Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности в рамках Таможенного союза России ,Белоруссии и Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 00:31, курсовая работа

Краткое описание

Основное назначение Евразийской экономической комиссии -- обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза и ЕЭП, разработка предложений по дальнейшему развитию интеграции.ЕЭК занимает активную позицию на международной арене с целью представления деятельности евразийского сообщества и вовлечения в интеграционные процессы ключевых партнеров из европейского и азиатско-тихоокеанского регионов.
Основные направления деятельности Евразийской экономической комиссии:
· зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин;
· установление торговых режимов в отношении третьих стран;
· статистика внешней и взаимной торговли;
· макроэкономическая политика;
· конкурентная политика;

Содержание

Введение
Глава 1.Роль таможенно -тарифного регулирования в внешнегорговой деятельности Таможенного союза

1.1 Таможенно -тарифное ругулирование Внешне торговой деятельности :цели, задачи
1.2Правовые основы таможенно - тарифного регулирования Внешнеторговой деятельности
1.3Инструменты Таможенно -тарифного регулирования внешнеторговой деятельности

Глава 2.Анализ особенностей Таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в рамках Таможенного союза России,Белоруссии и Казахстана
2.1Особенности Единого Таможенного Тарифа
2.2ПРеференциальная система Таможенного Союза и особенности ее функциональности
2.3Влияние вступления РФ в ВТО на механизмы Таможенно-тарифного регулирования внешнеторгой деятельности ТС

Вложенные файлы: 1 файл

titul_kursovik.doc

— 198.45 Кб (Скачать файл)

2) нормы, "задающие" основные параметры таможенно - тарифного регулирования (ставки таможенных пошлин, особенности их дифференциации, таможенно - тарифные льготы и т.д.);

3) нормы, с помощью которых охраняется установленный правопорядок в таможенно - тарифной сфере (ст. 283 - 285 Таможенного кодекса, ст. 194 Уголовного кодекса и др.).

Принимая ту или иную форму выражения, упомянутые нормы составляют два блока источников права:

1) внутреннее таможенное законодательство;

2) международные договоры и соглашения, касающиеся таможенно - тарифного регулирования.

Правовые источники таможенно - тарифного регулирования составляют единую целостную систему, элементы (составные части) которой находятся в отношениях субординации и иерархической подчиненности в соответствии с логикой правового регулирования внешнеторговой деятельности. Основными принципами построения системы источников права, регулирующих таможенно - тарифные отношения, являются конституционность, законность и примат международно - правовой нормы.

Конституционность в данном случае означает строгое соответствие всех правовых источников таможенно - тарифного регулирования положениям и принципам, закрепленным в Конституции РФ.

Законность предполагает обязательное соответствие подзаконных актов предписаниям законов, на основании и в развитие которых принимались данные подзаконные акты. В случае нарушения этого требования подзаконные акты в установленном порядке могут быть признаны ничтожными, то есть никогда не действовавшими.

Наконец, принцип примата международного права означает, что в случае возникновения противоречия между нормой внутреннего (национального) законодательства и предписанием, установленном в международном договоре, будет действовать международно - правовая норма. Этот важный принцип производен от нормы, содержащейся в п. 4 ст. 15 Конституции РФ. Принцип соотношения юридической силы актов внутреннего права и международных договоров, в которых участвует Россия, закрепляется в ст. 6 Таможенного кодекса: "Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу, то принимаются правила международного договора". Аналогичная норма содержится в Законе РФ "О таможенном тарифе" (ст. 38).

Избежать несоответствия внутреннего таможенного законодательства действующим положениям международных договоров помогает предварительный контроль за принимаемыми в таможенной сфере нормативными правовыми актами. В случае возникновения противоречия между заключаемым международным договором и ранее принятым актом внутреннего законодательства следует внести изменения во внутреннее законодательство.

Законодательную основу таможенно - тарифного регулирования составляют как собственно таможенные законы, т.е. законы, принимаемые исключительно в целях регулирования таможенных отношений (Таможенный кодекс, Закон РФ "О таможенном тарифе"), так и "непрофильные" законы, содержащие лишь отдельные таможенно - правовые нормы (Налоговый кодекс, ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" и др.).

В связи с продолжающейся работой по систематизации российского таможенного законодательства необходимо высказать следующее соображение.

Одно из предложений по структуре нового Таможенного кодекса сводится к включению в него норм, содержащихся в Законе РФ "О таможенном тарифе". Некоторое время тому назад Закон РФ "О таможенном тарифе" уже предлагали включить во вторую часть Налогового кодекса, в раздел, посвященный федеральным налогам. Нам представляется целесообразным сохранить самостоятельный Закон о таможенном тарифе, поскольку содержащиеся в нем нормы являются реципированными в российское законодательство положениями международных соглашений (прежде всего ГАТТ), что объясняет относительную стабильность данного Закона в сравнении с другими актами таможенного законодательства.

Возможные случаи столкновения норм налогового и таможенного законодательства после принятия Налогового кодекса устраняются в соответствии с правилом, закрепленном в ч. 2 ст. 2: "К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом".

Важную роль в механизме таможенно - тарифного регулирования играют подзаконные акты. Их подзаконность означает, что они принимаются во исполнение законов и должны им соответствовать. При регистрации подзаконных актов в Минюсте России осуществляется контроль за соответствием норм ведомственных актов предписаниям соответствующих законов.

Основными видами подзаконных актов, используемых в таможенно - тарифных целях, являются:

1) указы Президента РФ;

2) постановления Правительства РФ;

3) нормативные правовые акты ГТК России.

Указы Президента РФ. Активизация нормотворческой деятельности главы государства пришлась на период, предшествовавший принятию Таможенного кодекса и Закона РФ "О таможенном тарифе". В то время президентские указы выполняли, по существу, роль основных регуляторов таможенно - тарифных отношений. Сейчас указы Президента РФ по таможенным вопросам принимаются, как правило, в исключительных случаях: когда конкретная ситуация не урегулирована таможенным законом, однако интересы государства требуют ее немедленного нормирования (например, Указ Президента РФ от 5 февраля 1998 года N 135 "О дополнительных мерах по привлечению инвестиций для развития отечественной автомобильной промышленности").

Постановления Правительства РФ. Ими обычно регулируются наиболее важные вопросы таможенно - тарифного регулирования (Постановление Правительства РФ от 22 октября 1997 года N 1347 "Вопросы таможенно - тарифной политики", от 5 ноября 1992 года N 856 "Об утверждении порядка определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации" и др.). Сам таможенный тариф (как импортный, так и экспортный) также принимается в форме постановления Правительства РФ.

Нормативные акты ГТК России. Согласно ст. 11 Таможенного кодекса Государственный таможенный комитет (ГТК) РФ издает нормативные акты по таможенному делу, обязательные для исполнения всеми таможенными органами и иными государственными органами Российской Федерации, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от формы собственности и подчиненности, а также должностными лицами и гражданами.

В соответствии с п. 2.1 Положения о нормативных актах ГТК России, утвержденного Приказом ГТК России от 21 мая 1999 года N 310, ГТК России издает нормативные акты в виде:

Приказ ГТК РФ от 21.05.1999 N 310 "Об утверждении Положения о нормативных актах ГТК России" утратил силу в связи с изданием Приказа ГТК РФ от 21.06.2000 N 529 "Об отмене Приказа ГТК РФ от 21.05.1999 N 310". - постановлений - нормативных актов, содержащих решения, имеющих межведомственный общенормативный характер, принимаемых в целях решения наиболее важных и принципиальных задач;

- приказов - нормативных актов, содержащих решения по наиболее важным вопросам таможенного дела;

- распоряжений - нормативных актов, издаваемых в целях оперативного разрешения отдельных вопросов, имеющих, как правило, ограниченную сферу применения либо касающихся узкого круга организаций, должностных лиц и граждан;

- правил - нормативных актов, содержащих комплексное решение о порядке и условиях осуществления определенного вида деятельности таможенными органами и их сотрудниками либо организациями или физическими лицами в области таможенного дела;

- инструкций - нормативных актов, содержащих решения о процедуре совершения каких-либо конкретных действий, включение, составление документов либо о порядке осуществления конкретных обязанностей;

- положений - нормативных актов, содержащих комплексное, систематизированное решение по отдельному институту таможенного дела, обособленной группе вопросов, имеющих внутреннее единство, либо определяющий правовой статус, задачи и функции таможенных органов, организаций системы ГТК России, структурных подразделений ГТК России и других таможенных органов.

До недавнего времени в практике таможенно - тарифного регулирования активно использовались письма, телеграммы телетайпограммы. В Постановлении Правительства РФ от 13 августа 1997 года N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" установлен запрет на облечение новых правовых норм в форму писем, телеграмм и телетайпограмм. Этот запрет был подтвержден и в Положении о нормативных актах ГТК России (Приказ ГТК России от 21 мая 1999 года N 310): "Издание нормативных актов в виде писем, телеграмм и телетайпограмм, телексов не допускается" (п. 2.3). Однако в исключительных случаях, в целях оперативного доведения до сведения таможенных органов положений правовых актов вышестоящих органов государственной власти информация об этих положениях может доводиться в форме телетайпограмм и телексов при условии, что в них не включаются нормативные предписания, возлагающие

 

1.3 Инструменты Таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности

 

Классическим инструментом регулирования внешней торговли является таможенный тариф, который по характеру своего действия относится к экономическим регуляторам внешней торговли[1].

 

Таможенный тариф (customs tariff) в зависимости от контекста может определяться как:

 

а)       инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;

 

б)      свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД;

 

г) конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины[2].Одним из наиболее значимых событий в новейшей истории России, повлекшим за собой кардинальные изменения в публичном экономическом праве, по праву может быть названо создание Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в составе Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан и вступление в силу в 2010 году Таможенного кодекса Таможенного союза.

 

В 1990 - 2000-х гг. таможенное право было, пожалуй, самой динамично развивающейся отраслью российского законодательства. Таможенный кодекс Российской Федерации 1993 года сменил Таможенный кодекс 2003 года. Теперь таможенное законодательство стало первой отраслью, вышедшей на наднациональный уровень правового регулирования. Принятый в 2010 году Таможенный кодекс (далее - ТК) Таможенного союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан заложил основу формирования нового таможенного законодательства, отражающего реалии и достижения интеграционных процессов на постсоветском пространстве.

 

27 ноября 2009 года было принято решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС о Договоре о Таможенном кодексе Таможенного союза. Сам Таможенный кодекс Таможенного союза был размещен в приложении к упомянутому Договору. В статье 1 Договора содержится важная норма, определившая место Таможенного кодекса в системе актов формирующегося таможенного законодательства Таможенного союза: положения Кодекса признаны имеющими преимущественную силу над иными положениями таможенного законодательства. Таким образом, ТК был определен в качестве основополагающего источника таможенного права Таможенного союза, нормам которого должны соответствовать все иные Международные договоры и решения Комиссии Таможенного союза.

 

В самом ТК (ст. 3) закреплена трехуровневая структура таможенного законодательства таможенного союза: верхний уровень занимает Таможенный кодекс, наделенный высшей юридической силой среди всех актов таможенного законодательства, на втором уровне находятся Международные договоры государств - членов Таможенного союза, на третьем - решения Комиссии Таможенного союза, принимаемые в соответствии с ТК и Международными договорами государств - членов Таможенного союза.

 

ТК становится основным правовым источником таможенного регулирования в границах Таможенного союза.

 

Принятие ТК Таможенного союза привело к отмене Таможенного кодекса Российской Федерации, но не означало автоматического "упразднения" российского законодательства по таможенному регулированию. Таможенный союз в ЕврАзЭС предполагает существование наряду с "союзным" таможенным законодательством национального законодательства государств-членов Таможенного союза, которое формируется в Республике Беларусь вокруг Таможенного кодекса Республики Беларусь от 4 января 2007 года, в Республике Казахстан - вокруг Кодекса Республики Казахстан от 30 июня 2010 года "О таможенном деле в Республике Казахстан", а в Российской Федерации - вокруг Федерального закона от 27 ноября 2010 года "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

 

Таможенные отношения на единой территории Таможенного союза в соответствии с п. 2 ст. 1 ТК регулируются законодательством государств - членов Таможенного союза в части, не урегулированной таможенным законодательством Таможенного союза.

 

Принятие ТК положило начало процессу формирования таможенного законодательства Таможенного союза, который займет еще немало времени и приведет к принятию десятков и сотен новых нормативных правовых актов, регулирующих таможенные отношения в Таможенном союзе ЕврАзЭС.

 

Однако какие бы нормативные акты не были приняты впоследствии, все они должны соответствовать нормам ТК, прежде всего его положениям, содержащимся в главе 1, которые закладывают организационно-правовые основы деятельности Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

 

В настоящей статье мы подробно проанализируем, используя прежде всего формально-догматический метод, положения норм главы 1 ТК, объединяющие общие положения и принципы правового регулирования таможенных отношений на единой территории Таможенного союза ЕврАзЭС.

Через понятие таможенного регулирования определяется объект правового регулирования таможенных отношений, содержание самого ТК и иных актов таможенного законодательства Таможенного союза.

 

Отношения, регулируемые на уровне Таможенного союза, связаны с:

 

- перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, то есть с ввозом товаров на таможенную территорию Таможенного союза или вывоз товаров с этой территории;

 

- перевозкой товаров по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем;

 

- временным хранением, под которым понимается хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин и налогов;

Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности в рамках Таможенного союза России ,Белоруссии и Казахстана