При обнаружении фактов отсутствия
наличия марок или идентификационных
знаков, а также других способов обозначения
товаров таможенными органами, данные
факты рассматриваются как нарушение
правил ввоза товаров на таможенную территорию
Таможенного союза, осуществленный без
совершения таможенных операций и выпуска
товаров, если лицо, у которого данные
товары были обнаружены, не докажет обратное.
В случае обнаружения таможенными
органами товаров, незаконно перемещенных
через таможенную границу, такие товары
подлежат аресту, либо изъятию и помещению
на временное хранение.
- Осмотр помещений и территорий
Зачастую, осмотр помещений
и территорий осуществляется с целью подтверждения
наличия товаров и транспортных средств,
в том числе условно выпущенных, на складах
временного хранения, таможенных складах,
в помещениях магазина беспошлинной торговли,
а также у лиц, у которых должны находиться
товары в соответствии с условиями таможенных
процедур или таможенных режимов.
Таможенный осмотр помещений
и территорий может также проводиться:
- в местах перемещения товаров
через таможенную границу, пограничной
зоне;
- у лиц, осуществляющих оптовую
или розничную торговлю товарами, хранящих
товары в местах, не являющихся зонами
таможенного контроля, при наличии информации
о нахождении в помещениях или на территориях
этих лиц товаров, ввезенных на таможенную
территорию Таможенного союза и (или) находящихся
на ней с нарушением порядка, предусмотренного
Таможенным Кодексом ТС, для проверки
такой информации;
- у лиц, в отношении которых
проводится выездная таможенная проверка.
Осмотр помещений и территорий
проводится:
- при наличии информации об
утрате товаров или транспортных средств,
их отчуждении, либо использовании их
с нарушением требований и условий, установленных
ТК ТС;
- при наличии информации о нахождении
в помещениях или на территориях, товаров,
ввезенных на территорию ТС с нарушением
таможенных правил;
- на основании выборочной проверки.
Должностные лица таможенного
органа имеют право входить в помещения
и на территории с пресечением сопротивления
и со вскрытием запертых помещений в присутствии
двух понятых, в случаях, когда нормативными
документами не предусмотрен другой порядок
действий. О таких случаях таможенные
органы должны в течение суток уведомить
прокурора. При этом, осмотр жилых помещений
не допускается. Максимальный срок проведения
осмотра помещений и территорий составляет
один день.
Результаты осмотра помещений
и территорий оформляются актом, который
составляется в двух экземплярах. Форма
предписания на проведение осмотра помещений
и территорий, утверждается решением Комиссии
Таможенного союза. Второй экземпляр акта
таможенного осмотра помещений и территорий
подлежит вручению (направлению) лицу,
чьи помещения или территории осматривались.
Инструкция о действиях должностных
лиц таможенных органов при проведении
таможенного осмотра помещений и территорий
закреплена Приказом ФТС РФ от 16 марта
2011 года №578. [Решение Комиссии таможенного
союза от 20 мая 2010 г.№260 (страница 14)].
- Учет товаров, находящихся под
таможенным контролем
Таможенные органы ведут учет
товаров, находящихся под таможенным контролем,
и совершаемых с ними таможенных операций,
в том числе с использованием информационных
систем и технологий.
- Проверка системы учета товаров
и отчетности
Лица, осуществляющие деятельность
в сфере таможенного дела, пользующиеся
специальными упрощениями, а также пользующиеся
и (или) владеющие иностранными товарами,
по требованию таможенных органов обязаны
представлять в таможенные органы отчетность
о хранящихся, перевозимых, реализуемых,
перерабатываемых и (или) используемых
товарах, а также о совершенных таможенных
операциях.
Проверка системы учета товаров
как форма таможенного контроля проводится:
- при применении специальных
упрощений;
- в отношении лиц, осуществляющих
деятельность в сфере таможенного дела;
- в отношении товаров, помещенных
под таможенные процедуры, предусматривающие
ведение учета таких товаров.
- Таможенная проверка
Таможенная проверка проводится
таможенными органами с целью контроля
соблюдения лицами требований, установленных
законами ТС и законодательством стран
– участниц Таможенного союза.
Порядок проведения таможенной
проверки регламентируется главой 19 Таможенного
кодекса ТС.
Таможенная проверка осуществляется
в отношении таких проверяемых лиц:
- декларант;
- таможенный представитель;
- перевозчик, в том числе таможенный
перевозчик;
- лицо, обладающее полномочиями
в отношении товаров после их выпуска,
или его представитель;
- уполномоченный экономический
оператор;
- владельцы магазинов беспошлинной
торговли, таможенных и иных складов;
- лицо, осуществляющее временное
хранение товаров;
- лицо, в отношении которого
имеется информация, что в его владении
и (или) пользовании находятся (находились)
товары с нарушением порядка, предусмотренного законодательством
ТС, в том числе незаконно перемещенные
через таможенную границу;
- иные лица, напрямую или косвенно
участвовавшие в сделках с товарами, помещенными
под соответствующую таможенную процедуру.
При проведении таможенной
проверки, таможенными органами проверяются
такие сведения:
- факт помещения товаров под
таможенную процедуру;
- достоверность сведений, заявленных
в таможенной декларации и иных документах,
представленных при таможенном декларировании
товаров, повлиявших на принятие решения
о выпуске товаров;
- соблюдение ограничений по
пользованию и распоряжению условно выпущенными
товарами;
- соблюдение требований, установленных
законом, к лицам, осуществляющим деятельность
в сфере таможенного дела;
- соответствие лиц условиям,
необходимым для присвоения статуса уполномоченного
экономического оператора;
- соблюдение таможенных процедур,
при помещении под которые товары не приобретают
статус товаров ТС;
- соблюдение иных требований,
установленных таможенным законодательством
ТС.
При таможенной проверке осуществляется
сопоставление данных, содержащихся в
представленных документах, и других сведений,
имеющихся у таможенного органа, с данными
бухгалтерского учета и отчетности, со
счетами и другой информацией, полученной
в установленном законом порядке. Могут
использоваться и другие формы таможенного
контроля.
Для участия в таможенной проверке
могут привлекаться должностные лица
других контролирующих государственных
органов.
Порядок оформления результатов
таможенной проверки, а также порядок
принятия решений по данным результатам
определяется законодательством государств
– членов Таможенного союза. При установлении
в ходе таможенной проверки признаков
административного правонарушения или
преступления, таможенными органами принимаются
соответствующие меры.
Таможенная проверка осуществляется
в форме камеральной таможенной проверки
или выездной таможенной проверки.
- Камеральная таможенная проверка
– это процедура изучения и анализа сведений,
содержащихся в декларациях и документах,
представленных проверяемым лицом, сведений
контролирующих государственных органов,
а также других документов и сведений,
имеющихся у таможенных органов, о деятельности
указанных лиц.
Камеральная таможенная проверка
проводится таможенными органами по месту
нахождения таможенного органа без выезда
к проверяемому лицу, а также без оформления
предписания (акта о назначении проверки).
Камеральные таможенные проверки
не ограничены в периодичности проведения.
- Выездная таможенная проверка
При выездной таможенной проверке
таможенный орган выезжает в место нахождения
юридического лица, место осуществления
деятельности индивидуального предпринимателя
и (или) в место фактического осуществления
их деятельности. Выездная проверка может
быть плановой или внеплановой и проводится
на основании решения (предписания, акта
о назначении проверки).
Выездная таможенная проверка
может назначаться по результатам камеральной
таможенной проверки, а также по результатам
применения иных форм таможенного контроля.
Если возникает необходимость
проверить данные, представленные проверяемым
лицом, таможенный орган может проводить
встречную выездную таможенную проверку
у лиц, связанных с проверяемым лицом по
сделкам (операциям) с товарами.
Плановые выездные таможенные
проверки проводятся не чаще 1 раза в год
в отношении одного и того же проверяемого
лица. Плановые выездные таможенные проверки
в отношении уполномоченных экономических
операторов проводятся таможенными органами
один раз в три года. Внеплановые выездные
таможенные проверки осуществляются без
ограничений периодичности их проведения.
Перед началом проведения плановой
выездной таможенной проверки проверяемому
лицу направляется уведомление о запланированной
проверке. Начало плановой поверки должно
быть не ранее, чем через 15 дней после поучения
уведомления проверяемым лицом.
Во время проведения выездной
таможенной проверки проверяемое лицо
не вправе вносить изменения и дополнения
в проверяемые документы, связанные с
его деятельностью.
Срок проведения выездной таможенной
проверки должен составлять не более двух
месяцев. В случае необходимости, проверяющий
таможенный орган может пролить этот срок
еще на месяц.
Заключение
Таможенный контроль является
одной из важнейших в сфере таможенного
дела. Таможенный контроль во многом определяет
характер и содержание деятельности таможенных
органов.
Целью таможенного контроля
как направления государственного контроля
является обеспечение законности и правопорядка
в отнесенной к компетенции таможенных
органов сфере. С указанным положением
весьма органично сочетается позиция
законодателя. Согласно нормативному
определению, сформулированному в Таможенном
Кодексе Таможенного Союза, целью таможенного
контроля является обеспечение соблюдения
таможенного законодательства Таможенного
союза и законодательства государств
– членов Таможенного союза.
Организация и проведение таможенного
контроля, который обеспечивает надлежащее
применение таможенного законодательства,
а также соблюдение других правовых требований,
оказывает максимальное содействие международной
торговле. В связи с этим таможенный контроль
должен поддерживаться на необходимом
уровне, для того, чтобы отвечать основным
целям, и должен осуществляться на основе
выборочности с максимально возможным
использованием методов управления рисками.
Таможенный контроль представляет
собой специальный вид государственной
контрольной деятельности, предусматривающий
применение должностными лицами таможенных
органов определенных юридических средств
и методов, для обеспечения законности
в действиях граждан и юридических лиц
при перемещении товаров и транспортных
средств через таможенную границу и (или)
их таможенном декларировании.
Список использованной литературы
Габричидзе Б.Н. Таможенное право. 2-е изд., исправл. и доп. – Л.: Закон и право, 2003.
Тимошенко И.В. – Таможенное
право, изд-во «Феникс», Ростов-на-Дону.
- Комментарии к Таможенному кодексу Российской
Федерации / Под. ред. А.Н. Козырина. – М.; 2004.
- Таможенный контроль / Под. ред. В.А. Шамакова. – М.: Софт Издат, 2008.