Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 09:21, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы показать основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как в России, так и в других странах.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
- исследовать таможенно-тарифный механизм, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
- проанализировать таможенно-тарифную политику России и зарубежных стран;
- рассмотреть основные направления таможенно-тарифной политики РФ на 2013-2015 гг.
Главное внимание в деятельности таможни уделяется в первую очередь на практическую реализацию функций таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ.
Таким образом, таможенное законодательство РФ регулирует отношения: в области таможенного дела; по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу; возникающие в процессе таможенного оформления; возникающие в процессе таможенного контроля; возникающие в процессе обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц; по установлению, введению и взиманию таможенных платежей.
Таможенно-тарифное регулирование является наиболее важным и трудоемким процессом, который включает в себя несколько взаимосвязанных операций4:
Принятие решений по таможенно-тарифному регулированию ВЭД имеет первостепенное значение в экономической деятельности таможенной системы.
Принятие решений по таможенным платежам является заключительной таможенно-программной операцией. Без четкой организации и функционирования системы взимания таможенных платежей невозможно успешное проведение таможенно-тарифного регулирования ВЭД. Бесспорно, в этом процессе возрастает роль каждой таможни как непосредственного исполнителя мер тарифного регулирования.
Таким образом, есть все основания утверждать, что в России создана и действует система источников таможенного права. Основным источником российского таможенного права является Таможенный кодекс Российской Федерации. Он определяет правовые и организационные основы таможенного дела и направлен на защиту национального суверенитета Российской Федерации, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдения ими обязанностей в области таможенного дела.
В механизме таможенно-тарифного регулирования важнейшая роль отводится Закону о таможенном тарифе. В нем устанавливается порядок формирования и применения таможенного тарифа как инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу России.
Правовые основы тарифного регулирования содержатся и в Федеральных законах от 14 апреля 1998 г. № 63- ФЗ «О мерах по защите экономических интересов России при осуществлении внешне торговли товарами» и от 13 октября 1995 г. № 157- ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Эти законы, дополняя друг друга, развивают положения базового Закона о таможенном тарифе. В них установлены основы государственного регулирования ВЭД, определен правовой статус органов исполнительной власти в области экспортно-импортных операций, определены формы и методы контроля со стороны государства в данной сфере.
1.3 Тарифные методы в системе
государственного
Каждая страна, исходя из своего исторического опыта, сложившихся социально - экономических условий, места в мировой экономике, природно-географического положения, руководствуясь общенациональными и геополитическими интересами, определяет для себя цели и задачи развития внешнеэкономических связей.
Таким образом, формы и методы регулирования внешнеэкономических связей определяются каждой страной также с учетом ее особенностей. Но при всех условиях каждая страна должна защищать свои национальные интересы, способствовать социально -экономическому прогрессу своего населения.
В научной литературе и в практике хозяйствования методы государственного регулирования ВЭД обычно подразделяются на две группы:
-тарифные методы, к которым относятся ввозные и вывозные пошлины и таможенные сборы;
-нетарифные методы, к которым относятся НДС, акциз, а также методы административного регулирования ВЭД - квотирование, лицензирование, сертификация товаров и другие методы.
Выделение тарифных методов в особую группу в определенной мере оправдано той специфической ролью, которую играют таможенные тарифы в регулировании ВЭД. Вместе с тем приведенная выше классификация методов регулирования ВЭД представляется недостаточно обоснованной в научном отношении и на практике не способна ориентировать на системное решение вопросов регулирования ВЭД.
Во-первых, вызывает сомнение целесообразность объединения в одну группу нетарифных (с помощью НДС и акциза) и административных методов регулирования (квотирования, лицензирования, и т.п.). НДС, акциз, как экономические методы управления, по своей природе схожи с тарифными, которые являются также экономическими методами регулирования ВЭД. И те, и другие соответствуют природе рыночных отношений, они относятся к числу важнейших экономических регуляторов экономики, значение которых будет не ослабляться, а усиливаться. Необходим комплексный системный подход к использованию их в качестве регуляторов ВЭД.
Во-вторых, административные методы регулирования ВЭД целесообразно выделить в особую группу: международные и региональные организации обычно особенно резко реагируют на применение этих мер и требуют их отмены; с другой стороны, при определенных ситуациях, применение этих мер может стать необходимым, и сами меры незаменимы мерами экономического регулирования.
Например, когда необходимо в какой-то период сократить до определенных размеров или увеличить экспорт или импорт соответствующих товаров.
В свете
вышеизложенного
-экономические методы регулирования ВЭД, включающие таможенные пошлины, таможенные сборы, налог на добавленную стоимость и акциз;
-административные
методы регулирования ВЭД,
Экономические методы регулирования ВЭД, учитывая их взаимосвязь и известную взаимозаменяемость, должны составлять единый экономический механизм регулирования ВЭД.
Единый экономический механизм регулирования ВЭД в условиях рыночной экономики различных модификаций (планово-рыночной, социально-ориентированной и так далее) в перспективе должен выполнять основные функции по регулированию ВЭД.
Понятие «единый экономический механизм» предполагает наличие определенных взаимосвязей между отдельными элементами, его образующими, системный подход к формированию этого механизма с обеспечением внутренних и внешних связей элементов данной системы. Внешние связи экономического механизма регулирования ВЭД базируются, с одной стороны, на взаимосвязи проблем ВЭД с внутренними проблемами национальной экономики, а с другой - на тех обязательствах, которые принимает на себя Российская Федерация при вступлении в международные и региональные союзы и соглашения и при получении экономической помощи от международных экономических организаций - МВФ, МБРР и других. Внутренние связи в рамках единого экономического механизма возникают на базе взаимосвязей между образующими его элементами и возможностям замены одних элементов другими, то есть их взаимозаменяемости в определенных пределах.
ВЭД любого государства подчинена обычно решению национальных задач и тесно связана с проблемой развития внутренней экономики, повышения ее эффективности. Ради достижения этих конечных целей государства нередко идут на некоторые сиюминутные потери, на ограничения определенных доходов от ВЭД ради достижения более высоких конечных результатов на базе общего подъема национальной экономики. Например, в Китае импортный тариф на технику и технологии учитывает их уровень и соответствие мировым достижениям в этой области. Импорт новейшей техники и технологий облагается минимальным таможенным тарифом или освобождается от ввозных пошлин вообще. При этом государство недополучает определенную сумму импортных пошлин, поскольку при ввозе техники и технологий обычного качества взимается обычный (не льготный) тариф. Но потери эти с лихвой окупаются тем дополнительным доходом, который получает страна в результате применения современной техники и технологий. Недобор средств от ВЭД может быть с избытком компенсирован государству увеличением доходов от внутренней экономики, если сокращение доходов от ВЭД способно дать значительный эффект на стадии практического использования импортной техники и технологий. Следовательно, доходы от ВЭД и от внутренней экономики взаимосвязаны, и уменьшение одних доходов может быть с избытком компенсировано увеличением других. Эта взаимосвязь диктует необходимость сбалансированного подхода к планированию доходов от ВЭД и от национальной экономики с конечной целью оптимизации совокупного дохода.
Требования наших партнеров по ВЭД, особенно стран, занимающих лидирующее положение в международных экономических организациях, обычно сводятся к дальнейшей либерализации ВЭД, то есть снижению таможенных пошлин, НДС и акциза, а также ограничению и сокращению административного регулирования ВЭД.
Но такие требования нередко вступают в противоречие с национальными интересами России, они ослабляют позиции отечественных производителей на мировом и даже внутреннем рынках.
Формирование единого экономического механизма регулирования ВЭД в России осуществлялась постепенно в ходе проведения радикальных экономических реформ. Решающую роль в этом процессе сыграли налоговая реформа, либерализация ценообразования, новое законодательство, регулирующее ведение валютных операций.
В системе экономического механизма регулирования ВЭД исключительно важную роль играет система налогов, в первую очередь налог на добавленную стоимость и акциз. Эти налоги формировались с учетом мировой практики их применения в условиях развитой рыночной экономики и конкретных условий Российской Федерации. В основу расчета нормативов налогообложения акцизом и налогом на добавленную стоимость были положены балансовые расчеты потребностей в ресурсах государственного бюджета.
При экспорте товаров страны-экспортеры, как правило, не облагают экспортируемые товары НДС и акцизом с тем, чтобы обеспечить им более высокую конкурентоспособность на мировом рынке, хотя допускаются и исключения.
При импорте товаров для того, чтобы обеспечить им равную конкурентоспособность с товарами отечественного производства, все страны облагают импортные товары НДС по ставкам, применяемым при обложении товаров отечественного производства.
Случаи освобождения импортных товаров от НДС не типичны для мировой практики и являются исключением из нее.
Следовательно, НДС является тем элементом единого механизма экономичного регулирования ВЭД, который формируется преимущественно исходя из внутренних условий развития экономики, к которым система регулирования ВЭД должна адаптироваться, как к внешнему заранее заданному фактору. Но это отнюдь не исключает возможности активного использования данного налога в регулировании ВЭД в интересах экономики страны в определенных пределах, допускаемых законодательством России, и ее обязательствами перед иностранными партнерами.
Акциз, как форма косвенного налога, зависит в значительно большей степени от национальных условий, поскольку ему в большей степени присуща социальная функция. Международные обязательства играют значительно меньшую роль при формировании ставок акциза. Это означает, что при формировании единого экономического механизма регулирования ВЭД государство относительно свободно при определении ставок акциза, что оно жестко не связано в этой области условиями международных договоров и обязательствами перед своими торговыми партнерами. Эта самостоятельность может проявляться как при определении перечня подакцизных товаров, так и при определении ставок обложения акцизом.
Особую роль в системе единого экономического механизма регулирования ВЭД играет система ввозных и вывозных пошлин и специального налогообложения6.
Изменения, происходящие в национальной экономике и в конъюнктуре мирового рынка, вызывают необходимость пересмотра тарифной системы и всего экономического механизма регулирования внешнеэкономических связей.
Эти изменения могут осуществляться путем массовых пересмотров таможенных пошлин - ввозных, вывозных или одновременно тех и других — путем общей или частичной корректировки тарифных ставок на все товары или отдельные виды и группы товаров.
Массовые пересмотры тарифных ставок целесообразны в исключительных случаях, когда намечаются существенные изменения внешнеэкономической политики и требуется коренное изменение всей тарифной системы.
Наиболее приемлемым способом реформирования тарифной системы являются частичные пересмотры ввозных и вывозных пошлин, акцизов, НДС. Такие изменения соответствуют эволюционному пути развития национальной экономики, который исключает, как правило, ее революционные преобразования, а также позволяет своевременно принимать решения о частичном изменении системы тарифов, когда такая необходимость диктуется внутренними и внешними причинами.
Для частичной корректировки
Объективная оценка последствий предполагаемого
изменения тарифов требует
При обосновании мер по регулированию
ВЭД должен обязательно соблюдаться
приоритет государственных
Таким образом, эффективность тарифного регулирования зависит, прежде всего, от уровня ставок пошлин. Статистика таможенных правонарушений показывает, чрезмерно высокий уровень ставок толкает большинство импортеров и экспортеров либо на уклонение от уплаты таможенных платежей всеми доступными средствами, либо на сокрытие их части, либо на свертывание торговых операций. Все это приводит к значительным потерям средств, предназначенных для пополнения доходной части федерального бюджета. В этой связи вопросы корректировки целесообразного снижения абсолютного уровня таможенных пошлин и других платежей должны находить оперативное решение со стороны федеральных органов исполнительной власти.