Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 11:57, шпаргалка
2. Предмет таможенного права.
Таможенное право – отрасль российского права, которая регулирует общественные отношения, связанные с организацией таможенного дела. Предмет таможенного права – круг общественных отношений в сфере перемещения товаров через границу и связанных с этим иных общественных отношений: организация таможенного дела; таможенные процедуры; таможенное оформление товаров; специальные таможенные процедуры; правонарушения в таможенной сфере. Административно-правовой (императивный) метод регулирования основан на отношениях власти и подчинения сторон, их неравенстве и односторонности волеизъявления.
29. Таможенные режимы: понятие, виды и порядок применения.
Таможенные режимы и процедуры |
Основные режимы:Выпуск для внутреннего потребления,Экспорт,Международ
Экономические режимы: Переработка на таможенной территории,Переработка для внутреннего потребления,Переработка вне таможенной территории,Временный ввоз,Таможенный склад,Свободная таможенная зона (свободный склад)
Завершающие
режимы:Реимпорт,Реэкспорт,Унич
Специальные режимы:Временный вывоз,Беспошлинная торговля,Перемещение припасов,Иные специальные таможенные режимы
Специальные
процедуры:Перемещение транспортных средств,Перемещение товаров физическими
лицами,Перемещение товаров в международных
почтовых отправлениях,Перемещение товаров отдельными
категориями иностранных лиц,Перемещение товаров трубопроводным
транспортом и по линиям электропередачи.
Таможенный режим -
таможенная процедура, определяющая совокупность
требований и условий, включающих порядок
применения в отношении товаров и транспортных
средств таможенных пошлин, налогов и
запретов и ограничений, установленных
в соответствии с законодательством Российской
Федерации о государственном регулировании
внешнеторговой деятельности, а также
статус товаров и транспортных средств
для таможенных целей в зависимости от
целей их перемещения через таможенную
границу и использования на таможенной
территории Российской Федерации либо
за ее пределами.
Специальные таможенные процедуры -
отдельные совокупности особенностей
перемещения через таможенную границу
РФ транспортных средств, товаров физическими
лицами (не для предпринимательских целей)
и отдельными категориями иностранных
лиц (дипломатическими представительствами,
консульскими учреждениями), товаров в
международных почтовых отправлениях,
товаров трубопроводным транспортом и
по линиям электропередачи.
Каждый из предусмотренных ТК РФ таможенных
режимов перемещения товаров, а также
отдельно взятая специальная таможенная
процедура представляют собой совокупность
требований, обусловленных:
- порядком таможенного оформления товаров;
- производством таможенного контроля
товаров;
- особенностями уплаты таможенных пошлин,
налогов.
Большинство таможенных режимов предусматривают
особенности:
- ограничения прав пользования и распоряжения
товарами, условно выпущенными на таможенной
территории РФ;
- таможенного оформления завершения
действия таможенного режима.
Не зависимо от вида отдельного таможенного
режима, в ТК РФ содержатся
условия применения таможенных режимов,
которые должны соблюдаться во всех случаях
выбора любого из существующих режимов.
К таким условиям отнесены:
1. Обязательность заявления таможенного
режима (пункт
1 ст. 156 ТК РФ).
Любое перемещение товаров через таможенную
границу возможно только в соответствии
с одним из предусмотренных ТК РФтаможенным
режимом).
2. Право выбора любого таможенного режима
в соответствии с ТК РФ (пункт
2 ст. 156 ТК РФ).
Каждый участник ВЭД самостоятельно
выбирает таможенный режим, при условии
соблюдения всех его требований.
3. Обязательность соблюдения запретов
и ограничений при помещении товаров под
таможенные режимы (ст. 158 ТК РФ).
Запреты и ограничения,
не носящие экономического характера,
а также требования, установленные в целях
валютного контроля, обязаны соблюдаться
лицами вне зависимости от заявленного
таможенного режима).
4. Обязательность соблюдения разрешительного
порядка выпуска товаров, в соответствии
с заявленным таможенным режимом (ст. 157 ТК РФ).
Помещение товаров под таможенный режим
осуществляется с разрешения таможенного
органа.
Днем помещения товаров под таможенный
режим считается день выпуска товаров
таможенным органом.
Выпуск товаров, в соответствии с заявленным
таможенным режимом возможен только после
того, как таможенный орган проверит соблюдение
декларантом всех условий, предусмотренных ТК РФ для
помещения товара под избранный таможенный
режим (ст. 159, 161 ТК РФ),
а в отдельных случаях и требований таможенного
органа о принятии мер по обеспечению
уплаты таможенных платежей (ст. 160 ТК РФ).
5. Обязательность соблюдения условий и
требований избранного таможенного режима,
в соответствии с которым товар был выпущен(пункт
1 ст. 156 ТК РФ).
В случае несоблюдения данного положения
возможно привлечение к административной
ответственности, например, в соответствии
сост. 16. 17 КоАП РФ "Неисполнение
требований таможенного режима экспорта", ст. 16.19 КоАП РФ "Неправомерные
действия с помещенными под определенный
таможенный режим товарами и (или) транспортными
средствами".
6. Право изменения выбранного таможенного
режима на иной в соответствии с ТК РФ (пункт
2 ст. 156 ТК РФ).
Каждый участник ВЭД вправе в любое время
изменить избранный таможенный режим
на иной, при условии соблюдения требований
изменяемого и избираемого таможенных
режимов.
7. Обязательность приостановления действия
таможенного режима при изменении статуса
товара (ст. 162,
пункт 3 ст. 217 ТК РФ).
В случае изъятия товара по делу о нарушении
таможенных правил, например, в качестве
вещественного доказательства, действие
таможенного режима в отношении этого
товара приостанавливается.
Действие таможенного режима также приостанавливается
при помещении иностранного товара под
таможенный режим таможенного склада,
например режим временного ввоза приостанавливается
при помещении временно ввезенных товаров
на таможенный склад (пункт 3 ст. 214 ТК РФ).
30. Декларант товаров и транспортных средств.
ДЕКЛАРАНТ - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. В качестве декларанта имеют право выступать: российское лицо, которое заключило такую внешнеэкономическую сделку или от имени либо по поручению которого эта сделка заключена; российское лицо, имеющее право владения и (или) право пользования товарами на таможенной территории Российской Федерации; иные лица, выступающие в качестве, достаточном в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и (или) с Таможенным Кодексом для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем; а также любые иные лица, правомочные в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации распоряжаться товарами на таможенной территории Российской Федерации.
31. Выпуск товаров для внутреннего потребления.
32. Основные виды международных
таможенных конвенций,
По сфере распространения международные договоры в области таможенного дела могут быть: универсальными (объединяющими все или большинство стран мира, выражающие интересы в области таможенного дела всего мирового сообщества), например, Международная Конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) 1973 г.; региональными (объединяющими несколько стран-соседей и выражающими интересы определенного региона земного шара); двусторонними (связывающими только два государства и выражающими только их волю), например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Румынии о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах от 13 ноября 2003 г. По объекту правового регулирования международные договоры в области таможенного дела можно подразделить на две группы: Международные договоры, полностью посвященные исключительно таможенному делу и не затрагивающие иных вопросов. В качестве примера таких договоров можно привести Международную Конвенцию о регулировании таможенных процедур (Киотскую конвенцию) 1973 г. или Таможенную Конвенцию о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенцию МДП) 1975 г. Международные договоры, которые частично касаются международных таможенных отношений (например, Венская Конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.). По объекту регулирования международные договоры в области таможенного дела делятся на две группы. Международные договоры, которые целиком и полностью регулируют вопросы таможенного дела, например, Международная конвенция о регулировании таможенных процедур (Киотская конвенция). Международные договоры, которые частично касаются международных таможенных отношений (например, Венская Конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.).
Международная Конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская Конвенция) 1973 г. (в редакции от 26 мая 1999 г.). Международная Конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская Конвенция) 1973 г. вступила в силу 25 сентября 1974 г. Несмотря на то, что Россия не является участником этой Конвенции, этот договор играет значительную роль в таможенном праве нашей страны. В Киотской Конвенции участвуют более 70 государств, на которые приходится более 70% внешнеторгового оборота нашей страны. После принятия Киотской Конвенции прошло определенное время, и стало ясно, что интеграционные процессы, процессы глобализации современного экономического мира предопределили необходимость приведения положений Конвенции к определенным реалиям. 26 мая 1999 г. сессия Всемирной таможенной организации одобрила новую редакцию Киотской Конвенции. Положения новой редакции Киотской конвенции строятся на следующих принципах: ясность и четкость положений таможенного законодательства, в том числе института обжалований решений таможенных органов; принятие стандартных упрощенных таможенных правил и процедур; максимально эффективное использование в таможенных процедурах информационных систем и технологий; совершенствование методов таможенного контроля, проведение на его основе управления рисками; использование предварительных систем декларирования; использование электронных баз данных и электронных способов обмена информацией при проведении таможенных процедур; всестороннее сотрудничество таможенных органов с другими государственными органами, торговыми ассоциациями, а также международное сотрудничество и взаимодействие таможенных служб; установление партнерских отношений с законопослушными участниками ВЭД. Таможенная Конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) 1975 г. с поправками 1997 г. Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) 1975 г. с поправками 1997 г. вступила в силу 20 марта 1978 г. Ее участниками являются более 50 государств мира, в том числе и Россия (как правопреемник СССР, для которого Конвенция вступила в силу 12 декабря 1982 г. с некоторыми оговорками). Главными целями Конвенции являются: содействие облегчению международной перевозки грузов дорожными транспортными средствами; улучшение условий перевозок; упрощение и гармонизация административных, в частности, пограничных формальностей в области международных перевозок. Конвенция регулирует процесс перевозки грузов от таможни места отправления до таможни места назначения государств-участников. При этом обязательным требованием является то, чтобы какая-то часть перевозок осуществлялась автомобильным транспортом. Таможенная Конвенция о карнете АТА для временного ввоза 1961 г. и Конвенция о временном вывозе (Стамбульская Конвенция) 1990 г. Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза 1961 г. имеет целью обеспечение ввоза товаров, которые разрешены к временному беспошлинному ввозу в государства-участники. Карнет АТА представляет собой таможенный документ установленного образца для временного ввоза товаров. Конвенцией установлены права и обязанности управомоченных ассоциаций, которые выдают карнеты и вносят в национальные таможенные органы обеспечение, необходимое для временного беспошлинного ввоза товаров. В Российской Федерации функции такой управомоченной ассоциации выполняет Торгово-промышленная палата РФ, которая оформляет и выдает карнеты. Ее гарантом перед Международным бюро торговых палат выступает Внешторгбанк России. Общий контроль за выполнением условий Конвенции осуществляет ФТС РФ. Международная Конвенция о гармонизированной системе классификации и кодировании товаров 1983 г. Международная Конвенция о гармонизированной системе классификации и кодировании товаров 1983 г. состоит из преамбулы, 20 статей и приложения. Указанный международно-правовой документ предполагает создание единой гармонизированной (имеется в виду унифицированной) системы классификации товаров, их маркирования и обозначения для таможенных нужд. В Конвенции предусмотрен специальный механизм помощи развивающимся странам. Это техническое содействие в присоединении к указанной гармонизированной системе, возможно предоставление отсрочек в применении всех или некоторых субпозиций гармонизированной системы на необходимый период. Международная Конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (Конвенция Найроби) 1977 г. Важнейшей целью международного сотрудничества в области таможенного дела является борьба с таможенными правонарушениями, координация усилий таможенных и правоохранительных органов разных стран в этом деле. Именно с этой целью и была подписана Международная Конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (Конвенция Найроби) 1977 г. Конвенция вступила в силу 21 мая 1980 г. В ней участвуют около 40 государств. Этот международный договор предоставляет возможность государствам-участникам сотрудничать на многосторонней и двусторонней основах в деле защиты национальной экономики, культурных и нравственных ценностей. В этих целях государства-участники поддерживают прямые контакты между таможенными службами. Конвенция состоит из основного текста (6 глав, 33 статьи) и приложений. Каждое приложение вместе с текстом Конвенции является самостоятельным договором.
33. Национальное (внутреннее) таможенное законодательство и международное таможенное законодательство: их соотношение и применение.
34. Экспорт товаров.
Экспорт товаров - это специальный таможенный режим, который характеризуется вывозом тех или иных товаров за пределы страны, то есть за ее границу, с основной целью - реализация их на внешнем рынке. Конечно же, вывозиться могут не только товары, но и такие немаловажные «вещи» как услуги и капитал. На сегодняшний день экспорт товаров - это ничто иное, как вывоз за границу различных материальных благ или предоставление партнеру, а точнее иностранному партнеру, на возмездной основе производственных услуг, услуг потребительского класса. Под экспортом капитала понимается вложение средств, в те или иные сферы за пределами страны, например, строительство, а также эксплуатация различных объектов и предприятий. В осуществлении экспорта капиталов преследуется одна цель - получение прибыли. Экспорт также может выступать и в качестве результата международного разделения труда, кроме этого он выступает одной из материальных предпосылок импорта. Известно, что именно вырученные средства от экспорта являются основным источником материальных средств для покупки импорта. На самом деле все импортные и экспортные операции связаны между собой. Экспорт товаров должен осуществляться в соответствии с определенными требованиями, которые обозначены в законодательстве той или иной страны. Во-первых, экспорт товаров необходимо осуществлять только в том случае, если уплачены все вывозные таможенные пошлины и внесены все необходимые таможенные платежи. Во-вторых, экспорт товаров требует соблюдения всех мер финансовой и экономической политики, также при этом должны предусматриваться и другие требования, предусмотренные Кодексом и различными законодательными актами страны по таможенному делу. Следует также обратить внимание на такой немаловажный момент: те товары, которые выпускаются в таможенном режиме для экспорта, должны вывозиться за пределы страны в том состоянии, в котором они были в момент принятия таможенной декларации. Исключением являются товары, изменившиеся в результате естественного износа, или товары, которые изменились, но при правильной транспортировке или хранении. Под экспортными товарами понимают те товары, которые вывозятся с таможенной территории страны. Экспорт товаров - это вывоз за границу страны, как предметов поставки внешнеторгового типа, так и некоторые вещи, что вывозятся пассажирами в то время, когда они пересекают границу. Экспортные товары могут стать предметом правонарушений в таможенном деле с того самого момента, как они были предъявлены таможенному органу, и вплоть до момента вывоза их с таможенной территории. В соответствии с законодательством, экспорт товаров - это и отдельные разномасштабные коммерческие операции, не связанные с вывозом товаров с таможенной территории страны.
35. Порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
36. Международный таможенный транзит.
Международный таможенный транзит — таможенный режим, при котором иностранные товары перемещаются по таможенной территории РФ под таможенным контролем между местом их прибытия на таможенную территорию РФ и местом их убытия с этой территории (если это является частью их пути, который начинается и заканчивается за пределами таможенной территории РФ) без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
37. Внутренний таможенный транзит.
Внутренний таможенный транзит - таможенная процедура, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Внутренний таможенный транзит допускается с письменного разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого начинается перевозка товаров в соответствии с таможенной процедурой внутреннего таможенного транзита (таможенный орган отправления). Разрешение на внутренний таможенный транзит выдается при соблюдении следующих условий: если ввоз товаров в Российскую Федерацию не запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации; если в отношении ввозимых товаров проведены пограничный контроль и иные виды государственного контроля в месте их прибытия в случае, когда товары подлежат такому контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации в месте их прибытия; если в отношении товаров представлены разрешения и (или) лицензии в случае, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации перемещение этих товаров по таможенной территории Российской Федерации допускается при наличии указанных разрешений и (или) лицензий; если в отношении товаров представлена транзитная декларация (статья 81); если обеспечена идентификация товаров (статья 83); если транспортное средство оборудовано надлежащим образом в случае, когда товары перевозятся под таможенными пломбами и печатями (статья 84); если приняты меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации (статья 86). Предельный срок внутреннего таможенного транзита не может превышать срок, определяемый из расчета 2000 километров за один месяц, в случае, если перевозка осуществляется автомобильным, железнодорожным, морским (речным) транспортом, а в случае, если перевозка осуществляется воздушным транспортом, этот срок не может превышать три дня со дня получения разрешения на внутренний таможенный транзит. Место доставки товаров при внутреннем таможенном транзите определяется таможенным органом отправления на основании сведений о пункте назначения, указанном в транспортных (перевозочных) документах. Местом доставки товаров является зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения (пункт 1 статьи 92). При этом товары, перевозимые из места их прибытия (статья 69), доставляются в место нахождения таможенного органа (статья 405). При перевозке товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом перевозчик обязан: доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенным маршрутам, если они установлены или заявлены; обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, если они использовались; не допускать перегрузку, выгрузку, погрузку и иные грузовые операции с товарами без разрешения таможенных органов. В случае недоставки иностранных товаров в таможенный орган назначения (пункт 1 статьи 92) перевозчик или экспедитор, если разрешение на внутренний таможенный транзит получено экспедитором, обязан уплатить ввозные таможенные пошлины, налоги в соответствии с настоящим Кодексом. Если товары переданы перевозчиком получателю или иному лицу без разрешения таможенного органа, лицо, получившее указанные товары во владение, несет ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов, если будет установлено, что при получении таких товаров это лицо знало или должно было знать о нарушениях таможенного законодательства Российской Федерации. Перевозчик и экспедитор не несут ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов в случае, если товары уничтожены либо безвозвратно утеряны вследствие аварии, действия непреодолимой силы или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки). Таможенный орган, в котором завершается внутренний таможенный транзит (таможенный орган назначения), оформляет завершение внутреннего таможенного транзита товаров в возможно короткие сроки, но не позднее 24 часов с момента регистрации прибытия транспортного средства, если при проверке документов и идентификации товаров этим таможенным органом не были выявлены нарушения таможенного законодательства Российской Федерации, путем выдачи перевозчику свидетельства о завершении внутреннего таможенного транзита по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Таможенный орган назначения обязан зарегистрировать прибытие транспортного средства в место доставки товаров в течение двух часов с момента представления перевозчиком документов таможенному органу и незамедлительно после регистрации выдать перевозчику письменное подтверждение о прибытии транспортного средства по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.