Таможенный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 12:05, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с ТК РФ — товары и транспортные средства подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, предусмотренных Большие изменения, произошедшие в политической и социально-экономической жизни современной России, внесли изменения во многие области деятельности и сферы управления.
Одной из таких областей является внешнеэкономическая деятельность нашего государства, проводником которой является таможенное дело и таможенная политика. Они с начала экономических преобразований, приобретают качественно иное, более важное значение, становясь регуляторами и средствами формирования новых экономических отношений и связей.

Содержание

Введение
Понятие и виды таможенного контроля
Товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю
Основные принципы перемещения товаров через таможенную границу РФ
Основная часть
Таможенный контроль товаров перевозимых железнодорожным транспортом
Организация службы на контрольном посту
Организация службы в вокзалах и на станциях
Таможенное оформление и таможенный контроль товарных поездов
Таможенное оформление поездов и ввозимых товаров
Таможенный контроль товаров перевозимых автомобильным транспортом
Таможенный контроль товаров перевозимых водным транспортом
Таможенный контроль товаров перевозимых воздушным транспортом
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

таможенный контроль.docx

— 60.50 Кб (Скачать файл)
 

 
Введение

 
2-3

 
1.

 
Понятие и виды таможенного контроля

 
4-7

 
1.2.

 
Товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю

 
8

 
1.3.

 
Основные принципы перемещения товаров  через таможенную границу РФ

 
9-10

 

 
Основная часть

 

 
2.

 
Таможенный контроль товаров перевозимых  железнодорожным транспортом 

 
11-14

 
2.1.

 
Организация службы на контрольном  посту

 
15

 
2.2.

 
Организация службы в вокзалах и  на станциях

 
16-17

 
2.3.

 
Таможенное оформление и таможенный контроль товарных поездов 

 
17-18

 
2.4.

 
Таможенное оформление поездов и  ввозимых товаров

 
18-20

 
3.

 
Таможенный контроль товаров перевозимых  автомобильным транспортом 

 
21-26

 
4.

 
Таможенный контроль товаров перевозимых  водным транспортом

 
27-38

 
5.

 
Таможенный контроль товаров перевозимых  воздушным транспортом 

 
39-42

 

 
Заключение

 
43

 

 
Список литературы

 
44


 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 
  1. Понятие и виды таможенного контроля. 
В соответствии с ТК РФ — товары и транспортные средства подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, предусмотренных Большие изменения, произошедшие в политической и социально-экономической  жизни современной России, внесли изменения во многие области деятельности и сферы управления. 
         Одной из таких областей является внешнеэкономическая деятельность нашего государства, проводником которой является таможенное дело и таможенная политика. Они с начала экономических преобразований, приобретают качественно иное, более важное значение, становясь регуляторами и средствами формирования новых экономических отношений и связей. 
         С переходом к рыночной экономике возникла и постепенно реализуется новая демократическая концепция таможенного дела, учитывающая прогрессивные явления и тенденции в развитии экономических отношений в стране и мировой цивилизованный таможенно-правовой опыт, и соответствующее ему российское таможенное законодательство. 
 
         Таможенное законодательство представляет собой один из наиболее обширных блоков в системе российского законодательства и включает в себя нормативные акты органов государственной власти различных уровней. 
 
         Конституцией Российской Федерации (ст. 71) таможенное регулирование отнесено к ведению федеральных органов государственной власти, которое означает, что законодательство в таможенной сфере ограничивается в основном федеральным уровнем. Данная норма Конституции позволяет объединить единые для всех правила внешнеэкономической деятельности, единый порядок и условия перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации, единство таможенных процедур. 
 
         Конституционные положения таможенного регулирования регламентируются в Федеральных законах, основным из которых является Таможенный Кодекс Российской Федерации. 
 
         Согласно Таможенному Кодексу Российской Федерации, таможенное дело в Российской Федерации составляет таможенная политика Российской Федерации, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь. 
 
         Преобразования, произошедшие в социально-экономическом строе страны, внесли изменения в таможенное дело, в частности, в таможенный контроль. 
 
         Таможенный контроль стал развиваться в связи с увеличением объёма деятельности в таможенной сфере, товаро- и пассажирообмена, расширения внешнеэкономических связей России. 
 
Предметом данной работы является  осуществление порядка таможенного контроля товаров перевозимых железнодорожным, водным, автомобильным и воздушным видами транспорта. 
 
Целью моей курсовой работы является обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля товаров перевозимых железнодорожным, водным, автомобильным и воздушным видами транспорта. 
1. Понятие и виды таможенного контроля. 
В соответствии с ТК РФ — товары и транспортные средства подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, предусмотренных Таможенным кодексом РФ. Требования данного принципа обязательны и распространяются на всех лиц, перемещающих товары и транспортные средства. С этим принципом связана такая функция таможенных органов, как производство таможенного контроля. 
 
Таможенный контроль — совокупность мер, осуществляемых таможенными органами РФ в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ о таможенном деле, а также законодательства РФ и международных договоров РФ, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы РФ. Это единственное определение таможенного контроля, содержащееся в действующем законодательстве по таможенному делу. 
 
Кроме таможенных органов существуют иные государственные контролирующие органы, осуществляющие свои функции по отношению к перемещаемым через таможенную границу РФ товарам. В связи с этим возникает вопрос о возможности расширения круга субъектов таможенного контроля, а также соотношения их полномочий в процессе осуществления проверочных мероприятий. Так, согласно ТК РФ, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, таможенное оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, может быть завершено только после осуществления ветеринарного, фитосанитарного, экологического и других видов государственного контроля. Кроме того, в соответствии с ТК РФ сроки проверки таможенной декларации, документов и досмотра товаров и транспортных средств не включают время, необходимое для осуществления контроля за товарами и транспортными средствами другими государственными органами. 
 
Отмеченные нормы свидетельствуют об обязательном характере действий по проверке перемещаемых через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств. Более того, согласно ТК РФ таможенные органы вправе в целях решения задач таможенного дела взаимодействовать с иными правоохранительными и другими государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, допуская выполнение под своим контролем отдельных действий, относящихся к их компетенции. 
 
Цель таможенного контроля - проверка соблюдения законности перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также соблюдения условий избранного таможенного режима и осуществления предпринимательской деятельности в сфере таможенного дела. 
 
Субъектами таможенного контроля являются только и исключительно таможенные органы (должностные лица), поскольку, в конечном итоге, таможенные органы принимают решение о выпуске товаров и транспортных средств, включая условный выпуск либо выдачу лицензии на осуществление предпринимательской деятельности в области таможенного дела. 
 
В соответствии с обозначенными целями таможенного контроля можно выделить его объекты и предметы таможенного контроля, а именно: 
 
- товары и транспортные средства (перемещаемые либо перемещенные через таможенную границу РФ); 
 
- документы и сведения, необходимые для таможенных целей; 
 
- предпринимательская деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы. 
 
Что касается документов, необходимых для таможенного контроля, то они могут рассматриваться в качестве предметов контроля как при оформлении перемещаемых товаров и транспортных средств либо оформлении изменения таможенного режима, так и при проведении таможенного надзора. Причем по назначению их возможно разделить на несколько видов: 
 
- документы, необходимые для таможенного оформления и контроля; 
 
- документы, необходимые для контроля (надзора). 
 
Таким образом, рассмотрев таможенный контроль как проверку, выделив его основные элементы (субъект и предметы), можно дать следующее его определение. 
 
Таможенный контроль есть осуществляемая таможенными органами РФ проверка перемещаемых через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, документов и сведений, необходимых для таможенных целей, а также надзор за предпринимательской деятельностью (рынок таможенных услуг) в сфере таможенного дела. 
 
Согласно главе ТК РФ "Дополнительные положения, относящиеся к таможенному контролю за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу РФ" таможенному контролю подлежат все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ. 
 
При ввозе таможенный контроль начинается с момента пересечения товаром и транспортным средством таможенной границы РФ. 
 
При вывозе таможенный контроль начинается с момента принятия таможенной декларации. Завершается таможенный контроль в момент выпуска  товаров и транспортных средств. 
 
При выпуске товаров и транспортных средств, вывозимых за пределы таможенной территории РФ, таможенный контроль завершается в момент пересечения таможенной границы РФ. 
 
При этом просматривается некий промежуток времени, который можно обозначить как нахождение под таможенным контролем. Общее понятие, содержание и правовые последствия нахождения товаров и транспортных средств под таможенным контролем можно заключить в следующее определение: 
 
Нахождение под таможенным контролем представляет собой установленный ТК РФ промежуток времени, в течение которого товары и транспортные средства подвергаются либо могут подвергаться необходимым проверочным мероприятиям при ограничении прав пользования и распоряжения ими. 
 
Товары и транспортные средства находятся под таможенным контролем с момента его начала и до его завершения в соответствии с таможенным режимом.  
1.2. Товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю 
Предметом таможенного контроля может быть любой вид товаров и транспортных средств (кроме тех, что выводятся законодательством из числа предметов, подлежащих таможенному контролю), перемещаемый через российскую таможенную границу. 
 
Товары - это любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства.  
 
Транспортные средства – любые морское (речное), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозке лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозке товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами. 
 
Средства, используемые для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование, являются предметом таможенного контроля в качестве транспортных средств. Транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу в иных целях, подлежат таможенному контролю в качестве товаров. 
 
На таможенные органы возлагается обязанность организовать контроль за всеми видами товаров, следующих через таможенную границу. Специфика предмета таможенного контроля в ряде случаев обусловливает существенные особенности в организации самого таможенного контроля. Так, контролируя перемещение через таможенную границу валюты и валютных ценностей, таможенные органы, наряду с другими органами (налоговыми инспекциями, банками и иными кредитными учреждениями и т.д.), участвуют в сложном процессе валютного контроля. 
1.3. Основные принципы перемещения товаров через  
 
таможенную границу РФ. 
Перемещение товаров и транспортных средств через российскую таможенную границу производится в соответствии с заявленными таможенными режимами. Таможенный режим – совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ. Понятие "таможенный режим" служит для обозначения специальной системы мероприятий и совокупности методов (приемов), обеспечивающих комплексное применение инструментов таможенного регулирования. 
 
Таможенный режим определяет: 
 
1. Порядок перемещения товара через таможенную границу в зависимости от его предназначения (цели перемещения). 
 
2. Условия его нахождения и допустимое использование на (вне) таможенной территории. 
 
3. Права и обязанности лица, которое в соответствии с таможенным законодательством располагает необходимыми правомочиями (пользования, распоряжения) в отношении помещенного под таможенный режим товара и имеет право использовать в полном объеме все выгоды, льготы, преимущества, предоставляемые регламентацией данного режима. 
 
4. Требования к данному товару, правовому статусу лица, перемещающего его через таможенную границу. 
Таможенный кодекс содержит общий перечень видов таможенных процедур: 
 
1.     выпуск для внутреннего потребления; 
 
2.     экспорт 
 
3.     таможенный транзит 
 
4.     таможенный склад; 
 
5.     переработка на таможенной территории; 
 
6.     переработка вне таможенной территории; 
 
7.     переработка для внутреннего потребления; 
 
8.     временный ввоз; 
 
9.     временный вывоз; 
 
10.  реимпорт; 
 
11.  реэкспорт; 
 
12.  беспошлинная торговля; 
 
13.  уничтожение; 
 
14.  отказ в пользу государства; 
 
15.  свободная таможенная зона; 
 
16.  свободный склад; 
 
17.  специальная таможенная процедура. 
2. Таможенный контроль товаров перевозимых 
 
железнодорожным транспортом  
 
Таможенный контроль за железнодорожным транспортом осуществляется: 
 
- на пограничных железнодорожных станциях; 
 
- на контрольных постах, расположенных непосредственно у границы; 
 
- на перегонах между государственной границей и пограничной железнодорожной станцией; 
 
- на перегонах между ближайшей к пограничной внутренней станцией и пограничной (в отдельных случаях, когда это предусмотрено разработанной технологической схемой контроля перемещаемых через границу лиц, товаров и транспортных средств, — на железнодорожных подъездных путях, имеющих статус таможенных складов и складов временного хранения товаров). 
 
Внутренними таможнями таможенный контроль осуществляется на специально выделенных железнодорожных путях товарных дворов железнодорожных станций. 
 
Таможенное оформление физических лиц осуществляется: 
 
- непосредственно в вагонах пассажирского поезда; 
 
- на вокзалах пограничных железнодорожных станций. 
 
Технологический комплекс контроля включает линии контроля служб, принимающих участие в оформлении и контроле. 
 
При убытии из страны в указанную схему входят: 
 
-  линия таможенного контроля, почта, телеграф, телефон и отделение банка; 
 
- линия оформления багажа и груза транспортным предприятием, осуществляющим международные перевозки, — в нашем случае обслуживающий персонал пассажирского отдела перевозок пограничной железнодорожной станции; 
 
- линия пограничного контроля; 
 
- линия контроля наличия оружия и металла под одеждой на человеке — линия безопасности. 
На линии таможенного контроля в процессе досмотра ручной клади и багажа в случае необходимости, при наличии продукции животного и растительного происхождения, приглашаются сотрудники органов ветеринарного и фитосанитарного контроля. При прибытии в страну (в РФ) в технологический комплекс контроля входят: 
 
- линия пограничного контроля; 
 
- линия получения багажа и грузов; 
 
- линия таможенного контроля, с которой совпадают линии фитосанитарного и ветеринарного видов контроля. 
 
Вопросы организации взаимодействия служб государственных органов, участвующих в таможенно-пограничном оформлении и контроле, находят отражение в решении начальника таможни на охрану таможенной границы. 
 
Общие положения по организации службы (работы) по пограничному оформлению лиц, товаров и транспортных средств излагаются в технологических схемах пограничного оформления, разрабатываемых руководителями таможенных, пограничных, медико-санитарных, фитосанитарных, ветеринарных и других органов при активном участии начальников железнодорожных пограничных станций и руководителей подчиненных им служб (грузового отдела товарной железнодорожной станции, пассажирского отдела — пассажирской железнодорожной станции, диспетчерской службы железнодорожной станции). Разработанные каждой службой технологические схемы по своему профилю сводятся в единую технологическую схему оформления лиц, товаров и транспортных средств (в рассматриваемом случае пассажирских и грузовых поездов). После согласования схема утверждается начальником пограничной железнодорожной станции, начальником таможни (таможенного поста), начальником ОКПП (КПП) или отделения ОКПП погранвойск, руководителями пунктов медико-санитарного, ветеринарного контроля, руководителем органа милиции (линейного отдела УВД на железнодорожном транспорте). 
 
Одним из важных средств, обеспечивающих своевременность оформления железнодорожных поездов загранследования, является поддержание должного погранично-таможенного режима при оформлении поездов загранследования на контрольном посту на границе, на перегоне от контрольного поста до пограничной железнодорожной станции и на пограничной железнодорожной станции во время оформления лиц, товаров и транспортных средств — до окончания их таможенно-пограничного оформления. 
 
В каждом железнодорожном пункте пропуска через государственную границу, с учетом местных условий, руководство пограничной железнодорожной станции совместно с пограничными и таможенными органами определяют территории, пути, площадки и помещения, где непосредственно осуществляется пограничный, таможенный и иные виды контроля. 
 
В этих местах, с целью создания необходимых условий для проведения контроля, исключения доступа лиц к закрытым для них местам, транспортным средствам международного следования и незаконного пересечения государственной границы, а также предотвращения совершения контрабандных действий, валютных операций и иной противоправной деятельности, таможенными органами и погранвойсками вводятся дополнительные режимные ограничения. 
 
Отстой вагонов международного сообщения на досмотровых площадках не допускается. 
 
Доступ лиц к поездам (вагонам, контейнерам) международного сообщения в период их погранично-таможенного контроля запрещается. 
 
Встречающим и провожающим лицам не разрешается входить в помещения, где находятся лица, не прошедшие перед отправлением за границу (или по прибытии из-за границы) таможенный и паспортный контроль. 
 
Посадка и высадка пассажиров на пограничных железнодорожных станциях из поездов (вагонов) международного сообщения, а также погрузка (выгрузка) почты, багажа и иного имущества производится только с разрешения пограничных и таможенных властей. 
 
В пунктах пропуска через границу вводится пропускной режим. 
 
Вход в зону таможенного оформления и контроля разрешается только по пропускам, выдаваемым таможенными органами. 
 
Расстояние между контрольным постом и железнодорожной станцией бывает различным. Территория контрольного поста может сливаться с территорией пограничной железнодорожной станции, в отдельных случаях расстояние от контрольного поста до железнодорожной станции достигает десятков километров. Поэтому служба пограничных и таможенных нарядов по проверке документов, досмотру, наблюдению, сопровождению поездов строится с учетом местных условий. 

   продолжение

2.1. Организация  службы на контрольном посту. 
 
Под контрольным постом пограничной железнодорожной станции понимается инженерное сооружение, представляющее собой досмотровую площадку для осмотра длинномерных поездов (50х60 вагонов) с 1-2, 1-4 железнодорожными колеями. 
 
По периметру поста устанавливается ограждение, оборудованное периметровой сигнализацией или иными средствами охраны от несанкционированного доступа. 
 
На контрольных постах возводятся специальные помещения для работающих, смен сотрудников пограничных и таможенных органов. 
 
Основное назначение контрольного поста — осуществление внешнего наружного осмотра пассажирских поездов и полный внешний, а при необходимости — и внутренний осмотр всех грузовых, как груженных, так и порожних поездов (вагонов), убывающих за границу и прибывающих из-за границы. 
 
Подразделения таможенного органа и ОКПП (КПП) — отделения пограничного контроля за грузовыми поездами в процессе службы на контрольном посту имеют право вскрывать с целью осуществления таможенного и пограничного контроля опломбированные вагоны (контейнеры). Вскрытие вагонов (контейнеров) со снятием пломб осуществляется в присутствии представителя железнодорожной станции (товарной конторы железнодорожной станции) и оформляется актом вскрытия, который подписывается представителями железнодорожной станции, таможенного органа и контрольно-пропускного пункта погранвойск. 
 
Транспортные средства — пассажирские и грузовые поезда, оформленные на контрольном посту, учитываются таможенными и пограничными органами в специальных книгах учета движения через границу транспортных средств. 
2.2. Организация службы в вокзалах и на станциях. 
 
В вокзалах и других станционных зданиях выделяются служебные помещения для ОКПП погранвойск, таможенных органов и других организаций, осуществляющих контроль за передвижением через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, товаров и иного имущества. 
 
Для целей таможенного оформления и контроля в железнодорожных вокзалах выделяются и оборудуются залы таможенного оформления и пограничного контроля с техно-логическими линиями паспортно-таможенного и других видов пограничного оформления следующих через границу лиц по прибытию и убытию, помещения для личного досмотра лиц, следующих через границу. 
 
Физические лица, следующие из-за границы до пограничной станции или выезжающие за границу на такой станции, проходят пограничный контроль и таможенное оформление ручной клади и багажа только в вышеуказанных залах, а остальные — непосредственно в поездах. 
 
Снятие ручной клади и багажа пассажиров, следующих в прямом беспересадочном пассажирском сообщении через границу, для проведения тщательного таможенного оформления и контроля в залах, (в том числе и с применением специальной досмотровой техники) производится по решению должностного лица таможенного органа. 
 
Проведение контрольно-досмотровых мероприятий и таможенного оформления непосредственно в поездах, является одним из самых напряженных направлений работы. Время нахождения в поезде наряда ограничено расписанием. 
 
Служба (работа) пограничных, и таможенных смен согласовывается и строится с учетом графика движения пассажирских и грузовых поездов через государственную границу. 
В зависимости от складывающейся оперативной обстановки на таможенной границе и в регионе деятельности таможенного органа подразделения таможни осуществляют служебную деятельность в форме повседневной службы или специальной операции. 
 
Кратко рассмотрим общий порядок таможенного оформления пассажирских и грузовых (товарных) поездов, следующих через государственную границу. 
 
При планировании и организации службы расчет сил и средств производится с учетом стабильной обстановки, заложенного в расписании движения пассажирских и графике движения грузовых поездов в течение смены (12 часов; 24 часа). 
2.3. Таможенное оформление и таможенный контроль товарных поездов 
 
Товарные поезда и перевозимые на них грузы, так же как и другие товары и транспортные средства, вывозимые за пределы страны и ввозимые на ее территорию из других государств, подлежат таможенному контролю. При этом локомотивы и подвижной состав оформляются в таможенном отношении как транспортные средства только на пограничных железнодорожных станциях, а перевозимые товары могут оформляться как во внутренних таможнях, так и на границе. 
 
Таможенное оформление грузовых поездов (вагонов, контейнеров) осуществляется на контрольных постах (КП), перегонах между контрольным постом и пограничной железнодорожной станцией и на пограничной железнодорожной станции. 
 
На контрольных постах ведется оформление поездных бригад, проводится визуальный осмотр, в нужных случаях — досмотр провозимых грузов. При необходимости организуется их сопровождение. 
 
Проведение досмотровых мероприятий осуществляется в парках отправления и на контрольных, постах (во внутренних таможнях — на специально отведенных путях товарных железнодорожных станций}, проверка железнодорожных документов — в технических конторах товарных погранстанций. 
 
Таможенное оформление поездов при импортных и экспортных операциях имеет свои особенности. 
2.4. Таможенное оформление поездов и ввозимых товаров 
 
Товары, ввозимые в страну, из таможни, расположенной в пункте пропуска на границе (таможня отправления), направляются по документу контроля доставки (ДКД) в таможню, в зоне деятельности которой расположен получатель (таможня назначения), под ответственность перевозчика, для окончательного таможенного оформления во всех случаях, когда выдача товаров получателю не производится непосредственно на границе. 
 
Товары перевозятся между таможнями под таможенным обеспечением (пломбы, печати, окантовка) в упаковке, транспортных средствах — вагонах, контейнерах, изготовленных и оборудованных таким образом, чтобы предметы не могли извлекаться из опечатанного грузового помещения, транспортного средства или контейнера или помещаться туда без оставления видимых следов вскрытия, а также повреждения таможенного обеспечения. 
 
По окончании формирования состава с импортными товарами для отправки в глубь таможенной территории состав подлежит предъявлению к техническому коммерческому осмотру. 
 
Вывоз товаров допускается при условии соблюдения установленного порядка и производства таможенного оформления в соответствии с заявленным таможенным режимом. 
 
На выходную погранстанцию прибывают товары как уже оформленные на вывоз внутренними таможнями, так и не оформленные. Последние подлежат декларированию в пограничной таможне прежде, чем будет разрешен их вывоз за границу. 
 
Таможенное оформление завершается после проверки всех сведений и документов, представленных для контроля, и, в случае необходимости, проведения досмотра заявленных товаров. 
 
По требованию таможни железная дорога обязана предъявить к досмотру товары и транспортные средства и обеспечить выполнение необходимых технологических операций (расцепка вагонов, снятие и вскрытие контейнеров, разгрузка товаров и т.п.). 
 
При досмотре рефрижераторных секций, а также других вагонов, где предусмотрены помещения для проводников, стрелков военизированной охраны и других лиц, сопровождающих грузы, досмотровая группа производит досмотр непосредственно таких помещений и рабочих мест с целью выявления запрещенных к ввозу/вывозу товаров; товаров, на ввоз/вывоз которых имеются количественные ограничения; недекларированных товаров; незаконного провоза рублевой и валютной наличности проводниками. В процессе досмотра проверяется также наличие документов о праве ношения оружия и его соответствия указанному в разрешении. 
 
Проведение досмотровых мероприятий осуществляется, как правило, в парках прибытия и досмотровых парках. 
 
Во время проведения досмотра связь досмотровых групп со старшими смены осуществляется по радио с докладами о всех перемещениях групп и о ходе досмотра. 
 
Досмотр должен производиться не менее чем двумя инспекторами на один вагон с соблюдением положений инструкции по технике безопасности, технологических норм работы станции. 
 
При ввозе на таможенную территорию РФ и вывозе с этой территории товаров, необходимых при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах, живых животных, скоропортящихся товаров, радиоактивных материалов, товаров для целей массовой информации, товаров, направляемых в адрес высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации и других подобных товаров их таможенное о оформление производится в упрощенном виде и приоритетном порядке. 
3. Таможенный контроль товаров перевозимых 
 
автомобильным транспортом 
Таможенный контроль осуществляется в пограничных пунктах пропуска на шоссейных переходах, в пути следования и в местах доставки товаров. 
 
Таможенный контроль автотранспортных средств преследует следующие цели: 
 
- выявление и пресечение использования транспортных средств, специально оборудованных для сокрытия товаров от таможенного контроля; 
 
- недопущение перемещения транспортных средств через таможенную границу для иных целей, кроме международных перевозок пассажиров и официальных грузов; 
 
- проверка соответствия транспортных средств техническим требованиям для доставки грузов под таможенным контролем. 
 
К подвиду таможенного контроля транспортных средств можно отнести контроль товаров, перемещаемых водителями грузовых автомобилей, экспедиторами, сопровождающими грузы, и водителями пассажирских автобусов. Этот подвид контроля осуществляется аналогично контролю товаров, перемещаемых физическими (частными) лицами. 
 
Таможенное оформление и контроль на шоссейных пунктах пропуска грузового автотранспорта осуществляется в следующей последовательности: 
 
- подача перевозчиком уведомления о ввозе (вывозе) в форме вручения документов на транспортное средство и перевозимый груз должностному лицу таможенного органа при въезде на территорию зоны таможенного и пограничного контроля; 
 
- проверка должностными лицами таможенного органа поданных документов и принятие решения о форме и месте таможенного оформления перевозимого груза; 
 
- принятие решения о форме таможенного контроля транспортного средства; 
 
- таможенное оформление товаров, перемещаемых водителем и другими следующими на автотранспортном средстве физическими лицами; 
 
- таможенное оформление и таможенный контроль транспортного средства и перевозимых товаров; 
 
- вручение перевозчику документов на транспортное средство и перевозимые товары; 
 
- выпуск транспортного средства за границу или внутрь страны. 
 
Пограничный и паспортный контроль, а также контроль со стороны других служб осуществляются одновременно с таможенным. Порядок взаимодействия контрольных служб устанавливается технологическими схемами пограничного и таможенного оформления на пограничном шоссейном переходе. 
 
Последовательность таможенного оформления и контроля пассажирского автотранспорта следующая: 
 
- подача перевозчиком уведомления о въезде (выезде) в форме устного заявления и предъявления документов на транспортное средство и личных документов водителя и пассажиров должностному лицу погранвойск или таможенного органа (в зависимости от принятой технологической схемы) при въезде на территорию зоны таможенного и пограничного контроля; 
 
- таможенное оформление и таможенный контроль ручной клади и багажа водителя и пассажиров; 
 
- таможенное оформление и контроль транспортного средства; 
 
- выпуск транспортного средства, ручной клади и багажа водителя и пассажиров на выезд или въезд соответственно. 
 
Ниже рассматриваются отдельные технологические операции таможенного оформления и контроля на пунктах пропуска. 
 
Подача уведомления о намерении ввоза вывоза применяется только в грузовом сообщении. 
 
Подача уведомления является обязанностью перевозчика. На практике эту обязанность исполняют водители транспортных средств. 
 
При ввозе на таможенную территорию представляются: 
 
- комплект документов на грузовую отправку, который включает в себя: товаротранспортную накладную международного автомобильного сообщения (CMR), выписанную организацией, заключившей договор перевозки в качестве перевозчика; отгрузочную спецификацию на перевозимые товары, счет (фактуру или проформу) на товары; книжку МДП (если перевозка осуществляется в соответствии с Конвенцией МДП) и документы на допущение автотранспортного средства к перевозке под таможенными печатями и пломбами; технические и регистрационные документы на автотранспортное средство; различного рода сертификаты, лицензии и разрешения, выданные компетентными органами на перевозимые товары в соответствии с действующими правилами; 
 
- комплект документов в пассажирском сообщении, который включает в себя регистрационные документы на транспортное средство; страховое свидетельство ("зеленая карта"); список тургруппы (для туристических автобусов и организованных групп автотуристов). 
 
После проверки документов должностное лицо таможенного органа принимает одно или несколько из следующих решений. 
 
В грузовом сообщении: 
 
- выпустить транспортное средство; 
 
- выпустить транспортное средство после его осмотра и сличения наложенных таможенных обеспечении с указанными в документах; 
 
- выпустить транспортное средство после проведения таможенного досмотра; 
 
- отказать в пропуске транспортного средства. 
 
Одновременно принимается решение и в отношении ввозимых товаров: провести частичный или полный досмотр груза (со вскрытием транспортной тары и упаковки или без вскрытия); поместить груз на приграничный склад временного хранения для проведения таможенного оформления на границе или направить для производства таможенного оформления в таможню места доставки груза по процедуре внутреннего таможенного транзита (ВТТ). 
 
Оформление ручной клади и багажа транспортных служащих производится так же, как и при оформлении пассажирского транспорта. 
 
В пассажирском сообщении: 
 
- выпустить транспортное средство и пассажиров после внешнего осмотра автомобиля, ручной клади и багажа пассажиров; 
 
- произвести таможенное оформление ручной клади и багажа пассажиров и водителя в таможенном зале; 
 
- осуществить досмотр транспортного средства; 
 
- осуществить досмотр ручной клади и багажа пассажиров. 
 
Досмотр автотранспорта и перевозимых товаров относится к формам таможенного контроля и заключается в проверке фактического соответствия товаров и транспортных средств сведениям, указанным в документах, в целях выявления товаров, не предъявленных для таможенного контроля, и пресечения их незаконного ввоза или вывоза. 
 
Для досмотра товаров на погранпереходах оборудуются специальные места — досмотровые склады, оснащенные необходимой погрузочно-разгрузочной техникой, приборами, оборудованием и инструментами. 
 
В случае невозможности оборудования мест досмотра товаров непосредственно на автопереходе досмотр товаров организуется на ближайших приграничных складах временного хранения. 
 
Досмотр автотранспортных средств — технически сложная операция, требующая специальной профессиональной подготовки, знания конструктивных особенностей транспортных средств и владения профессиональным инструментом и техническими приемами автомеханика. Досмотр автотранспорта производится, как правило, непосредственно в режимной зоне автоперехода в досмотровых боксах, оснащенных досмотровыми ямами или подъемниками. 
Товары, перемещаемые в ручной клади и багаже, могут оформляться и контролироваться: непосредственно при нахождении на транспортном средстве; с выгрузкой на перрон; в таможенных залах автопереходов. 
 
Таможенные залы автопереходов оборудуются в зданиях автопереходов для производства углубленного пограничного и таможенного оформления и контроля лиц, следующих через государственную границу, и перемещаемых этими лицами товаров. 
 
Таможенное оформление ввозимого автомобиля (легкового или грузового) своим ходом для дальнейшей его эксплуатации или продажи на таможенной территории имеет свои особенности. 
 
В данном случае автомашина одновременно рассматривается и как транспортное средство для перемещения водителя и других лиц, следующих с водителем, их ручной клади и багажа, и в качестве товара. 
 
При этом ручная кладь и багаж следующих на автомобиле лиц оформляются как и для иных лиц (пассажиров, туристов, водителей), а сам автомобиль — и как транспортное средство, и как товар. 
 
Если автомобиль не заявляется для помещения его под какой-либо таможенный режим непосредственно в пограничной таможне на автопереходе, то он направляется по процедуре внутреннего таможенного транзита в таможню назначения. 
 
Процедура доставки под таможенным контролем применяется во всех случаях вне зависимости от оснований для перемещения товара (автомобиля) через таможенную границу и наличия у перемещающего лица таможенных или иных льгот, если автомобиль не заявляется для помещения под таможенный режим непосредственно в пограничном пункте пропуска.  
 
При вывозе с таможенной территории: 
 
- в грузовом сообщении при оформлении транспортного средства и груза предъявляются те же документы, что и при ввозе, а также два экземпляра ГТД, оформленной во внутренней таможне; 
 
- при некоторых таможенных режимах (например, возврат за границу после применения режима временного ввоза) предъявляются также два экземпляра документа контроля доставки (ДКД). Один экземпляр ДКД подлежит возврату в таможню отправления с отметками пограничной таможни о поступлении товара. 
4. Таможенный контроль товаров перевозимых   
 
водным транспортом 
При ввозе моментом начала таможенного контроля является фактическое пересечение таможенной границы. Этому должно предшествовать уведомление о намерении ввоза на таможенную территорию товаров и транспортных средств. Таким образом, по прибытии отечественных или иностранных судов в территориальные воды страны они считаются находящимися под таможенным контролем. Соответственно, таможенный контроль начинается с момента пересечения судном и находящимися на нем лицами и товарами таможенной границы страны и заканчивается оформлением таможенных документов на выпуск товаров и транспортных средств. 
 
При вывозе началом таможенного контроля считается принятие уведомления о намерении вывезти товары и транспортные средства, а его окончанием — вручение заявителю оформленных в таможенном отношении документов на выпуск товаров и транспортных средств за границу. 
 
Таможни и таможенные посты организуют выполнение служебных задач в тесном взаимодействии с начальниками и капитанами портов и их службами, администрацией населенных пунктов, в которых расположены порты, с частями и подразделениями Федеральной пограничной службы РФ (ФПС), с территориальными органами МВД,  с органами медико-санитарного, фитосанитарного, ветеринарного, экологического контроля и контроля за вывозом культурных ценностей. Таможенные, пограничные, фитосанитарные, ветеринарные и другие службы, дислоцирующиеся на границе, осуществляют свою деятельность в режиме работы международных морских и речных портов. 
 
Процесс оформления товаров и транспортных средств портовыми, таможенными, пограничными и другими органами организуется на основе взаимно согласованных технологических схем оформления, контроля и обработки судов и перевозимых на них грузов и пассажиров. 
Технологические схемы таможенного и других видов контроля — это письменные и графические документы, отражающие процедуру таможенно-пограничного оформления всеми службами, взаимодействующими по месту, цели, времени, задачам, рубежам. 
 
Технологические схемы оформления разрабатываются применительно  к: 
 
- торговым, пассажирским, рыболовным, рыбопромысловым отечественным и иностранным судам загранплавания — по прибытию и убытию (по приходу и отходу); 
 
- обработке, контролю и оформлению экспортно-импортных товаров; 
 
- контролю и оформлению физических лиц и провозимых ими товаров. 
 
В соответствии с конкретными условиями пассажирского или грузового порта разрабатываются схемы таможенного оформления экспортно-импортных товаров (в контейнерах; наливных, навалочных, сыпучих грузов). 
 
Необходимость разработки различных технологических схем обусловлена особенностями оформления документов в процессе таможенного оформления и контроля в конкретном пограничном порту. 
 
В портах организацией таможенной службы и планированием работы занимаются начальники таможен (начальники таможенных постов), находящихся в этих портах. 
 
Решение об организации и несении службы начальником таможни принимается, как правило, на квартал. При изменениях обстановки принимаются частные решения. 
 
В настоящее время предварительные и основные операции таможенного оформления, а также проведение таможенного контроля товаров в режиме выпуска для свободного обращения и судов загранплавания в портах и портпунктах России (за исключением товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности) и их выпуск осуществляются в местах расположения (в портах, в портпунктах) отделов оформления должностными лицами таможенных органов, являющимися сотрудниками этих отделов. 
 
Таможенному контролю подлежат все суда загранплавания, за исключением боевых судов ВМФ и погранвойск. 
 
Таможенное оформление судов осуществляется на стоянках у причалов порта, на внутреннем и внешнем рейдах. 
 
В целях ускорения обработки судов пограничное, таможенное и некоторые другие виды оформления и контроля совмещаются. Для оформления и контроля формируются смешанные пограничные комиссии из представителей заинтересованных ведомств. Процедура работы пограничных комиссий по оформлению пассажирских и торговых судов имеет свои особенности. 
 
Пассажирские суда, работающие на регулярных международных линиях, прибывают в порт и убывают из порта согласно международному расписанию. Суда, совершающие чартерные рейсы с туристами на борту, следуют по планам, согласованным с туристическими агентствами. О маршруте движения, времени прибытия, длительности стоянки судов таможенные и иные компетентные пограничные органы информируются властями порта заблаговременно на основании календарных планов оформления судов загранплавания на "приход" и на "отход". 
 
При приходе (отходе) судна это осуществляется следующим образом. 
 
Информация о подходе судна к порту (портпункту) назначения передается капитаном российского судна — диспетчеру порта назначения, капитану порта — не позднее чем за 48 часов (для наливных судов — за 36 часов). Вторичная информация передается для всех судов не позднее чем за 24 часа, а при длительности перехода менее 48 часов — не позднее чем за один час (за 2 часа для речных портов) после выхода из предыдущего порта. 
 
Капитан иностранного судна обязан информировать порт назначения о времени прихода не позднее чем за 48 часов. 
Иностранные невоенные суда могут заходить в порты (на рейды), открытые для захода таких судов. Законом Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации" определен порядок захода и пребывания иностранных невоенных судов и военных кораблей в портах и на рейдах Российской Федерации. 
 
Правила захода и пребывания в этих портах (на рейдах), производства грузовых и пассажирских операций, сообщения судов с берегом, схода на берег членов экипажа и пассажиров, посещения судов лицами, не являющимися членами экипажа судна, и другие правила, связанные с заходом в порты и на рейды и пребыванием в них, устанавливаются, кроме вышеупомянутого Закона РФ "О государственной границе Российской Федерации", также Таможенным кодексом Российской Федерации, решениями Правительства РФ, публикуемыми в "Извещениях мореплавателям" ГУНО МО РФ. Как уже отмечалось выше, иностранные невоенные суда, следующие в порты (на рейды) РФ, сообщают властям порта назначения о времени своего прибытия. Невоенные суда иностранных государств, установивших для российских судов разрешительный порядок захода в свои порты, заходят в порты, на рейды Российской Федерации после получения разрешения на это российских компетентных органов на принципах взаимности. Иностранные военные корабли, если не предусмотрен иной порядок, заходят во внутренние воды и порты РФ по предварительному разрешению Правительства России. Таможенные органы, организующие службу в морских, речных портах, используют для обеспечения надежной охраны таможенной границы комплекс сил и средств: личный состав, служебных животных, ТСТК, режимные мероприятия. Одним из важных средств, способствующих охране таможенной границы и поддержанию необходимого правопорядка в порту, является режим морского (речного) пункта пропуска через таможенную границу. 
Ввозить грузы на территорию порта разрешается только на основании погрузочного ордера или накладной. 
 
Непринятые грузы вывозятся из порта по документам их ввоза, но с отметкой должностных лиц о причине возврата груза. 
 
Вывоз с территории порта импортной продукции растительного происхождения осуществляется только при наличии карантинных сертификатов, выданных государственной инспекцией по карантину растений. 
 
Багаж пассажиров с судов загранплавания и иностранных моряков выносится (вывозится) из порта только на основании письменного разрешения таможни. 
 
Пожарные машины, оперативно-пожарный и санитарный транспорт могут приехать на территорию порта через любой контрольно-въездной пункт в любое время суток с разрешения администрации порта (с проведением досмотра при выезде на общих основаниях). 
 
Железнодорожный подвижной состав (вагоны) при въезде в порт и выезде из порта подлежит досмотру в соответствии со специальной инструкцией для защиты имущественных интересов порта. 
 
Таможенное оформление пассажирских судов осуществляется, как правило, у пассажирских причалов морского пассажирского вокзала. При приходе пассажирских судов большой грузо- и пассажировместимости в портах, где глубина причалов недостаточна для подхода этих судов к причалу, их оформление может производиться на внутреннем и внешнем рейдах. 
 
Суда загранплавания небольшой грузо- и пассажировместимости, следующие по международному расписанию, оформляются в таможенном отношении "с закрытой границей"; с "закрытой границей" оформляются и суда с пассажирами-круизниками на борту, совершающие заход в порт при следовании по маршруту круиза. В период их пребывания они находятся под наблюдением пограничных и таможенных нарядов. Досмотр таких судов, как правило, не производится. 
 
Пассажирские суда большой пассажировместимости, прибывающие после многомесячного плавания на международных морских пассажирских линиях, проходят таможенное оформление с "открытой границей", т. е. после оформления их пассажиров, судокоманд, суда подвергаются обязательному таможенно-пограничному досмотру комплексными нарядами из сотрудников таможни, пограничников и членов судокоманды. По окончании досмотра погранично-таможенное наблюдение с этих судов снимается. 
 
Таможенные органы осуществляют таможенный контроль судов загранплавания и перевозимых на них товаров путем: 
 
1. проверки судовых документов; 
 
2. проверки документов, относящихся к перевозимым на судне товарам; 
 
3. досмотра жилых и нежилых помещений судна, товаров (грузов, багажа и ручной клади пассажиров); 
 
4. досмотра личных вещей, принадлежащих членам экипажей судна; 
 
5. досмотра судового имущества и припасов в целях предотвращения ввоза и вывоза запрещенных предметов, а также скрытого провоза товаров, валюты и валютных ценностей. 
 
Таможенное оформление судов загранплавания по "прибытию" и "убытию" производится во всех открытых для захода указанных судов портах, где есть таможенные учреждения и подразделения погранвойск. 
 
Таможенное оформление и контроль судов загранплавания на "приход" и "отход" осуществляется комиссией, в состав которой входят представители таможни, контрольно-пропускного пункта погранвойск, агентирующей организации — порта, санитарно-карантинных служб. Комиссия созывается администрацией порта. 
 
При контроле наливных судов в состав комиссии включаются представители пожарной охраны. При контроле пассажирских судов вместе с комиссией на судно могут заходить сотрудники турагентств. 
 
Обязанность доставления комиссии на борт судна возлагается на администрацию порта. 
 
Первым на борт судна, прибывшего из-за границы, поднимается санитарный врач, затем по его разрешению входят остальные члены комиссии. Члены комиссии, выполнившие свои обязанности, покидают судно, не дожидаясь окончания работы всего состава комиссии. 
 
Места стоянки судов на время таможенно-пограничного оформления, погрузо-разгрузочных операций, посадки и высадки пассажиров устанавливаются властями порта по согласованию с таможней и КПП погранвойск. Перемену места стоянки судна власти порта производят с ведома таможенных учреждений и КПП погранвойск. 
 
Суда загранплавания, прибывшие в порт для выгрузки или приема груза и по другим причинам, находятся под таможенно-пограничным контролем в течение всего времени стоянки судна в порту. 
 
Таможенное оформление судов производится, как правило, круглосуточно в порядке их прихода в порт (отхода из порта). 
 
Пассажирские суда оформляются вне очереди. 
 
На каждое иностранное судно, посетившее порт, заводится в таможне пароходное дело. Эти дела учитываются в отдельном журнале и хранятся в таможне. 
 
Иностранные и российские суда загранплавания в период стоянки в порту и перед отходом, из порта могут по решению начальника таможни досматриваться на предмет обнаружения нарушителей границы, выявления фактов нарушения таможенных правил, обнаружения предметов, запрещенных к вывозу. 
 
Рассмотрим порядок таможенного оформления и контроля судов загранплавания на "прибытие" (на "приход"). 
 
До прихода судна осуществляется сбор, изучение, обобщение, анализ данных об обстановке по документам таможни и по информации от взаимодействующих организаций; оценивается обстановка; принимается решение о таможенном оформлении; осуществляется расстановка сил и средств по участкам таможенного оформления судна; назначаются старшие таможенных нарядов и состав нарядов. 
 
Непосредственно на прибывшем судне проводится работа по оформлению документов и товаров, перевозимых судокомандой и пассажирами, по оформлению документов на перевозимые товары, по досмотру судна. 
 
По окончании работы на судне проводится завершение таможенного оформления и обработка документации, оформленной на судне; при необходимости продолжает осуществляться таможенный контроль при разгрузке судна; оформляется пароходное дело на судно, а если оно сформировано ранее, то производится пополнение его таможенной документацией, оформленной на последний рейс. 
 
Перечень документов, которые администрация судов загранплавания обязана представлять должностным лицам пограничной комиссии при пересечении государственной границы, определен международной морской конвенцией ИМКО. Документы представляются при пересечении границы таможенным, иммиграционным, санитарным и другим службам, в части их касающейся, судами загранплавания в портах государств — участников данной Конвенции. Документы составляются на английском языке, языке флага судна и могут быть составлены на русском языке. Форма документов унифицирована и утверждена ИМКО. 
 
Для таможенного оформления судов, судокоманд, пассажиров и товаров, перевозимых на судах загранплавания, необходимы, следующие документы: 
 
Общая (генеральная) декларация (General declaration) — основной документ, содержащий сведения о судне. В ней указывают; название судна; национальную принадлежность судна; данные о регистрации; данные о тоннаже; фамилию капитана судна; фамилию и адрес судового агента в порту; краткое описание товаров; количество пассажиров; краткие сведения о рейсе; дату и час прихода (отхода); порт прибытия (убытия); место стоянки судна во время пребывания в порту. Общая декларация, как и все основные документы, скрепляется судовой печатью и подписывается капитаном судна или лицом его заменяющим. 
 
Грузовая декларация (Cargo declaration) — основной документ, содержащий сведения о товарах, не включенных в декларацию о судовых припасах и в индивидуальные декларации членов экипажа. Содержание грузовой декларации включает: название и национальную принадлежность судна; фамилию капитана; название порта отправления; порт составления декларации; маркировку, количество мест и упаковку, описание товаров; номера коносаментов на товары, подлежащие выгрузке в порту; порты выгрузки товаров, остающихся на борту судна; наименование портов, в которых были погружены товары (по каждому коносаменту). 
 
Декларация о судовых припасах. Этот документ содержит сведения о: продовольственных товарах, имеющихся на судне и предназначенных для его обеспечения; товарах, предназначенных для продажи пассажирам и членам экипажа; топливе; смазочных маслах; воде; предметах материально-технического снабжения для нужд судна. Отдельной графой выделяются: количество и наименование табачных и алкогольных изделий на борту судна; количество и наименование табачных и алкогольных изделий, необходимых для обеспечения потребностей членов экипажа во время стоянки в порту. 
 
Судовая роль (Crew list) — список экипажа. Судовая роль содержит сведения о каждом члене экипажа судна — название и национальная принадлежность судна; фамилия, имя, национальность; звание и должность, дата и место рождения; вид и номер документа, удостоверяющего личность; порт и дата прибытия; порт отправления. Документ подписывается капитаном, судовым агентом или лицом, уполномоченным капитаном. 
 
Список пассажиров (Passanger list) — это основной документ, содержащий сведения о пассажирах, находящихся на борту судна (сведения о названии и национальной принадлежности судна; фамилии, имени, национальности, месте рождения, дате рождения пассажира, порте посадки, порте высадки каждого; порте и дате прихода судна). 
 
Список оружия — основной документ, содержащий сведения о наличии оружия на борту судна. Он включает сведения о количестве оружия; заводском номере оружия; владельце оружия на борту судна. Список оружия должен содержать обязательство капитана об обеспечении сохранности оружия на время стоянки судна в порту и недопущении сноса оружия с судна на берег. Если оружие на борту судна отсутствует, следует сделать запись об этом в графе "Примечания" Общей декларации без представления списка оружия. 
 
Список наркотиков и наркосодержащих медпрепаратов — основной документ, содержащий сведения о наличии наркотиков на борту судна. Он содержит сведения о количестве медицинских препаратов и наркотиков, их наименовании. Список должен содержать обязательство капитана об обеспечении сохранности таких наркотиков и медпрепаратов во время их нахождения в порту и недопущении их сноса на берег. 
 
Справка о наличии валюты и валютных ценностей — содержит сведения о наличии российской и иностранной валюты в судовой кассе. 
 
Особую важность имеют коносаменты — представляемые судовой администрацией документы на товары, перевозимые на судах загранплавания. Коносамент — один из основных документов, необходимых при таможенном контроле грузов, перевозимых морским транспортом. Коносамент — разновидность ценных (товарных) бумаг; это расписка агента транспортной фирмы (судна) грузоотправителю о принятии груза к перевозке с обязательством выдать груз в пункте назначения ее предъявителю. Коносамент определяет правоотношения между перевозчиком и получателем груза. Он содержит: наименование судна, если груз принят к перевозке на определенном судне; наименование перевозчика; место приема и погрузки груза; наименование отправителя; место назначения груза либо (при наличии чартера) место назначения или направления груза; наименование получателя (именной коносамент) или указания о том, что коносамент выдан по приказу отправителя, либо наименование получателя с указанием, что коносамент выдан "приказу получателя" (ордерный коносамент) или указание, что коносамент выдан на предъявителя (если в ордерном коносаменте не указано, что он составлен "приказу получателя", то он считается составленным "приказу отправителя"); наименование груза, имеющиеся на нем марки, число мест, количество и/или мера веса, объема; при необходимости — данные о внешнем виде, состоянии особых свойств груза; фрахт и другие причитающиеся перевозчику платежи либо указание, что фрахт должен быть уплачен согласно условиям, изложенным в чартере либо другом документе, либо указание, что фрахт полностью уплачен; время и место выдачи коносамента; число составленных экземпляров коносамента; подпись капитана или иного представителя перевозчика. 
 
Грузовой манифест (Cargo manifest) — перечень коносаментов. Содержит все сведения о грузах, находящихся на борту судна. 
 
Все вышеперечисленные документы имеют силу, если они подписаны капитаном или уполномоченным им лицом и скреплены судовой печатью. Они представляются сотруднику таможенного органа, осуществляющему таможенный контроль и таможенное оформление, в количестве, необходимом для таможенных целей. 
 
Досмотр вещей пассажиров и членов судокоманды производится в присутствии владельцев или их доверенных лиц непосредственно на судне либо, по усмотрению таможенного органа, — в специально оборудованных досмотровых, залах (в комплексе пассажирского морвокзала) или в досмотровых комнатах на проходных порта. 
 
При организации работы комиссии на борту судна старший таможенного наряда может назначать инспекторов для выполнения отдельных таможенных операций (начисления таможенных пошлин, контроля за выгрузкой грузов), о чем предупреждается администрация порта. 
На конечном этапе документального оформления и контроля на генеральной декларации инспектор, осуществляющий проверку судовых документов, делает отметку о составе таможенного наряда, о сделанных администрации судна замечаниях, постановке таможенных обеспечении и отражает другую служебную информацию. 
 
По мере выполнения своих обязанностей каждый из сотрудников таможенного наряда докладывает о результатах работы старшему наряда. 
 
По завершении работы всеми сотрудниками старший наряда объявляет капитану судна или его доверенному лицу об окончании таможенных формальностей и комиссия покидает борт судна. 
 
Сформированное в таможенном органе судовое (пароходное) дело Свсе документы оформленные по приходу) ставится на контроль до отхода судна за границу или в каботаж. 
 
Процедура таможенного оформления и контроля судна загранплавания на "отход" во многом повторяет рассмотренный выше порядок оформления судна на "приход".    продолжение

5. Таможенный контроль  товаров перевозимых  
 
 воздушным транспортом  
Таможенный контроль за международными авиационными перевозками осуществляется непосредственно в международных аэропортах и включает в себя: 
 
1.контроль товаров, перемещаемых в международном пассажирском сообщении; 
 
2. контроль товаров, перемещаемых в международном грузовом сообщении; 
 
3. контроль транспортных средств (воздушных судов); 
 
4. контроль территории аэропортов. 
 
Таможенный контроль на линиях международного пассажирского авиасообщения и таможенное оформление товаров, перемещаемых в ручной клади и багаже авиапассажиров, в пассажирских комплексах российских аэропортов осуществляется в специально отведенных для таможенного оформления местах. Технология и порядок оформления аналогичны оформлению ручной клади и сопровождаемого багажа пассажиров на всех видах транспорта. 
 
В залах вылета аэропортов линия таможенного контроля традиционно располагается перед стойками регистрации вылета авиакомпаний. 
 
При вылете пассажир сначала проходит таможенное оформление, затем регистрирует свой вылет и оформляет перевозку сопровождаемого багажа, после чего осуществляется паспортный контроль и, наконец, вся процедура завершается так называемым спецконтролем, т. е. проверкой на отсутствие в ручной клади, одежде и на теле пассажира оружия, боеприпасов и взрывоопасных предметов. 
 
В залах прилета таможенный контроль завершает все виды формальностей. Соответственно, линия таможенного контроля является последней перед выходом пассажира в зал для встречающих. 
 
Прибывшие пассажиры по окончании паспортного контроля получают свой багаж и следуют на линию таможенного контроля. 
 
Порядок таможенного оформления аналогичен тому, что производится перед отлетом. 
 
Технология таможенного оформления товаров на линиях международного грузового авиасообщения не содержит принципиальных отличий в оформлении товаров, перемещаемых другими видами транспорта. Это означает, что применяются стандартные технологии оформления товаров, перемещаемых в рамках осуществления международных сделок купли-продажи и других внешнеэкономических операций. Используются обычные технологии декларирования и таможенного оформления товаров с применением ГТД. 
 
Особенностью является только то, что если международная перевозка груза завершается непосредственно в аэропорту, то внутренний таможенный транзит при перегрузке, на другой вид транспорта, как правило, не применяется, и товар подлежит таможенному оформлению непосредственно в аэропорту. 
 
Однако при оформлении специальных таможенных режимов (кроме выпуска в свободное обращение или отказа в пользу государства) и при условии, что лицо, непосредственно перемещающее товары, не зарегистрировано как субъект хозяйственной деятельности в регионе деятельности таможни, осуществляющей таможенный контроль в аэропорту, в таможне, обслуживающей международный аэропорт, осуществляются только предварительные операции таможенного оформления. 
 
Окончательное оформление (помещение под заявленный таможенный режим) осуществляется в таможне, в регионе деятельности которой зарегистрировано лицо, перемещающее товары. 
 
Таким образом, в аэропорту оформляется краткая декларация, а товар направляется на склад временного хранения. Выдача товара с СВХ производится на основании оформленной ГТД с отметкой выпускающей таможни об окончании таможенного оформления. 
 
Для выявления и пресечения попыток ввоза и вывоза товаров с использованием воздушных судов помимо таможенного контроля в международных аэропортах организуется оперативное взаимодействие таможенных органов со службами контроля за воздушной обстановкой для того, чтобы осуществлялся таможенный контроль всех судов, в том числе совершающих как официальные, так и несанкционированные международные авиарейсы. 
 
Выявление случаев сокрытия товаров от таможенного контроля непосредственно на борту воздушных судов достигается в результате досмотровых мероприятий на российских воздушных судах и проведения режимных мероприятий на территории аэродромов. 
 
Для контроля за иностранными судами режимные мероприятия имеют первостепенное значение, так как в соответствии с международным правом проведение таможенного досмотра на борту иностранного воздушного судна возможно только в исключительных обстоятельствах. Для проведения досмотра иностранного воздушного судна необходимы серьезные основания полагать, что на нем скрываются товары от таможенного контроля. 
 
Зоной таможенного контроля является вся территория аэродрома и международного аэровокзального комплекса, включая места стоянки воздушных судов и площадки технической подготовки и проведения регламентных работ. 
 
Время на проведение досмотровых мероприятий законодательно не ограничивается, а устанавливается исходя из требований обеспечения соблюдения расписания полетов воздушных судов и соблюдения требований законодательства о порядке перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. 
 
Сами воздушные суда также являются объектами таможенного оформления и контроля как транспортные средства, а также как объекты, требующие для своей эксплуатации определенного товарного обеспечения (топливо, запасные части, инструмент, предметы материально-технического снабжения и т.п.). 
 
Таможенное оформление воздушных судов как транспортных средств, согласно Чикагской конвенции (1944г.), производится на основе единообразного международного документа — генеральной декларации воздушного судна в следующих случаях: 
 
- полет является международным на всем протяжении маршрута; 
 
- отсутствуют указания на таможенные правонарушения; 
 
- в таможенный орган представлены гарантийные обязательства перевозчика о не использовании воздушного судна для целей, не предусмотренных полетным заданием на оформляемый международный авиарейс. 
 
Топливо в конструктивных и дополнительных емкостях, предметы материально-технического и иного судового снабжения, инструменты и приборы и другие предметы, необходимые для нормальной эксплуатации воздушного судна, согласно полетному заданию, указываются в генеральной декларации. 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
            Таможенный контроль является одним из важнейших в сфере таможенного дела. Таможенный контроль во многом определяет характер и содержание деятельности таможенных органов. Основная цель таможенного контроля –объединение правил внешнеэкономической деятельности, единый порядок и условия перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации, единство таможенных процедур. 
 
В настоящее время одной из первоочередных задач, стоящих перед Россией, является выработка рациональной внешнеэкономической политики, благоприятных условия для продвижения российских товаров на внешние рынки, развития сотрудничества в сфере международной торговли. 
 
         Важнейший элемент системы государственного управления внешнеэкономическими связями – таможенная структура, и в первую очередь, система таможенного контроля. 
 
         Таким образом, таможенный контроль является важным элементом таможенного дела, а в целом это один из базовых институтов любой экономики. Несмотря на его несовершенство, можно сказать, что его механизм в настоящее время функционирует довольно успешно и имеет большой потенциал развития и совершенствования. 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 
1.     Правовая система Гарант. 
 
2.     Правовая система Консультант + 
 
3.     Конституция Российской Федерации от 12. 12. 1993 г. 
 
4.     Таможенный Кодекс Таможенного Союза. 
 
5.     www. customs.ru. Федеральная таможенная служба. 
 
6.     Зырянова Т.В. Даниленко Н.И. Таможенный контроль и его роль в повышении эффективности государственного финансового контроля. – М: Финансы и Кредит, 2008.  
 
7.     Тимошенко И.В. – Таможенное право, изд-во «Феникс», Ростов-на-Дону., 2007. 
 
8.     Таможенный контроль / Под. ред. В.А. Шамакова. – М.: Софт Издат., 2008. 
 
9.     Таможенный контроль товаров внешнеэкономической деятельности: Практ. пособие. – М.: изд-во ПРИОР, 2009 
 
10. Вагин В.Д. Организация таможенного валютного контроля // Форум. Метод. Сборник. Вып. 4. – М.: РИО РТА, 2008.  
 
11.  Свинуков В. Правовое обеспечение таможенного контроля. – М: Право и экономика, 2008.  
 
12.  Валютный контроль внешнеэкономической деятельности. – Спб., 2006. 
 
13.  Новиков А.Б. Таможенный контроль в системе административных процедур таможенного дела // "Законодательство и экономика". – 2005.  
 
14.  Халипов С.В. Таможенные режимы и специальные таможенные процедуры. - М. – 2006. 
 
15.  Бакиева О.Ю., Матвиенко Г.В.Таможенное право России: учебник.  
 
     М. – 2008. 
 
16. Бекяшев, К.А. Таможенное право: учеб. пособие / К.А.Бекяшев,  
 
     Е.Г.Моисеев. — М.: ТК Велби, Проспект, 2007. 
 
17. Зобов В.Е. “Таможенные органы”: /Право и экономика. 2007 
 
18. Курьянова Л.В. Новый Таможенный кодекс как правовой инструмент   
 
    защиты интересов участников ВЭД. Право и экономика. № 6. 2004. 
 
     19. Габричидзе, Б. И. Таможенное право : учебник / Б. И. Габричидзе, А.  
 
          Г. Чернявский. - 5-е изд. — М. : Дашков и К, 2004. 
 
    20. Халипов, С. В. Таможенное право : учебник / С. В. Халипов. — М. :  
 
          Всероссийская академия внешней торговли, 2004. 
 
    21. Шамахова В.А. Таможенное право Российской Федерации: учебник.   
 
         М. – 2007. 
 
     22. Назаренко В. Таможенное оформление международных  
 
          грузоперевозок. Практическое пособие – М.: Экзамен, 2006. 


Информация о работе Таможенный контроль