Физические лица, как участники таможенно-правовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 12:28, контрольная работа

Краткое описание

Важным вопросом при анализе поставленного перед работой вопроса является вопросы правоспособности и дееспособности физических лиц как участников таможенных правоотношений. Правоспособность участников таможенного правоотношения является весьма важным и актуальным вопросом современности. Общеправовой статус физического лица регулирует Конституция РФ и части 1 ГК РФ. В основе положений таможенного кодекса лежат положения Конституции и Гражданского кодекса РФ.
Таможенная политика может осуществляться государством и его соответствующими органами исключительно на четких и подробно изложенных юридических основаниях.

Вложенные файлы: 1 файл

Декларир. товаров.doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)

Общие черты неоднозначных  вертикальных таможенно-правовых отношений - это осуществление в их рамках прямого регулятивного воздействия и приоритет юридически выраженной воли одной стороны.

Горизонтальными таможенно-правовыми отношениями признаются те, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны. В них, соответственно, отсутствуют юридические веления одной стороны, обязательные для другой. Такого рода правоотношения весьма распространены в сфере таможенной деятельности.2

Сущность таможенно-правовых отношений в обществе можно охарактеризовать следующим образом:

во-первых, они определяются объективными экономическими отношениями, основанными на многообразии форм собственности и представляющими собой общественные отношения таможенных органов, граждан, предприятий;

во-вторых, это отношения  граждан, таможенных органов, организаций, определенные и урегулированные нормами таможенного права, выражающими идеи законности в таможенно-правовой сфере;

в-третьих, они являются средством решения задач в  области формирования единого таможенно-правового  пространства России, Белоруссии и  стран СНГ, защиты прав товаропроизводителей, товарообмена, укрепления экономической безопасности и многих других.

Властный характер, присущий таможенно-правовым отношениям, предопределяет особое положение одной из сторон такого правоотношения, которая наделяется правом требования, в то время, как другая сторона должна подчинится этим требованиям.

Другой отличительной  чертой таможенно-правовых отношений  является то, что одной из сторон выступает государство, то есть в  их реализации находит выражение  публично-правовой характер. Государственный интерес выражается, прежде всего, в том, чтобы обеспечить порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, среди которых могут оказаться товары, запрещенные или ограниченные к ввозу в РФ исходя из соображений государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты животных и растений, охраны окружающей природной среды и т.д.

Важной частью таможенного  правоотношения является обязанность  лица, перемещающего товары и транспортные средства через таможенную границу, уплатить в определенных случаях ввозные или вывозные пошлины, налоги, которые поступают в бюджет.

Таможенные отношения  в рамках права характеризуются  совокупностью таких особых признаков, как наличие специальных субъектов таможенной деятельности и специальных объектов таможенной деятельности.

В качестве субъектов  таможенного правоотношения выступают  конкретные лица, которые могут участвовать  в таком правоотношении. В зависимости  от характера таможенного правоотношения число их может быть самое разное, но не менее двух, поскольку любое правоотношение реализуется через взаимные права и обязанности его участников.

Физическое лицо, чтобы  стать участником таможенного правоотношения, должно обладать правоспособностью. Основные права и обязанности личности закреплены в Конституции РФ, гарантирующей равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, религиозной принадлежности, убеждений. Таможенное законодательство конкретизирует данные положения Конституции РФ применительно к таможенно-правовым отношениям.3

Однако наличие правоспособности еще не достаточно; чтобы стать  реальным участником таможенного правоотношения. Для этого необходимо, чтобы правоспособный субъект был дееспособен, то есть лицо должно быть способно самостоятельно своими действиями приобретать права и обязанности и осуществлять их, что, в свою очередь зависит от ряда факторов.

На дееспособность физических лиц в определенных случаях может оказывать влияние состояние их здоровья. Так, гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. В соответствии с КоАП физическое лицо, которое во время совершения нарушения таможенных правил находилось в состоянии невменяемости, не является субъектом административной ответственности.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Таможенное законодательство предусматривает, что наличие лицензии требуется при учреждении склада временного хранения, магазина беспошлинной торговли, свободного склада, на переработку товаров на таможенной территории, на осуществление деятельности в качестве таможенного агента.

Таможенное правоотношение определяет поведение его субъектов, которое должно соответствовать  установленным правам и обязанностям, то есть поведение субъектов выступает объектом правоотношения, на которое оно должно воздействовать в нужном направлении. Поведение участников правоотношений имеет большое значение. Если оно соответствует предписаниям закона, то соблюдаются права другого участника возникшего правоотношения или публичные интересы; если оно нарушает такие предписания, то возникают неблагоприятные последствия, которые могут привести, например, к значительным экономическим потерям для государства, а значит, и для его граждан.

События - это юридические  факты, которые наступают независимо от воли субъектов. Событием может быть действие непреодолимой силы, например, стихийное бедствие, вызвавшее утрату товаров.

Таким образом, таможенные правоотношения исследуются: как общественные отношения, представляющие связь прав одного лица с корреспондирующими им обязанностями другого лица; как средство, при помощи которого осуществляется действие юридических норм; как средство воздействия на общественные отношения; как объект социального регулирования; как юридическое средство обеспечения определенного поведения обязанных лиц, обусловливающее для управомоченного лица реальную, гарантированную материальными условиями жизни общества, возможность собственных действий; как условие и способ конкретизации общественного отношения; как определенная форма, в которой абсолютная норма права приобретает свое реальное бытие, воплощаясь в реальном, конкретном общественном отношении; как форма, содержанием которой является общественное отношение, существующее неразрывно; как форма осуществления права.

В силу этого, сущность таможенных отношений заключается в отношениях таможенных органов, граждан и иных организаций, которые урегулированы  нормами таможенного права и  выражают идеи соблюдения законности в таможенной области.

1.2 Классификация, права и обязанностей ФЛ, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу

Произошедшие  в России за последние годы социально-экономические  преобразования дали возможность нашей  стране реально присоединиться к процессам международной торговой интеграции путем более интенсивного сотрудничества в экономической области с иностранными государствами. Особое внимание уделяется объективным причинам, оказавшим определенное воздействие на динамику развития внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.

Отмечено, что  современный этап развития общества характеризуется уменьшением публично-правового  регулирования и выражается в  делегировании некоторых своих  функций субъектам, не являющимся органами управления - субъектам частного права - физическими лицам, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу.

Процессуальный статус граждан и иных лиц, охватываемых понятием индивидуальных субъектов  права, урегулирован в современном  таможенном законодательстве на основе целого ряда общепризнанных в мировой практике таможенного дела принципов и критериев.

Базовым для индивидуальных субъектов выступает статус физического  лица. Перемещение через таможенную границу товаров физическими  лицами, включая порядок таможенного оформления, в структуре таможенного процесса отнесено к области специальных процедур, что определяет принципиальную позицию законодателя об исключении физических лиц из числа участников внешнеторгового (коммерческого) процесса, подчиняющегося общему порядку таможенного регулирования. В соответствии с ч.1 ст.352 Таможенного ТС (ТК РФ), общий порядок таможенного регулирования может быть применен к индивидуальным субъектам в части, не урегулированной ТК ТС применительно к перемещению через таможенную границу товаров физическими лицами, однако это не сопряжено с автоматическим переносом действий индивидуальных субъектов в сферу внешнеторгового коммерческого оборота. При этом физические лица обязаны соблюдать запреты и ограничения, установленные законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, не носящие экономического характера.

Существенной новеллой нового ТК ТС является приравнивание  юридических последствий применения специальных процедур к последствиям применения таможенных режимов: товары для личного пользования, ввозимые на таможенную территорию и вывозимые с этой территории, рассматриваются для таможенных целей соответственно как выпущенные для свободного обращения.

Словом, законодатель традиционно  не рассматривает физических лиц как лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере внешней торговли, однако на современном этапе развития таможенного законодательства укрепляет процедурную составляющую непосредственно в ТК ТС применительно к некоммерческому обороту товаров в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

В сфере неторгового  оборота товаров специальные  таможенные процедуры (гл.49) выступают  единственной формой реализации основных таможенных прав физических лиц, которые  не являются субъектами так называемых иных специальных таможенных процедур (ст.202 п. 1 под. 6), обслуживающих некоммерческий оборот товаров.

Необходимо подчеркнуть, что специальные упрощенные процедуры  таможенного оформления для отдельных  лиц, предусмотренные ст.68, также не распространяются на упрощенный порядок перемещения товаров физическими лицами. Соответственно физические лица являются субъектами только особых упрощенных процедур, урегулированных гл.49, 45, 48 ТК ТС. Процедурный статус индивидуальных субъектов - физических лиц формируется на основе целевого критерия перемещения товаров и транспортных средств, что подтверждает общее правило осуществления таможенного регулирования относительно товаров и транспортных средств, а не относительно лиц. Целевой критерий выражается в определении предназначения товаров и транспортных средств и периода использования товаров и транспортных средств в этом качестве.

 

Порядок перемещения товаров физическими  лицами применяется в отношении  товаров и транспортных средств, предназначенных для личного пользования, под которыми понимаются товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц (ч.1 ст.352). Данное определение корреспондирует понятию «личные вещи» или понятию «предметы личного пользования», используемым в международно-правовых документах.4

В международно-правовых актах статус физического лица конкретизируется прежде всего понятием «пассажир» либо «турист». Пассажир - любое лицо, временно въезжающее на территорию страны, в которой это лицо не проживает на постоянной основе («нерезидент»), или выезжающее с этой территории, а также любое лицо, выезжающее с территории страны, в которой оно проживает на постоянной основе («выезжающий резидент»), или возвращающееся на эту территорию («возвращающийся резидент»), а турист - любое лицо, которое вступает на территорию какого-либо государства, кроме того, в котором это лицо обычно проживает, и остается там не менее 24 часов и не более 6 месяцев в течение любого двенадцатимесячного периода с дозволенной целью, кроме цели иммигрировать, а именно с целью туризма, развлечения, спорта или лечения, или по семейным обстоятельствам, или для обучения, религиозного паломничества, или с деловыми целями.

«Личными вещами» признаются любые вещи, в отношении которых  пассажир может иметь разумную потребность  для своего личного пользования  во время поездки с учетом всех обстоятельств этой поездки, но исключая любые товары, ввозимые или вывозимые  для коммерческих целей. К «предметам личного пользования» относятся одежда и другие вещи, новые и бывшие в употреблении, которые могут быть нормально необходимы туристу лично, принимая во внимание все обстоятельства его посещения, но не включая никакие товары, ввозимые с торговыми целями.

 

2. Порядок перемещения  товаров и транспортных средств  физическими лицами в соответствии  с законодательством ТС

2.1 Общие правила  перемещения через таможенную  границу товаров  и транспортных  средств физическими лицами

В соответствии с действующим таможенным законодательством все лица на равных основаниях имеют право на ввоз и вывоз товаров.

В Налоговом кодексе  РФ разъясняется понятие физическое лицо. Физическими лицами являются:

    • граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
    • индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы.

Информация о работе Физические лица, как участники таможенно-правовых отношений