Тарифные и нетарифные ограничения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 11:00, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях внешнеэкономическая деятельность является важной составляющей, формирующей структуру, динамику, устойчивость национальной экономики. Поэтому выбранная мною тема является более чем актуальной. Сегодня ни одно государство в мире не может успешно развиваться без эффективной системы внешнеэкономических отношений, позволяющих интегрироваться в мировое хозяйство. Вместе с тем, несмотря на тенденцию к интеграции, мировая экономика остается конгломератом хозяйств с различными уровнями развития и несовпадающимими, а подчас и прямо противоположными, интересами.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3


Государственное регулирование внешней торговли России……...5
Тарифные методы регулирования внешнеторговой деятельности в таможенном деле РФ………………………………………………...10


2.1. Таможенный тариф как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности……………………………………………………………………………10


2.2. Таможенно-тарифное регулирование в России………………………………….15


2.3. Значение таможенно-тарифного регулирования для развития современной международной торговли………………………………………………………………………23


Нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности в таможенном деле РФ……………………………………………….....25


3.1. Меры прямого ограничения……………………………………………………….26


3.2. Таможенные и административные формальности………………………………32


3.3. Прочие нетарифные методы………………………………………………………34


3.4. Специальные меры нетарифного регулирования………………………………..36


4. Единое таможенно-тарифное и нетарифное регулирование (практическая часть)………………………………………………………………………...…40


4.1. Реализация таможенно-тарифных мер регулирования ВЭД……………………44


4.2. Эффективность использования нетарифных методов регулирования в Российской экономике…………………………………………………………………………48


Вывод……………………………………………………………………....51


Список литературы…………………………………………………….....54

Вложенные файлы: 1 файл

tarify.docx

— 55.94 Кб (Скачать файл)

 

 

Таможенная пошлина – обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

 

 

Функциями современного таможенного тарифа могут быть регулирующая и фискальная.

 

 

Регулирующая функция таможенных пошлин выполняет широкий спектр экономических мер от протекционистской защиты внутреннего производителя до либерализации внешнеторговых отношений с целью насыщения внутреннего рынка товарами, пользующимися спросом. Регулирующее воздействие импортных пошлин не ограничивается соответствующим удорожанием импортируемого товара. Кроме того, повышаются цены на товары внутреннего производства до уровня цены импортных товаров, увеличенного на величину взимаемых пошлин.

 

 

Таким образом, импортные пошлины воздействуют на рынки промышленных товаров, сельского хозяйства и, что немаловажно, на рынки рабочей силы, поскольку достаточная защита от наплыва иностранных товаров предохраняет внутренний рынок от резкого падения цен и вызванного этим сокращения производства и числа рабочих мест.

 

 

Регулирующая функция содержит обширное количество экономических, политических и правовых мер, направленных на защиту внутреннего производителя от иностранных конкурентов, привлечение в страну товаров, пользующихся спросом, участие России в международных торговых, таможенных и иных организациях. Регулирующая и фискальная функции таможенных пошлин тесно взаимосвязаны между собой. Они должны комплексно учитываться при формировании и изменении тарифа.

 

 

Исследование показывает, что в настоящее время фискальная функция таможенных пошлин является основной. Выполняя фискальную функцию, таможенные пошлины служат одним из основных источников наполнения доходной части бюджета. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ они относятся к доходам федерального бюджета и зачисляются в размере 100%. Важность фискальной функции обусловлена тем, что таможенные платежи обеспечивают большую долю доходов федерального бюджета.

 

 

В России действуют:

 

 

Ввозной (импортный) тариф и ввозные (импортные) пошлины.

 

 

Размер взимаемой ввозной пошлины зависит от страны происхождения товара и от торгового режима, предоставленного той или иной страной. Внешнеторговые режимы устанавливаются на основе двусторонних торговых договоров и соглашений.

 

 

Вывозные (экспортные) таможенные пошлины.

 

 

При взимании вывозных пошлин преобладают специфические пошлины, исчисляемые в евро за единицу продукции. Вывозные пошлины в России связаны со следующими обстоятельствами:

 

 

-  Пополнением доходной  части бюджета;

 

 

- Защитой внутреннего  рынка, где рублевые цены на  многие экспортные товары намного  ниже, чем мировые цены в свободно  конвертируемой валюте.

 

 

Вывозные пошлины распространяются на всех партнеров по внешней торговли.

 

 

 

 

 

Таможенная пошлина отвечает основным налоговым характеристикам:

 

 

а) уплата таможенной пошлины носит обязательный характер и обеспечивает государственно-властным принуждением;

 

 

б) таможенная пошлина не представляет собой плату за предоставленные услуги и взыскивается без встречного удовлетворения;

 

 

в) поступления от таможенных пошлин не могут предназначаться для покрытия конкретных государственных расходов (принцип запрета специализации налога).

 

 

С помощью тарифов можно воздействовать на формирование активного сальдо внешнеторгового баланса, на увеличение притока валюты, а также на развитие отдельных регионов страны. Функции тарифного регулирования реализуются в тесной взаимосвязи с налоговой системой, которая частично берет на себя элемент тарифа и дополняет его.

 

 

Таможенный тариф по своему содержанию имеет экономический характер, предпочтение которому отдается в условиях рыночной экономики, предполагающей объективное установление соотношения внутренних и мировых цен, реального валютного курса. В условиях дефицитной экономики таможенный тариф теряет свою эффективность и подменяется более жесткими методами нетарифного характера. Следует отметить, что в российском таможенном тарифе не встречаются так называемые мегатарифы, т.е. тарифы, ставки которых превышают 100%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Значение таможенно-тарифного  регулирования для развития современной  международной торговли.

 

 

Если проанализировать изменения таможенной политики за несколько столетий, то можно сделать следующие выводы о ее связи с другими политиками. В различные периоды истории нашего государства различными государственными деятелями перед таможней ставились различные, часто противоположные задачи: фискальные, протекционистские и др.

 

 

При этом значимость таможенной политики для внешней торговли также изменялась. В некоторые периоды военные, внешнеполитические и другие интересы государства отодвигали таможенные методы на второй план, и таможня становилась подспорьем в решении внешнеполитических и военных проблем.

 

 

В другие периоды, наоборот, внешнеэкономические задачи становились главными, таможня превращалась в основной инструмент их решения и таможенные методы либо стимулировали развитие общественного производства, либо способствовали увеличению доходов государства. Факторами и условиями, определяющими различные цели таможенной политики, были внешние и внутренние политические, военные, экономические, социальные и другие условия жизни государства.

 

 

До сих пор не выявлены такие законы, закономерности и тенденции изменения таможенной политики, которые позволяли бы надежно прогнозировать ее роль и значение в будущем.

 

 

 

 

 

 

 

 

Все страны в той или иной форме используют инструменты таможенно-тарифной политики, с помощью которых они решают многие приоритетные социально-экономические проблемы, выходящие за рамки экспортно-импортной деятельности, в частности, реформирование и модернизация хозяйства, поддержание определенного уровня внутренних цен, стимулирование роста перспективных отраслей производства, пополнение доходной части бюджета и т.д.

 

 

Несмотря на либерализацию мировой торговли и упрощение таможенных процедур таможенно-тарифная политика продолжает оказывать большое влияние на динамику и структуру товарооборота, поскольку таможенные тарифы применяют почти все страны, импортные пошлины охватывают преобладающую часть товарной номенклатуры и являются наиболее транспарентным видом торговых ограничений.

 

 

Таможенно-тарифное регулирование эффективно выполняет свои функции только при качественной организации таможенного дела: достоверного статистического учета и их строгого контроля, нацеленного на обеспечение уплаты причитающихся платежей, борьбу с контрабандой и ввозом некачественной и фальсифицированной продукции. Громоздкая и запутанная система таможенного администрирования создает простор для принятия субъективных решений и коррупции в таможенных органах, формирует благоприятную почву для злоупотреблений и обременяет потребителей дополнительными расходами.

 

 

В настоящее время Правительством РФ принято решение о возможном вступлении России в ВТО в составе таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии.

 

 

 

 

 

 

 

 

Нетарифное  регулирование внешнеторговой деятельности в таможенном деле РФ.

 

 

Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности - совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования.

 

 

Цели и задачи введения нетарифных мер

 

 

В соответствии с международными соглашениями нетарифные методы применяются в виде исключения из общего правила свободной торговли в следующих случаях:

 

 

1. Введение временных количественных  ограничений экспорта или импорта  отдельных товаров, вызванных необходимостью  защиты национального рынка.

 

 

2. Реализация разрешительного  порядка экспорта или импорта  отдельных товаров, которые могут  оказать неблагоприятное воздействие  на безопасность государства, жизнь  или здоровье граждан, имущество  физических или юридических лиц, государственное или муниципальное  имущество, окружающую среду, жизнь  или здоровье животных и растений.

 

 

3. Выполнение международных  обязательств

 

 

4. Введение исключительного  права на экспорт или импорт  отдельных товаров

 

 

5. Введение специальных  защитных, антидемпинговых и компенсационных  мер

 

 

6. Защита общественной  морали и правопорядка

 

 

7. Защита культурных ценностей

 

 

8. Обеспечение национальной  безопасности

 

 

 

 

 

Классификация нетарифных методов

 

 

Нетарифные меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности отличаются большим разнообразием. По данным П.Х. Линдерта насчитывается более 50 различных способов нетарифного регулирования. В соответствии с классификацией ЕЭК ООН всё многообразие нетарифных методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности можно разделить на три группы:

 

 

1. Меры прямого ограничения

 

 

2. Таможенные и административные  формальности

 

 

3. Прочие нетарифные методы

 

 

3.1. Меры прямого ограничения.

 

 

Квотирование

 

 

Самой распространенной формой нетарифных ограничений являются количественные ограничения экспорта и (или) импорта. В качестве одной из мер такого ограничения, широко используется мера установления квот (т.е. ограничение в количестве или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу (импортная квота) или вывозу (экспортная квота) за определенный период).

 

 

Государство осуществляет квотирование путем выдачи лицензий на ввоз или вывоз ограниченного объема. В России фиксированный объем квот устанавливается Правительством РФ ежегодно. Таможенное оформление квотируемых товаров осуществляется только при предъявлении лицензии, выданной уполномоченным ведомством.

 

 

Различают следующие виды квот:

 

 

-        Глобальные  квоты - определяют размер общего  ввоза определенного товара, не  распределенный между поставщиками;

 

 

-        Индивидуальные  квоты - распределяют пропорционально  доле каждого поставщика за  базовый период путем двустороннего  согласования;

 

 

-        Сезонные  квоты - устанавливают в строго  отведенный период календарного  года и чаще всего распространяются  на определенные виды сельскохозяйственной  продукции.

 

 

-        Тарифные  квоты - предусматривают преференциальный  ввоз определенного количества  товара беспошлинно или по  сниженным ставкам. Товары, ввозимые  сверх тарифной квоты, облагаются  обычными пошлинами.

 

 

К преимуществам квотирования можно отнести:

 

 

-        Гарантии  ограничения ввоза товаров до  определенной величины.

 

 

-        Поддержку  определенных предприятий, путем  применения выборочного распределения  квот государством.

 

 

В качестве недостатков квоты можно выделить ее способствование монополизации экономики, ограничивая ценовую конкуренцию, а также малоэффективное и произвольное распределение лицензий.

 

 

В соответствии с положениями ст. 4 Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран, принятого 25 января 2008 года, экспорт и импорт товаров в ходе осуществления торговли с третьими странами осуществляются без количественных ограничений, за исключением следующих случаев, когда могут устанавливаться:

 

 

1) запреты и временные  ограничения экспорта товаров  для предотвращения либо уменьшения  критического недостатка на внутреннем  рынке продовольственных или  иных товаров, которые являются  существенно важными для внутреннего  рынка;

 

 

2) ограничения импорта  сельскохозяйственных товаров или  водных биологических ресурсов, ввозимых в любом виде, если  необходимо:

 

 

-         сократить производство или продажу  аналогичного отечественного товара;

 

 

-        сократить  производство или продажу отечественного  товара, который может быть непосредственно  заменен импортным товаром,  в  случае если не имеется значительного  производства аналогичного отечественного  товара;

 

 

-        снять  с рынка временный излишек  аналогичного отечественного товара  путем предоставления этого излишка  некоторым группам потребителей  бесплатно или по ценам ниже  рыночных;

 

 

-        снять  с рынка временный излишек  отечественного товара, который  может быть непосредственно заменен  импортным товаром, если не имеется  значительного производства аналогичного  отечественного товара, путем предоставления  этого излишка некоторым группам  потребителей бесплатно или по  ценам ниже рыночных;

 

 

-        ограничить  производство продуктов животного  происхождения, производство которых  полностью или в основном зависит  от импортируемого товара, если  производство аналогичного отечественного  товара является незначительным.

 

 

Лицензирование

 

 

Под лицензированием принято понимать государственное регулирование ввоза и вывоза товаров путем выдачи компетентными государственными органами специальных разрешений - лицензий для количественного регулирования торговли и контроля оборота товаров.

Информация о работе Тарифные и нетарифные ограничения