Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 02:35, курсовая работа
Юридическая ответственность всегда связана с определенными лишениями, то есть она сопровождается причинением виновному лицу отрицательных последствий путем ущемления или ограничения его личных, имущественных и иных интересов. Лишения являются естественной реакцией на вред, причиненный правонарушителем обществу и государству или отдельному лицу. Лишения – это дополнительные неблагоприятные последствия, возникающие только при правонарушении.
Введение 3
Глава I. юридическая ответственность 5
1. 5
1.1. Понятие и признаки юридической ответственности 5
1.2. Виды юридической ответственности 8
2. Административная ответственность в области таможенного дела (за нарушение таможенных правил) 15
2.1. Признаки, основания возникновения, условия привлечения к административной ответственности 15
2.2. Законодательство 20
2.3. Двусубъектность ответственности и условия привлечения физических лиц, юридических лиц, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей к ответственности 26
3. Меры юридической ответственности 30
3.1. Понятие и виды мер юридической ответственности 30
3.2. Меры административной ответственности в области таможенного дела (за нарушение таможенных правил) 35
Глава II.практика 37
Заключение 43
Список использованных источников
Законодательство об административных правонарушениях в Российской Федерации состоит из Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кодекс состоит из Общей и Особенной частей. В Общей части определены понятие административного правонарушения, субъекты административной ответственности, виды административных взысканий, общие правила и сроки наложения административных взысканий. В Особенной части дана классификация административных правонарушений с указанием административного взыскания за каждое. Кроме того, Кодекс определяет систему органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (раздел III), регламентирует производство по делам об административных правонарушениях (раздел IV) и исполнение постановлений о наложении административных взысканий (раздел V).
Административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении (то есть в совместной деятельности и ответственности) Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По предметам ведения Российской Федерации и по предметам ее совместного ведения с субъектами Федерации законы и иные нормативные правовые акты не могут противоречить федеральным законам, а в случае такого противоречия действует федеральный закон.
То есть, не подлежит применению любой нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации по вопросам административного и административно-
Кодекс об административных правонарушениях основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора.
Дописать!!! Про договор еще
2.3. Двусубъектность ответственности и условия привлечения физических лиц, юридических лиц, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей к ответственности
Субъектами административной ответственности являются физические и юридические лица. С точки зрения определения мер ответственности физические лица в свою очередь подразделяются на две категории: должностные лица и граждане. Наибольшие санкции предусмотрены за совершение административного правонарушения юридическими лицами, наименьшие – гражданами.
Субъектами ответственности за совершение административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) могут выступать лица любой вышеуказанной категории в зависимости от формулировки конкретной санкции.
B РФ частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ установлен так называемый принцип "двусубъектной" ответственности. Заключается он в том, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за совершенное нарушение виновное физическое (в том числе и должностное) лицо. При этом привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. Вместе с тем, возбуждение уголовного дела в отношении конкретного физического лица исключает возможность осуществления в отношение него административного производства по одному и тому же факту совершения противоправных действий.
Также в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Должностными лицами таможенных органов Российской Федерации являются граждане, занимающие должности в указанных органах, которым в установленном порядке присвоены специальные звания, или классные чины.
Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ, под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-
Под организационно-
Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Таможенного Союза административные правонарушения, в том числе в сфере таможенного дела, подлежат административной ответственности на общих основаниях.
Физическое лицо признается субъектом административной ответственности по достижении к моменту совершения правонарушения возраста шестнадцати лет и только в случае виновного совершения противоправного деяния (применительно к физическим лицам выделяются две формы вины – умысел и неосторожность).
На территории РФ, существенным исключением являются нарушения таможенных правил, за совершение которых предприниматели без образования юридического лица несут административную ответственность как юридические лица (примечание 1 к статье 16.1 КоАП РФ). Тем самым повышается размер возможных к применению в отношении данных субъектов санкций.
Юридическим лицом в соответствии с Гражданскими кодексами Российской Федерации признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В случае привлечения к административной ответственности юридических лиц вопрос о виновности юридического лица решить однозначно весьма затруднительно. Поскольку вина - это внутреннее психическое отношение лица к совершаемому им деянию и его последствиям, возникает закономерный вопрос: "Как можно рассматривать психическое отношение организации к противоправному деянию и его последствиям?". Рассмотрение этого вопроса дает понимание вины юридического лица посредством проекции вины физических и должностных лиц, непосредственно осуществляющих действия от имени юридического лица. Рассмотренная таким образом "вина юридических лиц должна пониматься как психологическое отношение к содеянному коллектива, определяемое по доминирующей воле в этом коллективе".
В ст. 2.1 КоАП РФ содержится специальное определение: "Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм... но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению".
Только наличие данных обстоятельств в совокупности свидетельствует о вине рассматриваемой категории лиц и возможности привлечения к ответственности.
Необходимо учитывать, что при слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.
При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо. В случаях разделения юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение.
При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.
3. Меры юридической ответственности
3.1. Понятие и виды мер юридической ответственности
Уголовная ответственность – справедливое возмездие (наказание) за особо общественно опасные правонарушения, определяемые законом как преступления.
Уголовная ответственность реализуется в наказании, назначаемом по приговору суда.
Уголовный кодекс РФ предусматривает 12 видов наказаний. Перечень этот исчерпывающий и не подлежит какому-либо расширению без изменения уголовного закона.
Согласно ст. 44 УК РФ видами наказания являются:
1) штраф (см. ст. 46);
2) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (см. ст. 47);
3) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (см. ст. 48);
4) обязательные работы (см. ст. 49);
5) исправительные работы (см. ст. 50);
6) ограничение по военной службе (см. ст. 51);
7) ограничение свободы (см. ст. 53);
8) арест (см. ст. 54);
9) содержание в дисциплинарной воинской части (см. ст. 55);
10) лишение свободы на определенный срок (см. ст. 56);
11) пожизненное лишение свободы (см. ст. 57);
12) смертная казнь (см. ст. 59).
Дисциплинарная ответственность, в свою очередь, наступает вследствие совершения дисциплинарных проступков. Дисциплинарными санкциями могут быть замечание, выговор, строгий выговор, временный перевод на нижеоплачиваемую работу или смещение на низшую должность, увольнение с работы и т.д. Осуществляется дисциплинарная ответственность через должностных лиц, обладающих дисциплинарной властью.
Материальная ответственность работника наступает за ущерб, причиненный по его вине предприятию, учреждению, организации.
Возмещение ущерба производится независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действие (бездействие), которым причинен ущерб.
Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
Наказание за административное правонарушение назначается в пределах, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение, в точном соответствии с КоАП и законодательными актами субъектов РФ.
За совершение административных правонарушений на территории Российской Федерации могут применяться следующие виды взысканий (ст. 3.2 КоАП РФ):
1) предупреждение;
2) административный штраф;
3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
4) конфискация орудия совершения или предмета административного
правонарушения;
5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
6) административный арест;
7) административное выдворение за пределы Российской Федерации
иностранного гражданина или лица без гражданства;
8) дисквалификация;
9) административное приостановление деятельности.
За совершение административных правонарушений на территории Республики Казахстан могут применяться те же виды взысканий, что и на территории Российской Федерации, за исключением дисквалификации, и также ряд следующих взысканий (ст. 45 КоАП РК):
1) лишение лицензии, специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства) или приостановление ее (его) действия на определенный вид деятельности либо совершение определенных действий;
2) принудительный снос незаконно возводимого или возведенного строения;
3) административное выдворение за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства.
За совершение административных правонарушений на территории Республики Беларусь могут применяться те же виды взысканий, что и на территории Российской Федерации, за исключением возмездного изъятия предмета административного правонарушения; административного выдворения за пределы государства иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификации; административного приостановления деятельности, и также ряд следующих взысканий (ст. 6.2 КоАП РБ):
Информация о работе Юридическая ответственность в таможенном деле