Анализ региональной политики (на примере Ростовской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 14:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследовать современные особенности региональной политики государства.
4
Задачи курсовой работы:
1. Исследовать сущность, цели, принципы и механизмы реализации региональной политика государства;
2. Определить критерии эффективности региональной политики государства, методы ее измерения;

Содержание

Введение ................................................................................................................... 3
Глава 1 Теоретические основы изучения региональной государственно политики ................................................................................................................... 5
1.1 Региональная политика: сущность, цели, принципы и механизмы реализации ............................................................................................................... 5
1.2 Эффективность региональной политики, методы ее измерения................ 10
Глава 2 Анализ региональной политики (на примере Ростовской области) .. 14
2.1 Экономическая характеристика Ростовской области ................................. 14
2.2 Налоговая политика ........................................................................................ 16
2.3 Приоритеты внешнеэкономической политики ............................................ 19
2.4 Промышленная политика ............................................................................... 22
2.5 Финансовая политика ..................................................................................... 31
2.6 Аграрная политика .......................................................................................... 34
2.7 Молодежная политика .................................................................................... 39
Заключение ............................................................................................................ 45
Список литературы ...............................................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

Региональная политика государства.pdf

— 413.52 Кб (Скачать файл)
Page 1
Содержание
Введение...................................................................................................................3
Глава 1 Теоретические основы изучения региональной государственно
политики...................................................................................................................5
1.1 Региональная политика: сущность, цели, принципы и механизмы
реализации ...............................................................................................................5
1.2 Эффективность региональной политики, методы ее измерения................10
Глава 2 Анализ региональной политики (на примере Ростовской области) ..14
2.1 Экономическая характеристика Ростовской области .................................14
2.2 Налоговая политика........................................................................................16
2.3 Приоритеты внешнеэкономической политики ............................................19
2.4 Промышленная политика...............................................................................22
2.5 Финансовая политика .....................................................................................31
2.6 Аграрная политика..........................................................................................34
2.7 Молодежная политика....................................................................................39
Заключение ............................................................................................................45
Список литературы ...............................................................................................47

Page 2

3
Введение
Региональная политика — это система государственных мер,
определяющих взаимоотношения государства с регионами на различных
этапах социально-политического развития. Региональная политика является
составной частью общегосударственной политики в области экономического
и социального развития страны. Региональная политика - это целостное и
самодостаточное звено политической основы общества, без которого
последнее, а также каждый человек в отдельности и природная среда могут
лишь случайно и без гарантированного успеха существовать на каждой
конкретной территории, оставаясь "наедине" с государством, его
экономической, внешней, внутренней и иной политикой. Объединительной
идеей и государственной, и местной региональной политики может и должна
стать устойчивость, стабильность меж- и внутрирегиональных отношений.
Под региональной экономической политикой в РФ понимается система
целей и задач по управлению экономическим и социальным развитием
регионов, а также механизм их реализации. Отсюда следует, что
региональная политика является органической частью общей социально-
экономической политики государства, синтезирующей ее региональные
аспекты. Она направлена на всемерное использование благоприятных
факторов и ограничение действия негативных региональных факторов для
достижения общих стратегических целей и задач социально-экономического
развития страны. Вместе с тем это часть общей региональной политики,
создающая экономические основы целостности российского государства,
всех жизненно важных направлений развития российского общества.
Приоритетными направлениями в региональной политике являются:
социальные, экономические, экологические, национальные и межэтнические
отношения. Все они, безусловно, взаимосвязаны, но в центре этих
приоритетов находится экономическое направление.
Цель курсовой работы – исследовать современные особенности
региональной политики государства
.

Page 3

4
Задачи курсовой работы:
1. Исследовать сущность, цели, принципы и механизмы реализации
региональной политика государства;
2. Определить критерии эффективности региональной политики
государства, методы ее измерения;
3. Рассмотреть экономическую характеристику Ростовской области;
4. Исследовать налоговую политику правительства области, а так
же выявить приоритеты внешнеэкономической, промышленной,
финансовой, аграрной и молодежной политики.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
литературы.

Page 4

5
Глава 1 Теоретические основы изучения региональной государственно
политики
1.1 Региональная политика: сущность, цели, принципы и механизмы
реализации
Региональная политика – это особый вид государственной
экономической политики, направленной на государственное регулирование
территориального развития.
1
Региональная политика должна быть направлена на реализацию таких
целей, которые не могут быть достигнуты автоматически в результате
действия рыночных механизмов.
Глобальной целью региональной политики является достижение более
эффективного и (или) более равномерного распределения экономической
активности на территории страны. Эта формулировка характеризует две
стороны регионального социально-экономического развития:
экономическую активность, которая требует экономики
рационального распределения производства в пространстве и
использования производственного потенциала каждого региона в
целях общенационального благосостояния;
социальную справедливость, т. е. такое пространственное
распределение экономической деятельности, при котором
жители всех регионов имеют более или иене равные
возможности достижения желаемого благосостояния.
Обе эти цели региональной политики, как правило, противоречивы. К
примеру, сумма максимумов региональных доходов эквивалентна максимуму
национального дохода только при условии свободной конкуренции, однако
пространственная экономика не является
экономикой свободной
конкуренции, поэтому конфликт между национальными целями (рост и
эффективность) и региональными (равенство) неизбежен. На практике этот
конфликт разрешается следующим образом: на каждом конкретном
1
Маршалова А.С. Система государственного муниципального управления. М.: 2010

Page 5

6
историческом этапе развития в каждой конкретной стране преобладает одна
из указанных глобальных целей.
Глобальные цели региональной экономической политики являются
слишком общими для того, чтобы служить принятию конкретных
экономических решений, поэтому они могут быть конкретизированы и
трансформированы в многоуровневую систему целевых показателей.
На самом верхнем уровне цели региональной политики совпадают с
целями общенациональной политики, такими как рост, эффективность,
равенство, стабильность, качество жизни. Однако и эти цели являются
слишком общими для того, чтобы служить выработке конкретных
мероприятий по экономической политике, поэтому их нужно детализировать,
сделав тем самым более операбельными
2
.
Следующий уровень целей содержит региональную эффективность,
межрегиональную конвергенцию среднедушевых доходов, обеспечение
минимальных стандартов общественных и социальных
услуг всем
гражданам независимо от того места, где они живут.
На следующем уровне могут быть выделены такие цели, как
максимизация определенных экономических индикаторов, например,
занятости, ВРП или среднедушевых доходов. Своя система целей,
взаимосвязанная с целями более высокого и более низкого уровней, может
быть построена для региона любого ранга.
Таким образом, в общем случае региональная экономика
ориентирована на множество целей, но все они могут быть сведены в две
простые модели:
модель эффективности – максимизация роста национальной
экономики (имея в виду оптимальное распределение ресурсов в
пространстве);
модель равенства – снижение межрегиональных различий
показателей доходов, благосостояния и роста».
2
Корчагин Ю.А. Региональная финансовая политика и экономика. М.: 2009

Page 6

7
Классический анализ региональной политики обычно связан с
разрешением конфликта между эффективностью и равенством. Если регионы
с низкими доходами имеют более высокую отдачу на капитал, то цели
эффективности и равенства не противоречат друг другу, но поскольку
агломерационные эффекты, более широкие рыночные возможности и
психологические предпочтения населения связаны с более развитыми и
богатыми регионами, то указанные цели противоречат друг другу.
Теоретически конфликт в рамках двухцелевой модели разрешается
достаточно просто. Один из возможных путей состоит в следующем. Можно
выбрать приоритетную цель и максимизировать ее в рамках некоторой
модели, а вторую цель зафиксировать в качестве ограничения.
Вышеизложенная проблема эффективности и равенства, - один из
аспектов формирования целей региональной политики. Не менее сложные
проблемы выбора целей порождаются многоуровневым характером
региональных систем. Они касаются соотношения целей регионов разного
уровня, например, соотношения целей экономического роста национальной
экономики и отдельного региона.
Если региональный рост рассматривать как конкурентный, т. е.
осуществляемый за счет межрегионального перераспределения ресурсов, то
цель экономического роста национальной экономики может быть
реализована за счет приоритетного роста наиболее эффективных регионов,
что может противоречить целям роста в отдельных менее эффективных
регионах, однако проблемы межуровневого взаимодействия целей также
могут быть сформулированы в рамках двух рассмотренных моделей –
эффективности и равенства.
Межрегиональные взаимодействия в этом случае могут быть
организованы следующим образом. Обеспечение эффективного роста
экономики в целом может быть обеспечено за счет перераспределения
ресурсов в наиболее эффективные регионы, что будет соответствовать
политике региональной эффективности, а дополнительный эффект,

Page 7

8
полученный от роста в этих регионах, может быть направлена на поддержку
слабых регионов, за счет чего может быть обеспечена социальная
справедливость.
Средства макроэкономической политики включают в себя налоговую,
бюджетную, ценовую, кредитно-денежную, социальную, торговую и другие
виды экономической политики, они используются, как правило, на
национальном уровне для проведения политики центральных органов власти
по отношению к регионам.
Меры макроэкономической политики могут быть реализованы двояким
образом: либо частичный контроль над теми или иными инструментами
региональной политики передается на уровень отдельных регионов, либо он
сосредотачивается в руках центральной власти.
В первом случае отдельные регионы могут использовать указанные
инструменты по своему усмотрению, тогда параметры экономического
развития, регулируемые на основе тех или иных инструментов, оказываются
в руках у региональных властей, это может касаться, например, ставок
налогов, экспортно-импортных пошлин.
3
Эта ситуация соответствует фактически автономному регулированию
экономической деятельности отдельными регионами без ее взаимного
согласования, а такой способ реализации региональной макроэкономической
политики является скорее исключением, чем правилом, поэтому, если такая
схема реализуется, то она касается только отдельных инструментов
макроэкономической политики.
Более распространенным случаем является центральный контроль над
макрополитикой, когда общие параметры экономической системы
регулируются центральным
правительством. Это
не исключает
дифференциации проводимой экономической политики, т.е. для разных
регионов могут использоваться различные значения управляющих
параметров, при этом центральные органы управления определяют степень
3
Родионова И.А. Региональная экономика. М.: 2010

Page 8

9
дифференциации значений экономических параметров, например, для разных
регионов могут быть установлены различные ставки налогов, отдельные
регионы могут получать льготные кредиты либо субсидии и т.д.
Для реализации региональной экономической политики необходимо
располагать набором политических и экономических инструментов, которые
могут использоваться органами государственного управления разных
уровней
для
воздействия на
отдельные
регионы
либо
всю
многорегиональную национальную экономику, а также методов их
использования.
Инструментарий региональной политики включает все средства,
используемые в экономической политике, такие как налоговая, бюджетная,
ценовая, кредитно-денежная, социальная виды политики, особенность его
состоит в том, что он применяется для разрешения региональных проблем.
Существует
множество
классификаций,
используемых
для
систематизации инструментов региональной экономической политики.
Можем выделить две группы:
4
средства макроэкономической политики;
средства микроэкономической политики.
Средства микроэкономической
политики, используемые при
проведении региональной политики, определяются в зависимости от выбора
объекта воздействия: труд или капитал, и выбора направлений воздействия:
внутренняя или внешняя перестройка условий деятельности. Так, к политике
воздействия на труд можно отнести: переориентацию труда на месте,
пространственное перемещение, повышение эффективности рынков труда. К
политике воздействия на капитал: налоги и субсидии, повышение
эффективности рынка капиталов, повышение эффективности управления
фирмами и административный контроль над деятельностью предприятий.
5
4
Корчагин Ю.А. Региональная финансовая политика и экономика. М.: 2009
5
Родионова И.А. Региональная экономика. М.: 2010

Page 9

10
Макроэкономическая региональная политика осуществляется в
большинстве случаев путем прямого государственного контроля над теми
или
иными параметрами
развития
региона. При
проведении
микроэкономической региональной экономической политики прямой
государственный контроль над размещением капитала и распределением
рабочей силы весьма ограничен, поэтому региональная политика реализуется
преимущественно при помощи косвенных методов экономического
воздействия.
6
Существенная
разница
между
макроэкономическим
и
микроэкономическим подходами к региональной политике состоит в том, что
использование макроэкономических инструментов нацелено на изменение
географического распределения спроса на товары, когда регулирование
осуществляется в рамках достижения равновесия на межрегиональном
рынке. Микроэкономические инструменты используются для прямого
влияния на предложение товаров на локальных рынках. Целью
микроэкономической политики является воздействие на локационные
решения фирм и домашних хозяйств, т.е. стимулирование труда и капитала к
перемещению в те регионы, которые лица, разрабатывающие региональную
политику, считают наиболее предпочтительной.
1.2 Эффективность региональной политики, методы ее измерения
Региональная экономическая политика преследует достижение
определенных целей, поставленных на национальном или региональном
уровнях, поэтому естественной является постановка вопроса о
результативности проводимой региональной политики. Объективная оценка
результатов экономической политики является чрезвычайно сложной,
поэтому очень часто решения, касающиеся региональной политики,
принимаются без оценки их возможных и реальных результатов.
6
Корчагин Ю.А. Региональная финансовая политика и экономика. М.: 2009

Page 10

11
В принципе такая оценка должна включать в себя все прямые т
косвенные эффекты, возникающие в экономике. Кроме того, в такую оценку
включается множество субъективных факторов, поскольку фактически такая
оценка означает оценку политиками результатов своей деятельности.
Возможны, по крайней мере, четыре различных подхода к оценке
результативности региональной политики:
7
оценка отдельных индикаторов;
сравнение действительных результатов политики с возможными
результатами развития без осуществления политики;
соизмерение издержек и выгод;
степень достижения поставленных целей.
Однако ни один из перечисленных методов не является
общепризнанным и полностью разработанным.
Первым, наиболее простой подход основывается на оценке отдельных
экономических индикаторов, которые численно характеризуют результаты
проведенных мероприятий, таких как количество рабочих мест, созданных в
регионах, получавших государственную поддержку, количество фирм,
получивших субсидии, величина бюджетных средств, направленных на
поддержку регионов, структурные изменения в отстающих регионах,
снижение безработицы, тенденции миграции и т.д. Этот метод прост в его
реализации, однако он не дает системного представления о результативности
проводимой политики, поскольку изменения различных индикаторов могут
быть разнонаправленными, их значимость также различна.
Второй подход основывается на идее сравнения результатов развития
регионов, достигнутых под влиянием проводимой региональной политики, с
теми результатами, которые регион мог бы получить, если бы региональная
политика не проводилась. Эффект от проводимой политики определяется как
разница действительных экономических показателей, например, ВРП или
занятости, и гипотетических показателей, которые могли бы быть получены
7
Дорошенко И.В. Региональная экономика и размещение производительных сил. М.: 2009

Page 11

12
при отсутствии целенаправленной экономической политики. Эта идея более
понятна содержательно, но более трудна с очки зрения ее практической
реализации, поскольку результаты экономического развития определяются
всей совокупностью региональных и национальных факторов развития
региона, абстрагируясь от влияния мероприятий региональной политики.
Кроме того, эффект региональной политики может быть более широким, чем
только изменение того или иного экономического показателя.
Третий метод, в отличие от второго, который концентрируется на
агрегированной оценке результатов региональной политики, нацелен на
микроэкономическую оценку результатов экономической политики. Этот
метод основывается на соизмерении издержек и выгоды от мероприятий
региональной политики. Проблемы в его использовании связаны с тем, что
не все результаты региональной политики можно оценить количественно. В
силу трудностей его практической реализации он используется чаще всего
для оценки влияния региональной политики на экономику отдельного
региона.
Четвертый метод основан на оценке степени достижения поставленных
перед региональной политикой целей. На первый взгляд это более
привлекательный метод, поскольку дает непосредственную оценку
достигнутых результатов, однако воспользоваться этим методом можно
только в том случае, если цели региональной политики были определены
количественно. Кроме того, региональная политика оказывает комплексное
влияние на всю экономику, поэтому достижение одной конкретной цели
может быть сопряжено с негативными последствиями для всех других
аспектов развития. Более корректно оценивать степень достижения всего
комплекса целей, используя различные способы взвешивания и соизмерения
целей, однако технически такое соизмерение оказывается, как правило,
довольно сложной процедурой.
Экономической наукой пока не предложено универсальных способов
оценки результатов региональной политики, поэтому при оценке могут

Page 12

13
использоваться либо один из указанных методов, либо все вместе. Важное
значение при этом имеет наличие необходимой для проведения оценки
экономической информации.

Page 13

14
Глава 2 Анализ региональной политики (на примере Ростовской
области)
2.1 Экономическая характеристика Ростовской области
Выгодное экономико-географическое расположение Ростовской
области, развитая транспортная инфраструктура, высокая обеспеченность
трудовыми ресурсами, отсутствие социальной напряженности исторически
определили положение области как одного из крупнейших на юге
страныцентров многоотраслевой промышленности, развитого сельского
хозяйства, науки, культуры.
По объемам валового регионального продукта область находится на 15
месте среди других субъектов России.
Министерством регионального развития на основании оценки ситуации
в реальном секторе экономики, инвестиционной привлекательности,
социальной и бюджетной сферах область отнесена во вторую группу
регионов со средним уровнем развития. Таких регионов в России 22. Среди
них: г. Москва, Московская, Липецкая, Астраханская области, Республика
Татарстан и другие.
8
8
Игнатов В.Г. Управление региональным экономическим развитием Юга России. Ростов н/Д.: 2006

Page 14

15
Диаграмма 1. - Структура ВРП Ростовской области
9
В 2010 году в области темпы роста валового регионального продукта
по сравнению с 2009 годом увеличены на 6,4 %, что выше, чем прирост ВВП
в России (на 4%). Рост обеспечен за счет опережающего развития
обрабатывающих производств. В 2012 году в экономике области
предполагается сохранение устойчивых темпов развития.
10
Ростовская область является энергообеспеченным регионом и занимает
первое место в четверке основных регионов - энергопроизводителей Южного
федерального округа. Мощностей электростанций, расположенных на
территории области, достаточно для покрытия нагрузок. Основной объем
9
Официальный сайт Администрации Ростовской области. www.donland.ru
10
Там же

Page 15

16
потребления электроэнергии приходится на обрабатывающие производства,
коммунальное и сельское хозяйство, транспорт.
Уровень зарегистрированной безработицы в области (1,3 %) ниже, чем
в России (2,4 %).
11
Ростовская область открыта к взаимовыгодному сотрудничеству и
приветствует конструктивные деловые предложения отечественных и
иностранных инвесторов, реализация которых будет способствовать
развитию, целостности и процветанию как области, так и России в целом.
2.2 Налоговая политика
Налоговая политика имеет стратегическую
цель создания
сбалансированной
и
приемлемой
для государства и
субъектов
хозяйствования
системы
налогообложения,
стимулирующей
производственное
накопление,
рост
производительности
труда,
инвестиционную активность всех субъектов хозяйствования в реальном
секторе экономики, рост предпринимательской активности населения и
самозанятости.
Совершенствование
регионального
налогообложения
должно
базироваться на концепции стабильного, полного и своевременного
перечисления налоговых платежей Центру, при гибкой дифференциации
налоговых ставок на территории региона с целью стимулирования
приоритетных отраслей, производств, отдельных видов деятельности, услуг и
т.д.
Построение концепции налоговой политики региона возможно
исключительно в рамках региональной компетенции. Стратегические
направления этой политики разрабатываются федеральными органами.
Центральное место в разрабатываемой концепции занимает развитие
региональной системы налогообложения, которая представляет собой
11
Официальный сайт Администрации Ростовской области. www.donland.ru

Page 16

17
систему, функционирующую на территории субъекта Федерации в
соответствии с нормами, установленными Налоговым кодексом Российской
Федерации.
Без определения функциональных границ региональной системы
налогообложения и пределов самостоятельности в решении ее проблем
невозможно построение концепции. Компетенция региональных органов в
налоговой политике и, прежде всего, в налогообложении установлена
законодательством о налогах и сборах Российской Федерации. Это трансферт
федеральных налогов, право устанавливать льготы, ставки, сроки уплаты
региональных и местных налогов.
Региональная самостоятельность
в
налоговом регулировании
определена в НК РФ по следующим направлениям: регионам разрешено
принимать областные законы на базе "рамочных" федеральных законов.
Такие законы уже приняты в Ростовской области по налогу с продаж, по
единому налогу на вмененный доход; а также установлен порядок,
упрощающий систему налогообложения малого бизнеса.
Для Ростовской областной налоговой системы актуальными и не в
полной мере решенными задачами являются:
наращивание налогового потенциала и общее снижение
налогового бремени;
осуществление высокоэффективных для экономики налоговых
изменений;
поддержка производителей, особенно
работающих
на
потребительский рынок;
существенное усиление налогового стимулирования для
инвестиционной активности и инновационной деятельности;
обеспечение в полной мере доходной части бюджетов всех
уровней;
расширение использования инвестиционного
налогового
кредитования;

Page 17

18
введение
в
действие
механизмов,
обеспечивающих
невозможность и невыгодность уклонения от налоговых
платежей.
Основными приоритетами налоговой реформы в Ростовской области
должны стать:
более обоснованная дифференциация региональных и местных
ставок по федеральным налогам при своевременной и полной
уплате причитающихся сумм налоговых платежей федеральному
бюджету;
обеспечение реализации принципа "равный налог на равный
доход" (усиление прогрессивности шкалы подоходного налога с
физических лиц);
последовательная
оптимизация
налогооблагаемых
баз,
исключение разовых доходов, показателей, не отражающих
экономическую и юридическую сущность облагаемого налогом
объекта;
систематизация
и
упорядочение
налоговых
льгот,
стимулирование
посредством
установленных
льгот
инвестиционной активности производственной, научной и
коммерческой деятельности предприятий и организаций;
унификация налоговой системы региона, выведение из нее ряда
платежей неналогового характера;
снижение объемов налоговых
платежей
натуроплатой,
увеличение доли денежных расчетов;
усиление мер по укреплению налоговой дисциплины,
обеспечения
соблюдения
налогового
и
бюджетного
законодательства, упорядочения денежного обращения;
разработка и реализация механизма списания безнадежной
недоимки
и
пени,
числящейся
за
отдельными

Page 18

19
налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми
агентами, по региональным и местным налогам;
усиление контроля за производством и реализацией алкогольной
продукции;
разработка
механизма
более
действенного
контроля
правоохранительными,
контролирующими
органами
за
реализацией горюче-смазочных материалов;
повышение ответственности головных акционерных обществ за
дочерние предприятия, имеющие задолженность по платежам в
консолидированный бюджет области.
В соответствии с указанными приоритетами определяются следующие
концептуальные направления в следующих областях налоговой политики:
налогооблагаемая база и налоговый потенциал;
экономический механизм региональных и местных налогов;
меры повышения инвестиционной активности;
методическое и информационное обеспечение налогообложения.
2.3 Приоритеты внешнеэкономической политики
Декларирование и практическое исполнение принципа приверженности
рыночным методам управления на уровне региона являются существенными
факторами привлекательности, политического и экономического имиджа
региона. Внешнеэкономическая деятельность выступает привлекательным и
эффективным элементом механизма развития любого региона, источником
ресурсов (опыта, товаров, капиталов) и является конкурентным полем их
работы.
Доступ региона к каналам информационной, технической и другой
международной помощи проходит оценку на соответствие декларируемого и
фактического использования рыночных методов управления.

Page 19

20
Система государственного регулирования требует кардинального
повышения эффективности, оперативности и соответствия стратегическим
задачам как федерального, так и регионального развития.
На первом этапе производится анализ использовавшихся на практике за
десятилетний период работы форм и методов государственного
регулирования внешнеэкономической сферы, позволяющий выделить
наиболее эффективные из них.
Создается модель
использования
государственных
методов
управления, использующая нетарифные барьеры для защиты региональных
рынков и методы рыночного регулирования.
Федеральный принцип принятия управленческих решений в сфере ВЭД
не позволяет регионам, иначе, чем через их региональные структуры,
проводить скоординированную единую политику по реализации стратегии.
Принцип
взаимодействия
предполагает координирующую
и
инициирующую роль региональной администрации в налаживании
необходимого и эффективного профессионального общения и согласованной
политики по отношению к участникам ВЭД.
Ведомственная структура органов государственной власти определяет
функциональную структуру механизмов управления ВЭД на региональном и
федеральном уровнях, а также неизбежность реализации ведомственных
подходов и интересов в сфере ВЭД. Избежать ведомственности можно
увеличением координации и горизонтального взаимодействия органов
управления. Предприятиям - участникам требуется четко разработанный
набор правил и действий для достижения конечного результата, выраженных
в стандартных процедурах (критерии соответствия данного предприятия
требованиям кредитования по международным стандартам, план подготовки
и проведения маркетингового исследования).
На первом этапе могут быть формализованы до описания стандартных
процедур
следующие
управленческие
процессы:
подготовка

Page 20

21
инвестиционного проекта, презентации предприятия по международным
стандартам, участие в международной выставке.
В последующем из анализа текущей ситуации и при подготовке
управленческих схем возможна выработка предложений на федеральный
уровень управления.
Приоритетность кадрового обеспечения сохраняется, учитывая
наблюдаемый квалификационный разрыв между профессиональными
возможностями
региональной
внешнеторговой
инфраструктуры
(таможенные брокеры, валютные дилеры, банковские подразделения,
консультанты и переводчики) и запросами со стороны предприятий и
организаций.
Постоянное повышение квалификации работников основного
производственного и торгово-посреднического звена региона, их
информированность и компетентность, знание основ международного
бизнеса должны стать приоритетом и первоочередной задачей.
Позитивный, интегральный эффект развития внешнеэкономических
связей регион может получить преимущественно в долгосрочной
перспективе, после преодоления кризиса и выхода на траекторию
устойчивого роста. Именно тогда повышение конкурентоспособности
производства и обусловленный им рост экспорта позволит компенсировать
негативные последствия ужесточения конкуренции в результате открытия
рынка и экспансии импорта.
Необходима ориентация на долгосрочные проекты и программы при
выборе инвестиционных и внешнеторговых приоритетов, создание и
использование механизмов принятия законодательных ограничений на
региональном уровне в случае нерационального использования ресурсов
региона для преследования конъюнктурных целей.
Сырьевая часть экспорта области и опыт последних лет Юга России
показывают, что наращивание объемов производства привлекательного
регионального экспортного продукта, например семян подсолнечника, может

Page 21

22
приводить к нерациональному использованию земли, нарушению
севооборотов, ее истощению. Необходим постоянный мониторинг ситуации
и возможности региональных властей по оперативному влиянию на нее.
Ключевым условием и принципом развития ВЭД является
благоприятный налоговый климат, бюджетная политика государства и
региона, стимулирующие
производство качественной
продукции,
прозрачность бизнеса, уплату разумных налогов и работу по международным
правилам бизнеса внутри страны. На этой основе происходит активизация
финансового и банковского секторов, оживление экономики. Следовательно,
для успеха ВЭД, предотвращения бегства капиталов за рубеж, прихода
стратегических иностранных инвесторов необходимо решение, в первую
очередь, налоговых вопросов.
2.4 Промышленная политика
Региональная промышленная политика
представляет
собой
взаимосвязанную совокупность целей промышленного развития и способов
их достижения. Она основывается на ранжировании полномочий в области
управления промышленным развитием между Центром и субъектом
Федерации и ориентирована на эффективное использование географических,
природных, экономических и других конкурентных преимуществ региона.
Цель промышленной политики состоит в разработке системы гибких
подходов и механизмов, направленных на стабилизацию экономического
положения промышленного комплекса, достижение на этой основе
экономического роста и повышения благосостояния населения региона.
Главными направлениями региональной промышленной политики на
современном этапе должны стать:

реформирование предприятий;

ликвидация причин, приводящих к сокращению объемов
производства или потере конкурентоспособности выпускаемой продукции;

Page 22

23

оказание всесторонней поддержки объектам подъема экономики,
ориентированным на ускорение научно-технического прогресса, разработку
и освоение новых технологий, развитие средств информатики, выпуск
конкурентоспособной продукции.
На региональном уровне приоритетные направления промышленной и
структурной
политикиопределяются
хозяйственной
специализацией
экономики, характером сложившихся структурных сдвигов и пропорций
(диспропорций) производственно-территориального комплекса области.
Для Ростовской области, как аграрно-индустриального региона,
объектами приоритетного вложения должны стать перерабатывающие и
обслуживающие производства, инфраструктурные отрасли.
Приоритетами промышленного развития являются также:
1) наращивание производства в отраслях с быстрым оборотом капитала
и высокой бюджетной эффективностью, в первую очередь обеспечивающих
товарное наполнение потребительского рынка;
2) поддержка наукоемких отраслей и высоких технологий, отраслей с
высокой степенью обработки, в том числе на базе развития кооперационных
связей с иностранными компаниями;
3)
производство
конкурентоспособной
машиностроительной
продукции как основы технической реконструкции экономики;
4) поддержка отраслей, характеризующихся техническим отставанием
на данном этапе, функционирование которых остается целесообразным в
связи с их ориентацией на производство для других отраслей, поставкой
продукции на региональный и внутренний рынок.
В региональном масштабе в качестве основополагающих задач,
обусловленных приоритетными направлениями развития промышленности
области, необходимо выделить:

реструктуризацию отдельных предприятий;

формирование рынка сбыта промышленной продукции;

Page 23

24

формирование
конкурентной
среды,
повышение
конкурентоспособности продукции;

создание условий для формирования системы государственного
регулирования деятельности промышленного комплекса, восстановление
управляемости госсобственности, государственное участие в создании
корпоративных структур;

формирование новых экономических и технологических связей
предприятий различных отраслей и хозяйственных структур;

концентрацию капитала с целью создания структур, основанных на
принципах самофинансирования, саморегуляции и саморазвития;

оживление инвестиционной деятельности в промышленности;

сохранение и развитие научно-производственного, инновационного
потенциала промышленности;

государственную поддержку экспортного сектора (кредитование,
субсидирование, налоговые и др. льготы).
Основными
способами
реструктуризации
промышленности
области должны стать:
1) формирование промышленных структур, обслуживающих АПК на
рыночной основе;
2) активное дробление существующих депрессивных монопольных
структур, не имеющих статуса временной и естественной монополии;
3) широкое привлечение банковских, торговых
и
других
предпринимательских структур к реструктуризации промышленности, ее
инвестированию;
4)
институциональные
и
организационные
преобразования
промышленности области, направленные на расширение организационно-
хозяйственных форм нового типа (ассоциации, союзы производителей,
финансово-промышленные группы, консорциумы, холдинги, малый и
средний бизнес).

Page 24

25
Важным фактором расширения спроса на продукцию промышленности
может быть лизинг, особенно в системе деятельности финансово -
промышленных групп, производящих продукцию инвестиционного
назначения (машины, оборудование, сложные приборы, аппаратура).
Прогнозы развития мировых товарных рынков указывают на
устойчивую тенденцию увеличения разрыва цен на высокотехнологичную
продукцию и на ресурсы (первичные и с низкой степенью переработки).
Исходя из этого, наряду с развитием сельхозмашиностроения, необходимо
также развивать следующие производства, имеющие потенциальные
возможности вхождения в фазу экономического роста:

инвестиционное машиностроение;

электровозостроение;

атомное машиностроение;

производство электроники.
При этом следует в первую очередь определить номенклатуру и
объемы гарантированного государственного спроса на продукцию
промышленного производства области на базе федеральных комплексных
целевых программ, носящих межрегиональный характер и служащих
повышению уровня развития отдельных субъектов РФ.
Долговременная стратегия развития должна быть ориентирована на
институциональные преобразования, связанные с созданием крупных
хозяйственных структур в агропромышленном комплексе (АПК),
строительном комплексе, машиностроении. В АПК - это организация и
функционирование агропромышленных объединений, ориентированных на
производство и реализацию конечной продукции всех ступеней переработки,
что
позволит
создать
в
Ростовской
области
современную
пищеперерабатывающую и легкую промышленность на уровне мировых
стандартов. Роль Администрации Ростовской области - долевое
государственно-коммерческое финансирование инвестиционных проектов и
обеспечение государственных гарантий. Одновременно необходимо

Page 25

26
формирование машиностроительных финансово-промышленных групп с
целью разработки, постоянного обновления и реализации систем машин и
оборудования для комплексной механизации и автоматизации труда в АПК,
включая пищевую и легкую промышленность, с организацией в структуре
ФПГ лизинговых компаний.
К стратегическим целям и приоритетам развития машиностроительного
комплекса можно отнести:

преодоление отставания регионального машиностроения от
промышленно развитых стран, в первую очередь в отношении технико -
технологических
параметров
выпускаемой
(подготавливаемой
к
производству) продукции;

реструктуризацию машиностроения области в направлении создания
системы машин, обеспечивающих решение первоочередных региональных
задач;

обеспечение производства оборонной техники в соответствии с
целями принятой военной доктрины;

формирование
устойчивого
экспортного
потенциала
машиностроения региона.
Реализация данных стратегических целей должна опираться на
формирование рыночного финансово-кредитного и институционального
механизмов, действующих в следующих направлениях:

реализация при помощи маркетинговой системы подходов,
основанных на непосредственных контактах с потребителем, который, в
конечном счете, диктует технические характеристики машин, их стоимость;

отказ от традиционного отраслевого подхода, т.к. формирование
связей происходит на уровне предприятий различных отраслей, имеющих
собственную специализацию, в связи с этим изучение рынка должно быть
целенаправленным с выделением потенциальных заказчиков на ту или иную
продукцию;

Page 26

27

диверсификация
производства
на
машиностроительных
предприятиях области, системное преодоление узкой специализации
производства и создание гибких производств и технологий;

изменение институциональной структуры машиностроительного
комплекса в направлении развития различных форм хозяйствования,
отвечающих рыночным требованиям;

усиление холдинговых зависимостей с использованием системы
перекрестного владения акциями предприятий, составляющих единый
производственно-технологический комплекс;

содействие конкуренции, нормативная поддержка конкретных
предприятий, доказавших свое умение завоевывать устойчивое положение на
рынке, создание особого статуса поддержки научно-исследовательских
организаций, которые могут разрабатывать новую технику, не уступающую
лучшим аналогам зарубежных фирм;

поддержка освоения наиболее прогрессивных
зарубежных
технологий, использование в то же время протекционистских мер для
защиты конкурентоспособного отечественного производства;

запуск механизма банкротства и
внешнего
управления
обанкротившимися предприятиями.
Структурную
перестройку
машиностроительного
комплекса
Ростовской области нельзя сводить только к отраслевому подходу. Каждое
предприятие, работая в рыночной среде, само вынуждено заботиться о своей
выживаемости и финансовой устойчивости. Поэтому в структурной
перестройке машиностроения ведущую роль займут преобразования
производства
на
неэффективных
предприятиях
путем
их
перепрофилирования, а в случае необходимости - их ликвидации.
Концептуальные
направления
промышленной
политики
Администрации области по развитию предприятий химической и
нефтехимической отрасли должны сводиться к следующему:

Page 27

28
1. Целенаправленному управлению государственным сектором отрасли
и эффективному государственному регулированию.
2. Организации разработки перспективных планов развития
предприятий
химической
и
нефтехимической
промышленности,
предусмотрев:
- достижение международных стандартов качества продукции и
экологической, взрыво- и пожарной безопасности производства;
- перепрофилирование отдельных производственно-технологических
комплексов или предприятий в целом на выпуск другой (не химической)
продукции в случае нецелесообразности производства того или иного вида
продукции из-за отсутствия спроса в настоящее время и в среднесрочном
периоде, невозможности обеспечить конкурентоспособность;
- постепенный вывод мощностей и прекращение функционирования
отдельных производственно-технологических комплексов или предприятий в
целом из-за высокой степени физической изношенности основных
производственных фондов, их расположения в границах населенных
пунктов, предусматривая меры социальной защиты работников.
3. Инициированию создания инвестиционной специализированной
компании (с государственной долей собственности) по разработке и
реализации инвестиционных проектов предприятий химической и
нефтехимической промышленности с правом выпуска собственных ценных
бумаг и концентрации всех видов инвестиций в данный проект.
Главными задачами компании, помимо традиционных, должны стать:
- разработка предложений по обновлению ассортимента продукции на
среднесрочную и долгосрочную перспективу, имея в виду достижение
мировых стандартов качества и конкурентоспособности;
- непосредственное участие в разработке (или экспертизе) и
сопровождение реализации инвестиционных проектов.
Стратегические
направления
развития металлургического
комплекса должны включать:

Page 28

29
1. Привлечение значительных инвестиционных ресурсов для
проведения реконструкции и модернизации производства, что предполагает
создание в отрасли благоприятного инвестиционного климата.
2. Формирование рациональной воспроизводственной структуры
капитала, направленной на восполнение оборотных активов предприятий
металлургического
комплекса, исходя
из
условий длительности
производственного цикла.
Стратегия деятельности Администрации Ростовской области по
отношению к предприятиям легкой промышленности должна включать:
- организацию эффективной сертификации и проверки качества
продукции легкой промышленности как поступающей в регион по импорту,
так и местного изготовления;
- применение с целью защиты местных товаропроизводителей
"мягкого" регулирования объемов импортируемых товаров, установление
контроля за качеством;
- изучение и содействие удовлетворению спроса на товары легкой
промышленности не только в Ростовской области, но и других регионах,
включая районы Крайнего Севера и Дальнего Востока;
- определение направлений реструктуризации крупных предприятий и
их перепрофилирования.
Ведущими институциональными
структурами в
промышленном
комплексе должны стать корпоративные холдинговые образования,
связанные друг с другом путем перекрестного участия в уставном капитале в
акционерной форме или прямого вложения капитала, а также создания
хозяйственных дочерних обществ. Интеграция институциональных структур
в этой сфере экономики, с учетом ее особенностей, должна быть гибкой и
динамичной.
При формировании корпораций и холдингов целесообразно
ориентироваться на три их типа:

Page 29

30

промышленные
холдинговые
структуры,
где
крупная
машиностроительная корпорация владеет пакетами акций других
предприятий, объединенных с ней в производственно-технологической
цепочке;

научно-производственные
холдинги,
в которых
вместе с
промышленными предприятиями важное, а иногда и ведущие место,
занимают научно-исследовательские, проектные и конструкторские
организации;

финансово-промышленные группы,
являющиеся результатом
слияния финансово-банковского капитала и промышленного капитала.
Реализация концепции преобразования промышленности невозможна
без ее обеспечения финансовыми и другими ресурсами.
В ближайшей перспективе приоритеты необходимо отдать следующим
направлениям финансирования:

исследованиям рынка промышленной продукции;

научно-исследовательским,
проектно-технологическим
и
конструкторским работам по реализации конкурентоспособных технических
решений;

оснащению промышленного производства самой передовой
техникой и оборудованием за счет их импорта из зарубежных стран.
Формирование финансовой составляющей промышленного комплекса,
разработка механизмов привлечения денежных средств в промышленность
региона - задача первой степени сложности. За годы реформ ухудшилось
финансовое положение значительного числа промышленных предприятий:
сократились оборотные средства, возросла просроченная задолженность,
снизились прибыль и рентабельность производств, некоторые предприятия
оказались на грани банкротства.
Несмотря на предлагаемые специалистами источники внешнего
финансирования - прямое и косвенное государственное финансирование (в
виде инвестиций, дотаций, налоговых льгот и т.д.), привлечение кредитов

Page 30

31
коммерческих банков и иностранного капитала, - реально наиболее
надежным и стабильным источником финансирования производства является
чистая прибыль от реализации продукции. В дальнейшем этот источник
явится важнейшим для развития средних предприятий, работающих на
заказы внутрирегионального масштаба.
Представляется важным использование альтернативных источников
финансирования, что отвечает потребностям современного производства и
является способом сокращения предпринимательских рисков.
Администрации Ростовской области необходимо в дальнейшем
продолжать
работу
по
формированию механизмов
рыночного
регулирования промышленного производства, включающих:

программно-целевой подход к решению региональных проблем,
выявленных в результате кратко-, средне- и долгосрочного прогнозирования
процессов, происходящих в промышленности;

систему постановлений и распоряжений Главы Администрации
области, направленных на стабилизацию экономического положения
предприятий промышленности и др;

финансово-экономический
механизм
стимулирования
перспективных, экономически растущих предприятий.
2.5 Финансовая политика
Бюджетная политика и бюджетный механизм: цели и задачи
Основными целями и задачами бюджетной политики на региональном
уровне на среднесрочную перспективу следует считать:

рост уровня потребления населения;

увеличение собираемости налогов и совершенствование политики в
области доходов;

всемерную экономию государственных расходов;

сбалансированность бюджета;

Page 31

32

реформирование межбюджетных отношений;

переход
к среднесрочному
бюджетному
планированию,
исполнению бюджетов по принципу единства кассы; усиление финансового
контроля;

принятие реалистичных бюджетов.
Бюджетная система региона должна обеспечивать:
1) соответствие между расходными функциями и наличием
соответствующих ресурсов;
2) необходимые права и стимулы для мобилизации бюджетных
поступлений с мест;
3) выполнение региональными органами власти и управления своих
полномочий в законодательной и исполнительной областях при соблюдении
требования их финансовой независимости от вышестоящих уровней;
4) функционирование инфраструктуры территории как важнейшего
условия формирования и поддержания в действенном состоянии
внутрирегиональных связей;
5) регулирование состояния и режима использования природно -
ресурсного и экологического потенциала как основы существования и
развития территории и жизнеобеспечения ее населения;
6) стимулирование деловой активности, осуществление структурных
преобразований, улучшение инвестиционной привлекательности региона.
При этом бюджетная система региона должна быть простой, открытой, легко
управляемой, ясной в построении, справедливой с учетом региональных и
общегосударственных интересов и потребностей отдельных групп населения.
Действующая система бюджетного устройства России, бюджетные
взаимоотношения, разработка и исполнение бюджетов имеют определенные
недостатки, которые приводят к таким последствиям, как:
резкое сужение доходной базы бюджетов всех уровней;

Page 32

33
рост числа субъектов Федерации и муниципальных образований,
имеющих дотационные бюджеты;
рост недоимок в бюджеты всех уровней;
неравномерность бюджетной обеспеченности жителей городов и
сельской местности, а также финансирования отдельных статей
региональных и местных бюджетов;
распыление государственных и муниципальных финансов по
многочисленным внебюджетным фондам, имеющих по своей
сути бюджетную природу и целевую направленность;
наличие значительных встречных потоков денежных средств в
процессе "расщепления налогов", сборов и платежей, субсидий и
дотаций в межбюджетных отношениях;
отсутствие должного стимулирования бюджетных механизмов
снижения дотационности ЖКХ, продукции АПК, услуг газового
хозяйства, пассажирского транспорта и других дотационных
сфер;
значительное сокращение бюджетных расходов, в первую
очередь на инвестиционные цели;
передача на региональный и местный уровень управления
расходных полномочий без соответствующего подкрепления их
доходными источниками;
недостаточно полный учет всех составляющих баланса
финансовых ресурсов региона при проведении политики
регулирования территориального развития;
низкая степень прозрачности бюджетных процедур;
слабая нормативно-правовая база разработки и исполнения
бюджетов различных уровней.
Концептуально перспективы развития областного и местных бюджетов
будут определяться:

Page 33

34
потребностями
развития
экономики
в рамках
единой
исполнительной власти и системы местного самоуправления;
необходимостью
полноценного
финансирования
социальнозначимых и жизнеобеспечивающих расходов, а также
региональных программ;
совершенствование межбюджетных отношений на уровне регион
- местное самоуправление.
Для эффективного функционирования бюджетной системы в рамках
бюджетного федерализма необходимо соблюдение трех главных условий:
четкое разграничение полномочий между всеми уровнями власти по
расходам; наделение соответствующих уровней власти достаточными для
реализации этих полномочий доходными источниками; сглаживание
вертикальных и горизонтальных дисбалансов доходов и расходов
нижестоящих бюджетов.
Реальным воплощением региональной бюджетной политики и
активным инструментом ее реализации является бюджетный механизм. На
среднесрочную перспективу должны получить приоритетное развитие
следующие элементы регионального бюджетного механизма:

бюджетное планирование (прогнозирование);

межбюджетные отношения;

бюджетное право;

исполнение бюджета, механизм контроля и ответственности.
2.6 Аграрная политика
Целью аграрной политики является формирование эффективного
агропромышленного производства и аграрного рынка, обеспечивающих
продовольственную безопасность и насыщение рынка области доступным
всем группам населения качественным продовольствием, создание

Page 34

35
устойчивой
сырьевой
базы
для
отраслей
перерабатывающей
промышленности АПК.
Исходя из принципа сравнительных преимуществ и реально
сложившегося положения в агропромышленном комплексе страны и региона,
считать сельское хозяйство и отрасли производства, обеспечивающие его
ресурсами, а также сферу переработки сельхозпродукции одним из
приоритетных направлений экономической политики Ростовской области. С
этой целью необходимо сосредоточить усилия областных органов
исполнительной и законодательной власти на решение следующих задач:

создание институтов аграрного рынка региона: товарной биржи,
центра государственных закупок сельскохозяйственной продукции, центра
коммерческих информационно-консультационных юридических услуг,
регионального продовольственного фонда, страховых компаний, торгово-
закупочных кооперативов;

формирование эквивалентных межотраслевых отношений сельского
хозяйства с другими отраслями на основе регулирования закупочных цен,
цен
ресурсопроизводящих
отраслей
и
развития
лизинга
сельскохозяйственной техники;

содействие
формированию
внебюджетных
источников
государственной поддержки агропромышленного комплекса, в том числе на
основе расширения использования потенциала предпринимательских
структур региона: страховых компаний, закупочных и посреднических фирм
и др.;

ускоренное восстановление технического потенциала отрасли на
базе создания нового поколения машин и оборудования через привлечение
иностранных инвесторов;

развитие институтов рыночной инфраструктуры (зерновой биржи,
земельного рынка, рынка прав аренды земли), создание единой
информационно-консультационной службы АПК на базе Министерства

Page 35

36
сельского хозяйства Ростовской области с изданием коммерческого
регионального журнала;

стимулирование горизонтальной кооперации и вертикальной
интеграции крупных сельскохозяйственных предприятий со сферой хранения
и переработки;

повышение
степени
государственной
поддержки
специализированных
сельскохозяйственных
организаций:
племенных
хозяйств, предприятий воспроизводства рыбных запасов, селекционных и
семеноводческих, ветеринарных организаций, предприятий защиты растений
и др.;

разработка региональных целевых программ "Зерно", "Корма",
"Мясное скотоводство" и др. с определением источников их
финансирования;

создание современных животноводческих комплексов с учетом
оптимального размещения зооветеринарных и экологических требований;

в
сельской
общеобразовательной
школе
предусмотреть
преподавание основ сельскохозяйственных знаний;

открытие специальности "Агробизнес" в сельскохозяйственных и
экономических вузах области, что будет способствовать формированию
нового контингента профессионально подготовленных кадров в сельском
хозяйстве;

организация дополнительных рабочих мест в сельской местности,
за счет создания МТС, мини-цехов по переработке и предпринимательских
структур по первичной доставке сельскохозяйственной продукции.
Поскольку главным фактором сложного финансового положения
сельскохозяйственных
организаций
является диспаритет цен
на
сельскохозяйственную и промышленную продукцию, система мер,
направленных на его устранение должна включать:
Законодательную инициативу региона по разработке законодательных
актов, предусматривающих регулирование цен ресурсо-производящих

Page 36

37
отраслей АПК (СТЭ, транспортных) в целях сдерживания роста цен на
материально-технические ресурсы, потребляемые в сельском хозяйстве,
компенсацию части затрат на их приобретение.
Возможность выделения средств из бюджета области для льготного
кредитования сельхозпроизводителей на возвратной и возмездной основе для
пополнения их оборотных средств.
Повышение
удельного
веса
затрат
сельскохозяйственных
товаропроизводителей в конечной цене на продовольствие за счет
ограничения торговой надбавки до 50% на всех этапах движения
сельскохозяйственной продукции и продовольствия от производителя до
потребителя.
Возможность выделения из областного бюджета средств на
финансирование расходов по дотациям на поддержку отдельных видов
животноводства и прудового рыбоводства.
В целях финансового оздоровления отрасли предусмотреть различные
виды реструктуризации задолженности, списание части пени и штрафов.
Приоритетное направление развития АПК - ускорение оснащения
сельскохозяйственных товаропроизводителей техникой и оборудованием как
условие восстановления технического строя производства и повышения
производительности труда, снижение управленческих расходов. В этих целях
необходимо ввести государственный заказ на производство тракторов и
основных видов сельскохозяйственной техники, грузовых автомобилей,
технологического
оборудования
для
животноводства,
которые
реализовывались бы на основе лизинга, льготного кредитования, бюджетных
ссуд.
Необходимо осуществление мер по восстановлению и развитию
системы
мелиорации,
способствующей
росту
производства
сельхозпродукции, обеспечению его устойчивости и эффективности.
Следует изменить сложившийся механизм лизинга в АПК Ростовской
области, увеличив срок предоставления техники по лизингу до 6-8 лет или на

Page 37

38
срок амортизации техники и оборудования, а племенного скота до 4-5 лет,
установить регрессионную шкалу выплат лизинговых платежей. Размер
первого взноса не должен превышать 8-10% стоимости лизингового договора
с ежегодной выплатой в конце сельскохозяйственного года (август-октябрь).
Необходимо совершенствовать и поддерживать развитие машинно -
технологических, машинно-прокатных станций и других организационных
форм использования машин и техники, а также дилерских пунктов и станций.
Использование метода "экономического
ядра" в
связанных
капвложениях позволит концентрировать инвестиционные ресурсы в
отраслях, развитие которых обладает мультипликативным эффектом влияния
на экономику региона по принципу цепной реакции на сопряженные
инвестиции АПК.
В качестве мер оживления рынка сельскохозяйственной продукции и
продовольствия следует развивать
систему
биржевой
торговли,
предусмотреть меры государственной поддержки развития кооперации, сети
торгово-закупочных кооперативов по организации закупки продукции в
личных подсобных и фермерских хозяйствах.
Следует определить
номенклатуру
и
объем
производства
конкурентоспособной продукции на внешнем рынке.
Процесс интеграции отраслей сельского хозяйства и предприятий
перерабатывающей промышленности, обслуживающих их организаций
осуществляется поэтапно. На первом этапе интеграция должна произойти на
локальном уровне (районном и межрайонном) на базе создания
кооперативов, хозяйств, в состав которых включены акционерные
перерабатывающие предприятия и обслуживающие организации, а также
организации торгово-закупочных структур. В последующем может
сложиться многоуровневая система отраслевых кооперативов.
Социальное развитие села должно обеспечиваться комплексом
мероприятий по осуществлению государственной социальной политики
областными, городскими и районными органами власти, а также посредством

Page 38

39
активного участия сельскохозяйственных организаций в улучшении
социальных условий жизни на селе.
Государственная социальная политика призвана гарантированно
обеспечивать
минимальные
государственные стандарты
в сфере
здравоохранения, образования, культуры и др., способствовать созданию
условий для финансовой обеспеченности местных органов самоуправления.
В этих целях необходимо инициировать принятие Федерального закона
"О социальном развитии села", а также создание ряда федеральных программ
по развитию социальной инфраструктуры на селе, повышению занятости
сельского населения, росту престижности сельскохозяйственного труда и
других.
Решение этих
задач
предполагает расширение
участия и
совершенствование координации действий всех областных министерств и
ведомств, направленных на развитие отраслей сферы обслуживания на селе, -
здравоохранения, школьного и дошкольного образования, культуры,
создание условий для работы потребительской кооперации и в целом сети
оптовой и розничной торговли. Приоритетными направлениями также
должны стать дорожное строительство на селе, газификация сельских
населенных пунктов.
2.7 Молодежная политика
В Ростовской области проживает 1 млн. 123 тысячи 340 человек в
возрасте от 14 до 30 лет (26,4% от общего количества населения). Из них
юношей - 50,5% , девушек - 49,5%. В городах проживают 77,2%; в сельской
местности 22,8% от общего количества молодежи. Учащихся 8-11-х классов -
80,8 тыс. чел. Учащихся учреждений начального профессионального

Page 39

40
образования - 29,8 тыс. чел., среднего профессионального образования - 53,6
тыс. чел., высшего профессионального образования - 199,6 тыс. чел.
12
Структура органов по работе с молодежью.
Комитет по молодежной политике Администрации области - 13
человек.
В муниципальных органах власти – 113 специалистов по молодежной
политике.
В реализации молодежной политики участвуют 100 координаторов.
Областные программы:
Областная долгосрочная целевая программа «Молодежь Ростовской
области (2011 – 2013 годы)»
Областные законы:
№ 167-ЗС от 22.10.2004 "О государственной поддержке молодежи,
молодежных и детских общественных объединений в Ростовской области"
Решения коллегии Администрации области:
№ 73 от 08.12.2008 «О вопросах реализации молодежной политики в
Ростовской области по итогам мониторинга процессов, происходящих в
молодежной среде»
Формирование гражданской и политической активности молодежи
Органы молодежного самоуправления:
-Молодежный парламент при Законодательном Собрании области (с
2004 года);
-45 молодежных парламентов при органах власти в муниципальных
образованиях;
-1000 органов молодежного самоуправления в учебных заведениях
области.
Участники молодежного самоуправления проходят стажировки в
органах власти всех уровней.
12
Официальный сайт Администрации Ростовской области. www.donland.ru

Page 40

41
В 2009 году Администрация области учредила День молодежного
самоуправления 26 июня. Проводится конкурсный отбор молодежных
инновационных проектов в области госуправления на региональном и
муниципальном уровнях. Победители конкурса получают звания
«молодежных министров», «молодежных мэров» и включаются в кадровый
резерв.
В 2011 году на территории Ростовской области реализовался
региональный проект «Молодежная команда губернатора».
Административный регламент по предоставлению государственной
услуги по формированию областного реестра детских и молодежных
общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой
Содействие образованию молодежи.
Областной закон от 22.10.2004 № 184-ЗС «Об образовании в
Ростовской области».
Областной закон от 22.10.2004 № 161-ЗС «Об установлении размера
минимальной стипендии учащимся и студентам государственных
учреждений начального и среднего профессионального образования
Ростовской области».
Поддержка талантливой молодежи.
Для поддержки талантливой молодежи сформирована электронная база
«Таланты Дона», куда включены 2 тыс. победителей и лауреатов
международных, национальных конкурсов, стипендиатов премий Президента
РФ, губернатора области. Достигнута договоренность с кадровыми
агентствами по использованию базы как источник квалифицированных
кадров.
Ежегодно присуждаются 400 стипендий Главы Администрации
области одаренным студентам ссузов, аспирантам и студентам вузов,
учащимся образовательных учреждений.
Нормативные документы:

Page 41

42
Постановление Администрации области от 19.05.2005 № 174 «О
положениях о премиях и стипендиях Главы Администрации (Губернатора)
области»
Постановление Администрации области от 16.02.2004 № 82 «О
положениях о премиях и стипендиях Главы Администрации (Губернатора)
области, об организации конкурсов НИОКР и воспитательных проектов, а
также о единовременной денежной помощи малообеспеченным студентам»
Государственная поддержка молодежи в вопросах приобретения жилья
осуществляется по трем направлениям:
- в рамках Областной долгосрочной целевой программы «Обеспечение
жильем отдельных категорий граждан и стимулирование развития
жилищного строительства на 2010-2013 годы»
- в рамках Федеральной целевой программы «Социальное развитие
села до 2012 года»
- в рамках Областной целевой программы «Обеспечение жильем
молодых семей в Ростовской области на 2006-2015 годы»
Нормативные документы:
Постановление Администрации Ростовской области от 16.05.2011 №
274 "О порядке реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых
семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы на
территории Ростовской области"
Постановление Администрации Ростовской области от 05.08.2009 №
384 "О порядке предоставления за счет средств областного бюджета
субсидий на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в
сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов"
Постановление Администрации области от 01.12.2003 № 548 «Об
утверждении положения о порядке предоставления гражданам - членам
молодых семей бюджетных субсидий для погашения части задолженности по
жилищным займам в случае рождения ребенка"

Page 42

43
Постановление Администрации области от 28.05.2002 № 248 «Об
утверждении положения о порядке предоставления льготных ипотечных
жилищных займов гражданам - членам молодых семей»
Постановление Администрации области от 16.03.2005 № 86 «Об
утверждении положения о стипендиальном обеспечении учащихся и
студентов государственных образовательных учреждений начального и
среднего профессионального образования Ростовской области»
Формирование здорового образа жизни и борьба с негативными
проявлениями в молодежной среде.
Разработана концепция антинаркотического мировоззрения.
Комитетом по молодежной политике с руководителями крупных
торговых
сетей
области подписана Декларация о
соблюдении
законодательства о нераспространении алкогольной и табачной продукции
несовершеннолетним.
Регулярно проводятся рейды по торговым точкам для выявления
фактов реализации алкогольных и табачных изделий несовершеннолетним
или продающим продукцию, пропагандирующую наркотики.
Патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи.
Ежегодно проводятся мероприятия:
Областной молодежный фестиваль патриотической песни
«Гвоздики Отечества;
Областная встреча молодежи
и
ветеранов Великой
Отечественной войны «Наследники Победы»;
Областная акция «Вахта памяти»;
Областные соревнования по военно-прикладным видам спорта
для учащихся и студентов образовательных учреждений.
Работают 15 молодежных поисковых объединений. За последние пять
лет обнаружены и перезахоронены останки более 2 тыс. воинов.
Каждое пятое образовательное учреждение реализует региональный
казачий компонент. В них обучаются более 28 тысяч человек.

Page 43

44
В области функционирует 6 общеобразовательных кадетских корпусов
и 6 кадетских учреждений начального профессионального образования.
Действуют 75 военно-патриотических и исторических клубов.
В 2009 году по итогам конкурса среди субъектов РФ на лучшую
подготовку граждан к военной службе, организацию и проведение призыва
на военную службу область заняла второе место.

Page 44

45
Заключение
Таким образом, анализируя все вышесказанное, в заключение можно
сделать вывод, что в экономической политике регионов в той или иной
степени задействован практически весь инструментарий региональной
экономической политики, который в основном задействован в селективной
поддержке развития региона. Так, это
оказание финансовой помощи по завозу продукции и погашение
связанных с этим льготных кредитов;
финансирование ряда федеральных программ;
трансферты бюджетам субъектам Федерации;
частичное финансирование компенсации лицам
выплаты из внебюджетных фондов.
К основным целям региональной экономической политики можно
отнести:
обеспечение
экономических,
социальных,
правовых
и
организационных основ федерализма, регионов или субъектов российской
Федерации с целью создания единого экономического пространства;
обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной
социальной
защиты, гарантирование социальных
прав граждан,
установленных Конституцией Российской Федерации, независимо от
экономических возможностей регионов;
выравнивание условий социально-экономического
развития
регионов;
охрана окружающей среды, а также ликвидация последствий ее
загрязнения, комплексная экологическая защита регионов;
максимальное
использование
природно-климатических
особенностей регионов и др.
Российская Федерация – великая держава, переживающая очередной
трудный этап в своей истории. В хозяйстве России сочетаются громоздкие

Page 45

46
сырьевые отрасли с развитыми наукоёмкими производствами на фоне
слабого развития аграрного и сервисного секторов экономики. Все
отмеченные и многие другие особенности хозяйства в значительной степени
осложняют перестройку экономики в переходный («от плана к рынку»)
период. Любой макроэкономический и региональный сценарий развития
может быть реализован лишь при правильном распределении задач между
регионами страны, что является основной задачей региональной политики.

Page 46

47
Список литературы
1. Конституция РФ. М.: 2011
2. Решение городской Думы от 20.10.2009 № 625 «Стратегический план
социально-экономического развития города Ростова-на-Дону на период
до 2025 года».
3. ФЗ № 167-ЗС от 22.10.2004 "О государственной поддержке молодежи,
молодежных и детских общественных объединений в Ростовской
области"
4. Решение коллегии Администрации области № 73 от 08.12.2008 «О
вопросах реализации молодежной политики в Ростовской области по
итогам мониторинга процессов, происходящих в молодежной среде»
5. Областной закон от 22.10.2004 № 184-ЗС «Об образовании в
Ростовской области».
6. Областной закон от 22.10.2004 № 161-ЗС «Об установлении размера
минимальной стипендии учащимся и студентам государственных
учреждений начального и среднего профессионального образования
Ростовской области».
7. Постановление Администрации области от 19.05.2005 № 174 «О
положениях о премиях и стипендиях Главы Администрации
(Губернатора) области»
8. Постановление Администрации области от 16.02.2004 № 82 «О
положениях о премиях и стипендиях Главы Администрации
(Губернатора) области, об организации конкурсов НИОКР и
воспитательных проектов, а также о единовременной денежной
помощи малообеспеченным студентам»
9. Областная долгосрочная целевая программа «Обеспечение жильем
отдельных категорий граждан и стимулирование развития жилищного
строительства на 2010-2013 годы»

Page 47

48
10.Федеральная целевая программа«Социальное развитие села до 2012
года»
11.Областная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в
Ростовской области на 2006-2015 годы»
12.Постановление Администрации Ростовской области от 16.05.2011 №
274 "О порядке реализации подпрограммы «Обеспечение жильем
молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 –
2015 годы на территории Ростовской области"
13.Постановление Администрации Ростовской области от 05.08.2009 №
384 "О порядке предоставления за счет средств областного бюджета
субсидий на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в
сельской местности, в том числе молодых семей и молодых
специалистов"
14.Постановление Администрации области от 01.12.2003 № 548 «Об
утверждении положения о порядке предоставления гражданам - членам
молодых семей бюджетных субсидий для погашения части
задолженности по жилищным займам в случае рождения ребенка"
15.Постановление Администрации области от 28.05.2002 № 248 «Об
утверждении положения о порядке предоставления льготных
ипотечных жилищных займов гражданам - членам молодых семей»
16.Постановление Администрации области от 16.03.2005 № 86 «Об
утверждении положения о стипендиальном обеспечении учащихся и
студентов государственных образовательных учреждений начального и
среднего профессионального образования Ростовской области»
17.Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление:
Учебник. М.: 2009
18.Видяпин В.И., Степанов М.В. Региональная экономика. М.: 2010
19.Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление:
Проблемы теории и практики. М.: 2010

Page 48

49
20.Гладышев А.Г., Иванов В.Н., Савченко Е.С. Муниципальное
управление. М.: 2009
21.Дорошенко
И.В.
Региональная
экономика
и
размещение
производительных сил. М.: 2009
22.Игнатов В.Г. Управление региональным экономическим развитием
Юга России. Ростов н/Д.: 2006
23.Климова Л.А., Хуснуллина Г.З. Оценка использования программно-
целевых методов управления в современных экономических условиях.
М.: 2007
24.Корчагин Ю.А. Региональная финансовая политика и экономика. М.:
2009
25.Лапыгин Д.Ю. Развитие региона методом программно-целевого
планирования // Экономика региона. 2007. № 18.
26.Маршалова А.С.
Система государственного
муниципального
управления. М.: 2010
27.Михеева Н. Н. Региональная экономики и управление. Учебное
пособие для вузов. М: 2009
28.Морозов А.В. Региональная экономика. М.: 2009
29.Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления.
Ростов-на-Дону.: 2009
30.Мыльник В.В. Титаренко Б.П. Исследование систем управления.
Издательство МГУ. М.: 2009
31.Официальный
сайт
Администрации
Ростовской
области.
www.donland.ru
32.Родионова И.А. Региональная экономика. М.: 2010
33.Рунова Т.Г. Экономическая география с основами регионалистики. М.:
2007
34.Степанов А.Г. Государственное регулирование экономики региона. М.:
2004

Информация о работе Анализ региональной политики (на примере Ростовской области)