Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 19:53, курсовая работа
Цель исследования – перспективы развития Таможенного союза.
Исходя из поставленной цели, выделяю следующие задачи:
рассмотреть этапы и сроки формирования Таможенного союза
рассмотреть перспективы Таможенного союза
выделить достоинства и недостатки Таможенного союза
выявить возможности расширения Таможенного союза
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……..….3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА И ЕГО ВЫГОДЫ В ПРАВОВОМ РАКУРСЕ
1.1 Таможенный Союз ЕврАзЭс: сложный старт…….……………………...….4
1.2 Таможенный союз «на троих»………………………………………….….…6
1.3 Выгоды Таможенного союза…………………………………………………7
1.4 Международно-правовое обеспечение таможенного регулирования в рамках Таможенного союза……………………………………………………....8
ГЛАВА 2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА, ВСЕ ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
2.1 Цели и задачи таможенного союза…………………………………………23
2.2 Достоинства и недостатки Таможенного союза…………………….……..25
2.3 Возможности расширения Таможенного союза…………………...………28
2.4 Евразийский союз: стратегия будущего……………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Итак, позитивных ожиданий от функционирования и развития таможенного союза не мало. После длительного обсуждения стороны достигли одной из ключевых договоренностей – о распределении доходов от взимания импортных пошлин между бюджетами стран-участниц: Россия будет получать 87,97 % собираемых платежей, Белоруссия – 4,7 %, Казахстан – 7,33 %.
Однако потери российского бизнеса, федерального бюджета, внешне экономической деятельности и теневой сферы, прежде всего «околотаможенной», будут весьма существенными. Причем, не все потенциальные убытки видны сейчас, некоторые станут осознаваться лишь через несколько лет.
Если предположить, что основной транзитный маршрут пройдет через Казахстан, помимо российских транспортных компаний, не только они, но и федеральный бюджет России неизбежно понесет убытки.
Известно, что значительная часть доходов российской казны складывается из таможенных пошлин и сборов, которые в основном формируются за счет корректировки таможенной стоимости товаров. От этой стоимости зависит объем платежей, взимаемых с той или иной партии товаров, поскольку пошлины обычно рассчитываются в процентном выражении от цены ввозимого груза: меньше указанная в декларации цена – меньше надо платить.
В 2009г. процедуре корректировки таможенной стоимости подверглось примерно 98 % ввезенных в Россию грузов. Из 3,5 трлн руб., собранных таможней за год, около 63 % пришлось на экспортные таможенные отчисления, которые за счет корректировок таможенной стоимости в силу природы вывозимых товаров поднять сложно. Импорт составил 37%, или 1,3 трлн. руб., при этом доля ввозной пошлины в структуре сборов таможни составила 13,3%, то есть 467,2 млрд. руб. Сумма же, полученная благодаря корректировке таможенной стоимости, составила 27,75 млрд. руб. Цифры не слишком велики, но российские таможенники могут лишиться важного рычага в деле выполнения планов по перечислениям в бюджет. Вопрос в том, будут ли белорусские и казахстанские таможенники столь же старательно выжимать из участников внешнеэкономической деятельности максимально возможный объем платежей, если подавляющая их часть все равно отправится в Россию.
По оценке Министерства экономического развития РФ, транзит через территорию Казахстана и Белоруссии дешевле, чем через Россию, на 30%. Весь рынок транспортно-логистических услуг составляет сейчас в России 48,5 млрд. дол. Даже если таможенный союз уведет хотя бы десятую часть потока, потери окажутся серьезными.
Но важно то, что таможенный союз дает принципиально новые возможности. Прежде всего, мы можем воссоединить утраченный потенциал предприятий с высокой добавленной стоимостью и воссоздать старые индустриальные цепочки. Это означает сохранение критически важных технологических рубежей. Второе позитивное обстоятельство заключается в том, что мы получаем возможность реализовывать очень крупные транзитные проекты.
Таким образом, главной движущей силой интеграции видится осознание правящими элитами того факта, что стратегические выгоды от создания таможенного союза для всех его участников значительно выше текущих экономических потерь. Во многом перспективы интеграции будут зависеть от эффективности механизма согласования национальных интересов, институционально оформленного в виде Комиссии Таможенного союза.3
Со временем к Таможенному союзу могут присоединиться другие члены ЕврАзЭС, в частности, Таджикистан.
26 июля 2010 года президент Сирии Башар Асад выразил интерес Сирии о вступлении Сирии в Таможенный союз.
В октябре 2011 года ранее начатые переговоры о присоединении Сирии к Таможенному союзу были продолжены, был разработан проект договора о создании зоны свободной торговли.
Новая Зеландия и Вьетнам планируют заключить соглашение о свободной торговле с Таможенным Союзом.
24 октября 2011 года Молдова начала изучение вопроса о присоединении к Таможенному союзу. За присоединение высказалась крупнейшая партия парламента — партия коммунистов во главе с экс-президентом Молдавии Владимиром Ворониным, а также внепарламентская Социал-демократическая партия. Европейский союз незамедлительно отреагировал на данные события, сказав, что в случае вступления в ТС, льготный режим торговли с ЕС у Молдовы отберут.
8 декабря 2011 года президент Узбекистана Ислам Каримов заявил о том, что Узбекистан не будет присоединяться к Таможенному союзу и другим межгосударственным объединениям, поскольку «не исключается, что они выйдут за рамки экономических интересов и приобретут политическую окраску и содержание».
Создание Таможенного союза и достаточно быстрое его оформление поначалу вызвало негативную реакцию ВТО, также высказывались опасения по поводу того, что правила ТС не смогут соответствовать правилам ВТО, а, следовательно, переговоры единый Таможенный союз вынужден будет начинать заново. Однако страны западной Европы и США быстро осознали угрозу невступления России в ВТО и согласились пойти на множество уступок в рамках переговоров. Так, России удалось отстоять свои интересы, отклонив претензии Финляндии по пошлинам на лес и изделия из дерева, а также требования стран Европы относительно пошлин на автомобили и комплектующие.
За Россией остались права достаточно медленного снижения пошлин и относительно крупных субсидий во множество секторов экономики в течение 5-7 лет4.
Беларусь и Казахстан ведут переговоры о вступлении в ВТО самостоятельно. По словам главы российской делегации Максима Медведкова «Казахстан вскоре после вступления России в ВТО, также станет членом этой организации».
В то же время переговоры Белоруссии идут очень медленно и могут завершиться достаточно нескоро.5
В октябре 2011 года комиссия ТС привела все нормы Таможенного союза в полное соответствие с нормами ВТО. Кроме того, было решено, что в случае вступления в ВТО, нормы этой организации будут иметь большую силу, чем нормы ТС6.
2.4 Евразийский союз: стратегия будущего
Итак, Таможенный союз успешно
заработал. Но тут возникает вопрос - как
и куда нам двигаться дальше? Лучше всего
о стратегии евразийской интеграции рассказал
ее признанный идеолог – Нурсултан Назарбаев.
Вот что заявил казахстанский президент
на пресс-конференции после подписания
Декларации о евразийской экономической
интеграции: «Любая интеграционная идея
заключается прежде всего в создании общей
зоны торговли, потом – таможенный союз,
единое экономическое пространство, потом
– экономический союз с выходом на какую-то
единицу в смысле валюты, а потом и на валюту.
То есть это классический путь, по которому
мы и движемся. Зона свободной торговли
у нас была, мы Таможенный союз создали,
теперь мы создаём Единое экономическое
пространство. И, самое главное, нам надо
это экономическое пространство запустить
во всю мощь, тогда мы подойдём, естественно,
к Союзу». Президент Казахстана четко
обозначил следующий важный этап евразийской
интеграции – Единое экономическое пространства
(ЕЭП). Создание полноценного единого экономического
пространства означает общий рынок товаров,
услуг, трудовых ресурсов и капитала, что
будет способствовать повышению устойчивости
к изменениям мировой экономической конъюнктуры.
С созданием ЕЭП обеспечены свободный
и равный доступ сторон к транспортным
и энергетическим ресурсам, национальный
режим предприятиям-резидентам при участии
в госзакупках, гармонизация норм антимонопольной
политики, формирование институтов проведения
согласованной макроэкономической политики.
Опытный политик Н.А.Назарбаев сразу обратил
на внимание на этот момент и предложил
«выстроить общий алгоритм модернизации
и инновационного развития наших стран».
Прежде всего, надо согласовать промышленную
и экономическую политику между наиболее
продвинутыми государствами - Россией,
Белоруссией и Казахстаном. Для этого
страны-участники приняли 17 договоренностей,
выполнение которых создаст условия для
формирования Евразийского экономического
сообщества. Всего, за пять предстоящих
лет наднациональным органам будут переданы
175 национальных полномочий. Прежде всего,
Россия, Белоруссия и Казахстан должны
будут согласовать макроэкономические
показатели своих государств. Это внешний
государственный долг, уровень инфляции,
внутренние тарифы и так далее. Затем на
практике надо обеспечить свободное передвижение
и капитала, и рабочей силы. Потом «евразийская
тройка» будет постепенно согласовывать
позиции по естественным монополиям: сначала
введут единые транспортные тарифы для
железных дорог. Дальше к 2015г. мы подойдём
к единым тарифам транспортировки нефтегазовых
трубопроводных систем. И вот на этом рубеже
начинает в полную силу работать Единое
экономическое пространство. У президентов
«тройки» есть намерение форсировать
движение вперед – возможно, что эти масштабные
планы будут реализованы уже к концу 2013г.
Конечно, создание ТС – это сложный процесс, затрагивающий многие аспекты в жизнедеятельности государств-участников. Но этот путь необходимо пройти для укрепления наших экономик. Таможенный союз улучшит инвестиционный климат всех трех стран, потому что рынок сбыта каждой из них значительно вырос, ускорился процесс перемещения товаров. Такая динамика станет привлекательной для создания совместных предприятий, привлечения инвестиций, будет стимулировать экономическую активность.
К тому же, Таможенный союз является ступенью, подготовительным этапом к созданию к 1 января 2012 года интеграционного объединения более высокого уровня – Единого экономического пространства, со свободным перемещением товаров, капитала, рабочей силы, согласованной экономической, денежно-кредитной, валютной политикой и т.д. В современном мире ни одно государство не может создать эффективно функционирующую экономику без широкого развития внешнеэкономических связей, использования передовых научно-технических достижений и технологий. Поэтому создание ТС согласуется с общемировой тенденцией развития и расширения интеграционных процессов.
Сотрудничество в рамках Таможенного союза благоприятно скажется как на расширении регионального рынка, так и на продвижении экспортной продукции трех государств. Все это позволяет нашему Союзу претендовать на роль одного из ведущих мировых интеграционных объединений.
Нельзя не отметить, что параллельно с процессом формирования Таможенного союза идет подготовка вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию (ВТО). Руководителями стран Таможенного союза принято решение о вступлении в эту международную организацию на скоординированных условиях. Это обстоятельство позволит усилить положительные моменты от вступления в ВТО. Комплексные и системные меры, принимаемые по формированию Таможенного союза, Единого экономического пространства, придают уверенности в том, что механизм функционирования Таможенного союза будет отвечать задачам, поставленным руководителями государств во благо населения наших стран.
Итоги Таможенного союза:
Сформировалась общая таможенная территория и заработала единая система таможенного регулирования со свободным перемещением товаров внутри таможенного союза;
Товар, ввезенный, предположим на территорию Республики Казахстан, приобретает статус товара таможенного союза, может свободно, без уплаты таможенных платежей и таможенного оформления быть ввезен на территорию России;
Цены на товары стали более конкурентоспособны, за счет экономии на таможенных платежах, расходах на таможенного брокера, сертификации товаров;
Товарооборот между странами – участницами ТС вырос более чем на 30 %;
Произошли положительные изменения для участников ВЭД в таможенном законодательстве: изменились сроки декларирования товаров (с 15 дней, до 4 мес.), - появилась возможность электронного декларирования товаров, частично отменены меры нетарифного регулирования;
Сократились сроки отгрузки товаров, за счет экономии времени, которые раньше уходило на сбор всех документов, таможенное оформление, на прохождение и досмотр автомобилей на таможенных постах (порой оно доходило на отдельных границах до 50 % времени доставки);
Экспорт/импорт стал доступен тем компаниям, которые раньше не решались выходить на внешние рынки, число участников.
Нормативно-правовые акты:
1. «Таможенный кодекс
Таможенного союза» (приложение
к Договору о Таможенном
2. Договор «о Комиссии таможенного союза» от 6 октября 2007г. // Собрание законодательства РФ - № 12.— 21.03.2011. – с. 1553
3. Договор «о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве» от 26 февраля 1999г. // Собрание законодательства РФ – №42. – 15.10.2001. – с. 3983
4. Протокол «о порядке
вступления в силу
Статьи из периодических и сериальных изданий:
1. А.Е. Лихачев Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана: история, современный этап и перспективы развития // Российский внешнеэкономический вестник. – №6. – 2010. – с. 4-24
2. Нормы ВТО станут приоритетными по отношению к Таможенному союзу // Независимая газета. – 12.10.2011
3. ЕС: Москва и Брюссель сняли последние разногласия по ВТО // Ведомости. – 21.10.2011.
4. Мария Жебит «Таможенный союз может пополниться двумя странами» // Российская газета - №5139 (60). – 24 марта 2010. – с. 41-43
5. Максимов Ю. Перспективы и реалии формирования единого таможенного законодательства в Таможенном союзе // Хозяйство и право, 2009. - №6 – 115-119 с.
6. Таможенный союз Евразийского Экономического Сообщества: часть 1. – Алматы, 2010. – 256 с.
7. Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России: состояние, проблемы, перспективы – монография под общ. ред. Б.К. Султанова – Алматы, 2009. – 155 с.
Информация о работе Таможенный союз Евразийского экономического содружества