Актуальные проблемы системы права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 21:14, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи исследования. Основной целью работы является разработка общетеоретических аспектов понятия и соотношение системы права и системы законодательства как комплексного правового явления.
Для достижения вышеуказанных целей поставлены следующие задачи:
1) проанализировать существующие в науке подходы и интерпретации понятий системы права и системы законодательства, их структурного содержания и соотношения;
2) на основе полученных данных предложить свою интерпретацию рассматриваемых понятий, их структуры и соотношения; предложить варианты определений системы права и системы законодательства;

Содержание

Введение………………………………………………………………….…....3
1. Понятие и сущность системы права……………………………….……..5
1.1 Общая характеристика системы права…………………………………5
1.2. Предмет и метод правового регулирования…………………………...8
2. Актуальные проблемы системы права……………………………………12
2.1 Соотношение системы права и системы законодательства……………12
2.2 Проблема единства и дуализма в праве как одна из проблем системы права и системы законодательства…………………………………………. …….20
Заключение……………………………………………………………………24
Список использованных источников……………………………………….27

Вложенные файлы: 1 файл

кур сист права.doc

— 74.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………….…....3

1. Понятие и сущность  системы права……………………………….……..5

1.1 Общая характеристика  системы права…………………………………5

1.2. Предмет и метод  правового регулирования…………………………...8

2. Актуальные проблемы  системы права……………………………………12

2.1 Соотношение системы  права и системы законодательства……………12

2.2  Проблема единства  и дуализма в праве как одна  из проблем системы права и  системы законодательства…………………………………………. …….20

Заключение……………………………………………………………………24

Список использованных источников……………………………………….27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Актуальность темы. Вопрос о содержании понятий системы права и системы законодательства, а также об их соотношении относится к разряду тех, которые "актуальны всегда". Система права наполняет содержанием систему законодательства. Она определяет цели, задачи развития системы законодательства в целом, а также ее частей. С помощью системы права система законодательства вбирает в себя общечеловеческие ценности, повышая при этом свою ценность как регулятора общественных отношений.

С другой стороны, система законодательства также отражает в системе права современные тенденции изменения общественных отношений, особенности государственной политики и т.д. Этот процесс беспрерывный и, если не поддерживать его на должном уровне, то произойдет снижение качества правовой жизни в обществе. Причем динамика такого процесса может значительно различаться в разные периоды развития государства и общества. При существенном изменении государственного устройства и общественных отношений требуется кардинальное изменение системы права и системы законодательства. И здесь чаще всего прослеживается два этапа. Первый - это наработка необходимых норм, а также законодательной базы. На этом этапе первостепенное значение имеет количество. Второй этап - это систематизация нормативного материала. И здесь на первое место выходит качество.

 Система права и  система законодательства развиваются  в современном обществе очень  быстро, что чаще всего выражается  в их усложнении и здесь уже не обойтись без использования системного подхода в формировании совершенствовании и изучении обеих систем. Это важно иметь ввиду, как представителям теории, так и представителям законодательных органов власти.

Объектом исследования является система права и система законодательства как комплексные правовые явления.

Предметом исследования выступают теоретические основы и практическое значение формирования и соотношения системы права и системы законодательства, а также их структурного содержания.

Цели и задачи исследования. Основной целью работы является разработка общетеоретических аспектов понятия и соотношение системы права и системы законодательства как комплексного правового явления.

Для достижения вышеуказанных целей поставлены следующие задачи:

1) проанализировать существующие  в науке подходы и интерпретации  понятий системы права и системы  законодательства, их структурного  содержания и соотношения;

2) на основе полученных  данных предложить свою интерпретацию  рассматриваемых понятий, их структуры и соотношения; предложить варианты определений системы права и системы законодательства;

3) рассмотреть взаимосвязь понятия "система права" со смежными понятиями в теории права;

4) выявить причины и условия изменения современной структуры права и структуры законодательства;

Степень разработанности темы и теоретические основы исследования. Вопрос о понятии и классификации системы права и системы законодательства всегда привлекал внимание ученых в разные периоды развития общей теории права.

 Методологическая  основа исследования. В ходе исследования широко применялись общенаучные (диалектический, логический) и частно-научные методы (формально-юридический метод, прогностический, статистический, конкретно-социальный и т.д.) Особо следует отметить системно-структурный метод и метод сравнительно-правового анализа.

Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из двух глав, четырех параграфов, введения, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

  1. Понятие и сущность системы права

 

 

1.1 Общая характеристика  системы права

 

Система права – объективное, обусловленное системой общественных отношений, многоуровневое строение национального права, заключающееся в разделении единых по своей социальной сущности и назначению в общественной жизни, внутренне согласованных норм на определенные части, называемые отраслями, подотраслями и институтами права.

Система права выступает как внутренняя форма права, отражающая реально существующие в той или иной стране и опосредуемые им общественные отношения и часто раскрывается как результат систематизации юридических норм, т.е. как продукт рациональной деятельности государственных органов. Подобный взгляд хорошо вписывался в общую теорию научного коммунизма, которая объявлялась концепцией планомерного движения общества к своему коммунистическому будущему [1,65].

Наше правопонимание исключает характеристику системы права как искусственной конструкции и результата построения государством логически стройной структуры. Если право - продукт естественно-исторического развития, то и объективно присущая ему системность - того же самого происхождения. Оно изначально структурировано, упорядочено, и рассматривать его структуру (системность) в отрыве от него самого, можно только условно, понимая, что речь идет лишь об искусственном препарировании для частных познавательных целей. После их достижения придется снова вернуться к рассмотрению системности как стороны, момента самого права. Ведь изучать право - значит изучать его систему, а изучать его систему - значит изучать право с одной из его существенных сторон. Поэтому любой тип права обладает таким свойством, как системность. Системность указывает на то, что право является не случайным набором разрозненных юридических норм, а целостным устойчивым образованием.

В основе этой целостности и единства лежат многочисленные объективные и субъективные факторы. Среди субъективных факторов можно выделить стремление и прилагаемые усилия законодателя к созданию и развитию такой системы права, которая бы отличалась не только монолитностью и органическим единством, но и элементарной слаженностью и непротиворечивостью составляющих ее частей. К объективным факторам, способствующим формированию целостности и единства системы права, следует отнести те материальные, социальные и иные условия жизни общества, которые определяют не только процесс возникновения и существования системы права, но и объективную необходимость ее слаженного и эффективного функционирования.

В мусульманской правовой системе религиозные нормы определяют брачно-семейные отношения, в частности, развод, запрет ростовщичества, налог на поддержание религии и многие другие социальные правила поведения. Среди них – поистине священное отношение к чужой собственности, особенно к земле. Почему и не были приняты в этих странах революционные попытки земельных реформ, на что так надеялись в некоторых странах революционеры, начинавшие по западной модели в XX веке народно-демократические революции (Афганистан, Йемен и др.) [7,115].

 

 

1.2 Предмет и  метод правового регулирования

 

В основе деления права на отрасли и институты лежат два критерия: 1) предмет правового регулирования; 2) метод правового регулирования. Они и выступают системообразующими факторами.

Под предметом понимается то, что регулирует право, т.е. определенные виды общественных отношений. Последние представляют собой сложную, многоаспектную категорию. В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы: а) субъекты - индивидуальные и коллективные; б) их поведение, поступки, действия; в) объекты (предметы, явления) окружающего мира, по поводу которых люди вступают во взаимоотношения друг с другом и к которым проявляют свой интерес; г) социальные факты (события, обстоятельства), выступающие непосредственными причинами возникновения или прекращения соответствующих отношений.

Предмет в данном случае - это все то, что подпадает под действие правовых норм. Иными словами, сфера, на которую распространяется право и которая находится под его юрисдикцией. Подобные общие рамки (границы) нередко называют правовым или юридическим полем. За пределами этого поля находится неправовое пространство [8,235].

Под методом понимаются определенные приемы, способы, средства воздействия права на общественные отношения. Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет свою регулятивную роль, ибо правовые нормы регулируют не только разнохарактерные отношения, но и различным образом. От методов в значительной мере зависит эффективность правового регулирования, достижение выдвигаемых при этом целей.

Выводы по первой главе:

Предмет является главным, материальным критерием разграничения норм права по отраслям, поскольку он имеет объективное содержание, предопределен самим характером общественных отношений и не зависит в принципе от воли законодателя. Метод же служит дополнительным, юридическим критерием, так как производен от предмета. Самостоятельного значения он не имеет. Однако в сочетании с предметом способствует более строгой и точной градации права на отрасли и институты.

 

 

 

2 Актуальные проблемы системы права

 

 

2.1 Соотношение  системы права и системы законодательства

 

В данном параграфе работы мы остановимся на основных вопросах связи системы права и системы законодательства. Вопрос о связи двух систем является актуальным, поскольку "правовая система объективно представляет собой синтез систем права и законодательства, в котором они соотносятся как форма и содержание одного и того же явления".

В теории права соотношение категорий "система права" и "система законодательства" понимаются неодинаково, поэтому нельзя говорить о тождественности таких категорий как "право" и "законодательство". Специфика права выражается в том, сто это особое, обладающие объективными свойствами социальное явление. Право рассматривается как более широкая категория по отношению к законодательству. Такой подход обусловлен несколькими причинами [15,87].

Во-первых, процесс формирования права предполагает наличие у него нескольких источников: правовой обычай, нормотворчество самого государства; международные и внутригосударственные договоры, носящие нормативны характер; судебные или административные прецеденты.

Во-вторых, законодательство создается только самим государством, выражая волю законодателя. В свою очередь право носит более естественный характер. Таким образом основное его содержание, направленное на объективное регулирование общественных отношений, формируется еще до принятия нормативных актов.

Наука теории государства и права рассматривает государство и право в неразрывной взаимосвязи. Но между ними имеются различия и несовпадения, которые позволяют говорить об их относительной самостоятельности.

Система права несколько шире системы законодательства, у нее значительно больше источников — она находит свое отражение не только в позитивном праве, но также в обычном праве, в принципах права, в правовых доктринах, в договорах, содержащих нормы права, в судебных прецедентах, в правосознании.

Систему права характеризует однородность, поскольку каждая отрасль обладает предметом правового регулирования. Отрасли законодательства не обладают подобного рода объединяющим началом.

Система права состоит из отраслей, подотраслей и институтов, а система законодательства — из нормативных правовых актов, поэтому и первичным элементом системы права является норма права, а первичным элементом системы законодательства — статья нормативного акта [16,87].

Среди отраслей законодательства можно выделить: во-первых,

 

 

2.2 Проблема единства и дуализма в праве  как одна из проблем системы права и  системы законодательства

 

Проблема единства и дуализма в праве носит  многоаспектный характер. Это проблема  системы права в целом и всех отраслей права, как материальных, так и процессуальных.  

Суть этой проблемы коренится в соотношении публичных и частных интересов в системе права и системе законодательства. В поиске оптимального соотношения частных и публичных интересов в правовом регулировании важную роль играет одна из самых популярных в настоящее время правовых концепций  -  учение о делении права на частное и публичное, которая  неизбежно ведет к дуализму в правовом регулировании общественных отношений.

Информация о работе Актуальные проблемы системы права