Антимонопольная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 15:00, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе ставлю своей задачей наиболее широко осветить антимонопольную политику в Казахстане и уяснить наиболее важные и эффективные методы, используемые в этой сфере регулирования экономики и основные направления антимонопольной политики в нашей стране.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..2
1. Экономическая сущность антимонопольной политики……………..4
1.1 Понятие и сущность монополий, их классификация………….4
1.2 Цели и методы антимонопольного регулирования…………...11
2. Антимонопольная политика РК………………………………………18
2.1 Структура государственных антимонопольных органов…..18
2.2 Система государственного антимонопольного
регулирования в сфере естественных монополий……………………20
2.3 Система государственного антимонопольного
регулирования в сфере государственных монополий……………….25
Заключение……………………………………………………………………28
Список использованной литературы……………………………………….30
Приложение 1
Приложение 2

Вложенные файлы: 1 файл

Антимонопольная политика государства цели и методы антимонопольного регулирования.docx

— 137.14 Кб (Скачать файл)

Антимонопольное Агентство  имеет территориальные органы - департаменты по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке  малого бизнеса по областям и городам  Астана, Алматы, которые являются юридическими лицами. Территориальные департаменты в системе Агентства составляют единую вертикальную структуру управления.

Агентство является юридическим  лицом, имеет расчетный счет, фирменные  бланки, печать с изображением Государственного герба Республики Казахстан и  своим наименованием на казахском  и русском языках.

Территориальные органы организуют свою деятельность в пределах полномочий, возложенных на них Агентством Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и  поддержке малого бизнеса, выполняют  возложенные на них определенные функции на территориях и ему  подотчетны. Руководители территориальных  органов назначаются на должность  и освобождаются от должности  председателем Агентства.

Агентство вступает в гражданско-правовые отношения от собственного имени, кроме  того, имеет право выступать стороной гражданско-правовых отношений от имени  государства, если оно уполномочено на это в соответствии с законодательством.

Агентство по вопросам своей  компетенции в установленном  законодательством порядке издает нормативно – правовые акты, которые  имеют обязательную силу на всей территории Республики Казахстан.

Учредителем Агентства является государство в лице Президента Республики Казахстан. .[5, 380]

 

2.2  Система  государственного антимонопольного  регулирования в сфере естественных  монополий

Ценовая политика – комплекс мер, принимаемых государством для  обеспечения паритетности интересов  продавцов и покупателей товаров, работ и услуг на рыночном пространстве. Ценовое регулирование в Республики прошло несколько этапов1.

До 1992 г. во всех сферах экономики  Казахстана цены на все виды товаров  и услуг регулировались государством. С 1992 г. регулирование цен осуществлялось только на продовольственные товары первой необходимости, продукцию хозяйствующих  субъектов-монополистов. Регулирование  цен на продукцию естественных монополистов заключалось только в корректировке  тарифов на уровень инфляции.

В 1992-1994 гг. регулирование  цен было ослаблено. К концу 1994 г. возникли ценовые перекосы, значительно  возросли цены на электроэнергию, природный  газ при сравнительно низком среднем  индексе роста цен в индустрии, легкой и пищевой промышленности, где уже была конкуренция. Только остановив рост цен у предприятий-монополистов, можно было решать вопрос финансовой стабилизации экономики Казахстана.

С выходом постановления  Правительства от 19 октября 1994 года № 1171 "О регулировании цен на продукцию хозяйствующих субъектов  естественных монополистов", началась работа по регулированию цен предприятий - естественных монополистов. Было запрещено  пересматривать цены чаще одного раза в квартал. Установлен контроль над  уровнем монопольно высокой прибыли. При предприятиях - естественных монополистах ликвидированы структуры, дублирующие  основную деятельность.

 Эти меры позволили  замедлить темпы роста цен  в отраслях, относящихся к сфере  естественной монополии, и в  экономике в целом. В 1995-1997 гг. отменено регулирование цен на  продовольственные товары. Прекращено  регулирование уровня рентабельности  монополистов, работающих на конкурентном  рынке. Демонополизированы национальные  акционерные компании, государственные  национальные компании и другие  организационно-управленческие образования,  объединяющие родственные предприятия  и ограничивающие конкуренцию.  Усилилась активная деятельность  государства, направленная на  расширение конкурентно-рыночного  регулирования, что способствовало  стабилизации цен и финансового  положения республики. Было прекращено  бюджетное дотирование коммунальной  сферы. Население, в основном, стало платить за воду, газ,  тепло и электроэнергию по  реальной стоимости этих услуг.  Отсутствие законодательно закрепленного  понятия - "естественная монополия", не говоря уже о методических  приемах определения уровня цен,  ограничивало возможности регулирующего  органа. [6, 220]

Правовую основу государственного антимонопольного регулирования в  сфере естественных монополий составляют: Закон Республики Казахстан "О  естественных монополиях", принятый во второй половине 1998 года Парламентом  Республики Казахстан. В рамках реализации этого Закона разработаны ряд нормативных актов межведомственного характера, прошедших регистрацию в установленном порядке в Министерстве юстиции Республики Казахстан. В том числе: "Инструкция об особом порядке формирования затрат, учитываемых при расчете цен (тарифов) на производство и предоставление услуг (товаров, работ) субъектами естественной монополии", "Правила закупки материальных и финансовых ресурсов субъектами естественной монополии на тендерной основе", "Инструкция о порядке представления, рассмотрения, утверждения и введения цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов естественной монополии", "Инструкция по применению экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен", "Правила формирования и ведения Государственного регистра субъектов естественной монополии Республики Казахстан", что существенно позволили стабилизировать экономику Республики.

Естественная монополия - состояние рынка услуг (товаров), при котором создание конкурентных условий для удовлетворения спроса на определенный вид услуг невозможно или экономически нецелесообразно  в силу технологических условий  производства и предоставления данного вида услуг.

Правоотношения, возникающие  на рынке услуг субъектов естественных монополий, регулируются Законом «О естественных монополиях» от 09.07.1998, в соответствии со статьей 4 которого к сфере естественных монополий  в Республике Казахстан относятся  следующие виды деятельности:

- транспортировка нефти  и нефтепродуктов по магистральным  трубопроводам;

- транспортировка газа  и газового конденсата по магистральным  и распределительным трубопроводам;

- передача и распределение  электрической и тепловой энергии;

- эксплуатация железнодорожных  магистралей;

- услуги аэронавигации,  портов, аэропортов;

- услуги телекоммуникаций  с использованием сети местных  линий;

- услуги водохозяйственной  и канализационной систем;

- услуги почтовой связи;

- иные виды, установленные  законодательными актами Республики  Казахстан.

В сфере естественной монополии  действует особый субъектный состав участников правоотношений, который  включает потребителей и субъектов  естественной монополии. К потребителям относятся физические и юридические  лица, приобретающие товар, производимый (реализуемый) субъектом естественной монополии. Субъект естественной монополии - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, занятый производством  товаров, работ и (или) предоставлением  услуг потребителям в условиях естественной монополии.

Стороны правоотношений наделены взаимными юридическими правами  и обязанностями, закрепленными  в законодательном порядке. В  данном случае, потребитель услуг  наделен правом, покупать услуги по ценам, установленным Антимонопольным  органом и обязанностью в своевременной  оплате. На субъекта естественной монополии  возлагается юридическая обязанность  по обеспечению качественного всеобщего  обслуживания потребителей услуг, предоставлению равных условий для всех и право  по установлению обязательных технических  требований для соблюдения потребителями. Правоотношения в сфере естественных монополий гарантируются государством в лице Антимонопольного органа и  охраняются в необходимых случаях  принудительной силой. Если нарушается мера свободы правомочных или  обязанных лиц, вступивших в правоотношения, то применяются принудительные меры к их обеспечению.

В целях защиты прав потребителей субъектам естественной монополии  установлен ряд запретов. Это оказывать  услуги и осуществлять иную деятельность, не относящуюся к основной деятельности, иметь в собственности или  на праве хозяйственного управления имущество, которое не связано с  предоставлением услуг, владеть  акциями других коммерческих организаций  и др.

Органы по регулированию  естественных монополий наделены важными  полномочиями:

1) государственное регулирование;

2) контроль за соблюдением  действующего законодательства;

3) применение мер по  пресечению нарушений.

К полномочиям, обеспечивающим выполнение государственных регулирующих функций в сфере естественных монополий, относятся следующие:

1) принимать решения о включении в Государственный регистр субъектов естественных монополий либо об исключении из него;

2) принимать обязательные для субъектов естественной монополии решения о введении, изменении или прекращении государственного регулирования.[7, 54]

 

 

 

 

2.3 Система государственного  антимонопольного регулирования  в сфере государственных монополий

Государственная монополия  – услуги, предоставляемые государственными учреждениями в эксклюзивном порядке. Это учреждения и предприятия, созданные  и, как правило, лишь частично финансируемые  государством. Другими источником финансирования их деятельности являются поступления  от платных услуг физическим и  юридическим лицам.

Во всём мире объективно существует проблема правового регулирования  деятельности группы субъектов, выполняющих  специфические функции. Это деятельность государственных органов по обеспечению  управления, правопорядка, обеспечение  безопасности государства и многие другие виды деятельности. Вместе с  тем, перед каждым государством стоит  проблема создания стройной системы, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность общества в части обслуживания ежедневных его потребностей.

Немаловажно и то, что  надлежащее качество и обоснованный уровень цен на эти услуги играет важную роль в становлении и развитии отечественного производителя, так  как существенно влияет на уровень  цен всех групп товаров, особенно товаров народного потребления.

Продолжительное время в  вопросах цен и тарифов на услуги этой сферы наблюдался хаос. Каждой организацией и учреждением цены и тарифы устанавливались самостоятельно. В целях защиты интересов потребителей Правительство Республики Казахстан  принимает постановление от 31 декабря 1996г. № 1745 «О мерах по упорядочению взимания платы за услуги, оказываемые  центральными и местными исполнительными  органами». Данный нормативно-правовой акт устанавливает запреты центральным  и местным исполнительным органам  по взиманию платы за оказание услуг, не предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан и передаче выполнения государственных функций, возложенных на них, хозяйствующим субъектам с негосударственной формой собственности.

В целях реализации Указа  Президента Республики Казахстан от 27 апреля 1998г. № 3928 «О защите прав граждан  и юридических лиц на свободу  предпринимательской деятельности»  Правительство Республики Казахстан  принимает постановление 9 июля 1998г. № 651. Постановлением утверждены:

1) Правила оказания услуг государственными организациями;

2) Правила установления  и определения размера платы  за услуги государственных органов; 

3) Правила ведения государственного  регистра платных услуг, оказываемых  государственными органами.

Правила оказания услуг регулируют отношения между потребителями  и государственными органами, оказывающими платные услуги. Государственные  органы в местах оказания платных  услуг должны иметь наглядную  информацию, а именно:

1) настоящие правила, изложенные  в полном объеме;

2) перечень платных услуг,  оказываемых данным государственным  органом, с указанием сроков  исполнения;

3) цены на предоставляемые  услуги, утвержденные уполномоченным  органом по согласованию с  Министерством финансов Республики  Казахстан или его территориальными  органами;

4) исчерпывающий перечень  документов, предъявляемых потребителем  для получения услуги, образцы  их заполнения;

5) порядок и условия  обслуживания ( режим работы, реквизиты,  льготы по обслуживанию, порядок  рассмотрения заявления).

Настоящими правилами  определены права и обязанности  государственных органов и потребителей при оказании (получении) платных  услуг. В частности, государственные  органы обязаны давать исчерпывающие  бесплатные консультации потребителям по вопросам, относящимся к оказываемым  платным услугам, а потребитель  обязан произвести оплату за саму услугу.

При нарушении установленного порядка оказания услуг должностные  лица государственных органов, виновные в нарушении, привлекаются у ответственности.

Правилами установления и  определения размера платы за услуги государственных органов  жестко регламентирован порядок  и сроки предоставления к утверждению  проектов цен. Цены на услуги государственных  органов, включенных в Государственный  регистр платных услуг, утверждаются Антимонопольным Агентством и его  территориальными органами (Департаментами) и согласовываются соответственно с Министерством финансов Республики Казахстан или его территориальными органами. Изменение цен на платные  услуги производится не чаще одного раза в квартал и вводятся с 1 числа  начала квартала. [8,410]

Информация о работе Антимонопольная политика государства