Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 20:23, курсовая работа
Краткое описание
Меняющиеся условия развития мировой торговли начала XXI века ведут к созданию современных систем управления и технологий регулирования внешнеэкономической деятельности. Современные подходы к регулированию внешней торговли определяют принципы деятельности таможенных служб мира на ближайшие годы. К ним, в частности, относятся: применение информационных технологий таможенного декларирования и контроля; развитие внешней и внутренней информационно-таможенных сред и обмена информацией в них; моделирование таможенных процессов; развитие новых взаимоотношений между таможенной системой и участниками внешнеэкономической деятельности.
Меняющиеся условия развития
мировой торговли начала XXI века ведут
к созданию современных систем управления
и технологий регулирования внешнеэкономической
деятельности. Современные подходы к регулированию
внешней торговли определяют принципы
деятельности таможенных служб мира на
ближайшие годы. К ним, в частности, относятся:
применение информационных технологий
таможенного декларирования и контроля;
развитие внешней и внутренней информационно-таможенных
сред и обмена информацией в них; моделирование
таможенных процессов; развитие новых
взаимоотношений между таможенной системой
и участниками внешнеэкономической деятельности.
Использование информационных
технологий является неотъемлемой составляющей
в реализации современной таможенной
политики. В современных условиях без
использования информационных технологий
практически невозможно сделать таможенное
оформление быстрым и прозрачным. Основным
направлением развития информационных
таможенных систем является внедрение
технологий электронного декларирования,
интегрированных с системами управления
рисками.
Задачи курсовой работы:
определить роль информационных
таможенных технологий;
изучить возможности логистического
подхода к деятельности таможенных органов;
изучить особенности применения
таможенных технологий в рамках единого
экономического пространства.
ГЛАВА 1 РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ
ТАМОЖЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Появление информационных технологий,
связанных с новыми моделями внешнеэкономической
корпоративной деятельности, обусловило
коренные изменения в характере деятельности
таможенной службы, потребовало совершенствования
таможенно-логистических, таможенно-расчетных
операций, системы управления рисками,
которые стали бы реально действующим
современным инструментом государственного
регулирования внешней торговли.
Для таможенной системы наступил
период освоения новых моделей таможенных
отношений и политики, современных схем
регулирования международного товарообмена,
быстрой адаптации и адекватного реагирования
на постоянно меняющуюся внешнеэкономическую
среду, применения информационного обеспечения
принятия таможенных решений.
Трудно переоценить роль информационных
технологий в любой сфере государственной
деятельности, но в таможенном деле это
особенно очевидно. Необходимо отметить,
что таможенная служба на сегодня - один
из немногих органов в государственной
власти, где применение информационных
технологий является приоритетной задачей.
Таможенная информационная
система по своему составу напоминает
предприятие по переработке данных и производству
выходной информации. Как и в любом производственном
процессе, в таможенной информационной
системе присутствует технология преобразования
исходных данных в результатную информацию.
Таможенная информация характеризуется
большим объемом, многократным использованием,
обновлением и преобразованием, большим
числом логических операций и математических
расчетов для получения многих видов результатной
информации. Получатель таможенной информации
оценивает ее в зависимости от того, для
какой задачи информация будет использована.
Поэтому информация имеет свойство относительности.
В условиях роста объемов внешней торговли
и возрастающей нагрузки на таможенные
органы применение информационных систем
и технологий приобретает все большее
значение для таможенного дела.
Использование информационных
систем и технологий в деятельности таможенных
органов позволяет решать много задач,
связанных с эффективным осуществлением
таможенного администрирования. Среди
таких задач можно выделить следующие:
упрощение и ускорение выполнения
таможенных операций по таможенному контролю,
в том числе за счет использования электронной
формы декларирования, внедрения экспериментальных
технологий таможенного оформления;
использование системы управления
рисками; накопление информации об участниках
внешнеэкономической деятельности и иных
лицах;
оперативное осуществление
информационного обмена с заинтересованными
лицами.
Современная таможня переходит
от контроля исключительно за перемещением
через таможенную границу преимущественно
к контролю, основанному на аудите. Управление
рисками становится ключевым элементом
в достижении поставленных таможней целей
и неотъемлемой частью таможенного контроля.
Таможня производит самооценку результатов
с целью поддержания своего уровня эффективности
и производительности. Таможня и торговля
сотрудничают. Национальные таможни сотрудничают
в рамках концепции “бесшовного потока
информации”. Широкое развитие получает
электронная торговля, информатизация
таможни, электронное декларирование.
Инновационные таможенные технологии
- это не качественно новые технологии,
но технологии улучшенного качества, в
полном объеме вбирающие все элементы
современных мировых достижений в таможенной
сфере. Концепция инновационности для
белорусской таможни допускает одновременность
разрешения назревших проблем и достижение
таможенной службой республики своей
конечной цели – опережение темпов поступлений
в бюджет по сравнению с ростом внешнеторгового
оборота. Концепция инновационности позволяет
выбирать новое, сохраняя лучшее.
Многие страны мирового сообщества
решают задачу инновационности таможенных
технологий в рамках Совета Таможенного
Сотрудничества/Всемирной таможенной
организации. Республика Беларусь присоединилась
к Конвенции об СТС/ВТО 16 декабря 1993 года
и стала полноправным членом Всемирной
таможенной организации - международной
межправительственной организации, ныне
объединяющей 262 государства и отдельные
таможенные территории. Из многочисленных
рекомендаций этой организации в настоящее
время для таможни Беларуси важны те, что
направлены, в первую очередь, на инновации.
Это такие рекомендации, как необходимость
для национальных таможенных органов:
точного определения своих целей и средств
их достижения; широкого использования
информационных технологий, включая переход
к представлению таможенной документации
на электронных носителях; отделения сбора
таможенной статистики от выпуска товаров;
введения выборочного контроля на основе
технологий анализа и управления таможенными
рисками. Одним из важнейших документов,
разработанных под эгидой ВТО/СТС, является
Международная конвенция об упрощении
и гармонизации таможенных процедур (Конвенция
Киото), принятая 18 мая 1973 года (новая редакция
в 1999 г., вступила в силу в феврале 2006 г.).
Киотская конвенция – это своего рода
международный таможенный кодекс. В рекомендованных
Киотской Конвенцией стандартах существенное
место отведено процедуре выборочного
таможенного контроля. Такая выборочность,
как подчеркнуто в Конвенции (Генеральное
приложение, Глава 6), возможна на основе
применения современных методов анализа
и управления рисками. Это в корне меняет
не только практику, но и философию контроля.
Такой контроль не может быть тотальным.
Анализ рисков означает разработку и применение
современных технологий таможенного контроля
путем выборочного контроля товаров и
транспортных средств. Основные составляющие
системы: получение и подготовка информации
для целей выборочного контроля, непосредственное
его проведение на основе профилей риска,
оценка полученных результатов и совершенствование
системы, исходя из поставленных задач
эффективного учета, полноты сбора таможенных
платежей. При этом таможенные процедуры
не являются и не воспринимаются как барьер
для торговли, инвестирования, конкуренции.
В республике внедрение инновационных
таможенных технологий осуществляется
в рамках «Концепции системы управления
рисками в таможенных органах Республики
Беларусь», утвержденной Приказом ГТК
РБ в июне 2004 года. Основные принципы и
правила применения Системы содержит
и новая редакция белорусского Таможенного
кодекса.
ГЛАВА 2 ЕДИНАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА
Единая автоматизированная
информационная система (ЕАИС) представляет
собой автоматизированную систему управления
процессами таможенной деятельности.
ЕАИС является одним из компонентов информационно-технической
инфраструктуры таможенных органов и
представляет собой совокупность информационных,
программных, информационно-вычислительных,
центральных и региональных баз данных,
информационно-вычислительных
и телекоммуникационных систем и сетей.
Она предназначена для комплексной
автоматизации деятельности таможенных
органов всех уровней и информационное
взаимодействие между
собой и с внешними объектами.
Для автоматизации деятельности таможенных
органов в целом важнейшими исходными
параметрами являются характеристики
потоков информации, их объемы, временные
критерии обработки и передачи информации,
расположение и организация связи между
таможенными объектами, определяющая
сложность многоуровневых элементов в
общей структуре таможенных органов. В
целом ЕАИС характеризуется [1, с. 56]:
территориальной распределенностью;
иерархической структурой управления;
централизованным методологическим
управлением в части применения информационных
таможенных технологий;
существованием средств передачи
информации и обеспечивающих их комплекса
организационного, информационного и
программно-аппаратного обеспечения;
наличием ведомственной электронной
почты на базе использования почтовых
систем Novell Group Wise, Microsoft Exchange и Outlook;
наличием телекоммуникационной
инфраструктуры на базе использования
выделенных каналов связи и коммутируемых
линий телефонной сети общего пользования,
с использованием различных протоколов
передачи данных.
Автоматизированная подсистема
таможенного оформления охватывает непосредственно
деятельность таможенных органов в двух
основных направлениях - торгового и неторгового
оборота, решая задачи автоматизации процессов:
учета и контроля транзитного
перемещения грузов по территории страны;
учета и контроля нахождения
товаров на лицензионных и таможенных
складах;
учета и контроля обратного
ввоза-вывоза имущества инофирм, представительств
и выставок;
учета и контроля почтовых отправлений;
учета и контроля несопровождаемого
багажа;
обработки данных коммерческих
дополнений (электронный обмен информацией
с участниками внешнеэкономической деятельности).
Таможенная административно-правовая
подсистема обеспечивает управление таможенными
органами на всех уровнях, контроль и соблюдение
законности при автоматизированного таможенного
оформления. Основными задачами подсистемы
является автоматизация процессов:
борьбы с контрабандой и нарушениями
таможенных правил;
тарифного регулирования и
управления;
экспортно-импортного контроля;
антидемпингового и антимонопольного
контроля;
финансово-валютного контроля;
кадровой службы;
статистической службы.
Таможенная подсистема информационной
безопасности обеспечивает контроль и
оперативное управление функционированием
системы в целом ее основными задачами
являются:
обеспечение безопасности ЕАИС;
разделение уровня привилегий
и доступа к системе;
доступ к системе по паролю;
контроль доступа к системе;
контроль логического состояния
системы;
контроль и управление целостностью
системы;
статистика работы системы.
Таможенная внешняя информационная
подсистема обеспечивает обмен необходимой
информацией с другими организациями,
иностранными государствами и межгосударственными
организациями.
Таможенная телекоммуникационная
подсистема является базовой транспортной
системой и контролирует маршрутизацию
и работу запросов (получение в глобальной
сети в он-лайн режиме и передачу сообщений
в офф-лайн режиме электронной почты. Подсистема
обеспечивает: