Таможенный контроль. Формы и принципы проведения таможенного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 13:03, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью данной работы является исследование института таможенного контроля, форм таможенного контроля и его принципов, анализ проведения таможенного контроля; выявление и анализ проблем в данной области.

Содержание

Введение3
Глава 1. Общие положения о таможенном контроле5
Понятие и сущность таможенного контроля5
Способы проведения таможенного контроля и его содержание9
Глава 2. Формы и принципы проведения таможенного контроля16
2.1. Принципы таможенного контроля16
2.2. Формы и порядок проведения таможенного контроля20
Глава 3. Организация и проведение таможенного контроля27
3.1. Типовая схема организации таможенного контроля27
3.2. Эффективность таможенного контроля33
Заключение36
Список использованных источников38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по откитс.docx

— 329.06 Кб (Скачать файл)

Способы производства таможенного контроля представляют собой меры, применяемые таможенными органами для наиболее эффективной реализации избранной формы (форм) таможенного контроля.  
К способам производства таможенного контроля можно отнести, например, идентификацию товаров и транспортных средств, назначение экспертизы, привлечение специалиста, наложение ареста на товары или изъятие товаров, создание зон таможенного контроля.

Зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через  таможенную границу:


 


 

 


 

 

В иных местах зоны таможенного  контроля создаются для проверки таможенного осмотра и (или) таможенного  досмотра товаров, совершения грузовых и иных операций.

Зоны таможенного контроля могут быть постоянными в случае регулярного нахождения в них  товаров, подлежащих таможенному контролю, или временными в случае их создания на время проведения таможенного контроля, грузовых и иных операций.

Пределы постоянной зоны таможенного  контроля обозначаются знаками прямоугольной  формы с надписью на зеленом фоне "Зона таможенного контроля" на русском и английском языках "Customs control zone". Пределы временной зоны таможенного контроля могут обозначаться оградительной лентой, указательными щитами, табло или иными информационными указателями.

Порядок создания и обозначения  зон таможенного контроля, а также  правовой режим зоны таможенного  контроля определяются законодательством  государств – членов таможенного  союза.

В целях обеспечения законодательства РФ таможенные органы вправе проводить  в пределах своей компетенции  проверку финансово-хозяйственной  деятельности предприятий, учреждений, организаций и других лиц, занимающихся внешнеэкономической деятельностью.

Таможенные органы вправе привлекать специалистов и экспертов  других правоохранительных и контролирующих органов, предприятий и организаций  независимо от форм собственности и  подчиненности, для оказания содействия в проведении таможенного контроля.

Как говорилось ранее, таможенному  контролю подлежат все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ. Таможенные органы вправе принудительно останавливать транспортные средства, возвращать морские, речные и воздушные суда, покинувшие таможенную территорию без разрешения таможенных органов. При ввозе товаров таможенный контроль начинается с момента пересечения  таможенной границы РФ и завершается в момент выпуска товаров для обращения на территории РФ. При вывозе товаров таможенный контроль начинается с момента подачи декларации и заканчивается в момент пересечения таможенной границы РФ, если иное не оговорено законодательством.

Таможенные органы могут  взаимодействовать с другими  контролирующими государственными органами на таможенной границе.

В соответствии со статьей 103 ТК ТС, при проведении таможенного  контроля товаров, перемещаемых через  таможенную границу и подлежащих контролю другими контролирующими  государственными органами, таможенные органы обеспечивают общую координацию  таких действий и их одновременное  проведение в порядке, определяемом законодательством государств –  членов таможенного союза.

В целях повышения эффективности  таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу, таможенные органы и контролирующие государственные  органы обмениваются сведениями и документами, необходимыми для проведения таможенного  и иных видов государственного контроля, с использованием информационных систем и технологий.

Перевозчики, декларанты или  их представители, владельцы складов  временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и  иные заинтересованные лица в области  таможенного дела, являются субъектами таможенного контроля.

При проведении таможенного  контроля не допускается причинение неправомерного вреда вышеперечисленным  лицам, чьи интересы затрагиваются  действиями (бездействием) и решениями  таможенных органов. Убытки, причиненные  лицам неправомерными решениями  таможенных органов либо их должностных  лиц, подлежат возмещению в полном объеме, в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза.

Также, в соответствии со статьей 106  ТК ТС, в целях проведения таможенного контроля таможенные органы вправе осуществлять сбор информации о лицах, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, связанную с перемещением товаров через таможенную границу, либо предпринимательскую деятельность в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем.

В качестве средств производства таможенного контроля следует рассматривать:  

- технические средства таможенного контроля;  

- морские (речные) и воздушные  суда таможенных органов; 

- информационные ресурсы  таможенных органов;  

- поисковых собак. 

В соответствии со статьей 108 ТК ТС, таможенные органы могут проводить грузовые и иные операции в отношении товаров и транспортных средств, необходимые для таможенного контроля.

  1. По требованию таможенного органа декларант, владелец склада, таможенный представитель и иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, обязаны произвести транспортировку, взвешивание или иное определение количества товаров, погрузку, разгрузку, перегрузку, исправление поврежденной упаковки, вскрытие упаковки, упаковку либо переупаковку товаров, подлежащих таможенному контролю, а также вскрытие помещений, емкостей и других мест, где находятся или могут находиться такие товары.
  2. Перевозчик обязан способствовать проведению грузовых и иных операций в отношении товаров, которые он перевозит, и транспортных средств, на которых перевозят такие товары.
  3. Грузовые и иные операции в отношении товаров и транспортных средств не должны повлечь для таможенного органа каких-либо расходов.

Товары, находящиеся под  таможенным контролем, транспортные средства, помещения, емкости и другие места, где находятся или могут находиться товары, подлежащие таможенному контролю, могут идентифицироваться таможенными органами. 4

По данному вопросу  можно сделать краткие выводы:

Таможенный контроль различается  по определенным направлениям. Действие таможенного контроля во времени  различно в зависимости от характера внешнеторговой сделки. При ввозе товаров таможенный контроль начинается с момента пересечения таможенной границы РФ и завершается в момент выпуска товаров для обращения на территории РФ. При вывозе товаров таможенный контроль начинается с момента подачи декларации и заканчивается в момент пересечения таможенной границы РФ, если иное не оговорено законодательством.

Осуществление таможенного  контроля предполагает наличие определенного  места, где он производится. Такими местами являются зоны таможенного  контроля. Они создаются в местах таможенного оформления, совершения таможенных операций, в местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра, иных местах, определяемых Таможенным кодексом. Зоны таможенного контроля подразделяются на постоянные и временные.

При проведении таможенного  контроля, таможенные органы могут  взаимодействовать с другими  контролирующими государственными органами.

Также не допускается причинение неправомерного вреда  субъектам (заинтересованным лицам в области таможенного  дела) при проведении таможенного  контроля.

Таможенные органы при проведении таможенного контроля могут:

- собирать информацию  о лицах;

- использовать технические  средства и суда;

- производить грузовые  и иные операции в отношении  товаров и транспортных средств,  необходимые для таможенного  контроля.

Товары, транспортные средства, помещения и другие места, подлежащие таможенному контролю, могут идентифицироваться таможенными органами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ФОРМЫ И ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
    1. Принципы таможенного контроля

Принципы таможенного  контроля - это наиболее общие, концептуальные положения (суждения) о том, каким образом должна быть организована деятельность таможенных органов по проведению таможенного контроля и как должны строиться правоотношения между таможенными органами и лицами, в отношении которых таможенный контроль проводится. Принципы таможенного контроля находятся во взаимной связи и взаимной зависимости и могут быть сведены в следующую систему. 
          Представляется, что принципы таможенного контроля следует разделить на две группы:

- принципы организации таможенного контроля;

- принципы проведения таможенного контроля.

Статья 94 ТК ТС устанавливает следующие  принципы проведения таможенного контроля:

  1. При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств – членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.
  2. При выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками.
  3. В целях совершенствования таможенного контроля таможенные органы сотрудничают с таможенными органами иностранных государств в соответствии с международными договорами.
  4. В целях повышения эффективности таможенного контроля таможенные органы взаимодействуют с другими контролирующими государственными органами, а также с участниками внешнеэкономической деятельности, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, и иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли и с их профессиональными объединениями (ассоциациями).
  5. Таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют иные виды контроля, в том числе экспортный, валютный и радиационный, в соответствии с законодательством государств – членов таможенного союза.
  6. При проведении таможенного контроля каких-либо разрешений, предписаний либо постановлений на его проведение таможенным органам не требуется, за исключением случаев, предусмотренных  ТК ТС.

Далее рассмотрим вторую группу – принципы организации таможенного контроля.

Как вид социальной деятельности таможенный контроль представляет собой одну из форм государственного управления и, соответственно, должен быть основан на общих принципах  государственного управления. Среди принципов государственного управления, отражающих функциональное содержание таможенного контроля, следует первоначально упомянуть о принципе эффективности таможенного контроля. Данный принцип мы более подробно рассмотрим в третьей главе данной работы, так как эффективности таможенного контроля стоит уделить особое внимание.

Второй принцип организованности мы уже косвенно затрагивали выше в п.1 ст. 94 ТК ТС – принцип достаточности. Он указывает, что ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.

Он прямо проистекает из принципов  таможенного оформления, а также  общих принципов государственного управления в сфере внешнеэкономической деятельности (ст. 4 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности").

Принцип достаточности находит  свою "техническую" реализацию посредством  закрепления в таможенном законодательстве и применения принципа выборочности, который, в свою очередь, реализуется  в рамках системы управления рисками  в таможенном деле (СУР).

Для того чтобы выявить риск, требуется информация, сведения о возможности его возникновения, типичности такой ситуации, об ущербе, нанесенном экономике страны, и др.

Поэтому следующий принцип таможенного  контроля - это принцип достаточного информационного обеспечения таможенных органов (как в целом всей их системы, так и непосредственно тех  органов, которые проводят таможенный контроль). Поступление информации и действия таможенного контроля должны производиться таким образом, чтобы избежать длящегося характера  правонарушения. Отсюда можно вывести  принцип оперативности таможенного  контроля.

Получение информации, необходимой  для организации эффективного таможенного  контроля, осуществляется как из внутренних источников таможенных органов, в качестве которых можно рассматривать, например, данные таможенной статистики внешней  торговли и специальной таможенной статистики, так и через взаимодействие с "внешней средой".

Таким образом, в качестве еще одного важнейшего принципа организации таможенного  контроля следует назвать принцип  сотрудничества, который отражает необходимость  взаимодействия с указанными выше субъектами в целях обеспечения эффективности  таможенного контроля.

Формы сотрудничества таможенных органов  с иными субъектами весьма многообразны: от создания совещательных органов  при ФС России до внедрения интегрированных систем организации таможенного контроля на основе принципа "одного окна".

Указанный принцип широко применяется, например, при совершении таможенных операций, связанных с прибытием  и убытием товаров и транспортных средств. Согласно ему перевозчик (лицо, действующее от его имени) одновременно с документами, представляемыми в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза при прибытии товаров и транспортных средств на единую таможенную территорию Таможенного союза, представляет должностному лицу таможенного органа документы, необходимые для осуществления иных видов контроля.

Информация о работе Таможенный контроль. Формы и принципы проведения таможенного контроля