Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 08:04, курсовая работа
Внешнеэкономическая деятельность и, прежде всего, внешняя торговля связаны с перемещением через таможенную границу страны как юридическими, так и физическими лицами товаров и транспортных средств, которые подлежат таможенному контролю. Для понимания правовой природы таможенного контроля необходимо его ясное определение, так как названный контроль является первоосновой и одним из важнейших институтов таможенного права
ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ…………............................................................7
1.1. Понятие и формы таможенного контроля.....................................................7
1.2. Правовая основа таможенного дела…………….........................................16
1.3. Структура и функции таможенных органов………………………………22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ .............................................................................................................32
2.1. Практика применения форм таможенного контроля..................................32
2.2.Анализ борьбы таможенных органов с правонарушениями в таможенном деле……………………………………………………………………………….79
ГЛАВА 3.ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ......... 86
3.1. Проблемы развития таможенных органов.................................................. 86
3.2. Направления совершенствования деятельности таможенных органов………………………………………………………………………...... 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................. 100
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................. 106
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………… 113
- таможенная декларация и
- деятельность таможенного
- соблюдение ограничений на
пользование и распоряжение
- уплата таможенных пошлин, налогов.
В целях повышения эффективности таможенного контроля проект Кодекса предусматривает применение технических средств, которые должны быть безопасными для жизни и здоровья человека. Технические средства таможенного контроля применяются:
1) для проверки подлинности
2) для дистанционного получения
информации о содержимом
3) для идентификационного
4) для визуального наблюдения в зонах таможенного контроля;
5) для контроля носителей
6) для выполнения
7) для наложения атрибутов
Кроме того, в ходе таможенного контроля используются различные вспомогательные технические средства.
Проведение таможенного контроля может сопровождаться временным ограничением прав собственности на товары в форме их ареста или изъятия.
Проект Таможенного кодекса наделяет таможенные органы полномочиями применять данные меры как после утраты товарами, находящимися под таможенным контролем, статуса, так и во всех иных случаях, когда выявляются факты:
- ввоза товаров с нарушением таможенных правил;
- отсутствия в коммерческих документах сведений о выпуске товаров либо недостоверности таких сведений, а равно отсутствия коммерческих документов, в которых должны быть указаны такие сведения;
- пользования и распоряжения условно выпущенными товарами.
Проект Таможенного кодекса Таможенного союза дает основание полагать, что на внутренних границах Таможенного союза будут упрощаться процедуры пограничного контроля в целях сокращения времени задержек транспортных средств для всех видов транспорта.
Рассмотрим практику на сегодняшний день на некоторых примерах. Время стоянки поездов на пограничных станциях, расположенных на Российско-Казахстанской границе:
- Аул (Республика Казахстан) - поезд стоит 90 мин.; Локоть (Российская Федерация), а здесь стоит уже 110 мин. Общее время - 200 мин. стоянки, или 3 часа 30 мин.
- Каерак (Республика Казахстан) - здесь поезд стоит 90 мин.; Троицк (Российская Федерация), а здесь поезд стоит 80 мин. Общее время - 170 мин. стоянки, или около 3 часов.
Это, конечно, очень много. С введением Таможенного кодекса Таможенного союза время стоянки поездов можно сократить наполовину, а то и больше, таможенный контроль следует проводить на какой-то одной станции - или в Казахстане, или в России.
Транспортные средства перемещаются через таможенную границу в соответствии с таможенными режимами временного ввоза и временного вывоза с учетом особенностей, предусмотренных главой 22 ТК РФ. [4]
Ввоз автомобилей в Россию проходит в соответствии с Таможенным законодательством Российской Федерации. [4]
Предполагая определенный порядок расчета и оплаты таможенных пошлин и платежей на автотранспортные средства, ввозимые физическими и юридическими лицами из-за границы на территорию Российской Федерации, растаможка автомобилей включает сбор таможенных платежей как часть процедуры в целом.
Конкретные факторы, от которых растаможка автомобилей зависит, – это тип ввозимого автотранспортного средства, дата его выпуска и данные о двигателе: рабочий объем и мощность.
Таможенную стоимость, идентификационный номер растаможка автомобилей также учитывает. Причем, для машин старого образца – возрастом более семи лет, ввозимых из-за границы, оформление может оказаться весьма дорогим.
Среди процедур оформления транзита транспортных средств, растаможка автомобилей является обязательной, и ей подлежат грузовые и легковые автомобили, пересекающие таможенную границу Российской Федерации. [4]
В структуре ФТС по территориальному
признаку можно выделить:
1) Таможни центрального подчинения;
2) Северо-западное таможенное управление;
3) Южное таможенное управление;
4) Сибирское таможенное управление;
5) Приволжское таможенное управление;
6) Дальневосточное таможенное управление;
7) Уральское таможенное управление. [20]
Рассмотрим Уральское таможенное управление. Зона ответственности Уральского таможенного управления охватывает территорию 6 субъектов УрФО: Курганской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. В аэропортах, имеющих статус международных, действуют 6 таможенных постов. Протяженность границы с Республикой Казахстан составляет 1, 5 тысячи километров. В приграничной территории действуют 9 автомобильных и 4 железнодорожных пунктов пропуска. Семь арктических портов в Ямало-Ненецком автономном округе (Новый Порт, Мыс Каменный, Сабетта, Сеяха, Тамбей, Харасавэй, Ямбург) открыты для захода иностранных судов. Таможенное оформление и контроль в УрФО осуществляют 10 таможен, 59 таможенных постов. Протяженность морской границы составляет 900 км. [20]
Уральское таможенное управление было создано приказом Государственного таможенного комитета России от 1 апреля 1993 г. № 116 общей штатной численностью 76 единиц. Во исполнение этого приказа было сформировано 10 отделов, две службы и один сектор. Все управление занимало в то время несколько комнат на пятом этаже здания и огромный актовый зал. Казалось, это огромное помещение никогда не заполнить. Однако через некоторое время с появлением новых отделов и этого стало мало. [20]
Сегодня Уральское таможенное управление является частью единой системы таможенной службы России и представляет собой целостный административно-хозяйственный комплекс, обеспечивающий государственный таможенный контроль на огромной территории от Северного Ледовитого океана до Казахстанских степей. 13 служб и 61 структурное подразделение, а штатная численность достигает 400 человек. В целом, по Уральскому федеральному округу — общий штат таможенных органов составляет более 3, 5 тысяч. [20]
Наряду с формированием структурных подразделений Управления создавались и формировались таможни региона. Сегодня в зону ответственности Уральского таможенного управления входит 10 таможен: Екатеринбургская, Кольцовская, Курганская, Магнитогорская, Нижнетагильская, Ямало-ненецкая (Новоуренгойская), Нижневартовская, Уральская оперативная, Тюменская и Челябинская.
Рассмотрим процедуру оформления ввозимых транспортных средств на таможенную территорию РФ Уральского таможенного управления на примере Тюменской таможни.
Тюмень занимает выгодное транспортно-логистическое положение, позволяющее ему быть как деловым центром для промышленных и сельскохозяйственных предприятий, так и крупнейшим центром оказания сервисных услуг, в том числе транспортно-экспедиционных услуг.
Город является важнейшим транспортным узлом Сибири, соединяющим не только все населенные пункты Тюменской области между собой, но и связывающим их с соседними областями – Свердловской, Курганской, Челябинской.
Через Тюмень проходит северная ветка транссибирской железнодорожной и автомагистралей, которые соединяют Урал и Центральную часть России с Сибирью и Дальним Востоком.
В городе расположены аэропорт федерального и международного значения «Рощино». В городе имеются также железнодорожный и автовокзалы, речной порт.
Рассмотрим структуру импорта Тюменской области, осуществляемый через Тюменскую таможню (табл.2.1.):
Табл.2.1.
Товарная структура импорта Тюменской
области (включая автономные округа)
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Страны дальнего зарубежья |
467,5 |
544,6 |
970,6 |
1708,0 |
1537,1 |
в том числе: |
|||||
машины, оборудование и транспортные средства |
352,3 |
407,4 |
740,4 |
1352,0 |
1307,7 |
продукция топливно-энергетического комплекса |
2,4 |
3,2 |
5,9 |
1,0 |
3,5 |
металлы и изделия из них |
48,1 |
53,7 |
102,4 |
143,6 |
131,6 |
продукция химической промышленности, каучук |
44,0 |
34,1 |
47,6 |
48,6 |
33,6 |
древесина и целлюлозно-бумажные изделия |
3,5 |
1,7 |
4,4 |
2,8 |
3,7 |
текстиль, текстильные изделия и обувь |
0,5 |
0,9 |
3,1 |
1,0 |
1,8 |
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье |
3,3 |
21,6 |
33,0 |
18,9 |
22,2 |
прочие |
13,4 |
22,0 |
33,8 |
140,1 |
33,0 |
Государства – участники СНГ |
141,0 |
161,3 |
247,8 |
270,5 |
296,2 |
в том числе: |
|||||
машины, оборудование и транспортные средства |
107,7 |
119,9 |
174,5 |
122,3 |
97,7 |
продукция топливно-энергетического комплекса |
1,6 |
1,9 |
2,1 |
0,0 |
131,4 |
металлы и изделия из них |
21,6 |
19,1 |
40,3 |
26,1 |
36,0 |
продукция химической промышленности, каучук |
1,2 |
3,9 |
7,7 |
27,1 |
17,4 |
древесина и целлюлозно-бумажные изделия |
0,4 |
0,2 |
0,3 |
0,0 |
0,0 |
текстиль, текстильные изделия и обувь |
1,9 |
4,3 |
4,9 |
2,3 |
1,9 |
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье |
3,0 |
3,5 |
11,3 |
29,8 |
9,1 |
прочие |
3,6 |
8,5 |
6,7 |
62,9 |
2,7 |
[19].
Данные, представленные в табл.2.1. позволяют сделать вывод, что импорт транспортного средства, начиная с 2006 по 2009 года, со странами дальнего зарубежья - вырос в четыре с половиной раза (с 352,3 млн. долларов до 1307,7 млн. долларов), с государствами-участниками СНГ – снизился рост в указанный период с 107,7 млн. долларов до 97,7 млн. долларов.
С начала 2009 года в Тюменскую область через тюменскую таможню ввезли всего 19 автомобилей. За этот же период 2008 года таможенники оформили 106 машин. Рост автоимпорта снизили новые пошлины. [19]
Количество проследовавших транспортных средств за I квартал 2006 года составило 25 158 единиц, в том числе 17 734 – из России, 7424 – в Россию (на 9% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года). [19]
Рассмотрим структуру экспорта Тюменской области, осуществляемый через Тюменскую таможню (табл.2.2.):
Таблица 2.2.
Товарная структура экспорта
Тюменской области (включая автономные
округа)
млн. долларов США
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Страны дальнего зарубежья |
12292,8 |
14861,0 |
39606,6 |
54665,5 |
31460,3 |
в том числе: |
|||||
машины, оборудование и транспортные средства |
3,5 |
9,1 |
8,4 |
10,0 |
113,7 |
продукция топливно-энергетического комплекса |
12227,9 |
14740,6 |
39292,8 |
54573,6 |
31283,2 |
металлы и изделия из них |
4,5 |
1,0 |
0,9 |
1,0 |
2,2 |
продукция химической промышленности, каучук |
16,9 |
59,2 |
235,7 |
0,2 |
15,4 |
древесина и целлюлозно-бумажные изделия |
36,2 |
46,7 |
52,5 |
42,2 |
43,9 |
текстиль, текстильные изделия и обувь |
3,3 |
4,3 |
6,1 |
0,2 |
0,0 |
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье |
0,0 |
0,0 |
0,1 |
0,4 |
1,3 |
прочие |
0,5 |
0,1 |
10,1 |
37,9 |
0,6 |
Государства – участники СНГ |
6904,2 |
8460,1 |
11519,7 |
15293,7 |
11076,0 |
в том числе: |
|||||
машины, оборудование и транспортные средства |
27,9 |
24,6 |
41,5 |
47,8 |
45,9 |
продукция топливно-энергетического комплекса |
6659,0 |
8195,3 |
11367,8 |
15152,4 |
10975,0 |
металлы и изделия из них |
6,1 |
11,2 |
14,8 |
10,1 |
4,6 |
продукция химической промышленности, каучук |
6,2 |
7,4 |
20,1 |
15,2 |
19,6 |
древесина и целлюлозно-бумажные изделия |
11,9 |
22,2 |
29,0 |
23,3 |
18,2 |
текстиль, текстильные изделия и обувь |
2,2 |
2,3 |
0,8 |
1,0 |
1,3 |
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье |
3,2 |
6,3 |
4,3 |
10,6 |
10,2 |
прочие |
187,7 |
190,8 |
41,4 |
33,3 |
1,2 |