Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 21:27, реферат
Государственная политика в области экспортного контроля является составной частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и осуществляется исключительно в целях обеспечения безопасности страны, ее политических, экономических и военных интересов. Одновременно экспортный контроль является механизмом обеспечения выполнения на национальном уровне международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения.
Экспортный контроль основывается на разрешительном механизме осуществления экспорта и импорта контролируемых товаров и технологий, который реализуется посредством лицензирования внешнеэкономических операций с ними.
Экспортный контроль
Государственная политика в области экспортного контроля является составной частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и осуществляется исключительно в целях обеспечения безопасности страны, ее политических, экономических и военных интересов. Одновременно экспортный контроль является механизмом обеспечения выполнения на национальном уровне международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения.
Экспортный контроль основывается
на разрешительном механизме осуществления
экспорта и импорта контролируемых
товаров и технологий, который
реализуется посредством
Экспортный контроль - это комплекс мер по обеспечению установленного государством порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении определенной группы контролируемых товаров и технологий (сырья, материалов, оборудования, научно-технической информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов.
При этом под внешнеэкономической деятельностью понимается внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), то есть обмена между российскими и иностранными лицами, международными организациями и их представителями.
Основу международного режима
нераспространения ОМП
- Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО);
- Комитет Цангера;
- Группа ядерных поставщиков (ГЯП);
- Режим контроля за ракетными технологиями (РКРТ);
- Австралийская группа (химические и биологические технологии);
- Вассенаарские договоренности по контролю за двойными технологиями и обычными вооружениями.
Российская Федерация является участником ДНЯО, Комитета Цангера, ГЯП, РКРТ, Вассенаарских договоренностей. Исключение составляет Австралийская группа (международный режим контроля за нераспространением химического и биологического оружия).
В соответствии с международными договоренностями в области экспортного контроля разрабатываются международные списки контролируемой продукции и руководящие принципы осуществления экспорта такой продукции. Государства, присоединившиеся к соглашениям, берут политическое обязательство применять эти списки и рекомендованные правила в рамках национальных режимов экспортного контроля. Однако выполнение правил, одобрение лицензий, санкции остаются прерогативой отдельных государств.
Таким образом, национальные системы экспортного контроля можно считать механизмами, обеспечивающими международные режимы нераспространения.
Ключевым элементом систем экспортного контроля всех государств является лицензирование. Лицензирование не предполагает введение абсолютного запрета на экспорт чувствительных товаров, услуг, технологий и научно-технической информации (кроме категории I списка РКРТ).
Лицензия - это разрешение на осуществление внешнеэкономической операции, но на определенных условиях, с принятием определенных гарантий того, что поставляемый товар или технология не попадут к нежелательному пользователю и не будут использованы для производства оружия.
Российская система экспортного контроля создана в 1992 году. В настоящее время она имеет хорошо развитую структуру. Созданы важнейшие правовые основы ее функционирования, разграничены сферы ответственности и полномочий между федеральными органами исполнительной власти, разработана, введена и непрерывно совершенствуется нормативная правовая база. В целом система экспортного контроля Российской Федерации соответствует международным требованиям режимов экспортного контроля.
В настоящее время в России действует уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области экспортного контроля - Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России).
Принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области экспортного контроля, права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности определены Федеральным законом «Об экспортном контроле» от 18.07.1999 № 183-ФЗ.
Сайт ФСТЭК России.
Следует отметить, что экспортный
контроль в отношении вооружения
и военной техники, а также
информации, работ, услуг, результатов
интеллектуальной деятельности (прав
на них), являющихся продукцией военного
назначения, осуществляется в соответствии
с законодательством Российской
Федерации в области военно-
Списки (перечни) контролируемых товаров и технологий утверждаются Указами Президента Российской Федерации. В нашей стране существует шесть Списков (перечней) контролируемых товаров и технологий. В других странах, например, в США и странах ЕС, эти списки объединены в один общий список.
Для осуществления
Методы
осуществления экспортного
ЭК в РФ осуществляется посредством методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности, включающих в себя:
идентификацию контролируемых товаров и технологий, то есть установление соответствия конкретных сырья, материалов, оборудования, научно-технической информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономических операций, товарам и технологиям, включенным в списки (перечни), указанные в статье 6 настоящего Федерального закона;
разрешительный
порядок осуществления
таможенный контроль при совершении таможенных операций в отношении контролируемых товаров и технологий, ввозимых в РФ и вывозимых из РФ, в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и (или) законодательством РФ о таможенном деле;
организацию
и проведение проверок соблюдения российскими
участниками внешнеэкономическо
Обзор контрольных списков по экспортному контролю
Контрольные списки являются основным инструментарием экспортного контроля. Как правило, контрольный список посвящен товарам, относящимся к какому-либо виду оружия массового поражения.
В настоящее время в России действуют утвержденные Президентом Российской Федерации 6 списков контроля, которые включают все виды товаров ядерного и двойного назначения:
Условный номер / условное обозначение |
Наименование контрольного списка |
Указ Президента РФ |
Постановление Правительства РФ |
Список 01 ХО |
Список химикатов, оборудования и
технологий, которые могут быть использованы
при создании химического оружия
и в отношении которых |
№ 1082 от 28.08.2001 |
№ 686 от 24.09.2001 |
Список 02 БО |
Список возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, генетически измененных микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю |
№ 1083 20.08.2007 |
№ 634 от 29.08.2001 |
Список 03 ЯО |
Список оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях |
№ 36 от 14.01.2003 |
№ 462 от 14.06.2001 |
Список 04 РО |
Список оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль |
№ 1005 от 08.08.2001 |
№ 296 от 16.04.2001 |
Список 05 ДН |
Список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники (Вассенаарский список) |
№ 580 от 05.05.2004 |
№ 447 от 07.06.2001 |
Список 06 ИС |
Список ядерных материалов, оборудования,
специальных неядерных |
№ 202 от 14.02.1996 |
№ 973 от 15.12.2000 |
Необходимо отметить, что все списки товаров двойного назначения (01, 02, 03, 04, 05) представляют собой перечни конкретных предметов (материалов, оборудования, установок) и относящихся к этим предметам технологий, которые могут внести существенный вклад в изготовление или испытание ОМП, либо использоваться непосредственно в качестве компонентов ОМП.
Список 06 разработан на основе Исходного списка Группы ядерных поставщиков. В данный список включены только те товары, которые предназначены для использования в мирном ядерном топливном цикле, т.к. ДНЯО запрещает передачу в государства, не обладающие ядерным оружием, любых товаров и технологий, непосредственно связанных с созданием и производством ядерного оружия. При этом контролируется не только передача продукции в материальной форме, но и трансферт технологий. В примечании к контрольным спискам к "технологии" относится специальная информация, которая требуется для разработки, производства или использования какой-либо продукции. Информация может принимать форму технических данных или технической помощи.
"Технические данные" могут осуществляться в виде передачи чертежей, диаграмм, светокопий, моделей, формул, таблиц, технических проектов и спецификаций, инструкций (на бумажных или других носителях).
"Техническая помощь" - инструктаж, повышение квалификации, обучение, передача производственного опыта, консультационные услуги.