Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 05:24, курсовая работа
Актуальность создания Таможенного союза России с другими государствами, безусловно, сохранилась. Более того, как не покажется парадоксальным, финансово-экономический кризис даёт даже ещё больше оснований для интеграции постсоветского пространства, нежели «свободное плавание» в благоприятные годы. Сейчас во многом есть заинтересованность как стран СНГ в помощи России, так у России появляется шанс хотя бы на экономической основе интегрировать и объединить под своей эгидой страны постсоветского пространства, страны Содружества. Поэтому, в общем и целом, идея Таможенного союза, безусловно, весьма важна. Мировой опыт свидетельствует, что таможенные союзы создают благоприятные условия для развития торговли, производства, способствуют укреплению не только экономических, но и политических связей государств, которые объединены общими экономическими интересами. Вообще если говорить о таможенном союзе (именно в нашей стране), можно выделить основную задачу. Основной задачей Таможенного союза является упразднение таможенных ограничений во взаимной торговле и принятие единого таможенного регулирования в отношении третьих стран.
Что касается структуры экспорта России,
то она существенно отличается от структуры
экспорта развитых стран. Отечественный
экспорт – это преимущественно нефть
и нефтепродукты, газ, уголь, железная
руда, необработанная древесина, черные
и цветные металлы, драгоценные камни,
минеральные удобрения. В развитых странах
Европы, в США, Канаде, Китае, Японии, Республике
Корея, Сингапуре и др. – основу экспорта
составляют автомобили и самолеты, машины
и оборудование, вычислительная техника
и другая электроника, сложная бытовая
техника, одежда. Объем российского экспорта
(до кризиса ) по данным таможенной статистики
составил 467,5 млрд. долларов, из которых
около 70% (то есть примерно 326 млрд.) составляет
экспорт минеральных ресурсов и продуктов
(не считая некоторое другое сырье). Таким
образом, существует серьезный дисбаланс
в структуре экспорта/импорта.
Таможенный союз, создаваемый пока тремя государствами (Казахстаном, Россией и Беларусью), даст мощный толчок региональной интеграции на постсоветском пространстве, расширению торгово-экономических связей в рамках ЕврАзЭС и повышению конкурентоспособности национальных экономик. Также можно сказать, что в настоящее время не подлежит сомнению: динамические эффекты таможенного союза многообразны и неоспоримы. В рамках интеграционной группы участие в таможенном союзе влияет на рост национального дохода и рыночной конкуренции, а вместе с ростом производства наступает снижение средней себестоимости. Это участие благоприятствует также демонополизации. Иначе говоря, торговая либерализация в условиях таможенного союза приводит к изменениям в существовании монопольного и даже олигархического производителя, т.е. способствует дроблению или ограничению деятельности монополии. Если местный производитель не учел иностранной конкуренции в своей деятельности, используя свое доминирующее положение на рынке, то в условиях таможенного союза из-за снижения цен доходы производителя снижаются, постепенно он теряет свое привилегированное положение, а выигрывает потребитель.
И не надо путать таможенный союз от свободной таможенной зоны. Таможенный союз отличается от зоны свободной торговли основным элементом: если в зоне свободной торговли страны - участницы снижают таможенные сборы во взаимных товарооборотах, при этом они вольны сами определять ставки таможенных сборов в отношении третьих стран, конкурируя между собой на внешних рынках, то в случае таможенного союза страны-участницы согласовывают таможенные тарифы в отношении третьих стран. Таким образом, они проводят общую торговую политику на рынке третьих стран. Очень важно заметить, что на конкурентоспособность стран-участниц на рынках третьих стран в случае зоны свободной торговли решающее воздействие оказывала ставка таможенных сборов, а не очевидная стоимость производства товаров. В результате в странах - участницах возрастает производство, усиливается экономическое сотрудничество, углубляется взаимный торговый обмен. Торговля же с третьими странами отвечает различным модификациям или даже некоторым ограничениям в интересах интеграционного объединения; углубляется производственная специализация, что в результате приводит к росту предложения товаров и услуг (эффект производства), сочетающемуся с повышенной потребительской способностью отдельных клиентов (домашних хозяйств), а в конечном итоге наступает рост ВВП.
Таможенный союз является одной из наиболее распространенных форм международной интеграции, которыми являются, в частности, зоны свободной торговли, «общие рынки», экономические и политические союзы. Участие государств в том или ином интеграционном образовании предполагает различную степень сближения. Если участники зоны свободной торговли ограничиваются частичной или неполной отменой количественных ограничений и тарифных барьеров во взаимной торговле, то страны-члены полного политического и экономического союза постоянно ведут поиск решений по важнейшим вопросам с помощью разветвленной системы межгосударственных органов. Развивается интеграция в соответствии с общими закономерностями: путем постепенного перехода от одной ступени к другой, более высокой.
В заключении свой курсовой
работы я хочу сказать, что все
поставленные передо мной цели и задачи
были рассмотрены. Пристальное внимание
я уделила таможенным союзам России с
другими государствами. Произвела полный
анализ развития Таможенного союза России
с другими государствами, а именно с Украиной
и Белоруссией и рассмотрела влияние его
на экономику страны и также мировую экономику.