Таможенный контроль квотируемых товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 23:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - исследование квотирования экспорта и импорта в условиях функционирования ТС. Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
1. раскрытие понятия квотирования;
2. анализ причин применения квотирования руководством государств;
3. исследование понятия и сущности квот, систематизация их видов;
4. анализ правовой основы регулирования квотирования в рамках Таможенного союза и на национальном уровне;
5. исследование организации деятельности таможенных органов по таможенному контролю квотируемых товаров;
6. анализ практики применения тарифной квоты в России;
7. выявления проблем квотирования импорта в условиях функционирования Таможенного союза.

Содержание

Введение……………………………………………………….…………......…….3
1. Теоретические основы квотирования товаров…………........................7
1.1 Понятие квотирования товаров и причины его применения ……………7
1.2 Сущность и виды квот ……………………………………………………11
2. Правовые основы квотирования экспорта и импорта товаров в Таможенном Союзе……………………………………………………………
2 .1 Порядок квотирования экспорта и импорта товаров и порядок распределения импортных квот………………………………………………….16
2 .2 Особенности организации таможенного контроля квотируемых товаров…………………………………………………………………………….22
3. Практика применения квотирования товаров в условиях функционирования Таможенного Союза…………................................... 24
3 .1 Тарифная квота и особенности квотирования импорта мяса …………24
3. 2 Проблемы, связанные с квотированием импорта товаров в условиях функционирования Таможенного союза………………… 30
Заключение………………………………………………………...............….…33
Список использованных источников…………………………………….….. 35
Приложения……………………………………………………………………...38

Вложенные файлы: 1 файл

Таможенный контроль квотируемых товаров.doc

— 451.00 Кб (Скачать файл)

Причем сам процесс таможенного оформления и таможенного контроля регламентирован решением КТС от 22 июня 2011 г. № 687 «О положении о едином порядке контроля таможенными органами ввоза на таможенную территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭСи вывоза с этой территории лицензируемых товаров», а также приказом ГТК России от 15 декабря 2002 г. № 1342 «О контроле за ввозом и вывозом лицензируемых товаров», применяемым в части не противоречащей решению КТС №687 в соответствии с письмом ФТС РФ от 27.07.2011 N 01-11/35615.

Первое на что обращает внимание должностное лицо таможенного органа в отношении определения по квоте ввозится товар или нет при проверке таможенной декларации – это графа 39 Декларации на товары, в которой указывается остаток выделенной квоты, при этом декларируемые товары не учитываются в определении остатка квоты (вычитаются только раннее ввезенные/вывезенные товары в рамках установленной квоты).

В отношении квотируемых товаров до представления декларации на товары оригинал лицензии представляется владельцем для постановки на контроль в таможенный орган того государства - члена Таможенного союза, на территории которого зарегистрирован владелец лицензии (рис.5), а именно:

  1. в таможенный орган, в подчинении которого находятся таможенные органы (структурные подразделения), в которых планируется произвести таможенное декларирование всех квотируемых товаров;
  2. в таможенный орган по месту нахождения владельца лицензии, если планируется произвести таможенное декларирование квотируемых товаров в таможенных органах (структурных подразделениях), подчиненных разным таможенным органам.

 

Рис.5. Постановка лицензии на контроль в таможенные органы до ввоза/вывоза квотируемых товаров

Причем владелец лицензии либо уполномоченное надлежащим образом им лицо одновременно с оригиналом лицензии представляет в таможенный орган письменное заявление о постановке лицензии на контроль в произвольной форме с необходимыми сведениями, установленными решением КТС №687. Постановка лицензии на контроль осуществляется в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня регистрации заявления в таможенном органе. В случае отказа от постановки лицензии на контроль таможенный орган в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня регистрации в таможенном органе заявления, направляет ее владельцу письменный отказ в постановке лицензии на контроль с приложением оригинала лицензии и указанием основания такого отказа.

Перемещение лицензируемых товаров через таможенную границу ТС и подача таможенной декларации при заявлении первой таможенной процедуры осуществляются в пределах срока действия лицензии. Товары, в отношении которых установлены меры НТР, в том числе и квотируемые, допускаются к выпуску также в пределах срока действия лицензии.

Выпуск квотируемых товаров таможенными органами (структурными подразделениями) осуществляется в соответствии с наименованиями товаров, указанными в заверенной копии лицензии, и в количестве, не превышающем количество лицензируемого товара, указанное в заверенной копии лицензии.

Списание количества товара в счет лицензии осуществляется при его выпуске в соответствии с первой заявленной таможенной процедурой, кроме таможенной процедуры таможенного транзита.

Таможенный орган (структурное подразделение) прекращает (не допускает) выпуск лицензируемых товаров в случаях исчерпания количества квоты, указанной в заверенной копии лицензии.

Таким образом осуществляется таможенное оформление и таможенный контроль квотируемых товаров, причем к перемещению через таможенную границу Таможенного союза допускаются квотируемые товары по Таким образом осуществляется таможенное оформление и таможенный контроль квотируемых товаров, причем к перемещению через таможенную границу Таможенного союза допускаются квотируемые товары по лицензиям, которые поставлены на контроль в таможенных органах и в количестве, установленном в лицензии, разовой поставкой, либо разбитием на несколько поставок, с условием, что в сумме они не превысят установленной в лицензии квоты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Практика применения квотирования товаров в условиях функционирования Таможенного Союза

 

Тарифная квота (tariffquota) — разновидность таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке (withinquotarate), при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой, сверхквотной ставке (overquotarate)5, установленной в Едином таможенном тарифе ТС.

Перечень товаров, импорт которых ограничивается тарифной квотой на территории Таможенного союза, установлен Решением КТС №132 от 27 ноября 2009 г. «О едином нетарифном регулировании Таможенного союза РБ, РК и РФ» в п.2.27 «Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-членами таможенного союза в рамках евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и положения о применении ограничений» (прил.1).

Порядок осуществления импорта указанных в данном решении товаров определяется отдельным решением Комиссии таможенного союза в соответствии с Соглашением от 12 декабря 2008 года «Об условиях и механизме применения тарифных квот». Тарифные квоты на перечень товаров из 2.27 решения КТС №132 на период 2011 года установлены решением КТС № 505 от 18 ноября 2010 г. (на мясо птицы, крупного рогатого скота, свинину) и распределены Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2010 года №1111 (прил.3). А на период 2012 года Постановлением Правительства РФ от 27 июля 2011 года №616.

При этом на сегодняшний день, очевидно, что еще нескоро импортное мясо исчезнет с российского рынка (за исключением мяса курицы, отечественное производство которого растет). Самым оптимальным методом регулирования объемов импорта в этой отрасли является квотирование, поэтому и перечень определенный решениями КТС и включает в себя только мясные товары (прил.1). При этом приоритетом при введении квот на каждый следующий период должен выступать ежегодный анализ темпов роста отечественного производства мяса, а также объемов потребления. Исходя из этих данных, необходимо постепенно сокращать величину квот.

В России необходимость регулирования импорта мяса уже долгое время является аксиомой и не оспаривается даже самыми ярыми сторонниками «свободного рынка». В трудные времена не стесняются поддерживать своего фермера ни США, ни ЕС. В России действует система квотирования ввоза мясопродуктов, которая позволяет расширять собственное производство. Ещё постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2009 г. №1021 «Об импорте говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2010-2012 годах» были приняты некоторые решения, которые положительно повлияли на импорт замороженной говядины.

Во-первых, увеличился объем квот на замороженную говядину. Во-вторых, изменился объем распределения между странами: большая часть стала приходится на «другие страны» (как и в постановлении Пр-ва РФ №1111 – см. прил.3), в которые входят крупнейшие мировые производители крупного рогатого скота. В-третьих, повысились запретительные пошлины до 50%, но не менее 1 евро за килограмм6.

 

Представленная динамика импорта мяса на рис.6. за период с 2006 по 2009 год позволяет видеть значительное снижение импорта мяса птицы с 2007 года, а импорта мяса свинины и говядины с 2008 года.

 

 

2006

2007

2008

2009

         

Мясо

1411,3

1489,4

1710,9

1463,3

Мясо птицы

1282,5

1294,9

1224,0

985,9


Рис.6. Динамика импорта товаров в Россию, тыс. т7

 

Также после принятия Постановления РФ от 16 декабря 2009 г. уже по данным за I квартал 2010 года было видно, существенно снизился импорт говядины вне квот. Если в янв.-апр. 2009 г. с ввоз составил 86,5 тыс. тонн, то за этот же период 2010 г.– чуть более 30 тыс. тонн, таким образом, снижение внеквотного ввоза говядины составило 66%8. Иными словами, благодаря принятым мерам система квотирования в области импорта замороженной говядины заработала эффективней. Что касается импорта свинины, система квотирования в этой сфере эффективна уже третий год, с момента введения запретительных пошлин на внеквотный ввоз до 1,5 евро за кг.9

 

Рис.7. Динамика импорта мяса за янв.-авг. 2011 и 2010 гг.10

 

В настоящее время в мясной сфере существуют мнения о необходимости сокращения объема выделяемых квот на свинину. Это поддержит отечественного производителя. На первый взгляд, справедливо, но необходимо учитывать следующее: внеквотный ввоз продолжается и это означает, что объем квот сокращать преждевременно. В частности, по данным за I квартал 2010 года объем внеквотного ввоза по сравнению с I кварталом 2009 года остается на прежнем уровне. А общий импорт мяса за 8 месяцев 2011 года вырос по всем позициям по сравнению с тем же периодом 2010 года (рис.7).

Если же говорить о поддержке отечественного производителя в области свиноводства, то необходимо продолжать увеличивать запретительные пошлины на внеквотный ввоз свинины. Это сократит импорт данной группы как минимум на объем внеквотного ввоза. Актуальной мерой поддержки отечественного производителя свинины является и дальнейшее сокращение импорта живого поголовья. Так, в 2009 г. было принято решение об увеличении пошлины на импорт живого поголовья с 5% до 40%, но не менее 0,5 за кг11.

За 2009 и 2010 года: ввоз живого поголовья свиней весом более 50 кг, несмотря на принятые меры, сократился всего лишь на 39% и продолжает негативно влиять на рост отечественного производства свинины. А импорт живого поголовья свиней весом менее 50 кг сократился меньше чем на 1 тыс. тонн. Думается, что в данном случае необходимо продолжать увеличение таможенных пошлин на импорт живого поголовья весом менее и более 50 кг12.

Практика показывает, что пока продолжается внеквотной ввоз свинины и ввоз живых свиней, говорить о сокращении объемов квот преждевременно и необдуманно. Надо учитывать, что отечественный производитель на рынке свинины в первую очередь конкурирует с импортным ввозом живого поголовья, и лишь затем с замороженной импортной свининой. Исходя из этого, в первую очередь следует ограничивать ввоз живых свиней, а затем уже переходить к сокращению квот на импорт свинины.

Сравнивая показатели объемов импорта мяса за 2011 г. (рис.7) и объемов отечественного производства за 2011 год (рис.8), несмотря на то, что некоторые расхождения в месяцах, по импорту данные представлены несколько позже, разница для сравнения не существенная. Так по производству птицы самые обнадеживающие показатели: производство более чем в 6 раз больше импорта, хотя рост в 2011 году импорта птицы на 12% ни о чем хорошем не говорит, сам факт, что мы себя обеспечиваем на 85% уже о многом говорит. В целом по этой отрасли мы стараемся себя обеспечивать.

 

Рис.8. Динамика отечественное производство мяса за 6 мес. 2011 и 2010 гг.

 

Что касается свинины: производство в 2 раза больше импорта, соответственно внутренний спрос мы покрываем примерно на 65%, что не очень хорошо, но не так уж и плохо. С говядиной дела обстоят хуже: производство и импорт один к одному, то есть только на 50% покрываем внутренний спрос.

Таким образом, на сегодняшний день импорт мяса – необходимая реальность, в которую впоследствии с развитием роста отечественного производства можно будет вносить коррективы посредством тарифных квот.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Проблемы, связанные с  квотированием импорта товаров  в условиях функционирования  Таможенного союза

 

Помимо проблем, связанных с установлением размера тарифной квоты, необходимостью её увеличения или уменьшения, рассмотренные выше, в рамках функционирующего Таможенного союза возникают и другие не менее важные проблемы, связанные с квотируемыми товарами.

Одной из основных таких проблем сейчас является контрабанда квотируемых товаров, которая стоит остро особенно для таможенных органов.

Квоты вводятся с целью ограничить ввоз определённых товаров на территорию государства. Из-за высоких ставок таможенных пошлин, некоторые компании, которые не участвуют в распределении импортных пошлин, дающих право ввозить продукцию по пониженной ставке таможенной пошлины, либо не довольны размером своей квоты, пытаются провести квотируемый товар контрабандой, чтобы возместить денежные потери. Ещё одной проблемой является то, что товар ввозимый контрабандой часто достигает территории страны подпорченным, и в таком состоянии, в итоге, попадает на российской рынок.

Решение этой проблемы является одной из целей таможенных органов. Причем одной из главных задач для разрешения этой проблемы является: обеспечение полного контроля за перемещением запрещенных и ограниченных к ввозу товаров. Для этого необходимо проведение:

- мероприятий, направленных на повышение эффективности контроля со стороны таможенных органов за соблюдением запретов и ограничений, установленных законодательством в отношении квотируемых товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС;

- мероприятий по оснащению таможенных органов инспекционно-досмотровыми комплексами с целью повышения эффективности выявления запрещенных и ограниченных к ввозу товаров.

Но при этом в связи со вступлением России в ВТО требуется ускорять и упрощать таможенное оформление и таможенный контроль, а не усложнять его, поэтому нельзя в современных условиях переусердствовать с данными мероприятиями.

Информация о работе Таможенный контроль квотируемых товаров