Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 20:25, реферат
Внешнеторговая деятельность традиционно является объектом пристального внимания со стороны государства. За последние 10 - 15 лет в государственной внешнеторговой политике произошли разительные изменения. Был осуществлен демонтаж монополии государства на осуществление внешнеторговых и валютных операций. Государство взяло курс на последовательную либерализацию внешнеторговой политики.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I. Таможенные платежи и процедуры возврата излишне
уплаченных сумм таможенных платежей…………………………………………5
1.1. Назначение таможенных платежей и их место в налоговой
системе………………………………………………………………………………5
1.2 Общий порядок зачета или взыскания излишне
уплаченных таможенных платежей……………………………………………...11
1.3 Документы, необходимые для возврата излишне уплаченных
таможенных платежей…………………………………………………………….15
Глава II. Анализ практики исполнения судебных актов по делам
о возврате излишне уплаченных или взысканных таможенных
платежей…………………………………………………………………………….17
2.1 Судебный порядок возврата излишне уплаченных или
взысканных таможенных платежей………………………………………………17
2.2 Арбитражная практика возврата излишне уплаченных сумм………………20
Заключение…………………………………………………………………………24
Список литературы………………………………………………………………...26
Приложения………………………………………………………………………...30
7
Введение…………………………………………………………
Глава I. Таможенные платежи и процедуры возврата излишне
уплаченных сумм таможенных платежей…………………………………………5
1.1. Назначение таможенных платежей и их место в налоговой
системе……………………………………………………………
1.2 Общий порядок зачета или взыскания излишне
уплаченных таможенных платежей……………………………………………...11
1.3 Документы, необходимые для возврата излишне уплаченных
таможенных платежей…………………………………………………………
Глава II. Анализ практики исполнения судебных актов по делам
о возврате излишне уплаченных или взысканных таможенных
платежей…………………………………………………………
2.1 Судебный порядок возврата излишне уплаченных или
взысканных таможенных платежей………………………………………………17
2.2 Арбитражная практика возврата излишне уплаченных сумм………………20
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Внешнеторговая деятельность традиционно является объектом пристального внимания со стороны государства. За последние 10 - 15 лет в государственной внешнеторговой политике произошли разительные изменения. Был осуществлен демонтаж монополии государства на осуществление внешнеторговых и валютных операций. Государство взяло курс на последовательную либерализацию внешнеторговой политики.
За последние годы Россия присоединилась к ряду международных договоров по вопросам регулирования ВЭД; отменены административные ограничения выхода российских предприятий на внешний рынок, исключая случаи угрозы национальной безопасности.
В законодательных и других нормативных актах Российской Федерации определены роль и место таможенных органов в системе регулирования внешнеэкономической деятельности, в том числе внешнеторговой деятельности, сформулированы их функции и задачи, установлены основные принципы, методы и средства их выполнения, порядок деятельности таможенных органов.
Сформирована практически новая правовая база таможенного дела, соответствующая общепризнанным мировым стандартам, предусматривающая прямое регулирование правоотношений в области таможенного дела на основе норм ТК РФ и в комплексе норм прямого действия. В целях совершенствования деятельности таможенных органов Российской Федерации проделана большая работа по подготовке нормативной правовой базы на основании ТК РФ, практики и опыта применения международного законодательства.
Под таможенными платежами понимаются пошлины, налоги и сборы, взимаемые таможенными органами и непосредственно связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, уплата которых является обязательным условием применения таможенных режимов или специальных таможенных процедур. К таможенным платежам относятся: ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; таможенные сборы.
Цель данного исследования – изучение порядка зачета или возврата излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей.
В задачи исследования входит:
1) дать понятие таможенных платежей;
2) охарактеризовать порядок возврата излишне уплаченных или взысканных платежей;
3) проанализировать судебный порядок возврата излишне уплаченных таможенных платежей.
1. Таможенные платежи и процедуры возврата излишне уплаченных сумм
1.1. Назначение таможенных платежей и их место в налоговой системе
Под таможенными платежами понимаются пошлины, налоги и сборы, взимаемые таможенными органами и непосредственно связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, уплата которых является обязательным условием применения таможенных режимов или специальных таможенных процедур.
К таможенным платежам относятся:
1) ввозная таможенная пошлина;
2) вывозная таможенная пошлина;
3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
5) таможенные сборы (п. 1 ст. 318 ТК, ФЗ N 139 от 11.01.05).
При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает (ст. 319 ТК):
1) при ввозе товаров - с момента пересечения таможенной границы;
2) при вывозе товаров - с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории РФ.
Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случае, если:
1) товары не облагаются таможенными пошлинами, налогами;
2) в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов - в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено подобное освобождение;
3) общая таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5000 руб.;
4) до выпуска товаров для свободного обращения и при отсутствии нарушений лицами требований и условий, установленных ТК, иностранные товары оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования (эксплуатации);
5) товары обращаются в федеральную собственность.
В отношении товаров, выпущенных для свободного обращения на таможенной территории РФ либо вывезенных с этой территории, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
Лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант. Если декларирование производится таможенным брокером (представителем), он является ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов.
В ряде случаев ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов являются владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, перевозчик, лица, на которые возложена обязанность по соблюдению таможенного режима.
При неуплате таможенных пошлин, налогов, в т.ч. при неправильном их исчислении и (или) несвоевременной уплате, ответственность перед таможенными органами несет лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов (ст. 320 ТК).
При незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов несут лица, незаконно перемещающие товары и транспортные средства, лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе - также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза, что надлежащим образом подтверждено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанные лица несут такую же ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов, как если бы они выступали в качестве декларанта незаконно вывозимых или незаконно ввезенных товаров.
Общая сумма ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, не может превышать сумму таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения при их ввозе на таможенную территорию РФ, без учета пеней и процентов, за исключением случаев, когда сумма таможенных пошлин, налогов увеличивается вследствие изменения ставок таможенных пошлин, налогов, когда к товарам применяются ставки таможенных пошлин, налогов, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом при заявлении измененного таможенного режима. В указанных случаях суммы уплаченных таможенных пошлин, налогов при предшествующем таможенном режиме подлежат зачету при уплате сумм таможенных пошлин, налогов в соответствии с условиями вновь избранного таможенного режима.
Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество (ст. 322 ТК).
Таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством РФ, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров.
Таможенная стоимость ввозимых на таможенную территорию РФ товаров представляет собой совокупность затрат, связанных с приобретением товаров и их доставкой до места ввоза на таможенную территорию РФ. В основе такой формулировки лежит главный метод определения таможенной стоимости ввозимых товаров - "Метод по цене сделки с ввозимыми товарами". Однако ввиду того, что данный метод, хотя и основной, но не единственный, под "приобретением товаров" в контексте приведенного определения следует понимать довольно широкий перечень возможных вариантов получения прав на ввозимые товары (купля-продажа, обмен (бартер) и т.д.). Однако, например, если права на товар переходят в результате дарения или взаимозачетов (клиринг), то определить затраты по приобретению либо вообще невозможно ввиду отсутствия таковых, либо представляется затруднительным по причине неадекватной условности проведенного взаимозачета. В таких ситуациях за основу берется, как правило, рыночная стоимость товара с учетом степени его износа.
Пошлины — важная составная часть системы экономического регулирования ввоза и вывоза товаров за пределы страны — используется государством для стимулирования внешнеторговых поставок, в расширении экспорта которых государство заинтересовано, регулирования ввоза импортных товаров с учетом состояния внутреннего рынка, платежного баланса и т.д. В ст. 14 Закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» предусматривается, что пошлины устанавливаются «в целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в российской экономике».
Ставки таможенных пошлин определяются Правительством РФ, размер их дифференцируется с учетом состояния экономики и конкретных целей, которые стоят в данный период.
Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и других факторов. Применяются ставки таможенных пошлин на день принятия таможенной декларации таможенным органом.
Признавая таможенный тариф «ключевым элементом таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности ученые правоведы указывают на два значения термина «таможенный тариф» — это таможенный документ, а в ряде случаев термин «таможенный тариф» необходимо отождествлять с терминами «таможенная пошлина» и «ставка таможенной пошлины». Термин «таможенно-тарифное регулирование» используется и в российском законодательстве.
Инструментом таможенно-тарифного регулирования является тариф. Порядок формирования и применения таможенного тарифа России урегулирован Законом РФ «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г., с последующими многочисленными изменениями и дополнениями. Таможенный тариф России — это свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу России и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Таможенный тариф применяется в отношении ввоза товаров на таможенную территорию России и вывоза товаров с этой территории.
Обеспечение таможенно-тарифного регулирования предполагает обязанность управомоченных лиц к уплате таможенных платежей. Прежде чем выполнить эту таможенную операцию необходимо определить понятие «таможенная стоимость товаров» и способы ее определения.
Закон устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа Российской Федерации - инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров Российской Федерации при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации.
Основными целями таможенного тарифа являются:
- рационализация товарной структуры ввоза товаров в Российскую Федерацию;
- поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации;
- создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации;
- защита экономики Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;