Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 20:28, реферат
Целью данной работы является изучение таможенных платежей, их роли во внешнеэкономическом регулировании, а также экономического значения ставок таможенных пошлин.
Объектом исследования является таможенная пошлина в системе таможенных платежей.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
Охарактеризовать понятие таможенных платежей
Определить роль таможенных платежей во внешней экономике
Перечислить виды таможенных пошлин.
Введение…………………………………………………………….......................3
Глава 1. Таможенные пошлины и их сущность……...……….…………………4
1.1 Определение таможенных пошлин……………………………………4
1.2 Сущность таможенных пошлин………………………………………5
Глава 2. Типология таможенных пошлин………………………..…………….10
Глава 3. Методы определения таможенной пошлины………………………...14
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы……………………
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
Факультет «Экономики и управления»
Кафедра экономики и менеджмента
Реферат
по дисциплине: «Внешнеэкономическая деятельность»
на тему: «Таможенные пошлины»
Выполнила: студентка 4 курса
Хаметова Татьяна
Доц., к.э.н. Самсонова Е.В.
Волгоград
2015
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Таможенные пошлины и их сущность……...……….…………………4
1.1 Определение таможенных пошлин……………………………………4
1.2 Сущность таможенных пошлин………………………………………5
Глава 2. Типология таможенных пошлин………………………..…………….10
Глава 3. Методы определения таможенной пошлины………………………...14
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что таможенные пошлины являются классическим инструментом регулирования внешней торговли. В большей степени они определяют место страны в международном разделении труда и обеспечивают значительную часть доходов в пользу государства.
Проблема защиты национальной экономики крайне остра для многих стран. Очевидно, что развитие международной торговли – основное средство борьбы с традиционным монополистическим диктатом отечественных производителей, что без импорта наполнить отечественные магазины хорошими товарами не удается. Но столь же очевидно и другое – многие предприятия и даже целые отрасли национальной экономики не в состоянии конкурировать с дешевой и качественной импортной и экспортной продукцией.
Для защиты отечественных производителей от полного и быстрого краха правительство принимает ряд мер государственного регулирования импорта. Чаще всего при этом используется такой гибкий инструмент, как таможенные пошлины.
Целью данной работы является изучение таможенных платежей, их роли во внешнеэкономическом регулировании, а также экономического значения ставок таможенных пошлин.
Объектом исследования является таможенная пошлина в системе таможенных платежей.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
Глава 1. Таможенные пошлины и их свойства
Институт таможенной пошлины уходит своими корнями далеко вглубь истории человечества. Например, в Средние века пошлинами назывались сборы, которые взимали города, государства и феодалы за пользование дорогами и мостами, охрану порядка, за ведение судебных процессов и выполнение других функций. Наиболее распространёнными были пошлины за въезд и передвижение по территории (городу, княжеству), а также сборы с торговцев, которые и были в то время основной частью путешественников.
Появление государственных пошлин, как
государственных сборов, было связано
с появлением государства с их суверенитетом и государстве
В настоящее время существует множество определений понятия «таможенная пошлина», но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности.
И. В. Липсиц считает, что таможенной пошлиной называется «налог, взимаемый в пользу государственной казны с владельца товара иностранного производства при ввозе этого товара в страну для продажи» [2, с.144].
По определению В. Д. Камаева таможенная пошлина – это государственный налог, взимаемый за провоз через границу страны (экспорт-импорт) товаров и иных материальных ценностей [1, с. 495].
В учебнике Фаминского И. П. понятие таможенной пошлины трактуется следующим образом: «Таможенная пошлина выполняет функцию налога, взимаемого при пересечении товаром таможенной границы, который повышает цену импортируемого (экспортируемого) товара и оказывает тем самым влияние на объем и структуру внешнеторгового оборота» [5, с. 475].
Николаева И. П. трактует таможенную пошлину как обязательный платеж, который выплачивается при пересечении товаром границы [4, с.240], а О.Ю. Мамедов – как плату в пользу государства, которая взимается при пересечении государственной границы товара иностранного производства с его владельца [3, с. 441].
Таким образом, все определения сводятся к одному: таможенная пошлина – это налог, который взимается с товара во время пересечения им границы государства.
Установление таможенной пошлины означает, что владелец товара должен уплатить государству определенную долю цены. На величину импортной пошлины возрастут издержки производителя, следовательно, возрастет и цена, по которой импортер будет продавать свой товар. В результате товар теряет часть относительного превосходства, которое обеспечивает конкурентоспособность иностранному производителю.
Именно поэтому в России в 1992-1995 гг. постоянно менялись пошлины на импортные автомобили. Едва эти пошлины снижались, как покупка импортных машин становилась выгоднее, чем покупка отечественных «Жигулей», «Москвичей» и «Волг».
Видя, как улицы российских городов заполняются «Тойотами», «Фордами», «Вольво», а отечественные машины стоят на площадках автомагазинов, руководители российских автозаводов шли в правительство и требовали повышения пошлин. В итоге иностранные автомобили становились дорогими, и импорт падал по причине того, что людям было невыгодно покупать дорогой автомобиль. Тогда с жалобами в правительственные кабинеты шли торговцы иностранными машинами. Их аргументы, что падение импорта сокращается в конечном итоге и поступления доходов в государственный бюджет от пошлин и налогов, тоже признавались как разумные – и пошлины снижали.
Также летом 1992 г. Министерство торговли США установило на ввозимое из России и других стран СНГ урановое сырье таможенную пошлину в размере 115,82% к цене контракта. Причина такого принудительного повышения цены российского урана более, чем в 2 раза – стремление защитить неконкурентоспособное производство уранового сырья американскими фирмами от российских конкурентов.
Уровень таможенного обложения импорта не остается неизменным. Ставки таможенных тарифов меняются под влиянием процессов, протекающих в экономике отдельных стран и в мировом хозяйстве в целом. Снижение пошлин, как правило, осуществляется в результате двусторонних или многосторонних переговоров, в ходе которых стороны заключают соглашения об обмене таможенно-тарифными уступками. Обычно эти переговоры проводятся в рамках ГАТТ. В результате таких переговоров развитые капиталистические страны снизили средний уровень своего таможенного обложения, начиная с 1948 г., более чем на 3/4. Снижение пошлин остается актуальным вопросом и по сей день.
В настоящее время средний уровень ставок тарифов развитых стран около 6%, развивающихся – 30-40%, при этом на отдельные товары пошлины могут колебаться в значительно более широких пределах. Так, наиболее высокими они являются почти по всех странах в таких жестко защищаемых от импорта секторах внутреннего рынка, как рынки сельскохозяйственной и продовольственной продукции.
Влияние тарифа снижает уровень благосостояния потребителей, но зато приносит государству доход, размер которого равен произведению ставки тарифа на объем облагаемого им импорта. Сумма, полученная государством от взимания пошлин, может впоследствии служить различным целям: превратить в дополнительные расходы на социальные программы, способствовать снижению подоходных налогов и так далее.
С точки зрения целевой направленности выделяются протекционистский и фискальный характер тарифов. Протекционистский характер используется тогда, когда государство, поднимая таможенную пошлину, поднимает тем самым национальные цены на импортируемый товар, снижает его конкурентоспособность и защищает внутренний рынок. Цель фискальных пошлин – преимущественно обеспечение государственного бюджета налоговыми поступлениями. Эту функцию обычно выполняют пошлины на товар, который не производят в данной стране. Они, как правило, не очень высокие.
Наиболее распространенной пошлиной является импортная пошлина. Она выполняет фискальную функцию и служит средством регулирования товарных потоков и защиты национальных производителей. Экспортные пошлины в основном используются для увеличения доходов государства. Они значительно увеличивают цены, затрудняют конкуренцию на мировом рынке, поэтому применяются редко, только в том случае, если страна хочет ограничить вывоз товара за рубеж, или есть острая необходимость повысить доходы бюджета.
В развитых странах такие пошлины, как правило, не применяются, а в США они законодательно запрещены.
Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случаях, если:
1) в соответствии с
законодательством Российской
-товары не облагаются таможенными пошлинами, налогами;
-в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, — на срок действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение;
2) общая таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5 000 рублей;
3) до выпуска товаров для свободного обращения и при отсутствии нарушений лицами требований и условий, установленных настоящим Кодексом, иностранные товары оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования (эксплуатации);
4) товары обращаются в федеральную собственность в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
3. В отношении товаров,
выпущенных для свободного
Облагать пошлинами экспортные товары имеет смысл, если:
а) национальный товар за рубежом высоко востребован;
б) цены на этот товар внутри страны ниже, чем в мировые цены
в) расширение экспорта нецелесообразно: это может быть при возможном снижении экспортных поступлений в результате падения мировых цен, вызванным избыточным предложением.
Облагать пошлинами импортные товары имеет смысл
а) либо на предметы роскоши;
б) либо на традиционные для этого товары: алкоголь, табак.
В целом же само использование импортных пошлин:
а) противоречит задачам защиты внутреннего рынка, поскольку государство уже будет заботиться об увеличении доли национальных компаниях, а будет стараться обложить иностранные компании;
б) иногда импорт может упасть, как и сами поступления.
2. Типология таможенных пошлин
По форме обложения выделяются следующие виды пошлин:
1. Адвалорные, которые начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости).
Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу и применяются обычно при обложении товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы.
Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Например, если пошлина составляет 20% цены товара, то при цене товара 200 долл. доходы бюджета составят 40 долл. При увеличении цены товара до 300 долл. доходы бюджета возрастут до 60 долл., при падении цены товара до 100 долл. — сократятся до 20 долл. Но независимо от цены адвалорная пошлина повышает цену импортного товара на 20%.