Акты применения права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 09:51, курсовая работа

Краткое описание

Настоящая тема курсовой работы выбрана мной не случайно, так как я считаю что акты применения права является базисом в юридической науке. Знание и понимание актов применения права, их сущность и реализация, а также отличие от нормативных правовых актов служит надежным инструментом в работе квалифицированного специалиста, помогает грамотно систематизировать акты по силе действия и кругу лиц, на которых они распространяется, в том числе по издавшим их субъектам.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
Основная часть………………………………………………………………….…4
1 Понятие актов применения права……….……………………………………..4
1.1 Признаки актов применения права…………………………………………..5
1.2 Виды актов применения права……………………………………………….6
2 Сущность акта применения права ……………………………………………10
2.1 Сходства и отличия актов применения права с нормативными правовыми актами..………………………………………….………………………….……......…..11
3 Реализация акта применения права …………………………………………..14
Заключение……………………………………………………………………….18
Глоссарий…………………………………………………………………………19
Список использованных источников……………………………..…………….21
Список сокращений…………………………………………………………..….24

Вложенные файлы: 1 файл

КР, ТГП, Акты применения права.doc

— 186.00 Кб (Скачать файл)

К актам применения права  предъявляются определенные требования, согласно которым они должны строго соответствовать нормативным правовым актам, на основе которых они принимаются. Также акты применения права должны издаваться в пределах компетенции правоприменительного органа или должностного лица и иметь определенные внешние атрибуты, придающие им официальный характер (наименование акта, время и место его принятия, наименование органа, издавшего данный акт, наличие соответствующей печати, подписи и т. п.).

В случае, когда акт применения права является актом-документом, в  нем обязательно отражается текст, который составляется в соответствии с требованиями использования юридической  терминологии, четких юридических конструкций. Постоянно вырабатываются и получают закрепление в нормативных актах типизированные, стандартные акты – документы, которые упорядочивают работу, вносят в нее необходимую определенность, юридическую и документальную строгость.

Таким образом, правоприменительный акт – это надлежащим образом оформленный юридический документ, который имеет четкую структуру (см. Приложение Б) и обычно включает четыре части – вводную, описательную, мотивировочную и резолютивную.

Вводная часть содержит наименование акта (приказ, решение, приговор, постановление, определение, распоряжение и т. д.), место и дату его принятия, наименование органа государственной власти или должностного лица, которое принимает решение, по какому делу.

В описательной части приводятся факты, являющиеся предметом исследования, рассматривается когда, где и с кем они совершены, при каких обстоятельствах и какими способами совершены действия.

В мотивировочной части  дается анализ доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств юридического дела, их правовую квалификацию и ее обоснование, указание на официальные разъяснения применяемого нормативно-правового акта и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменительный орган (должностное лицо).

В резолютивной части  формулируется принятое решение  по юридическому делу (права и обязанности  сторон, избранная мера юридической  ответственности и т. д.).

Как известно, правоприменительные  акты оформляются как в письменном виде, так и в устной форме (например, удаление свидетелей из зала судебного заседания, наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте).

2.1 Сходства и отличия актов применения  права с нормативными правовыми  актами 

Акты применения права  имею как отличительные, так и общие черты с нормативными правовыми актами (см. Приложение В). В юридической науке выделяют следующие сходные черты акта применения права с нормативным правовым актом:

-письменные акты –  документы;

-исходят от государства;

-обладают юридической силой.

В соответствии со статьей 15 Конституции РФ и действующим законодательством РФ нормативные правовые акты издаются в письменном виде и применятся после официального опубликования в средствах массовой информации – официальных источниках. В последнее время установлен ещё один официальный источник опубликования нормативных правовых документов – это информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет». Ряд государственных органов, органов государственной власти субъектов, органов местного самоуправления, а также надзорные и иные органы имеют официальные сайты, на которых размещается официальная информация и нормативно-правовые документы, которые распространяют действие на неопределенный круг лиц.

Акты применения права, также как  и нормативные правовые акты исходят от государства, так как полномочиями по принятию первых и вторых актов наделены государственно-властные структуры.

Нормативные правовые акты и акты применения права обладают юридической  силой, так как они являются обязательными  для субъектов, на которых они распространяют свое действие, при неисполнении которых последуют санкции к нарушителям.

Вместе с тем акты применения права отличаются от нормативных правовых актов рядом признаков.

Во-первых, нормативно-правовые акты содержат государственно-властные предписания общего характера, а акты применения права - индивидуального, обращены к конкретным лицам, распространяются на конкретный случай. Если нормативный правовой акт носит общий характер и регулирует определенный круг общественных отношений, то акт применения права носит индивидуальный характер и регулирует конкретные общественные отношения. Действие правоприменительного акта распространяется на конкретный случай и обращен к конкретным субъектам правоотношений. Например, приговор или решение суда, приказ о принятии на работу или о назначении на должность, указ о награждении имеют однократное значение, рассчитаны в установленном законом порядке на одноразовое применение.

Во-вторых, нормативно-правовые акты устанавливают, изменяют или отменяют нормы права, а акты применения права - лишь реализуют общие предписания нормативно-правовых актов и применяются на основе нормативно-правовых актов. Нормативно-правовой акт устанавливает, изменяет, отменяет общие правила поведения (нормы права), являясь нормативной основой правового регулирования определенного вида общественных отношений.

В-третьих, акты применения права не являются формами права, рассчитаны на однократное применение.

В-четвертых, акты применения права являются разновидностью юридических фактов, они служат основанием возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Акт применения права служит основанием для возникновения, изменения или прекращения конкретного правоотношения, т. е. переводит предписания нормативно-правового акта в сферу конкретных жизненных ситуаций и применительно к конкретным субъектам правоотношений. Например, закрепленное в Конституции РФ право граждан на труд превращается в конкретное право после издания приказа руководителя предприятия о зачислении данного гражданина на работу.

На основании изложенного, акты применения права следует отличать от нормативных актов. Главное отличие заключается в том, что нормативный акт есть источник права, содержит нормы права, распространяется на неопределенное количество фактов и лиц, действует более или менее продолжительное время. Акт применения права не содержит норм права, он содержит предписание, которое касается конкретного лица, и, как правило, исчерпывается однократным применением (сравним: Закон Российской Федерации «О гражданстве» и Указ Президента Российской Федерации о приеме в гражданство конкретного лица).

Предписание, содержащееся в акте применения права, не может  выходить за пределы общей нормы, содержащейся в нормативном акте. Правоприменитель во всех случаях связан волей законодателя, выраженной в законодательном тексте.

3 Реализация акта применения права

Реализация акта применения права  – это процесс претворения  правовых норм в жизнь, общественную практику.

К актам реализации относятся акты соблюдения, исполнения, использования, а также применения. В.Н. Вежновец, раскрывая содержание актов применения, отмечает, что посредством их происходит конкретизация нормативных установлений: определяется, каким образом воля государства, выраженная в норме, может быть реализована в отдельно взятой управленческой ситуации, посредством актов применения обеспечивается максимальный учет ее особенностей, и в силу этого вырабатывается наиболее оптимальное управленческое решение. Результатом этой конкретизации выступает индивидуальный акт, который служит как бы связующим звеном между нормой права и отдельным правоотношением3. Названные обстоятельства обуславливают важность исследования правоприменительных актов в механизме реализации норм права.

Следует отметить, что акты применения норм права исследовались как в теоретическом, так и в отраслевом аспекте. Данной проблематике были посвящены работы Н.В. Витрука, И.И. Веремеенко, Ф.А. Григорьева, А.П. Коренева, М.Е. Труфанова4 и др. Перед рассмотрением специфики, а также видов актов применения административных запретов необходимо определить, что понимается под данной категорией в юридической науке. Относительно специфики правоприменительных актов в недавнем прошлом велась достаточно оживленная научная полемика.

Так, в дискуссии  о специфических признаках актов применения правовых норм, активно развернувшейся в середине 50-х годов XX в. на страницах журнала "Советское государство и право", Ю.А. Соколов отмечал, что под актами применения норм права необходимо понимать акты органов государственного аппарата, имеющие конкретный характер, направленные на претворение правовых норм в жизнь и выраженные в определенной, установленной законом форме 5.

А.П. Коренев, в  свою очередь, отмечал, что применение норм административного права - это  индивидуальный юридический акт, разрешающий конкретное управленческое дело, персонально определяющий поведение адресата, обладающий государственно-властным творческим характером, издаваемый уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами 6.

Д.Н. Бахрах отмечает, что индивидуальные акты - это решения субъектов административной власти по конкретным вопросам, обращенные к конкретным лицам. Будучи в своей основной массе правоприменительными актами они порождают, изменяют, прекращают правоотношения. Среди них больше всего правоприменительных, оперативно-распорядительных, а другой разновидностью индивидуальных актов являются правоохранительные, юрисдикционные решения и др.7.

А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов отмечают, что  индивидуальные акты в отличие от нормативных актов носят ярко выраженный правоисполнительный (правоприменительный) характер. В данных актах всегда получают свое прямое выражение конкретные юридически властные волеизъявления соответствующих субъектов исполнительной власти. Конкретность данных актов проявляется в том, что с их помощью решаются индивидуальные административные дела, возникающие в сфере государственного управления, данные акты персонифицированы, то есть их адресатом является определенное лицо, они являются юридическими фактами, вызывающими возникновение конкретных административных правоотношений. Индивидуальные акты наиболее распространены в практике государственно-управленческой деятельности, поскольку они в наибольшей степени отвечают ее исполнительному назначению и являются важнейшим средством оперативного решения текущих вопросов управления. Индивидуальные акты обеспечивают реализацию юрисдикционной (правоохранительной) функции административного права и исполнительной власти. Индивидуальные акты всегда являются актами применения административно-правовых норм8.

И.И. Веремеенко, исследуя механизм правового регулирования  в сфере охраны общественного  порядка, говорил о том, что индивидуальный акт в административном праве - это  властный юридический акт, разрешающий  конкретный вопрос в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления, персонально определяющий права и обязанности участников административно-правовых отношений, открывающий возможность их возникновения, изменения либо прекращения9.

Обобщение теоретической  литературы позволяет сделать вывод  о том, что акт применения нормы  права, который содержит в себе запретительное предписание, есть объективное выражение  результатов действий конкретного  органа или должностного лица по применению соответствующего запрета, в котором определены соответствующие выводы по разрешаемому вопросу.

Объективная необходимость  издания органами исполнительной власти нормативных правовых актов, содержащих нормы административного права, а также правоприменительных актов вытекает из предписаний закона, регулирующего режим определения соответствующей деятельности в сфере публичного управления.

Реализация  акта применения права есть цивилизованная основа и суть правопорядка. Право  является высшей социальной ценностью, но лишь тогда когда его принципы и нормы воплощаются в жизнь, реализуются в действиях социального общения. В правовом обществе государство и народ приняли на себя обязательство следовать праву. Исходной формой реализации права государством является законотворчество.

Применение  права является одной из форм реализации актов применения права, которое  необходимо там, где есть правоотношение с учетом сложности отношений  и их важности.

Награждение орденом, расторжение брака, назначение на ту или иною должность возможно лишь при наличии решения компетентного органа. Без таких решений невозможно хранить правовые нормы от нарушений, наказывать правонарушителей и ликвидировать вредные последствия правонарушений.

В наше время, являющееся посткризисным, проводится очень большое количество сложных и глобальных реформ, в связи с чем, реализация АПП находится под пристальным вниманием надзорных органов и органов власти, так как только государство в состоянии обеспечить оптимальное и эффективное регулирование общественных отношений.

Главной целью применения права является удовлетворение потребностей и интересов всего общества, а так как потребности людей постоянно меняются в соответствии с изменчивыми условиями жизни, то и правоприменители должны в своей деятельности учитывать все то новое, что необходимо для результативного регулирования различных сфер общественной жизни.

Заключение

В настоящее время  нормативные правовые акты, принимаемые  на разных уровнях власти с учетом разграничения полномочий не соответствуют требованиям, предъявляемым действующим законодательством РФ, в таких случаях говорят об их дефектности (дефектных актах). В теории государства и права, а также в отраслевых юридических науках отсутствует единый подход к определению дефектов нормативных правовых актов. В юридических источниках встречаются их различные наименования: «некачественные», «дефектные», «недействительные», «недействующие», «незаконные», «порочные» акты.

Информация о работе Акты применения права