Администратвно-правовой статус и полномочия Президента РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 00:29, реферат

Краткое описание

Поэтому проблема моего реферата очень актуальна. Кроме того в грядущем 2012 году нас ожидают очередные выборы Президента Российской Федерации.
Цель данной работы – проанализировать место президента в системе органов исполнительной власти, его полномочия и статус.

Содержание

Введение 3
1. Административно-правовой статус Президента Российской Федерации 4
2. Выборы Президента Российской Федерации 6
3. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти 9
Заключение 13
Список использованной литературы 14

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 35.72 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 3

1. Административно-правовой статус Президента Российской Федерации 4

2. Выборы Президента Российской Федерации 6

3. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти 9

Заключение 13

Список использованной литературы 14

 

 

Введение

Пост  Президента существует во многих демократических  странах. Родиной этого института  принято считать Соединённые  Штаты Америки.

Со времени  появления института президентства  в России 17 марта 1991 году, когда он был учреждён по результатам референдума, Президент является самой важной фигурой в государстве. Конституция РФ 1993 г. значительно изменила статус Президента, и расширила его полномочия. По форме правления Россию теперь можно считать президентской республикой.

Поэтому проблема моего реферата очень актуальна. Кроме того в грядущем 2012 году нас ожидают очередные выборы Президента Российской Федерации.

Цель данной работы – проанализировать место президента в системе органов исполнительной власти, его полномочия и статус.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Административно-правовой статус Президента Российской Федерации

Принцип разделения властей является одни из основных принципов демократического государства. Поскольку существуют три основные функции государственной  власти – законодательная, исполнительная и судебная, каждая из этих функций  должна исполняться самостоятельно соответствующим органом государственной  власти. Напротив, соединение законодательных, исполнительных и судебных функций  в деятельности одного органа государственной  власти приводит к чрезмерной концентрации власти у этого органа, что создает  возможность установления в стране диктаторского политического режима.

Каждый государственный  орган, осуществляющий одну из трех функций  государственной власти, взаимодействует  с другими государственными органами. В этом взаимодействии они ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотношений  часто называется системой сдержек  и противовесов. Она представляет единственно возможную схему  организации государственной власти в демократическом государстве.

Особое положение занимает глава государства – Президент РФ, который находится над тремя ветвями власти. Он исполняет возложенные на него Конституцией задачи не только лично, но и инициируя деятельность федеральных органов государственной власти, обеспечивая тем самым их согласованное функционирование и взаимодействие. Для этого Президент вправе использовать согласительные процедуры, а также различные формы контактов с органами законодательной и исполнительной власти. Общеизвестны, в частности, еженедельные встречи Президента с Председателем Правительства, частые встречи с руководителями палат Федерального Собрания.

Президент как глава государства  представляет Российскую Федерацию  внутри страны и в международных  отношениях. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Президент РФ является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он принимает меры по охране суверенитета государства, его  независимости и государственной  целостности, обеспечивает согласованное  функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Среди полномочий Президента РФ выделяются также: решение вопросов гражданства РФ и предоставление политического убежища; награждение  государственными наградами РФ, присвоение почётных званий РФ, высших воинских и высших специальных званий; осуществление помилования.

Президент России издаёт указы  и распоряжения, которые обязательны  для исполнения на всей территории РФ и не должны противоречить Конституции  РФ и федеральным законам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Выборы Президента Российской Федерации

Согласно части 1 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы", Президент РФ избирается сроком на 6 лет1.

По истечении  этого срока должны быть проведены  новые выборы. Президент РФ не имеет  права занимать свой пост более двух сроков подряд. Однако это не запрещает ему баллотироваться на пост Президента РФ более двух раз. Например, В.В. Путин занимал этот пост с 7 мая 2000 года по 7 мая 2008 года (т.е. 2 срока подряд по 4 года каждый), теперь же он снова выдвигает свою кандидатуру на выборах в 2012 году.

Порядок проведения выборов Президента РФ определяется Федеральным законом от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", Федеральным закон от 12.06.2002 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Президент Российской Федерации избирается на основе всеобщего равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании. Им может быть гражданин  России не моложе 35 лет, постоянно проживающий  в РФ не менее 10 лет.

Не имеет  права быть избранным Президентом  Российской Федерации гражданин  Российской Федерации, имеющий гражданство  иностранного государства либо вид  на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства2. Также Президентом не может быть  гражданин, осуждённый за тяжкое или особо тяжкое преступление, преступление экстремисткой направленности и  имеющий на день голосования непогашенную судимость, подвергнутый административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах Президента Российской Федерации состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Участие гражданина Российской Федерации в  выборах Президента Российской Федерации  является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие  на гражданина Российской Федерации  с целью принудить его к  участию или неучастию в выборах  Президента Российской Федерации, а  также препятствовать его свободному волеизъявлению3.

Право избирать Президента Российской Федерации возникает  у каждого гражданина Российской Федерации по достижении им 18 лет  на день выборов (ст. 3 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»). Не обладают избирательными правами  проживающие на территории России иностранцы и лица без гражданства. Не имеют  избирательных прав граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему  в законную силу приговору суда.

Равное  избирательное право при выборах  Президента обеспечивается тем, что  каждому избирателю принадлежит  только один голос и все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях.

Право назначать  выборы закреплено за Советом Федерации  Конституцией РФ. По закону выборы президента назначаются на второе воскресенье  того месяца, в котором они проходили  в прошлый раз. В 2008 году выборы президента состоялись в марте. Таким образом, выборы 2012 года должны были пройти 11 марта, однако из-за того, что этот день объявлен рабочим, день голосования перенесли на неделю раньше.

Выборы  признаются несостоявшимися, если в  них приняло участие менее  половины избирателей, внесенных в  списки избирателей.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает выборы недействительными, если допущенные при их проведении нарушения Федерального закона не позволяют  с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей.

Избранным считается кандидат на должность  Президента, который получил более  половины голосов избирателей, принявших  участие в голосовании.

В случае, если выборы Президента Российской Федерации признаны несостоявшимися, недействительными или если при общих выборах либо при повторном голосовании ни один кандидат не был избран Президентом Российской Федерации, Совет Федерации назначает повторные выборы Президента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти

Конституция РФ наделяет Президента рядом полномочий, непосредственно связанных с  организацией и функционированием  исполнительной власти. Так в статье 83 Конституции говорится об основных функциях Президента:

    1. назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;
    2. имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;
    3. принимает решение об отставке Правительства РФ;
    4. представляет Государственной Думе РФ кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка России; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка России;
    5. по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;
    6. представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора России; назначает судей других федеральных судов;
    7. формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом;
    8. утверждает военную доктрину РФ;
    9. формирует Администрацию Президента РФ; 
    10. назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ;
    11. назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил России;
    12. назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

Президент РФ по представлению Председателя Правительства РФ утверждает систему  и структуру федеральных органов  исполнительной власти, вносит в них  изменения.

Как Верховный Главнокомандующий  Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ Президент своими указами и распоряжениями направляет деятельность федеральных министерств  и иных федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Положения  о названных органах утверждаются Президентом РФ. Их руководители назначаются  на должность и освобождаются  от должности в особо устанавливаемом  порядке. Он вправе также отменять правовые акты федеральных органов исполнительной власти, непосредственно подведомственных ему.

Президент РФ также вносит изменения  в состав Правительства, упраздняет, объединяет или преобразует федеральные  органы исполнительной власти.

В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент РФ вводит на территории страны или в отдельных  ее местностях военное положение. При  обстоятельствах и в порядке, предусмотренных законом, Президент  вводит повсеместно либо в отдельных  местностях чрезвычайное положение.

Президент может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий  между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, а также между органами государственной власти субъектов Федерации. Естественно, такого рода разногласия могут возникать и между различными органами исполнительной власти. При недостижении согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

По вопросам своей компетенции  Президент Российской Федерации  издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации. Президентские  правовые акты не должны противоречить  Конституции РФ и федеральным  законам. Следует подчеркнуть, что  большинство указов Президента посвящено  различным сторонам организации  и деятельности исполнительных органов  государственной власти, т.е. имеет  управленческую направленность и содержит преимущественно нормы административного  права. Это, например, указы о системе  и структуре федеральных органов  исполнительной власти.

Обладая правом законодательной инициативы, Президент является инициатором  ряда принципиально важных федеральных  законов, непосредственно относящихся  к организации и деятельности органов исполнительной власти и  представляющих их должностных лиц. В этом отношении интересно проанализировать нормы Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах  организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации». Согласно этому закону значительно  расширены полномочия Президента, в  частности, в отношении высших должностных  лиц субъектов Федерации –  руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации. Президент  вправе отрешить такое лицо от должности  в связи с выражением ему недоверия  законодательным (представительным) органом  государственной власти субъекта Федерации, с утратой доверия Президента РФ, за ненадлежащее исполнение своих  обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Президент РФ может в случае отрешения высшего должностного лица (если законодательством субъекта не предусмотрен иной порядок) назначить временно исполняющего обязанности на период до вступления в должность по его представлению вновь избранного законодательным (представительным) органом субъекта Федерации руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (президента, губернатора).

Информация о работе Администратвно-правовой статус и полномочия Президента РФ