Анализ докладов уполономоченных по правам человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 08:33, статья

Краткое описание

Целью исследования является выявление роли предшествующего опыта работы Уполномоченного по правам человека (УПЧ) в субъекте РФ в характере деятельности возглавляемого им института в соответствующем регионе. Объектом исследования является институт Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ. В соответствии с целью работы, мы выделяем три группы Уполномоченных в соответствии с их предыдущей деятельностью: бывшие депутаты, бывшие сотрудники администрации, и бывшие сотрудники МВД и прокуратуры.

Вложенные файлы: 1 файл

Статья-ИП-1.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

Рассматривая последний столбец этой таблицы мы видим, что текст  типа Г – информация о про-активной деятельности УПЧ для группы УПЧ – бывших сотрудников администрации занимает в среднем около 30% от всего текста по сравнению с 18-20% для группы бывших депутатов и бывших силовиков. В сочетании с большей представленности в этой группе и информации, поступившей к УПЧ из иных, по сравнению с жалобами, источников – типы А и Б (столбцы 8 и 9) это приводит к тому, что в тексте Ежегодного доклада информация о нарушении прав человека для этой группы занимает около 50% всего объема текста, то примерно на треть меньше, чем для остальных двух групп УПЧ.

 Таким образом, мы видим, что по большинству представленных в таблице 1 показателей все три группы УПЧ не отличаются существенно друг от друга. В каждой из этих групп имеются Уполномоченные, деятельность которых, судя по ее отражению в Ежегодных докладах  и структуре самих докладов, является достаточно публичной, влияющей на уровень публичной политики в регионе, и, с другой стороны, есть УПЧ, более близкие к модели уважаемого бюро жалоб. В то же время, анализ соотношения в тексте докладов информации разного типа – столбцы 8-11 – дает основание заключить, что в группе УПЧ – бывших сотрудников администрации – более выражена про-активная модель деятельности, тогда как УПЧ из двух других групп относительно более склонны к ре-активная модели,  к непосредственной работе с жалобами жителей края. С другой стороны, никто из группы УПЧ – бывших сотрудников администрации - не приводит в тексте докладов фамилий чиновников, особо отличившихся в нарушении прав человека.  

 

Анализ представленности информации об УПЧ в Интернете.

 

 Одним из показателей информационной активности Уполномоченного и его аппарата может служить представленность упоминания о нем в Интернете. Частота упоминания уполномоченного в Интернете отражает и степень активности его взаимодействия со СМИ, так как большинство информации печатных или электронных СМИ также представлено в Интернете.

Изучение частоты упоминаний об Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ на Интернет-сайтах проводилось следующим способом. В течение одного дня  в поисковой системе Рамблер набиралась фраза «Уполномоченный по правам человека в (название региона и инициалы и фамилия конкретного Уполномоченного)» и задавался поиск. Для каждого Уполномоченного фиксировалось число ссылок и число сайтов. Так как нас интересовала частота упоминания  уполномоченных как акторов поля публичной политики, то из полученных цифр вычитались ссылки на сайт и портал СПб центра СТРАТЕГИЯ, как на исследовательский центр развития института омбудсмана, а также ссылки на сайты Уполномоченного по правам человека в РФ и сайты региональных Уполномоченных, включая и их собственные сайты. Эта процедура была повторена нами дважды – в апреле 2005 и в апреле 2009 г., то есть четыре года спустя, что дает нам возможность также оценить динамику информационной активности УПЧ. Полученные значения ссылок представлены в таблице 2 – столбцы 3 и 6. В таблице приведены также срок деятельности УПЧ на момент проведения измерений ( в годах) – столбцы 4 и 7. В столбцах 5 и 8 представлено значение частного от отношения числа ссылок к сроку работы УПЧ – «приведенная» величина ссылок.

 

Таблица 2. Количество ссылок в Интернете  на УПЧ в субъекте РФ

 

Группа

Субъект РФ,

Фамилия УПЧ

2005

2009

А - № ссылок

Б - № лет работы

А/Б

А - № ссылок

Б - № лет работы

А/Б

1

2

3

4

5

6

7

8

Бывш. Депу-таты

Республика Алтай, С.С.Шефер

-

-

-

36

2

18

Кар-Черк. Респ.

Н.В.Титаренко

0

1.3

0

59

5,4

11

Республика Коми

Л.В.Завьялова

 

 

 

 

153

 

2

 

76

Респ. Татарстан

Р.Г.Вагизов

105

4,8

22

244

9

27

Удмуртская Респ.

М.К.Кокорин

-

-

-

41

4

10

Приморский край

С.В.Жеков

39

1.4

28

617

5

123

Астраханская обл.

В.В.Виноградов

 

395

 

5,4

 

73

 

-

 

-

 

-

Амурская область

В.П.Глотов

 

19

 

4,2

 

5

 

-

 

-

 

-

Волгоградская обл.

М.А.Таранцов

170

5

24

1064

9

118

Иркутская область

И.З.Зелент

-

-

-

25

2

13

Калининград. обл.

И.Ф.Вершинина

170

4

43

120

8

15

Калужская область

Ю.И.Зельников

24

1,7

14

271

5,7

48

Кемеровская обл.

Н.А.Волков

169

4

42

275

8

36

Курская область

Н.Д.Ефремов

-

-

-

8

4

2

Липецкая область

В.А.Бородин 

 

20

 

3,4

 

6

 

-

 

-

 

-

Московская область

С.Б.Крыжов

А.Е.Жаров

 

505

-

 

4

-

 

126

-

 

-

148

 

-

3,2

 

-

50

С-Петербург

И.П.Михайлов

-

-

-

567

1.7

333

Среднее

     

35

   

62

Бывш.

Сотр.

Админ.

Респ. Дагестан

С.С.Алисултанова

-

-

-

551

1.5

367

Каб-Балк. Респ. Б.С.Зумакулов

-

-

-

25

1.7

15

Респ. Саха (Якутия)

Ф.Н.Захарова

10

2

5

115

6

20

Алтайский край

Ю.А.Вислогузов

101

2

50

962

6

160

Краснодарский край

А.Г.Козицкий

33

3

11

335

7

48

Красноярский край

И.Е.Жмаков

М.Г.Денисов

 

327

-

 

4,2

-

 

78

-

 

482

129

 

7

1

 

70*

129

Пермский край

Т.И.Марголина

 

 

 

 

693

 

4,4

 

157

Амурская область

Л.С.Хащева

 

 

 

 

42

 

3,2

 

13

Брянская область

Б.М.Копырнов

43

1,4

31

273

5

55***

Липецкая область

Н.И.Загнойко

 

 

 

 

52

 

3

 

17

Новгородская обл.

Г.С.Матвеева

-

-

-

119

3,5

34

Самарская область

В.Н.Баландин

 

60

 

2,7

 

22****

 

 

 

Смоленская область

В.Н.Осин

87

6

15

200

10

20

Тверская область

И.В.Блохина

-

-

-

901

1,7

530 (А)

Ненецкий А.О.

Б.Н.Дульнев

-

-

-

2

1,5

1

Среднее

     

30

   

75

Бывш.

Сотр.

МВД и Прокур.

Респ. Башкортостан,

Ч.Б.Газизов 

Ф.И.Тукумбетов

 

38

 

8

 

5

 

 

233

 

 

4

 

 

58

Респ. Ингушетия

К.-С.А.-К. Кокурхаев

22

2

11

223

6

37

Респ. Мордовия

Ю.А.Ястребцев

-

-

-

206

2

103

Ставропол. край

А.И.Селюков

188

3

63

541

7

77

Архангельская обл.

Н.П.Ахраменко

169

2.7

63

106

5,5

20**

Астраханская обл.

Ю.Н.Салтыков

 

-

 

-

 

-

 

179

 

4

 

45

Ростовская область

А.И.Харьковский

-

-

-

67

2

33

Саратовская область

Н.Ф.Лукашова

 

206

 

1,4

 

147

 

1863

 

5,4

 

343

Среднее

     

36******

   

53******


* - 1 год после отставки

** - 0,3 г. после отставки

*** - 0,4 г. после отставки

**** - 0,7 года после отставки

***** - 1,2 года после отставки

****** - без учета данных по Саратовской обл.

(А) – активно участвовала  в выборах 2007 г., возглавила Движение  в поддержку В.В.Путина, провела  общероссийский слет 

 

Так как основной целью настоящего исследования являлось выявление роли предшествующего опыта на характер деятельности Уполномоченных по правам человека, то данные по ним, также, как и в таблице 1, выделены в три группы – группа бывших депутатов, группа бывших сотрудников администраций и группа бывших сотрудников МВД и прокуратуры. Для каждой из трех групп определялась среднее значение «приведенного» количества ссылок. При этом мы сочли логичным не учитывать аномально высокое значение этой величины для УПЧ в Тверской области - 530, так как большинство ссылок отражали не ее деятельность как УРЧ, а ее политическую активность (Она активно участвовала в выборах 2007 г., возглавив областное  Движение в поддержку В.В.Путина, а также провела общероссийский слет его сторонников).

Для корректности сравнения мы решили также исключить из группы бывших сотрудников МВД и прокуратуры  данные по Саратовской области, где «приведенное» значение ссылок более чем в три раза выше, чем у ее коллег по этой группе. Это, на наш взгляд, объясняется тем, что хотя Н.Ф.Лукашева и была до своего избрания на пост УПЧ руководителем отдела в областной прокуратуре, она стала не первым УПЧ в регионе, как другие ее коллеги этой группы, а «унаследовала» этот институт (включая и аппарат сотрудников) после пятилетней деятельности на посту УПЧ у А.С.Ландо   - одного из самый ярких и публичных УПЧ, адвоката по основной профессии, который был ньюсмейкером не только в масштабе области, но и всей стране (Сунгуров, 2000; Институт.., 2004).

Сравнивая средние величины анализируемого показателя для всех трех групп мы видим их достаточно близкие значения – для 2005 года это 35, 30 и 36 для групп бывших депутатов, бывших сотрудников администраций и бывших сотрудников МВД и прокуратуры, соответственно. Для 2009 года «приведенное» количество ссылок выше – 62, 75 и 51, что отражает, по-видимому, развитие Интернета за прошедшие годы, но также не отличает разительно друг от друга. Можно отметить, как тенденцию, что если в 2005 г. «приведенное» количество ссылок для УПЧ – бывших сотрудников администраций было ниже, чем для УПЧ, представителей двух других групп, то в 2009 г. ситуация изменилось на противоположную – работа УПЧ - бывших сотрудники администраций оказались более представленной в публичном пространстве Интернета, чем их коллег из двух других групп.

 

***

Подводя итоги, мы можем заключить, что первоначальная гипотеза о более публичном характере деятельности УПЧ – бывших депутатов, не нашла подтверждение в настоящем исследовании. Напротив, как на основании анализа Ежегодных докладов УПЧ, так и на основе изучения представленности деятельности УПЧ в интернете можно говорить о том, что большая степень публичности, большее внимание к про-активной стороне деятельности  скорее характерны для УПЧ – бывших сотрудников администраций, а группы УПЧ – бывших депутатов и бывших сотрудников МВД и прокуратуры по большинству показателей не отличаются друг от друга.

Второй вывод, который можно  сделать на основании выполненного исследования, включающего и предварительный анализ интервью с УПЧ – это существенная гетерогенность всех трех групп по отношению к изучаемым показателям. Во всех трех группах были как Уполномоченные, деятельность которых была более ориентирована на власть, так и те, кто существенное внимание уделял реализации функции посредника, моста между обществом и властью. Соответственно, в первом случае уполномоченные рискуют превратиться в привилегированное бюро жалоб, во втором случае – они сами становятся актороми публичной политики, постепенно внедряя уважение к правам человека в сознание чиновников. Среди фактором, влияющих на выбор Уполномоченными той или иной моделей поведения, можно отметить следующие:

  • Участие в разработке и обсуждении законов об Уполномоченных по правам человека, вовлеченность в формирование этого института, то есть осознанный характер участия в подготовительном процессе  – или приход на должность Уполномоченного вследствие решения вышестоящего руководства;
  • Наличие или отсутствие внутренней установки на серьезное включение в тематику «государственной правозащиты»
  • В случае, когда Уполномоченный становится не первым, а вторым или третьим УПЧ в субъекте РФ, существенным фактором становится опыт деятельности предыдущего (предыдущих) УПЧ и их аппаратов.
  • Наличие заинтересованных советников-экспертов и готовность принять эти советы.

Выяснение влияния каждого из этих факторов будет задачей наших  дальнейших исследований.

 

Литература.

 

Алексеева Л.М. История инакомыслия в СССР. Новейший период. - М.: Хельсинская группа, 2006.

Даниэль А. Возможно ли принуждение к демократии. // Публичная политика - 2007.  Сборник статей. / Под редакцией М.Б.Горного и А.Ю.Сунгурова. – СПб: Норма., 2008. С. 119-126

Институт Уполномоченного по правам человека  в Саратовской области: Пять лет деятельности. – Саратов, 2004.

Каптерев А. Культурная эволюция и межстрановые заимствования // Сайт Горизонты промышленной политики: http://www.prompolit.ru/141592

Кузьминов Я.И., Радаев В.В., Яковлев  А.А., Ясин Е.Г. Институты: от заимствования  к выращиванию. Опыт российских реформ и возможности культивирования институциональных изменений. – М.: Изд.дом ГУ ВШЭ, 2005.

Полтерович В.М. Трансплантация экономических  институтов // Экономическая наука  современной России, 2001. № 3.

Полтерович В. Экономическая политика, качество институтов и механизмы  «ресурсного проклятия»: Доклад к VIII международной научн. конф. «Модернизация экономички и общественное развитие», Москва, 3-5 апреля 2007 г. / В.Полтерович, В.Попов, А.Тонис. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. – 98 с

Сунгуров А.Ю. Александр Ландо  и его команда. Незаконченная история Саратовского Уполномоченного по правам человека. // Правозащитник, 2000, №2, с. 10-20.

А.Ю.Сунгуров. Институт Омбудсмана: эволюция традиций и современная практика (опыт сравнительного анализа).  – СПб.: Норма, 2005.

Сунгуров А.Ю. Развитие  института омбудсмана в различных странах  как пример трансфера инноваций: диффузия, импорт и трансплантация. // Публичная политика в современной России: субъекты и институты. Сб.ст. /отв.ред.-сост. Н.Ю.Беляева. - М.: ТЕИС, 2006, с.303-318

Сунгуров А.Ю. Межстрановый перенос новых политических институтов: случай института омбудсмана. // Пространство и время в мировой политике и международных отношениях: материалы 4 Конвента РАМИ. В 10 т. / под ред. А.Ю.Мельвиля; Рос. Ассоциация международных исследований. – М.: МИМО-Университет, 2007.  Т.1: Акторы в пространстве и времени мировой политики. / под ред. М.М.Лебедевой, с. 130-145.

Фомичев О. Импорт институтов и оценка его эффективности // Сайт Институциональная  экономика в Сети: economy.boom.ru/Diser_last.htm

Хиль-Роблес, Альваро. Парламентский  контроль за администрацией (институт омбудсмана). - М.: Ad Marginem, 1997.

1 Исследование  поддержано Научным Фондом ГУ-ВШЭ.


Информация о работе Анализ докладов уполономоченных по правам человека