Абсолютизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 19:31, реферат

Краткое описание

В истории России есть отрезок времени, который должен заслуживать большего внимания, если мы говорим об абсолютизме. Так как, во второй половине XVII – первой четверти XVIII вв. – это период поднятия классовой борьбы, кризиса господствующей формы религиозной идеологии, острой борьбы за власть в верхах и, наконец, утверждения абсолютизма.

Содержание

Введение...............................................................................................................3
1. Отмирание сословно-представительных учреждений и вызревание предпосылок абсолютизма......................................................................................4-7
2. Формирование мощного бюрократического аппарата и регламентирование всех проявлений общественной жизни..............................8-11
3. Публично-правовые принципы абсолютизма.......................................12-13
Заключение.........................................................................................................14
Список используемой литературы................................................................15

Вложенные файлы: 1 файл

абсолютизм.doc

— 73.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение...............................................................................................................3

1. Отмирание сословно-представительных  учреждений и вызревание предпосылок  абсолютизма......................................................................................4-7

2. Формирование мощного бюрократического  аппарата и регламентирование  всех проявлений общественной  жизни..............................8-11

3. Публично-правовые принципы  абсолютизма.......................................12-13

Заключение.........................................................................................................14

Список используемой литературы................................................................15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В истории России есть отрезок времени, который должен заслуживать большего внимания, если мы говорим об абсолютизме. Так как, во второй половине XVII – первой четверти XVIII вв. – это период поднятия классовой  борьбы, кризиса господствующей формы религиозной идеологии, острой борьбы за власть в верхах и, наконец, утверждения абсолютизма.

Абсолютная монархия является такой формой правления, когда  монарху юридически принадлежит  вся полнота государственной  власти в стране. Его власть не ограничена каким-либо органом, он ни перед кем не отвечает и никому в своей деятельности не подконтролен. Фактически, абсолютная монархия представляет собой государственную форму диктатуры класса феодалов. Для возникновения абсолютной монархии необходимо наличие экономических, социальных и политических предпосылок.

Нарождавшийся абсолютизм в целях реализации своих внешних  и внутренних задач поощрял развитие торговли и промышленности, особенно в первой четверти XVIII в. Проблема обеспечения  возникающих мануфактур рабочей силой решалась путем приписки к ним государственных крестьян. Кроме того, разрешалось покупать крестьян с землей при обязательном условии использования труда на мануфактурах.

 

 Установление абсолютизма  в России было вызвано и  внешнеполитическими причинами: необходимостью борьбы за экономическую и политическую независимость страны, за выход к морю. Абсолютная монархия оказалась более приспособленной к решению этих задач, нежели сословно-представительная монархия. Так, двадцатипятилетняя Ливонская война (1558-1583) закончилась поражением России, а абсолютная монархия в результате Северной войны (1700-1721 гг.) блестяще справилась с решением этой проблемы.

 

 

1. Отмирание сословно-представительных учреждений и вызревание предпосылок абсолютизма.

Существование сословно-представительной монархии на Руси охватывает период, продолжавшийся свыше 100 лет и насыщенный важными событиями. Прежде всего, следует отметить, что активная внешняя политика России принесла ей новые территории. Разгромлены Казанское, Астраханское и Сибирское ханства. В результате вошли в состав России Нижнее и Среднее Поволжье, а также Сибирь. В 1654 г. левобережная Украина по воле народа воссоединяется с Россией. В тоже время в стране назревают внутренние конфликты, усиление эксплуатации крестьянства и холопов приводят к массовым восстаниям (например, крестьянская война под предводительством И.И. Болотникова). Затем следуют Ливонская война и опричнина. Еще более усугубляет положение иностранная интервенция. «После изгнания из страны иностранных интервентов начался новый подъем экономики. Однако преодолевать экономические трудности приходилось длительное время. Даже к 40-м годам XVII в. в стране обрабатывалось только 40% прежних пашен, что порождало голод и обнищание беднейшего населения».1

В середине XVI в. существенно меняется форма государства. На смену раннефеодальной монархии пришла сословно-представительная. Причиной возникновения сословно-представительной монархии была относительная слабость монарха, который стремился к усилению позиций самодержавия, но был вынужден делить власть с Боярской Думой. Таким образом, монарх вынужден искать противовес этому учреждению, привлекая на свою сторону дворян и верхушку горожан. Во время правления Ивана IV появляется, так называемая, «Ближняя Дума», с которой царь и советовался. Однако, Иван IV не остановился на установлении собственного окружения, он изменил состав Боярской Думы, на место родовитых бояр, которые были казнены или изгнаны, пришли родственники царя, а также дворяне и дьяки. Отличительной особенностью вновь пришедших было то, что они были лично преданы царю. Малейшее ослушание каралось смертью или высылкой. В результате опричнины позиции бояр значительно пошатнулись. Проведенные земельные конфискации ослабили боярскую аристократию и только усилили царскую власть. Но выше было сказано, что опричнина привела к замедлению роста производительных сил.

Представляется интересным рассмотреть роль Земского собора как  основного сословно-представительного  института. Земский собор представлял  систему, состоящую из царя, боярской думы, духовенства (Освященного собора) в полном составе. Земский собор представлял временное совещание для обсуждения, а чаще всего для решения важнейших вопросов внутренней и внешней политики государства. Кроме Боярской Думы и верхушки духовенства в земские соборы входили представители дворянства и посадских верхов.

 Следует помнить,  что «появление земских соборов  означало установление в России  сословно-представительной монархии , характерной для большинства  западноевропейских государств . Спецификой сословно-представительных органов в России было то , что роль «третьего сословия» (городских буржуазных элементов ) в них была гораздо слабее и в отличие от некоторых аналогичных западноевропейских органов (парламент в Англии , «генеральные штаты» во Франции , кортесы в Испании) земские соборы не ограничивали, а укрепляли власть монарха. Представляя более широкие, чем Боярская дума, слои господствующих верхов , земские соборы в своих решениях поддерживали московских царей. В противоположность ограничивавшей единодержавие царя Боярской думе земские соборы служили орудием укрепления самодержавия».2

Но в тоже время, как  считает, Д.Н. Альшиц «… само существование  земских соборов, как и Боярской думы, означало известную слабость не только носителя верховной власти – царя, но и государственного аппарата централизованного государства, в силу чего верховная власть вынуждена была прибегать к прямой и непосредственной помощи феодального класса и верхов посада».3

Первая половина XVII века явилась периодом расцвета сословно-представительной монархии, когда важнейшие вопросы внутренней и внешней политики государства решались с помощью земских соборов. В первые годы правления царя Михаила Романова в условиях разрухи и тяжёлого финансового положения после интервенции и социальных потрясений правительство особо нуждалось в опоре на основные группировки господствующего класса, поэтому земские соборы заседали почти непрерывно : с 1613 года по конец 1615 года, в начале 1616-1619 годах , в 1620-1622 годах. На этих соборах основными вопросами были : изыскание финансовых средств для пополнения государственной казны и внешнеполитические дела.

Примерно с 20-х гг. XVII в. государственная власть несколько окрепла и земские соборы стали собираться реже. Соборы 30-х годов также связаны с вопросами внешней политики: в 1632-1634 годах в связи с войной в Польше, в 1636-1637 годах в связи с войной с Турцией. На этих соборах были приняты решения о дополнительных налогах на ведение войны.

Одним из важнейших земских  соборов был собор, собравшийся в условиях городских восстаний летом 1648 года. На соборе были поданы челобитные от дворян с требованием усиления феодальной зависимости крестьян (сыска их без урочных лет); посадские в своих челобитных выражали желание уничтожить белые (т.е. не обложенные налогами и сборами) слободы, жаловались на непорядки в управлении и в суде.

Что касается, формы права, в которую облачались решения  Земского собора, то следует выделить, что «… они представляли собой, так  называемый соборный акт - протокол за печатями царя, патриарха, высших чинов и крестоцелованием чинов пониже».4

Падение роли земских  соборов тесно связано с глубокими  социально-экономическими сдвигами, произошедшими  в Русском государстве к середине XVII века. Восстановление экономики страны и дальнейшее развитие феодального хозяйства позволили укрепить государственный строй России с самодержавной монархией, бюрократическим аппаратом приказов и воевод. Правительство уже не нуждалось в моральной поддержке «всей земли» своих внутриполитических и внешнеполитических начинаний. «Удовлетворённое в своих требованиях окончательного закрепощения крестьян, поместное дворянство охладело к земским соборам. С 60-х годов XVII века земские соборы переродились в более узкие по составу сословные совещания».5

Подводя итог данной части  контрольной работы хотелось бы сформулировать две основные причины отмирания  сословно-представительных институтов. Во-первых, это уже вышеуказанные  социально-экономические причины. А, во-вторых, как отмечает О.И. Чистяков, «во второй половине XVII в. не только возникла необходимость, но и сложилась возможность установления абсолютной монархии. … Вместо своевольного дворянского ополчения было создано постоянное войско. Развитие приказной системы подготовило армию чиновничества. Царь получил независимые источники дохода в виде ясака (налог преимущественно пушниной с народов Поволжья и Сибири) и винной монополии. Теперь ему не нужно спрашивать разрешения у земских соборов на начало войны или иное серьезное мероприятие. Необходимость в сословно-представительных органах отпала и они были отброшены. Это означало, что монарх освободился от всяких пут, что его власть стала неограниченной, абсолютной».6

 

2. Формирование  мощного бюрократического аппарата  и регламентирование всех проявлений общественной жизни

 

С 1708 г.  Петр начал  перестраивать  старые  органы власти и управления и заменять их новыми. В результате к концу  первой  четверти  XVIII  в.  сложилась  следующая система  органов власти и управления.

 В 1711 г. был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти - Сенат, обладавший и значительными  законодательными  функциями.  Он принципиально отличался от своего предшественника - Боярской думы.

«Члены совета назначались императором. В порядке осуществления исполнительной власти  Сенат издавал  указы, имевшие  силу  закона.  В  1722  г.  во главе Сената был поставлен генерал-прокурор, на которого возлагался контроль за деятельностью всех правительственных учреждений. Генерал-прокурор должен был выполнять функции "ока государства". Этот контроль он осуществлял через прокуроров, назначаемых во все правительственные учреждения.  В первой  четверти  XVIII в. к системе прокуроров добавилась система фискалов,  возглавляемая оберфискалом. В обязанности  фискалов входило донесение обо всех злоупотреблениях учреждений и должностных лиц,  нарушавших "казенный интерес"».7

Никак не соответствовали  новым  условиям  и  задачам  приказная система,  сложившаяся  при Боярской думе. «Возникшие в разное время приказы  (Посольский,  Стрелецкий, Поместный,  Сибирский,  Казанский, Малороссийский и др.) сильно  различались  по  своему  характеру  и  функциям».8 Распоряжения  и указы приказов  зачастую противоречили друг другу,  создавая невообразимую путаницу  и надолго задерживая решение неотложных вопросов.

Взамен устаревшей системе  приказов в  1717-1718  гг. было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой  управления  и  подчинялась Сенату.  Главными  считались три коллегии:  Иностранная, Военная и Адмиралтейство.  В компетенцию Комерц-,  Мануфактур-  и  Берг - коллегии входили вопросы торговли и промышленности. Три коллегии ведали финансами: Камер-коллегия  - доходами,  Штатс - коллегия - расходами,  а Ревизион - коллегия контролировала поступления доходов, сбор податей, налогов, пошлин, правильность расходования учреждениями отпущенных им сумм.  Юстиц-коллегия ведала гражданским   судопроизводством,  а Вотчинная, учрежденная несколько позже, - дворянским землевладением. Был создан еще Главный магистрат, ведавший всем посадским населением;  ему подчинялись магистраты и ратуши  всех  городов. Коллегии  получили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в их ведение.

Кроме коллегий  было создано несколько контор, канцелярий, департаментов, приказов, функции которых  были также четко разграничены.  Одни из них,  например Герольдмейстерская  контора,  ведавшая  службой  и  производством  в чины дворян;  Преображенский приказ и Тайная канцелярия, ведавшие делами о государственных преступлениях, подчинялись Сенату, другие - Монетный департамент, Соляная контора,  Межевая канцелярия и др. - подчинялись одной из коллегий.

В 1708 - 1709 гг.  была начата  перестройка  органов власти и  управления на местах.  Страна была разделена на 8 губерний,  различавшихся  по  территории  и  количеству населения. Так, Смоленская и Архангелогородская губернии своим размером мало отличались от современных  областей, а  Московская  губерния  охватывала весь густонаселенный центр,  территорию современных Владимирской, Ивановской, Калужской,  Тверской,  Костромской,  Московской,  Рязанской, Тульской и Ярославской областей, на которой жила почти половина всего населения страны. В число губерний вошли Петербургская, Киевская, Казанская, Азовская и Сибирская.

«Во главе губернии стоял  назначаемый  царем  губернатор,  сосредоточивавший  в  своих руках исполнительную и судебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых зачастую противоречили друг другу».9

Информация о работе Абсолютизм