Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 08:33, статья
Целью исследования является выявление роли предшествующего опыта работы Уполномоченного по правам человека (УПЧ) в субъекте РФ в характере деятельности возглавляемого им института в соответствующем регионе. Объектом исследования является институт Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ. В соответствии с целью работы, мы выделяем три группы Уполномоченных в соответствии с их предыдущей деятельностью: бывшие депутаты, бывшие сотрудники администрации, и бывшие сотрудники МВД и прокуратуры.
Рассматривая последний столбец этой таблицы мы видим, что текст типа Г – информация о про-активной деятельности УПЧ для группы УПЧ – бывших сотрудников администрации занимает в среднем около 30% от всего текста по сравнению с 18-20% для группы бывших депутатов и бывших силовиков. В сочетании с большей представленности в этой группе и информации, поступившей к УПЧ из иных, по сравнению с жалобами, источников – типы А и Б (столбцы 8 и 9) это приводит к тому, что в тексте Ежегодного доклада информация о нарушении прав человека для этой группы занимает около 50% всего объема текста, то примерно на треть меньше, чем для остальных двух групп УПЧ.
Таким образом, мы видим, что по большинству представленных в таблице 1 показателей все три группы УПЧ не отличаются существенно друг от друга. В каждой из этих групп имеются Уполномоченные, деятельность которых, судя по ее отражению в Ежегодных докладах и структуре самих докладов, является достаточно публичной, влияющей на уровень публичной политики в регионе, и, с другой стороны, есть УПЧ, более близкие к модели уважаемого бюро жалоб. В то же время, анализ соотношения в тексте докладов информации разного типа – столбцы 8-11 – дает основание заключить, что в группе УПЧ – бывших сотрудников администрации – более выражена про-активная модель деятельности, тогда как УПЧ из двух других групп относительно более склонны к ре-активная модели, к непосредственной работе с жалобами жителей края. С другой стороны, никто из группы УПЧ – бывших сотрудников администрации - не приводит в тексте докладов фамилий чиновников, особо отличившихся в нарушении прав человека.
Анализ представленности информации об УПЧ в Интернете.
Одним из показателей информационной активности Уполномоченного и его аппарата может служить представленность упоминания о нем в Интернете. Частота упоминания уполномоченного в Интернете отражает и степень активности его взаимодействия со СМИ, так как большинство информации печатных или электронных СМИ также представлено в Интернете.
Изучение частоты упоминаний об Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ на Интернет-сайтах проводилось следующим способом. В течение одного дня в поисковой системе Рамблер набиралась фраза «Уполномоченный по правам человека в (название региона и инициалы и фамилия конкретного Уполномоченного)» и задавался поиск. Для каждого Уполномоченного фиксировалось число ссылок и число сайтов. Так как нас интересовала частота упоминания уполномоченных как акторов поля публичной политики, то из полученных цифр вычитались ссылки на сайт и портал СПб центра СТРАТЕГИЯ, как на исследовательский центр развития института омбудсмана, а также ссылки на сайты Уполномоченного по правам человека в РФ и сайты региональных Уполномоченных, включая и их собственные сайты. Эта процедура была повторена нами дважды – в апреле 2005 и в апреле 2009 г., то есть четыре года спустя, что дает нам возможность также оценить динамику информационной активности УПЧ. Полученные значения ссылок представлены в таблице 2 – столбцы 3 и 6. В таблице приведены также срок деятельности УПЧ на момент проведения измерений ( в годах) – столбцы 4 и 7. В столбцах 5 и 8 представлено значение частного от отношения числа ссылок к сроку работы УПЧ – «приведенная» величина ссылок.
Таблица 2. Количество ссылок в Интернете на УПЧ в субъекте РФ
Группа |
Субъект РФ, Фамилия УПЧ |
2005 |
2009 | ||||
А - № ссылок |
Б - № лет работы |
А/Б |
А - № ссылок |
Б - № лет работы |
А/Б | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Бывш. Депу-таты |
Республика Алтай, С.С.Шефер |
- |
- |
- |
36 |
2 |
18 |
Кар-Черк. Респ. Н.В.Титаренко |
0 |
1.3 |
0 |
59 |
5,4 |
11 | |
Республика Коми Л.В.Завьялова |
|
|
|
153 |
2 |
76 | |
Респ. Татарстан Р.Г.Вагизов |
105 |
4,8 |
22 |
244 |
9 |
27 | |
Удмуртская Респ. М.К.Кокорин |
- |
- |
- |
41 |
4 |
10 | |
Приморский край С.В.Жеков |
39 |
1.4 |
28 |
617 |
5 |
123 | |
Астраханская обл. В.В.Виноградов |
395 |
5,4 |
73 |
- |
- |
- | |
Амурская область В.П.Глотов |
19 |
4,2 |
5 |
- |
- |
- | |
Волгоградская обл. М.А.Таранцов |
170 |
5 |
24 |
1064 |
9 |
118 | |
Иркутская область И.З.Зелент |
- |
- |
- |
25 |
2 |
13 | |
Калининград. обл. И.Ф.Вершинина |
170 |
4 |
43 |
120 |
8 |
15 | |
Калужская область Ю.И.Зельников |
24 |
1,7 |
14 |
271 |
5,7 |
48 | |
Кемеровская обл. Н.А.Волков |
169 |
4 |
42 |
275 |
8 |
36 | |
Курская область Н.Д.Ефремов |
- |
- |
- |
8 |
4 |
2 | |
Липецкая область В.А.Бородин |
20 |
3,4 |
6 |
- |
- |
- | |
Московская область С.Б.Крыжов А.Е.Жаров |
505 - |
4 - |
126 - |
- 148 |
- 3,2 |
- 50 | |
С-Петербург И.П.Михайлов |
- |
- |
- |
567 |
1.7 |
333 | |
Среднее |
35 |
62 | |||||
Бывш. Сотр. Админ. |
Респ. Дагестан С.С.Алисултанова |
- |
- |
- |
551 |
1.5 |
367 |
Каб-Балк. Респ. Б.С.Зумакулов |
- |
- |
- |
25 |
1.7 |
15 | |
Респ. Саха (Якутия) Ф.Н.Захарова |
10 |
2 |
5 |
115 |
6 |
20 | |
Алтайский край Ю.А.Вислогузов |
101 |
2 |
50 |
962 |
6 |
160 | |
Краснодарский край А.Г.Козицкий |
33 |
3 |
11 |
335 |
7 |
48 | |
Красноярский край И.Е.Жмаков М.Г.Денисов |
327 - |
4,2 - |
78 - |
482 129 |
7 1 |
70* 129 | |
Пермский край Т.И.Марголина |
|
|
|
693 |
4,4 |
157 | |
Амурская область Л.С.Хащева |
|
|
|
42 |
3,2 |
13 | |
Брянская область Б.М.Копырнов |
43 |
1,4 |
31 |
273 |
5 |
55*** | |
Липецкая область Н.И.Загнойко |
|
|
|
52 |
3 |
17 | |
Новгородская обл. Г.С.Матвеева |
- |
- |
- |
119 |
3,5 |
34 | |
Самарская область В.Н.Баландин |
60 |
2,7 |
22**** |
|
|
| |
Смоленская область В.Н.Осин |
87 |
6 |
15 |
200 |
10 |
20 | |
Тверская область И.В.Блохина |
- |
- |
- |
901 |
1,7 |
530 (А) | |
Ненецкий А.О. Б.Н.Дульнев |
- |
- |
- |
2 |
1,5 |
1 | |
Среднее |
30 |
75 | |||||
Бывш. Сотр. МВД и Прокур. |
Респ. Башкортостан, Ч.Б.Газизов Ф.И.Тукумбетов |
38 |
8 |
5 |
233 |
4 |
58 |
Респ. Ингушетия К.-С.А.-К. Кокурхаев |
22 |
2 |
11 |
223 |
6 |
37 | |
Респ. Мордовия Ю.А.Ястребцев |
- |
- |
- |
206 |
2 |
103 | |
Ставропол. край А.И.Селюков |
188 |
3 |
63 |
541 |
7 |
77 | |
Архангельская обл. Н.П.Ахраменко |
169 |
2.7 |
63 |
106 |
5,5 |
20** | |
Астраханская обл. Ю.Н.Салтыков |
- |
- |
- |
179 |
4 |
45 | |
Ростовская область А.И.Харьковский |
- |
- |
- |
67 |
2 |
33 | |
Саратовская область Н.Ф.Лукашова |
206 |
1,4 |
147 |
1863 |
5,4 |
343 | |
Среднее |
36****** |
53****** |
* - 1 год после отставки
** - 0,3 г. после отставки
*** - 0,4 г. после отставки
**** - 0,7 года после отставки
***** - 1,2 года после отставки
****** - без учета данных по Саратовско
(А) – активно участвовала в выборах 2007 г., возглавила Движение в поддержку В.В.Путина, провела общероссийский слет
Так как основной целью настоящего исследования являлось выявление роли предшествующего опыта на характер деятельности Уполномоченных по правам человека, то данные по ним, также, как и в таблице 1, выделены в три группы – группа бывших депутатов, группа бывших сотрудников администраций и группа бывших сотрудников МВД и прокуратуры. Для каждой из трех групп определялась среднее значение «приведенного» количества ссылок. При этом мы сочли логичным не учитывать аномально высокое значение этой величины для УПЧ в Тверской области - 530, так как большинство ссылок отражали не ее деятельность как УРЧ, а ее политическую активность (Она активно участвовала в выборах 2007 г., возглавив областное Движение в поддержку В.В.Путина, а также провела общероссийский слет его сторонников).
Для корректности сравнения мы решили также исключить из группы бывших сотрудников МВД и прокуратуры данные по Саратовской области, где «приведенное» значение ссылок более чем в три раза выше, чем у ее коллег по этой группе. Это, на наш взгляд, объясняется тем, что хотя Н.Ф.Лукашева и была до своего избрания на пост УПЧ руководителем отдела в областной прокуратуре, она стала не первым УПЧ в регионе, как другие ее коллеги этой группы, а «унаследовала» этот институт (включая и аппарат сотрудников) после пятилетней деятельности на посту УПЧ у А.С.Ландо - одного из самый ярких и публичных УПЧ, адвоката по основной профессии, который был ньюсмейкером не только в масштабе области, но и всей стране (Сунгуров, 2000; Институт.., 2004).
Сравнивая средние величины анализируемого показателя для всех трех групп мы видим их достаточно близкие значения – для 2005 года это 35, 30 и 36 для групп бывших депутатов, бывших сотрудников администраций и бывших сотрудников МВД и прокуратуры, соответственно. Для 2009 года «приведенное» количество ссылок выше – 62, 75 и 51, что отражает, по-видимому, развитие Интернета за прошедшие годы, но также не отличает разительно друг от друга. Можно отметить, как тенденцию, что если в 2005 г. «приведенное» количество ссылок для УПЧ – бывших сотрудников администраций было ниже, чем для УПЧ, представителей двух других групп, то в 2009 г. ситуация изменилось на противоположную – работа УПЧ - бывших сотрудники администраций оказались более представленной в публичном пространстве Интернета, чем их коллег из двух других групп.
***
Подводя итоги, мы можем заключить, что первоначальная гипотеза о более публичном характере деятельности УПЧ – бывших депутатов, не нашла подтверждение в настоящем исследовании. Напротив, как на основании анализа Ежегодных докладов УПЧ, так и на основе изучения представленности деятельности УПЧ в интернете можно говорить о том, что большая степень публичности, большее внимание к про-активной стороне деятельности скорее характерны для УПЧ – бывших сотрудников администраций, а группы УПЧ – бывших депутатов и бывших сотрудников МВД и прокуратуры по большинству показателей не отличаются друг от друга.
Второй вывод, который можно сделать на основании выполненного исследования, включающего и предварительный анализ интервью с УПЧ – это существенная гетерогенность всех трех групп по отношению к изучаемым показателям. Во всех трех группах были как Уполномоченные, деятельность которых была более ориентирована на власть, так и те, кто существенное внимание уделял реализации функции посредника, моста между обществом и властью. Соответственно, в первом случае уполномоченные рискуют превратиться в привилегированное бюро жалоб, во втором случае – они сами становятся актороми публичной политики, постепенно внедряя уважение к правам человека в сознание чиновников. Среди фактором, влияющих на выбор Уполномоченными той или иной моделей поведения, можно отметить следующие:
Выяснение влияния каждого из этих факторов будет задачей наших дальнейших исследований.
Литература.
Алексеева Л.М. История инакомыслия в СССР. Новейший период. - М.: Хельсинская группа, 2006.
Даниэль А. Возможно ли принуждение к демократии. // Публичная политика - 2007. Сборник статей. / Под редакцией М.Б.Горного и А.Ю.Сунгурова. – СПб: Норма., 2008. С. 119-126
Институт Уполномоченного по правам человека в Саратовской области: Пять лет деятельности. – Саратов, 2004.
Каптерев А. Культурная эволюция и межстрановые заимствования // Сайт Горизонты промышленной политики: http://www.prompolit.ru/141592
Кузьминов Я.И., Радаев В.В., Яковлев А.А., Ясин Е.Г. Институты: от заимствования к выращиванию. Опыт российских реформ и возможности культивирования институциональных изменений. – М.: Изд.дом ГУ ВШЭ, 2005.
Полтерович В.М. Трансплантация экономических институтов // Экономическая наука современной России, 2001. № 3.
Полтерович В. Экономическая политика, качество институтов и механизмы «ресурсного проклятия»: Доклад к VIII международной научн. конф. «Модернизация экономички и общественное развитие», Москва, 3-5 апреля 2007 г. / В.Полтерович, В.Попов, А.Тонис. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. – 98 с
Сунгуров А.Ю. Александр Ландо и его команда. Незаконченная история Саратовского Уполномоченного по правам человека. // Правозащитник, 2000, №2, с. 10-20.
А.Ю.Сунгуров. Институт Омбудсмана: эволюция традиций и современная практика (опыт сравнительного анализа). – СПб.: Норма, 2005.
Сунгуров А.Ю. Развитие института омбудсмана в различных странах как пример трансфера инноваций: диффузия, импорт и трансплантация. // Публичная политика в современной России: субъекты и институты. Сб.ст. /отв.ред.-сост. Н.Ю.Беляева. - М.: ТЕИС, 2006, с.303-318
Сунгуров А.Ю. Межстрановый перенос новых политических институтов: случай института омбудсмана. // Пространство и время в мировой политике и международных отношениях: материалы 4 Конвента РАМИ. В 10 т. / под ред. А.Ю.Мельвиля; Рос. Ассоциация международных исследований. – М.: МИМО-Университет, 2007. Т.1: Акторы в пространстве и времени мировой политики. / под ред. М.М.Лебедевой, с. 130-145.
Фомичев О. Импорт институтов и оценка его эффективности // Сайт Институциональная экономика в Сети: economy.boom.ru/Diser_last.htm
Хиль-Роблес, Альваро. Парламентский контроль за администрацией (институт омбудсмана). - М.: Ad Marginem, 1997.
1 Исследование поддержано Научным Фондом ГУ-ВШЭ.
Информация о работе Анализ докладов уполономоченных по правам человека