Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 11:56, курсовая работа
Целью работы является раскрытие содержания общих положений таможенного контроля, а также порядок его осуществления.
- проведение таможенного досмотра до момента подачи таможенной декларации с такими целями, как идентификация товаров, которые ввозятся на таможенную территорию РФ;
- проведение таможенного досмотра целями проверки информации о нарушении таможенного законодательства Российской Федерации;
- проведения таможенного контроля на основании выборочной проверки.
Возможно проведение таможенного досмотра при участии понятых. При этом должен отсутствовать декларант, а также другие лиц, которые обладают полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, и их представителей. Указанное выше проведение таможенного досмотра возможно непосредственно в следующих случаях:
- неявка указанных лиц по истечении срока на подачу таможенной декларации;
- при существовании угрозы государственной безопасности, общественному порядку, а также угрозы жизни и здоровью человека, животным, растениям, окружающей природной среде, сохранению культурных ценностей и при других обстоятельствах, не терпящих отлагательства. В том числе должны присутствовать признаки, которые бы указывали на то, что указанные товары имеют признаки взрывоопасного предмета, легковоспламеняющегося вещества, взрывчатого, отравляющего, а также опасного химически и биологически вещества, признаки психотропного, сильнодействующего, ядовитого, токсичного, радиоактивного вещества, ядерного материала, наркотического средства, а также других похожих товаров, если такие товары распространяют зловоние;
- пересылка указанных выше товаров в международных почтовых отправлениях;
- оставление товаров и транспортных средств на таможенной территории РФ в нарушение таможенного режима, который предусматривает вывоз товаров или транспортных средств.
По результатам таможенного досмотра товаров и транспортных средств должен быть составлен в двух экземплярах акт.
В зависимости от рисков проведения таможенного досмотра он может быть следующих видов:
1.основной – обычный досмотр, который обусловлен технологией проверки таможенной декларации;
2.повторный - проводится с целями проверки результатов основного таможенного досмотра, который был проведен в ходе таможенного декларирования товаров;
3. направленый – проводится с целью проверки таких сведений, как перемещение товаров и транспортных средств в нарушение запретов и ограничений, которые установленных законодательством РФ, а также с целью выявления фактов сокрытия от таможенного контроля;
4. идентификационный.
По степени таможенного досмотра товаров, а также транспортных средств необходимо выделить следующие его виды:
- досмотр с выборочным вскрытием грузовых мест;
- досмотр с пересчетом грузовых мест и их взвешиванием;
- досмотр со вскрытием всех грузовых мест;
- досмотр с пересчетом количества товаров в грузовых местах и другие варианты досмотра.
Если таможенные органы подвергли таможенному досмотру часть товаров, которые были указаны в таможенной декларации как товары одного наименования, то в таком случае результаты указанного досмотра распространяются на все товары, которые указаны в таможенной декларации.
Таможенный досмотр товаров, а также транспортных средств могут применять и как самостоятельную форму таможенного контроля, а также в качестве производной формы контроля. Бакаева О. Ю., Матвиенко Г. В. Таможенное право. М., 2009. С. 173.
Личный досмотр ( ст.373 ТК РФ) как исключительная форма таможенного контроля может быть проведен по решению начальника таможенного органа или лица, его замещающего, при наличии оснований предполагать, что физическое лицо, следующее через Государственную границу Российской Федерации и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, запрещенные соответственно к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации и вывозу с этой территории или перемещаемые с нарушением порядка, установленного ТК РФ.
Решение о проведении личного досмотра принимается начальником таможенного органа или лицом, его замещающим, в письменной форме через наложение резолюции на рапорте должностного лица таможенного органа или оформляется отдельным актом.
Перед началом личного досмотра должностное лицо таможенного органа объявляет физическому лицу о решении проведения личного досмотра, знакомит физическое лицо с его правами и обязанностями при проведении досмотра, предлагает добровольно выдать скрываемые товары.
Факт ознакомления физического лица удостоверяется указанным лицом путем соответствующей надписи на решении о проведении досмотра. В случае отказа об этом делается отметка на решении о проведении личного досмотра, удостоверяемая подписью должностного лица таможенного органа, объявившего решение о проведении личного досмотра.
Таможенные органы осуществляют проверку наличия на товарах или их упаковке специальных марок ( ст. 374), идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров, используемых для подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию Российской Федерации.
Проверка маркировки товаров специальными марками применяется в отношении товаров, которые не находятся под таможенным контролем. В частности, согласно п. 3 ст. 361 ТК РФ, в случаях и в порядке, которые предусмотрены в ТК РФ и других правовых актах РФ, таможенные органы производят таможенный контроль при обороте товаров, которые были ввезены на таможенную территорию РФ:
- с помощью проверки сведений, которые бы подтвердили выпуск таможенными органами указанных товаров согласно требованиям и условиям, которые установлены в ТК РФ;
- с помощью проверки наличия на товарах маркировки или же других идентификационных знаков, которые используются для подтверждения законности ввоза товаров на таможенную территорию РФ.
Следовательно, целью проведения проверки маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков или других способов обозначения товаров можно назвать подтверждение легальности ввоза таких товаров на таможенную территорию РФ.
В частности, маркировке акцизными марками с целями контроля за их оборотом подлежат алкогольная продукция, табак, а также табачные изделия, которые ввозятся на таможенную территорию РФ и выпускаются для свободного обращения. Новиков А. Б. Таможенный контроль в системе административных процедур таможенного дела // «Законодательство и экономика», 2005, №12.
Согласно ч. 2 ст. 29 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» требования обязательного подтверждения соответствия должны применяться к товарам, которые происходят из иностранного государства, так же, каким они применяются к похожим товарам российского происхождения. В соответствии со ст. 27 ФЗ «О техническом регулировании» маркируется знаком обращения на рынке продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в порядке, который предусмотрен указанным выше Законом. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (ред. от 01.12.2007) // «Собрание законодательства РФ», 30.12.2002, № 52 (ч. 1), ст. 5140.
Правительство РФ устанавливает изображение знака обращения на рынке. Продукцию не могут маркировать знаком обращения на рынке, если не подтверждено соответствие такой продукции определенным требованиям технических регламентов.
Если таможенные органы обнаружили в ходе применения данной формы контроля факты отсутствие требуемых марок, идентификационных знаков, а также других способов обозначения товаров, то на лицо, у которого указанные товары были обнаружены (п. 2 ст. 374 ТК РФ), возлагается бремя опровержения таких выявленных фактов.
В случае обнаружения таможенными органами товаров, которые были незаконно перемещены через таможенную границу, если это повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, то в таком случае на данные товары может быть наложен арест или данные товары должны быть изъяты и помещены на временное хранение.
Отсутствие на товарах специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров рассматривается как подтверждение факта ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации без производства таможенного оформления и выпуска товаров, если лицо, у которого такие товары обнаружены, не докажет обратное.
Осмотр помещений и территорий ( ст. 375 ТК РФ) проводится в целях подтверждения наличия товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенных, на складах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли, а также у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур или таможенных режимов, предусмотренных Таможенным кодексом. Осмотр помещений и территорий проводится при наличии информации об утрате товаров и (или) транспортных средств, их отчуждении либо о распоряжении ими иным способом или об их использовании в нарушение требований и условий, установленных ТК РФ, для проверки такой информации, а также на основе выборочной проверки. Проведение осмотра жилых помещений не допускается.
Таможенные органы проводят таможенную ревизию ( ст. 376 ТК РФ) - проверку факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами, с другой информацией лиц.
Основной формой осуществления таможенного контроля после выпуска товаров является проведение таможенной ревизии.
Пунктом 1 ст. 376 ТК РФ установлено, что таможенные органы проводят таможенную ревизию. В ходе таможенной ревизии таможенные органы проверяют факт выпуска товаров, а также достоверность сведений, которые указаны в таможенной декларации и других документах. Таким образом, таможенная ревизия - это не что иное, как старый, известный пост-контроль, то есть таможенный контроль, осуществляемый после выпуска товаров, предусмотренный ранее ст. 193 ТК РФ образца 1993 г.
Установлены две формы проведения таможенной ревизии: общая и специальная. В обоих случаях ревизия производится по письменному решению начальника таможенного органа или лица, его замещающего. Специальная ревизия также может назначаться и руководителем (лицом, его заменяющим) вышестоящего таможенного органа. Копия данного решения перед началом проведения таможенной ревизии вручается лицу, у которого данная ревизия должна производиться.
Общая, а также специальная таможенная ревизия имеют различный субъектный состав проверяемых лиц.
Общая таможенная ревизия может производиться таможенными органами в отношении декларантов и в отношении российских лиц, заключивших внешнеэкономическую сделку, либо, если перемещение производилось вне рамок сделки, у лиц, которые обладают правом владения, пользования и распоряжения товарами на момент такого перемещения и после него. Срок проведения общей таможенной ревизии ограничен тремя рабочими днями. Ревизия не должна препятствовать коммерческой деятельности проверяемого лица. Блинов И. Таможенная ревизия по-русски: заметки на полях нового таможенного кодекса // «Бизнес-адвокат», № 24, 2003.
Таможенные органы в ходе проведения общей ревизии имеют право на получение доступа в пределах своей компетенции к базам и банкам данных, информационных систем проверяемого лица, а также ко всем его документам с целью сопоставления данных, которые указаны в таможенных декларациях, а также других документах, которые были представлены при таможенном оформлении, с данными, которые есть в информационных системах и банках данных проверяемого лица, его бухгалтерских и иных коммерческих документах.
Специальная таможенная ревизия может проводиться таможенными органами не только у лиц, в отношении которых возможно проведение общей ревизии, но также у таможенных брокеров, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов, таможенных перевозчиков и у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными (импортными) товарами. Она назначается только при обнаружении данных, которые могут свидетельствовать о нарушении учета товаров, либо предоставлении по ним отчетности с искажениями, либо несоблюдении данными лицами иных требований и условий осуществления соответствующего вида деятельности, установленных ТК РФ. Халипов С. В. Таможенный контроль. Административно-правовой анализ. М., 2007. С. 91.
Основанием для проведения специальной таможенной ревизии является
1. обнаружение данных, свидетельствующих, что товары, находящиеся у этих лиц, ввезены на таможенную территорию с нарушением требований и условий, которые установлены в ТК РФ;
2. неуплата или недоплата в отношении данных товаров таможенных пошлин и налогов, несоблюдение запретов и ограничений, которые установлены в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Блинов И. Таможенная ревизия по-русски: заметки на полях нового таможенного кодекса // «Бизнес-адвокат», № 24, 2003.
При обнаружении в ходе таможенной ревизии признаков преступления или административного правонарушения ревизия прекращается на основании п. 9 ст. 376 ТК РФ. Одновременно составляется акт по ее результатам, производятся соответствующие процессуальные действия в соответствии с законодательством РФ.