китая, за последние двадцать лет показывает грандиозные качественные и количественные изменения. Прирост ВВП Китая по среднегодовым показателям 1980 — начала 2000-х годав составили 10,5%. По данному критерию Китай вместе с азиатскими «драконами» надежно обосновался в ведущей пятерке мира, а в некоторые года даже становился лидером. К 2005 году в Китае производилось больше 15% мирового ВВП. Вместе с этим идет процесс постепенного уменьшения разницы в показателях ВВП на душу населения Китая и развитыми странами, однако он еще остается достаточно внушительным. 18

Акцентируя внимание на задаче роста эффективности экономики страны и ее конкурентоспособности, Китай придает большое значение задействованию внешних факторов развития, которые базируются на диверсификации и расширении видов внешнеэкономических связей. Такая бурная внешнеэкономическая активность Китая обусловлена отказом от политики 60-70 годов прошлого века - «опоры на собственные силы», и перестройкой к открытой внешнеэкономической политике, что являлось необходимым условием для  широкомасштабного импорта технологий и техники, привлечения финансовых ресурсов, так и потребностью увеличивать прирост экспортной базы для обеспечения импортных закупок и увеличения валютных ресурсов. Поэтому китайская торговая политика представляет особый интерес для мировой экономики.

Наибольший вклад в увеличение экспорта Китая в последнее время внесли позиции «электрическое оборудование, теле- и радиоаппаратура», «механическое оборудование и техника, компьютеры», в сумме обеспечившие более 40% прироста. Существенный общий прирост дали позиции «чёрные металлы», «оптика, приборы, медицинская техника», «одежда трикотажная», «суда», «мебель, осветительная техника», «средства наземного транспорта», «пластмассы».19

В географической структуре китайского экспорта заметно возросла роль развивающихся рынков — стран АСЕАН, Индии, Бразилии. Существенно вырос удельный вес России, однако это обусловлено посткризисным восстановлением, причём экспорт Китая ещё не достиг прежних показателей ни в абсолютном, ни, тем более, в относительном выражении. Немного увеличилась доля ЕС, тогда как удельный вес США и Японии вернулся к прежней тенденции снижения.

Прирост импорта Китая в значительной степени был достигнут за счёт увеличения закупок по позициям «механическое оборудование и техника, компьютеры», «топливо», «электрическое оборудование, теле- и радиоаппаратура», «руды», «оптика, приборы, медицинская техника», «средства наземного транспорта», «медь» и «пластмассы», которые в сумме обеспечили свыше 75% прироста.

В географической структуре китайского импорта, в первую очередь, возросла роль стран, поставляющих преимущественно сырьё и полуфабрикаты: стран Персидского залива, африканских государств, Австралии, Индонезии, Индии. Удельный вес стран Восточной Азии, ЕС и США существенно снизился.

Внешнеэкономические связи Китая становятся все более важным предметом исследований. По ним можно судить и о процессах в хозяйстве страны, и о конъюнктуре отдельных товарных рынков, и о состоянии экономики в странах-партнерах. Не будет преувеличением сказать, что спрос и предложение, предъявляемые этой страной, уже во многом определяют не только состояние мирового хозяйства, движение биржевых индексов и цен, но и вызывают серьезные изменения в международной политике. «Китайский фактор» без особых натяжек можно отнести к структурообразующим элементам глобализации, что вполне закономерно, если учесть экономическую массу Китая, «умноженную» на скорость ее роста. 20

Возможно, в ближайшем будущем Китай станет ведущей торговой державой мира: темпы роста ее экспорта в минувшем году в полтора раза превысили показатель США, а импорт рос почти вдвое быстрее. При этом Китай уже вплотную придвинулась к странам всего Евросоюза по объему «внешнего» экспорта. Иначе говоря, если исключить из мировой торговлю внутри ЕС (в составе 27 стран), ведущим мировым экспортером в 2010 г. оставался Евросоюз (15% мирового итога), а на втором месте утвердился Китай (13.3%).

Впрочем, многие исследователи считают, что даже эти внушительные цифры недостаточно полно отражает реальный вес КНР в мировой торговле. Дело в том, что значительная часть произведенной в Китае продукции попадает на внешний рынок по каналам приграничной и челночной торговли без полной регистрации таможенными органами.

Динамика китайского экспорта отличается устойчивостью. Он менее подвержен кризисным явлениям в мировой торговле: в 2009 г. снижение на 16% было значительно ниже, чем в целом по миру (23%). Другая причина – широкий ассортимент вывоза, низкая зависимость от отдельных товарных групп. Высокие среднегодовые темпы роста экспорта в целом (15.7%) достигнуты при скромном и даже негативном воздействии ценового фактора: повышения цен на электронику на мировом рынке в эти годы практически не было, а на традиционные трудоемкие изделия цены даже снизились.

При этом Китай становится одним из самых устойчивых рынков сбыта. И дело не только в превышении темпов роста импорта над темпами роста экспорта. Элиминировав ценовой фактор (и получив физический объем экспорта и импорта), эксперты ВТО обнаружили, что в кризисном для мировой торговли 2009 году Китай даже увеличил импорт на 2.9% при сокращении мирового показателя на 12.8%.21

Информация о работе Таможенно-тарифная политика развивающихся стран на примере Китая