Таможенно-тарифное регулирование ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 16:08, реферат

Краткое описание

Основной целью данной работы является рассмотрение основных механизмов таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как в России, так и в других странах. Для этого необходимо решить следующие задачи:
-определить основные цели и задачи таможенно-тарифного регулирования;
-рассмотреть структуру таможенно-тарифных методов как инструменты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
-обозначить основные документы, на которых основано построение всех элементов таможенно-тарифных методов;
-проанализировать таможенно-тарифную политику как в России, так и в зарубежных странах.

Содержание

Введение
I.Теоретические основы и сущность
Таможенно-тарифное регулирование как основа и инструмент государственного регулирования внешнеторговой деятельности
II.Современные тенденции таможенно-тарифного регулирования в России
Ставки пошлин, применяемых в России
Определение таможенной стоимости
Определение страны происхождения
Товарная номенклатура
III. Исследование зарубежного опыта таможенно-тарифного регулирования.
Опыт регулирования в США
Опыт регулирования в Японии
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

Основным  методом определения таможенной стоимости для сделок купли-продажи (то есть сделок на стоимостной основе) является оценка по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1). Поэтому начинать оценку следует всегда с проверки применимости этого метода.

Если  основной метод в силу ряда причин не может быть использован, применяется  один из пяти оставшихся методов. Каждый последующий метод оценки применяется только тогда, когда таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода.

Методы 2 и 3 основаны на использовании в  качестве исходной базы стоимости сделки с идентичными и однородными товарами. При этом в равной мере может применяться как информация, имеющаяся у таможенных органов, так и документально подтвержденная информация, представляемая декларантом. Основным критерием при выборе информации в качестве исходной базы для определения таможенной стоимости становится степень близости к условиям оцениваемой сделки.

Методы  вычитания и сложения (методы 4 и 5) предусматривают принципиально  иную базу расчета таможенной стоимости. Метод 4 базируется на стоимости, по которой товары продаются в неизменном виде (либо в переработанном виде, если возможно определить влияние этой переработки на стоимость товара). Метод 5 основан на данных о затратах на производство товара. Методы 4 и 5 могут применяться в любой последовательности.

Метод 6 является резервным и применяется  в тех случаях, когда для определения  таможенной стоимости не удастся  использовать ни один из предыдущих методов.

     Определение страны происхождения

     Россия, как и многие другие страны, предоставляют определенным группам государств, в том числе и на взаимной основе, тарифные льготы (преференции) или освобождение от уплаты таможенных пошлин при ввозе товаров в нашу страну, что требует четкого определения страны происхождения товара. По российскому законодательству страной происхождения товара считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с установленными критериями. Такой страной может считаться группа стран, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товара.

      Следующие товары считаются полностью произведенными в данной стране:

  1. Полезные ископаемые, добытые на ее территории или в ее территориальных водах, на ее континентальном шельфе и в ее недрах, если страна имеет исключительные права на разработку этих недр.
  2. растительная продукция, выращенная и собранная на ее территории.
  3. живые животные, родившиеся и выращенные в ней.
  4. продукция, полученная в этой стране от выращенных в ней животных.
  5. произведенная в ней продукция охотничьего, рыболовного и морского промыслов.
  6. продукция морского промысла, добытая и (или) произведенная в мировом океане судами данной страны либо судами, арендованными (зафрахтованными) ею.
  7. вторичное сырье и отходы, являющиеся результатом производственных и иных операций, осуществляемых в данной стране.
  8. продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических судах, принадлежащих данной стране либо арендуемых ею.
  9. товары, произведенные в данной стране исключительно из продукции, указанных в пунктах 1-8.

     Если  в производстве товара участвует  две и более страны, происхождение товара определяется в соответствии с критериями достаточной переработки.

      Основным  документом, подтверждающим страну происхождения  является сертификат происхождения.

      Непредставление надлежащим образом оформленного сертификата или сведений о происхождении товара не является основанием для отказа в выпуске товара через таможенную границу РФ.

      Ставки  таможенных пошлин, предусмотренные  для товаров, происходящих из стран или союзов, в торгово-политических отношениях с которыми РФ применяет режим наиболее благоприятствуемой нации, применяются независимо от страны отправления указанных товаров, за исключением случаев предоставления тарифных преференций.

      В удостоверение происхождения товаров из данной страны таможенные органы Российской Федерации вправе требовать предоставление сертификата о происхождении товаров, который является одним из важнейших сертификационных документов. Он должен однозначно свидетельствовать о том, что указанный товар происходит из данной страны и тем самым служить одним из условий предоставления преференций по уплате таможенных пошлин. Таким образом данный сертификат содержит в себе элемент тарифного регулирования. Сертификат происхождения должен включать в себя:

      - письменное заявление отправителя  о том, что товар удовлетворяет  соответствующему сертификату качества;

      - письменное удостоверение компетентного  органа страны ввоза, выдавшего сертификат, о том, что представленные в сертификате сведения соответствуют действительности.

     Товарная  номенклатура

     Предметом таможенной пошлины являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Для идентификации трансграничного  оборота товаров используется товарная номенклатура, именуемая "Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности РФ" (теперь уже ТН ВЭД Таможенного союза). С ее помощью происходит таможенно-тарифное приравнивание - процедура, в ходе которой товару, перемещаемому через таможенную границу, присваивается код по действующей номенклатуре (осуществляется "кодировка товара") и тем самым определяется применимая в конкретном случае ставка таможенного тарифа.

Действующий Таможенный тариф построен в соответствии с товарной номенклатурой - ТН ВЭД, использующей 10-значные кодовые обозначения. Применяемая в целях таможенно-тарифного регулирования Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) определяется Правительством Российской Федерации. При этом, закрепляя за Правительством Российской Федерации полномочия по определению ТН ВЭД России, законодатель устанавливает основной принцип создания и развития действующей в нашей стране товарной номенклатуры - соответствие принятым в международной практике системам классификации товаров.

Следует отметить, что группировка товаров  в таможенных тарифах - это не только техническая, но и торгово-политическая задача. На протяжении долгого периода времени в различных странах существовали собственные национальные системы классификации товаров в таможенных тарифах. В "старых" тарифах товары классифицировались по наименованию в алфавитном порядке. Позже товары стали группироваться по принципу происхождения (продукты животного происхождения, минералы и т.д.), по степени обработки (сырье, полуфабрикаты, готовые изделия) или с использованием обоих методов.

Всего коды ТНВЭД состоят из 97 групп и 21 раздела. Товарная номенклатура утверждается Правительством РФ, а ГТК РФ участвует в ее разработке, вносит изменения и толкование. Основная единица измерения товаров по ТНВЭД - масса в кг. В современном виде ТН ВЭД предполагает присвоение десятизначного кода ТН ВЭД, состоящего из трех основных элементов.

Для точного  определения кода товаров необходимо использовать три составные части  ТНВЭД: а) номенклатурную часть; б) примечание к разделам и группам; в) основные правила интерпретации. Кроме того, при определении кода товаров по ТНВЭД полезно применять дополнительные публикации (пояснения, алфавитный указатель, Сборник квалификационных решений).

Комплексным же руководством являются «Основные  правила интерпретации», их шесть. В соответствии с первыми пятью правилами в кодах ТНВЭД определяют товарную позицию (первые 4 знака). По 6-му правилу находят субпозицию (5 и 6 знаки) и подсубпозицию (7,8,9 знаки) десятизначного кода.

10-й  знак ТН ВЭД России - нововведение  Таможенного тарифа, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2000 г. N 148. Теперь позиции, в которых товары фактически определялись не кодами, а текстовым описанием, переведены в основную структуру и получили самостоятельные 10-значные кодовые обозначения.

В интересах  единообразного понимания классификационных  группировок ТН ВЭД используются пояснительные комментарии и  примечания к разделам, группам и  конкретным товарным позициям.

Например, начнем с раздела I. «Живые животные; продукты животного происхождения»(01), далее «живые животные»(01), «Лошади, ослы, мулы и лошаки живые», «чистопородные племенные животные», и наконец «лошади». КОД ТН ВЭД: 0101101000.

Еще один пример:

2 первые  цифры (72, черные металлы) - товарная  группа ТН ВЭД.

4 первые  цифры (7201, чугун передельный и зеркальный, в чушках, болванках или прочих первичных формах) - товарная позиция.

6 первых  цифр (720110, чугун передельный нелегированный, содержащий 0,5 % или менее фосфора) - товарная субпозиция.

10 цифр, полный код товара, который и  указывается в грузовой таможенной декларации (7201101900, чугун передельный нелегированный, содержащий более 1% кремния) - товарная подсубпозиция.

Таким образом, таможенный тариф представляет собой инструмент механизма таможенно-тарифного регулирования, основными элементами которого являются:

- ставка  таможенной пошлины;

- товарная  номенклатура;

- порядок  установления страны происхождения  товара;

- порядок  определения таможенной стоимости;

-зависимость величины ставки от торгово-политического режима, применяемого Российской Федерацией к стране происхождения товара. 
 
 
 

     III. Исследование зарубежного опыта таможенно-тарифного регулирования.

     Опыт  регулирования в  США

Основным  средством регулирования импорта  США является обложение товаров  при ввозе таможенными пошлинами. Размер такого обложения определен Таможенным тарифом США. Правила таможенной оценки и процедура таможенного обложения установлены Законом о тарифах 1930 г., в который периодически вносятся изменения, приводящие его в соответствие с торгово-политическим курсом американского правительства.

Американский  таможенный тариф - трехколончатый. Первая колонка - льготный тариф - содержит ставки пошлин, применяемые к товарам, ввозимым из стран, на которые США распространяют режим наибольшего благоприятствования. Вторая колонка таможенного тарифа содержит преференциальные ставки пошлин, применяемые к товарам развивающихся стран, на которые США распространяют действие системы преференций. Как правило, это нулевые ставки, допускающие беспошлинный ввоз ряда товаров из соответствующих стран. Третья колонка - основной тариф - применяется к товарам стран, не пользующихся в США режимом наибольшего благоприятствования. Ставки пошлин основного тарифа были установлены еще в 1930 г., когда США проводили политику агрессивного протекционизма, и они подчас в 8-10 раз превышают ставки льготного тарифа, уменьшающегося по мере достижения соглашений о снижении таможенного обложения в рамках ГАТТ.

Импортный таможенный тариф США имеет восьмизначную  номенклатуру на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС).

     Опыт  регулирования в  Японии

Среди применяемых в Японии торгово-политических инструментов регулирования импорта  важной значение отводится импортному тарифу. Япония применяет тарифную номенклатуру, основанную на ГС с различным числом цифровых значений(от 4 до 6) в зависимости от того или иного товара. Все импортируемые товары разносятся по 21 разделу, 97 главам, 240 позициям и 5018 субпозициям. Для внешнеторговой статистики в тарифе добавлены еще 3 знака, благодаря чему система кодов может быть легко адаптирована к конкретным нуждам отдельных стран. Таможенный тариф в Японии, как и в большинстве стран мира, является многоколонным.

Японский  импортный таможенный тариф содержит четыре вида ставок пошлин :

  • Общие(базовые) ставки могут быть изменены в одностороннем порядке;
  • Ставки, закрепленные в ГАТТ/ВТО(конвенционные);
  • Преференциальные ставки
  • Временные ставки пошлин, вводимых на основании закона о временных тарифных мерах.

Базовая ставка является основной ставкой, применяемой к каждой категории на долгосрочной основе, если обязательства не требуют внесения каких-либо поправок.

Временные ставки устанавливаются в зависимости  от конкретной ситуации на рынке определенного  товара и в экономике в целом. Они применяются вместо базовых ставок в течение оговоренного периода времени, когда возникает такая необходимость. В тех случаях, когда для одного и того же товара определены как базовая, так и временная ставки, последняя всегда имеет приоритет.

В отличие  от базовых и временных ставок, которые применяются одинаково к товарам, импортируемым из всех стран, преференциальные ставки применяются только к товарам, ввезенным из некоторых слаборазвитых стран и регионов. Преференциальные тарифные ставки введены и для наименее развитых стран в рамках классификации Конференции ООН по торговле и развитию(ЮНКТАД), причем они устанавливаются странами самостоятельно, поскольку ЮНКТАД этого не делает.

Ставки  ГАТТ/ВТО предусматривают снижение тарифа на ряд категорий товаров  в силу международных договоренностей. Страны, имеющие право на такие ставки, пользуются в Японии режимом наибольшего благоприятствования. Ставки ГАТТ/ВТО имеют приоритет перед базовыми и временными ставками)если только ставки ГАТТ/ВТО не оказываются более высокими, чем базовые и временные).

Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование ВЭД