Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 17:16, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение актов применения права.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
1.Рассмотреть основные формы реализации права.
2.Изучить непосредственно акты применения права со всех интересующих нас аспектов.
Введение………………………………………………………………………. 3
1. Понятия и основные формы реализации права…………………….. 5
1.1 Понятия, классификация форм реализации права……………………… 5
1.2 Основные стадии процесса применения норм права…………………… 8
2 Акты применения норм права……………………………………… 16
2.1 Понятия актов применения норм права………………………………. 16
2.2 Структура актов применения права…………………………………... 17
2.3 Акты применения норм права, их характерные черты и виды……… 18
Заключение………………………………………………………………….. 24
Список использованной литературы…………………………………….... 25
Акты применения, или индивидуальные акты, не являются источниками права. Они не содержат в себе каких-либо общих правил поведения, а лишь применяют соответствующие нормы права к конкретному случаю, событию или лицу.
Правоприменительные акты принимают практически все органы государства в различных сферах общественной жизни, в связи с урегулированием различных жизненных ситуаций, что и обусловливает их разнообразие. Поэтому классификация правоприменительных актов на виды может проводиться по различным основаниям.
По субъектам, осуществляющим применение права, акты подразделяются на:
-Акты государственных
органов и общественных
-Акты главы государства – Президента РФ.
-Акты федеральных органов власти и управления.
-Акты органов власти
и управления субъектов
-Акты органов правосудия.
-Акты органов прокуратуры.
-Акты органов надзора и контроля.
-Акты коллегиальные и единоличные.
По предмету правового регулирования, т.е. по отраслям применяемых норм различают:
-Акты конституционно-правовые.
-Акты административно-
-Акты уголовно-правовые.
-Акты применения
По форме правоприменительной деятельности можно выделить:
-Акты исполнительные, связанные с применением диспозиции нормы права, имеющей дозволяющее содержание, и призванные наиболее эффективно регулировать многообразные проявления правомерного поведения.
-Акты правоохранительные, связанные с реализацией правовых санкций за совершенное правонарушение, а также применением мер по их предупреждению.
По функциональному признаку, т.е. по их месту в механизме правового регулирования, выделяют два вида:
-Акты-регламентаторы, определяющие субъектов конкретного отношения; указывающие объем их субъективных прав и юридических обязанностей; предусматривающие моменты возникновения конкретного правоотношения, условия его развития и прекращения. Правообеспечительные акты, которые также выполняют известную роль в индивидуальном регламентировании общественных отношений; их функции состоят главным образом в том, чтобы на основе властных полномочий компетентных органов обеспечить реализацию правоотношений и, следовательно, достижение целей правового регулирования.
По форме внешнего выражения акты применения права подразделяются на:
-Акты-документы.
-Акты-действия.
Правоприменительный акт-документ – это надлежащее оформленное решение компетентного органа, составленное в письменном виде, поскольку требуется строгая определенность в фиксации, например, фактических обстоятельств расследуемого дела, применении мер государственного принуждения и т.д. Все это позволяет точно установить содержание акта, проверить законность и обоснованность его издания.11
Акты-документы имеют различную структуру, что обусловлено положением правоприменительного органа и значением рассматриваемых вопросов, а также юридической силой решения и процедурой его принятия.
По структуре их можно разделить на акты-документы:
Включающие все четыре его составные части – вводную, описательную (констатирующую), мотивирочную и резолютивную (приговор или решение суда, другие юрисдикционные акты)
Состоящие из трех частей – вводной, описательной, резолютивной, что характерно для следственных и административных протоколов. Содержащие две части – вводную и резолютивную (акты-разрешения на совершение определенных действий). Не имеющие указанных разделов, за исключением резолютивной части (резолюции «утвердить», «оплатить», «исполнитель» и т.п., наложенные должностным лицом на соответствующих документах).
По наименованию правоприменительные акты-документы подразделяются на указы, постановления, приказы, протоколы, приговоры, решения, предписания и т.д.
Правоприменительные акты-действия делятся на словесные и
конклюдентные. Словесные акты применения права-действия – это, к примеру, устные распоряжения руководителя органа, отдаваемые подчиненным и т.п.
Конклюдентные правоприменительные акты-действия совершаются посредством сочетания определенных жестов, движений и тому подобных действий, явно и наглядно выражающий решение субъекта применения права (жесты милиционера, осуществляющего регулирование движения транспорта и пешеходов).
Как и письменные, правоприменительные акты-действия обладают властной силой и влекут юридические последствия. Отказ от выполнения или ненадлежащее их выполнение может повлечь дисциплинарную, административную, материальную, уголовную ответственность.
По своему юридическому значению акты применения права могут быть подразделены на основные и вспомогательные. Основные – это акты, которые содержат завершенное решение по юридическому делу (приговор, решение суда). Вспомогательными считаются такие акты, которые содержат предписания, подготавливающие издание основных актов (надзора и контроля, процедурно- процессуальные).
В зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на акты однократного действия (наложение штрафа) и длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии и др.).12
Заключение
Объективное и субъективное право таково по природе, что требует своей реализации в деятельности людей. Порожденное общественными отношениями право в тех же отношениях должно найти свое осуществление. Это относится к нормам законодательства, поскольку они представляют собой возможность, которая подлежит превращению в действительность. Реализация права – это процесс, процедура претворения правовых норм в общественную практику.
Динамичная правовая система
представляет собой постоянное «воспроизводство»
права, исторически непрекращающийся
процесс правообразования и непрерывное,
исключительно многообразное
В работе раскрыто содержание
понятия реализации права, в определении
и характеристике путей им форм реализации
права, рассмотрено правоприменение
как особая форма реализация права,
рассмотрено понятие
Список использованной литературы.
I. Нормативно – правовые акты.
II. Специальная литература.
1 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник. М.: « ДТД», 2002. С. 318-317
2 Теория государства и права: Академический курс в 2-ух томах. – т. II. М.: «Юридическая литература», 2002. С. 274.
3 Общая теория права. / Отв. редактор А. С. Пиголкин. М., 2004. С. 164.
4 Теория государства и права. / Отв. редактор А. И. Данилов. М., 1999. С. 277-278.
5 Марченко М.Н.. Теория государства и права. Учебник, М.: «Юридическая литература», 2001. С. 204-206.
6 Марченко М.Н.. Теория государства и права. Учебник, М.: «Юридическая литература», 2001. С. 217.
7 Лившиц Р. З. Теория Права. – М., 2002. С. 362
8 Манов Г.Н., Теория государства и права, М., 2003. С. 284.
9 В.А.Юсупов "Правоприменительная деятельность органов управления" С. 100-107.
10 Теория государства и права: Академический курс в 2-ух томах. – т. II. М.: «Юридическая литература», 2002. С.315
11 Балкин, А.А., Аналогия в праве. / А.А. Балкин // Правоведение.1992. №6.
12 Дюрягин И.А. Применение норм советского права. Свердловск. 1973.