Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 09:27, дипломная работа
Согласно пп. 31 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС) под таможенным контролем понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками (далее - СУР) в целях обеспечения таможенного законодательства Таможенного Союза (далее - ТС), и каждого отдельно из государств - членов ТС, т.е. исключительно таможенные органы уполномочены на его производство.
Вместе с тем необходимо учитывать, что с увеличением объема внешнеторгового оборота, а также развитием иных видов внешнеэкономических связей неизбежен рост правонарушений в данной сфере, в связи с объективным стремлением заинтересованных лиц уклониться от прохождения таможенных и иных административных процедур и тем самым «облегчить таможенное бремя». Следовательно, эффективность функционирования механизма таможенного регулирования предопределяется во многом результативностью правоприменительной и контрольной деятельности органов государственной власти, осуществляющих непосредственную реализацию механизма таможенного регулирования.
В данном контексте становится очевидной значимость деятельности Федеральной таможенной службы РФ, которая является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
Характер и содержание деятельности таможенных органов во многом определяются именно таможенным контролем, ключевым институтом таможенного дела. По данному поводу Л.Н. Марков писал, что таможенные правоотношения представляют собой комплекс отношений публично-правового характера (властеотношения) между таможенными органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами (перевозчиками; отправителями или получателями международных грузов; гражданами, пересекающими таможенную границу; лицами, осуществляющими деятельность в области таможенного дела и др.) - с другой. В «данных отношениях присутствует общий момент - таможенный контроль».
Значение таможенного контроля в механизме государственного регулирования ВЭД базируется на стандарте 6.1 Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции): «Все товары, включая транспортные средства, поступающие на или убывающие с таможенной территории, независимо от того, облагаются ли они пошлинами и налогами, подлежат таможенному контролю».
Осуществляя контроль за перемещением товаров и транспортных через таможенную границу, таможенные органы РФ обеспечивают не только значительные поступления в федеральный бюджет, но также реализацию механизмов, предназначенных для воздействия на инвестиционную привлекательность национальной экономики, курс национальной валюты и ряд других финансово-экономических показателей. Именно поэтому таможенный контроль во многих работах рассматривается как составная часть системы экономической безопасности, а защита экономических интересов государства признается в качестве приоритетной задачи таможенных органов.
Таможенные органы представляют собой единую федеральную централизованную систему. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций.
Таможенными органами являются:
1) федеральная служба,
уполномоченная в области
2) региональные таможенные управления;
3) таможни;
4) таможенные посты.
Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений и таможен осуществляются федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, а таможенных постов - федеральной службой, уполномоченной в области таможенного дела, по согласованию с федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела
Компетенция конкретных таможенных органов по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности таможенных органов определяются федеральной службой, уполномоченной в области таможенного дела, по согласованию с федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела. Федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, по согласованию с федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, вправе создавать специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров.
Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании общих или индивидуальных положений, утверждаемых федеральной службой, уполномоченной в области таможенного дела, по согласованию с федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела. Таможенные посты могут не обладать статусом юридического лица. 3
В систему таможенных органов также входят не являющиеся правоохранительными органами учреждения, которые находятся в ведении федеральной службы, уполномоченной в области таможенного дела, для обеспечения деятельности таможенных органов.
Таможенные органы выполняют следующие основные функции4:
1) проводят таможенный
контроль, совершенствуют методы
совершения таможенных
2) содействуют развитию
внешней торговли Российской
Федерации, внешнеэкономических связей
субъектов Российской
3) ведут таможенную
статистику внешней торговли
и специальную таможенную
4) взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;
5) обеспечивают
на территории Российской
6) обеспечивают, если
иное не установлено
7) обеспечивают
в пределах своей компетенции
защиту прав на объекты
8) выявляют, предупреждают,
пресекают преступления и
9) содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов потребителей товаров, ввозимых в Российскую Федерацию;
10) осуществляют
в пределах своей компетенции
контроль за валютными
11) содействуют развитию
экспортного и транзитного
12) обеспечивают
в соответствии с
13) разъясняют заинтересованным
лицам их права и обязанности
в области таможенных
14) обеспечивают
выполнение международных
15) осуществляют
информирование и
16) проводят научно-
17) а также иные функции (обязанности) возложенные на таможенные органы федеральными законами.
Вместе с тем таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением мер как экономического, так и неэкономического характера. Под последними следует понимать запреты и ограничения на перемещение через таможенную границу отдельных видов товаров в соответствии с национальным законодательством, а также международными соглашениями. Это связано с тем, что при перемещении через таможенную границу не исключено попадание на территорию государства товаров (наркотические и психотропные вещества, различные производственные отходы и др.), присутствие которых нежелательно по различным соображениям (государственной безопасности, охраны общественного порядка, экономической или экологической безопасности и др.), либо вывоз каких-либо товаров (культурные ценности, оружие и др.) не соответствует или явно противоречит интересам проводимой государством политики.
Таким образом, возникновение, изменение и прекращение правоотношений в области таможенного дела так или иначе связано с осуществлением контрольных действий со стороны должностных лиц таможенных органов, поскольку данные правоотношения формируются в сфере повышенной государственной заинтересованности. Образно говоря, таможенный контроль сопровождает все таможенные процедуры и таможенные операции.
В настоящий момент правовая база РФ, регламентирующая общественные отношения в области таможенного дела, претерпевает определенную трансформацию, вызванную формированием Таможенного союза на территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации и принятием Таможенного кодекса Таможенного союза, а также иных нормативно-правовых актов по вопросам таможенного дела, имеющих концептуальный характер в данной сфере. В основу кодекса заложены идеи о содействии развитию кооперационных связей и экономической модернизации хозяйствующих субъектов государств - членов Таможенного союза посредством минимизации административных барьеров в области таможенного регулирования.
К тому же Российская Федерация присоединилась к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции), целью принятия которой является унификация российского законодательства с международными правовыми стандартами в области таможенного дела, ориентированными на оптимизацию процессов совершения таможенных операций и таможенных процедур.
В этой связи практически важным является критическое переосмысление доктринальных и нормативных положений по вопросам правового регулирования общественных отношений в области таможенного дела, с учетом имеющихся теоретических представлений, определения роли и места таможенного контроля в системе государственного управления ВЭД.
В соответствии с пп. 31 п. 1 ст. 4 ТК ТС таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза.
Безусловно, данная дефиниция является весьма обобщенной и нуждается в конкретизации. В этой связи, с целью выяснения правовой природы и сущности таможенного контроля обратимся к анализу имеющихся положений законодательства и подзаконных актов, судебной практики, теоретической базы, а также правоприменительной деятельности таможенных органов РФ.
Принимая во внимание тот факт, что таможенный контроль как разновидность государственного контроля является его важной составляющей, при рассмотрении данного феномена целесообразно использование методологических подходов, применяемых в теоретических исследованиях по вопросам государственного управления и контроля, и проведение исследования с выделением следующих базовых элементов: 1) цель контроля; 2) субъекты контроля; 3) объекты контроля; 4) технология (процедура, порядок проведения) контроля.
Информация о работе Теоретико — правовая характеристика таможенного контроля в Российской федерации