Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 13:33, контрольная работа
Правовое государство в Англии возникло раньше других. Особенности исторического развития во многом обусловили особые пути развития английского права. До нормандского завоевания в XI в. основными источниками права в Англии были обычай и королевское законодательство. Первые правовые сборники стали появляться еще в VI в. В 601—604 гг. в Кенте была провозглашена Правда Этельберта. В VII в. была составлена в Уэссексе Правда Инэ, в IX в. в первом относительно централизованном государстве англосаксов — Правда Альфреда, в XI в.— Законы Кнута. Все эти сборники отразили постепенные процессы социального расслоения, феодализации англосаксонского общества, становление государственности, влияние христианской религии, принятой здесь в начале VII в.
1. Основные источники и особенности средневекового права Англии…...3
2. Основные институты и нормы права средневековой Англии…………..7
3. Уголовное право средневековой Англии………………………………..13
Специфика обязательного права была обусловлена прецедентным характером английского права. Английское право признавало два основания возникновения обязательства- из договора и деликта. Договор отличается от понятия простого соглашения, другими словами всякий договор в английском праве- это соглашение, но не всякое соглашение- договор. Соглашение признавалось договором, только лишь в том случае, если оно защищалось исками в судах «общего права» и признавалось действительным на основании его соответствия определенной форме, скрепленной печатью.
Средневековому английскому обязательственному праву известны в числе прочих следующие формы исков:
-
иск «о долге», основанием для
которого была фактически
-
иск «иск об отчете»,
- иск «о соглашении», содержал требование к должнику исполнить обязательство, установленное соглашением сторон, если оно скреплено. Это соглашение приобретало право на исковую защиту только при несоблюдении формы его заключения "за печатью" или при дефектах этой формы;
-
иск «о правонарушениях». Суть
его состояла в защите
- иск «о принятии на себя», который защищал неформальные соглашения, где одной из сторон нанесен ущерб уже тем, что нарушено само обещание, данное слово. Отныне лицо, не выполнившее свое обязательство, отвечало за все убытки, понесенные потерпевшей стороной.
В 15 веке требование вины, отпадает и иски о правонарушениях стали применяться во всех случаях, когда имели место потери или вред, причиненные истцу, даже если они явились следствием простой небрежности или отсутствия "должной заботливости" со стороны ответчика.
В продолжение развития договорного права стало появление правила, что всякий договор должен быть заключен в форме письменного договора "за печатью", либо — предусматривать "встречное удовлетворение", выражающееся в определенной выгоде, полученной должником, или невыгоде (ущербе или ответственности) кредитора, связанной с договором.
Семейно- брачные отношения регламентировались преимущественно каноническим правом. Английская семья была патриархальной, брак-сословным. Действительными признавались только церковные браки.
Движимое
имущество женщины при
Правовое положение женщины отличалось в зависимости от того, родила она ребенка или нет. В Правде Этельберта говорилось, что если жена родит ребенка и если муж умрет раньше нее, то она получит половину имущества, а если не родит то все имущество переходит родственникам со стороны отца.
Законы
Кнута предусматривали
Обычным англосаксонским правом развод признавался, хотя каноническое право его не допускало, разрешая лишь при определенных обстоятельствах раздельное проживание супругов. В случае развода или в случае смерти мужа женщина, уходя из семьи мужа, получала свою долю семейного имущества. Следует также отметить, что небрачные дети не признавались, и было запрещено их узаконение.
Судебный процесс в XII - XIII вв. носил состязательно- обвинительный характер, то есть о движении дела заботились сами стороны. Согласно трактата Глэнвилла судебные дела подразделялись на уголовные либо гражданские. Процесс носил открытый характер, за исключением процесса в "звездной палате".
Церковные
суды прибегали к услугам
В судах общего права доказательства собирались самими сторонами. Большинство исков по общему праву длительное время разбиралась в местных, феодальных судах. Институт присяжных возник в XI в., но укоренился только после введения ассиз Генриха II. К началу XIV в. существовали два вида суда присяжных: большое и малое жюри. В конце XV в. стали созываться специальные жюри обвинительных присяжных с целью проверки материалов обвинения. Если они признавали достаточными доводы в пользу обвинения, то составляли документ об обвинении. Такую проверку мог проводить и мировой судья. После того как стороны предоставляли свои доказательства, судья должен был суммировать обстоятельства дела и дать совет присяжным, указывая на правовые вопросы по делу. Суд присяжных выносил вердикт о виновности или невиновности обвиняемого. Обжалование судебных решений не допускалось.
В силу обвинительного характера процесса в Англии не получил развития институт государственного обвинения, представленный особыми должностными лицами. С XIII в. появились профессиональные правозаступники, которые делились на две категории: баристеров и солиситоров, или аттореев. Первые выступали в суде, т.е. принимали такое же участие в процессе, как и их клиент, если бы он лично вел дело. Солиситоры — ходатаи по делам занимались главным образом подготовкой дел к судебному рассмотрению. Первоначально баристеры получали возможность выступать в суде лишь по разрешению судей. С конца XV в. суды "общего права" стали записывать в своих реестрах имена тех лиц, которых они признавали представителями сторон, тем самым придавая им своеобразный статус должностных лиц при суде.
Нормы
средневекового уголовного права в
значительной степени были созданы
судебной практикой. Уголовное статутное
право представляло собой среди
его источников не что иное, как
воспроизведение
Сложившегося комплекса норм, относящихся к "общей части", английское уголовное право не знало. Долгие века английское уголовное право касалось главным образом преступных действий, исключая преступное бездействие. Все вышеперечисленные преступные деяния предполагали злой умысел (maluce).
С
начала XII в. под влиянием римского и
канонического права стали
Для установления уголовной ответственности требовалось наличие умысла в действиях преступника, наличие вины. До XII в. уголовное право сохраняло верность англосаксонским обычаям. Затем ассизы Генриха II (1166 и 1176 гг.) выделили два типа преступлений: против короля и против частных лиц. В XIV в. было установлено деление преступлений на три типа, в зависимости от степени тяжести:
- измена королю;
- восстание против него;
- замысел лишить жизни короля, королевы, их наследников;
- посягательство на их телесную неприкосновенность;
- попытка лищить их свободы и тд;
Существует и другая классификация преступлений, которая носила чисто процессуальный характер. Это — преступления, которые преследовались по обвинительному акту и рассматривались в суде присяжных, и малозначительные правонарушения, которые рассматривались в суммарном порядке.
Среди еще одной особенности английского уголовного права можно отметить аномально тяжкую уголовную ответственность за бродяжничество, которое всемирно пресекалось законодательством от Генриха VII (1457-1509 гг.) до Елизаветы I (1533-1603 гг.).
Целями
наказания за уголовные преступления
являлись устрашение и возмещение
нанесенного пострадавшим ущерба, поэтому
часто тяжесть наказания была
несоизмерима тяжести преступления,
отсутствовала дифференциация наказаний.
Несоизмеримость тяжести наказания
преступления зачастую заставляла присяжных
или оправдывать заведомого преступника,
или, например, оценивать похищенное имущество
в заниженном размере. XVII в. в Англии было
около 50 видов преступлений, каравшихся
смертной казнью. Спасала от жестоких
наказаний и "привилегия духовного
звания", которая была распространена
на всех лиц, имевших право быть посвященными
в духовное звание, хотя они в этом звании
и не состояли (фактически на всех мужчин,
умеющих читать). Но в 1487 году был издан
статут, установивший, что миряне могут
пользоваться "привилегией духовного
звания" только один раз. В качестве
доказательства использования духовной
привилегии ставилось клеймо на палец.