Экономическая природа таможенных пошлин и их функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 10:04, реферат

Краткое описание

При формировании таможенных пошлин необходимо учитывать их экономическую природу и выполняемые ими функции, так как они определяют принципы и методы обоснования пошлин. В экономической литературе нет единого представления о природе таможенных пошлин и выполняемых ими функциях.

Вложенные файлы: 1 файл

сорбон.doc

— 38.50 Кб (Скачать файл)

При формировании таможенных пошлин необходимо учитывать  их экономическую природу и выполняемые  ими функции, так как они определяют принципы и методы обоснования пошлин. В экономической литературе нет  единого представления о природе  таможенных пошлин и выполняемых ими функциях.

В условиях рыночной экономики и либерализации ВЭД  таможенные пошлины стали важнейшим  экономическим регулятором ВЭД. С помощью таможенных пошлин государство  может поощрять ввоз и вывоз соответствующих  товаров или ограничивать их, ставить в равные экономические условия товары отечественных товаропроизводителей и сходные товары их иностранных конкурентов, проводить определенную экономическую, научно-техническую, экологическую, валютно-финансовую политику ВЭД в русло общегосударственных, национальных интересов.

Пошлина относиться к числу ценовых категории. Это  требует индивидуального подхода  к обоснованию пошлин по каждому  конкретному товару, их координации  с национальными и мировыми издержками и ценами, учета параметров потребительских  свойств и качества товаров и т.д.

При определении  ввозных пошлин в прошлом преобладал фискальный подход : пошлины определялись на высоком уровне и рассматривались  как один из важнейших источников доходов государства. Это вместе с тем позволяло решать задачу защиты национальной экономики от наплыва английских товаров, поскольку Англия вступила значительно раньше других стран на путь промышленной революции, ее продукция была высоко конкурентоспособна и во многом превосходила товары других стран Европы и Америки.

В 20 веке наметилась тенденция снижения таможенных пошлин, ослабление их роли в формировании доходов государства, на первый план выдвигалась их регулирующая функция, которая отнюдь не ограничивалась запрещением  или резким ограничением ввоза импортных  товаров. Нарастала потребность в более детальной дифференциации ставок таможенных пошлин по товарным группам и конкретным вида изделия учетом потребности в их импорте, уровня национальных и мировых цен.

Такая дифференциация таможенных пошлин и к усилению их дифференциации по группам товаров и конкретным изделиям были обусловлены объективными факторами. Развитие международного разделения труда требовало ослабления протекционизма. Специализация национальных экономик, в том числе предметная, подетальная и технологическая, требовала дифференциации внешнеторговой политики стран по группам, видам продукции и стадиям технологии и обоснования таможенных пошлин по изделиям и группам изделий с учетом внешних и национальных условий их производства и реализации.

Решение данной проблемы возможно только с позиций общей теории цены и дифференциальной ренты, т.е. пошлины, следует рассматривать как интернациональную дифференциальную ренту. В экономической теории и в практике хозяйственной деятельности хорошо известны две основные формы дифференциальной ренты – по плодородию местоположению.

Различия в  плодородии земель служат естественным основанием дифференциации издержек производства в земледелии : более высокие издержки на менее плодородных землях и  более низкие – на более плодородных. Ограниченность плодородных земель определяет необходимость эксплуатации мене плодородных и, поскольку их продукция необходима обществу, ее индивидуальные издержки на относительно худших землях регулируют рыночные цены. При этих цена на лучших землях реализуется добавочный дифференцированный доход, который присваивается собственником земли в виде дифференциальной ренты.

Дифференциальная  рента образуется также в результате различного местоположения участков земли  и дифференциации транспортных расходов.

В системе мировой  экономики, кроме указанных, возможна еще одна форма дифференциальной ренты, возникающая на базе устойчивых различий в национальных издержках  производства различных стран, обусловленных  различиями в системе общеобразовательной  и профессиональной подготовки национальных кадров, в уровне развития наук и научных исследований и их применения в национальной экономике, что, в свою очередь, определяется богатством страны и ее инвестиционными возможностями, уровнем техники, технологии и т.д. Например, низкие издержки производства, высокое качество продукции экономически развитых стран обусловлено не богатством их естественных ресурсов – многие из них являются крупными импортерами сырьевых и энергетических ресурсов, и не благоприятным положением указанных стран, а, главным образом, теми факторами, о которых говорилось выше.

При специализации  национального производства одна и  та же страна может иметь конкурентные преимущества по одним видам продукции, на производстве которых она специализировалась, и не иметь таких преимуществ по другим видам продукции. Она будет экспортировать продукцию, соответствующую ее производственной специализации, и завозить непрофильную продукцию, национальное производство которой по тем или иным причинам экономически нецелесообразно.

Интернациональные издержки производства формируются  в жесткой конкурентной борьбе на основе национальных издержек производства профильной, специализированной, поставляемой на мировой рынок ее основными  производителями, обладающими определенными конкурентными преимуществами в области естественных условий производства. Указанные выше преимущества обеспечивают относительно низкий уровень национальных издержек производства специализированной продукции и соответственно- при прочих равных условиях – более низкий уровень национальных и мировых цен по сравнению с национальными издержками и ценами на аналогичные виды продукции, реализуемой на национальных рынках стран, не являющихся ее экспортерами.

Эти различия между  национальными и мировыми издержками и ценами, определяемые относительно устойчивыми различиями в национальных условиях производства продукции в разных странах, и являются объективной основой формирования таможенных пошлин.

Общая теория цены и дифференциальной ренты и ее применение к концепции формирования таможенных пошлин создает объективную базу для разработки основ таможенной политики как важнейшего средства реализации внешнеэкономической политики государства.

Содержание Введение 1. Понятие, природа и виды таможенной пошлины 2. Порядок уплаты таможенной пошлины 3. Льготы по уплате таможенной пошлины Список использованной литературы Введение В условиях перехода страны к рыночной экономике возникла необходимость в создании адекватного таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как составной части системы государственного управления этой важной сферой.

Включаясь в  решение внутренних и внешних  хозяйственно-политических задач, таможенное регулирование участвует в структурной  перестройке экономики, в интеграции страны в международное разделение труда и в формировании новых международных отношений, характерных для рубежа XXI века. Радикальная рыночная реформа признала в качестве одной из основных целей создание открытой экономики, полномасштабное вхождение России в мировое хозяйство.

Это вызывает необходимость  постоянного развития специфического вида государственной и профессиональной деятельности по отлаживанию внешних  связей и определяет особое значение таможенного регулирования экономических  связей. Многогранность и сложность возникающих в такой ситуации проблем обусловливают поиск и выбор нетрадиционных форм организации и содержания деятельности таможенной службы, включая усиление координации с федеральными органами государственной власти, региональными администрациями, межотраслевыми структурами,

финансовыми и  инвестиционными организациями, непосредственно  с участниками ВЭД, а также  повышает требования к теоретическому осмыслению и обоснованию путей  обеспечения таможенной службой  государственных, общественных и личных интересов граждан, охраны от посягательств извне на здоровье населения, имущественные интересы, национальные традиции и среду обитания. Выполнение мероприятий, предусмотренных Целевой программой развития таможенной службы

Информация о работе Экономическая природа таможенных пошлин и их функции