Министерство образования и науки Российской
Федерации
Федеральное государственное бюджетное
Образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Волгоградский государственный технический
университет
(ВолгГТУ)
Контрольная работа по дисциплине:
«Правоведение»
по теме
«Антимонопольное законодательство»
Выполнила студентка группы МСС-426
Яковлева А.В.
Проверил:
Леонтьев А.Н.
Волгоград 2013
Содержание
Введение………………………………………………………………………..3
- Особенности российского монополизма.........................................................4
1.2.Роль государства в регулировании
рыночной экономики………………...4
2. Антимонопольная политика
РФ ……………………………………………..8
2.1. Система антимонопольных органов и порядок
их формирования………8
2.2. Задачи
и цели антимонопольных органов…………………………………9
2.3. Полномочия
федерального антимонопольного
органа и его территориальных
органов………………………………………………………11
2.4. Связь
полномочий антимонопольных органов
с их задачами…………..11
3. Методы антимонопольной политики
………………………………………12
3.1. Ограничительные меры……………………………………………………12
3.2. Контроль за усилением экономической
концентрации…………………14
3.3.Запрет на недобросовестную
конкуренцию ……………………………...17
- Реестр как инструмент антимонопольного
контроля...................................18
- Типы товарных рынков и естественная
монополия......................................19
- Интеграционные процессы в
свете антимонопольного законодательства.20
Заключение…………………………………………………………………...22
Список литературы……………………………………………………………..24
Введение
Конкуренция стимулирует технический
прогресс, способствует развитию экономики,
продвижению отечественных товаров на
мировой рынок. Созданию полноценной конкурентной
среды в нашей стране мешает засилье монополий,
несовершенство антимонопольного законодательства
и многое другое.
Антимонопольное законодательство
- комплекс правовых актов в странах с
рыночной экономикой, направленных на
поддержание конкурентной среды, противодействие
монополизму и недобросовестной конкуренции.
Монополии существуют во всем
мире. Своеобразной монополией в бывшем
СССР была командная экономика, построенная
на всеобъемлющем директивном планировании,
государственном ценообразовании, централизованном
распределении материальных ресурсов
и по самой своей природе не допускавшая
конкуренции ни в одной своей части. Внутри
этой экономики существовал монополизм
центральных ведомств, министерств и предприятий,
которые не были независимыми хозяйственными
субъектами. Жизненно важные параметры
их деятельности устанавливали Госплан,
Госснаб и Госкомцен.
Советской экономике была свойственна
непропорционально высокая доля крупных
и крупнейших предприятий и чрезвычайно
малая доля мелких и средних по сравнению
с развитыми странами. В СССР в 1987 г. на
одно промышленное предприятие приходилось
в среднем 813 рабочих мест, в Венгрии - 186,
в Западной Европе - 86. Наиболее высокой
была концентрация производства в металлургии,
машиностроении, химической и текстильной
отраслях. Нередко ту или иную продукцию
выпускало одно-два предприятия, которые
диктовали свои условия потребителю. Плохое
качество товара, завышенные цены или
устаревший ассортимент мало сказывались
на изменении спроса в условиях постоянного
дефицита и отсутствия выбора поставщиков.
Но социалистические монополии существенно
отличались от капиталистических аналогов.
Капиталистические монополии возникли
"снизу" в результате конкурентной
борьбы, а социалистические насаждались
"сверху" и действовали в тепличных
условиях. В монополисты при капитализме
прорывается предприятие-лидер, который
использует передовые технологии, имеет
значительный научно-технический и производственный
потенциал. При социализме монополии зачастую
появлялись при отсталой технологической
базе. Капиталистические монополии, участвуя
в международном разделении труда, вынуждены
для повышение конкурентоспособности
улучшать качество продукции, равняясь
на мировые образцы, что положительно
сказывается и на внутреннем рынке, социалистические
ограничивались в лучшем случае региональными
рамками (например, СЭВ).
- Особенности российского монополизма
- Роль государства в регулировании
рыночной экономики.
Нет и не может быть эффективной,
базирующейся на современных научно-технических
достижениях, социально ориентированной
экономики без активной роли государства.
За государством всегда сохраняются классические
функции, такие, как: обеспечение свободы
предпринимательства, стимулирование
деловой активности и борьба с монопольными
тенденциями. Масштабы государственного
регулирования, его конкретные формы и
методы существенно различаются по странам.
Они отражают и историю, и традиции, масштабы
страны и многие другие факторы. Задачи
государства связаны не только с созданием
условий для функционирования рынка, но
и с борьбой против монополизации рынка.
Определяя направления государственного
регулирования, мы должны отдавать себе
отчет в том, что речь идет об экономике,
находящейся в переходном состоянии, оказавшейся
в затяжном кризисе, во многом носящей
неклассический, нетрадиционный характер.
Он связан с разрывом глубинных воспроизводственных
связей в экономике, с перерастанием спада
производства в разрушение экономических
структур.
Центральный вопрос государственного
регулирования – проблема разработки
стратегии социально-экономических преобразований
в стране с четким определением конечных
целей, приоритетов, этапов.
Реализация экономических реформ
потребовала создания нового адекватного
законодательства. Важнейшим комплексом
законов, призванных обеспечивать эффективное
продвижение реформ, становление и развитие
рыночной экономики, являются законы,
регулирующие отношения, влияющие на конкуренцию
на рынках Российской Федерации, призванные
обеспечивать предупреждение и пресечение
монополистической деятельности и недобросовестной
конкуренции.
Несмотря на относительно небольшой
срок существования российского конкурентного
законодательства, в истории его создания
можно выделить несколько этапов.
1. Начальным этапом считается
принятие в 1991 г. Закона РСФСР «О конкуренции
и ограничении монополистической деятельности
на товарных рынках». Закон о конкуренции
определил основные положения государственной
конкурентной, в том числе антимонопольной,
политики, направленной на предупреждение
и пресечение злоупотребления хозяйствующими
субъектами доминирующим положением на
соответствующих товарных рынках, формы
недобросовестной конкуренции, а также
пределы допустимой экономической концентрации
производства и сбыта.
2. Второй этап — формирование
конституционных основ конкурентного
законодательства. Новая Конституция
Российской Федерации, принятая всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г., гарантировала
единство экономического пространства,
свободное перемещение товаров, услуг
и финансовых средств, поддержку конкуренции,
свободу экономической деятельности (п.
1 ст. 8).
3. Третий этап в развитии
конкурентного законодательства начался
в ноябре 1994 г. и связан с принятием нового
Гражданского кодекса Российской Федерации.
Так, ч. 2 п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускает использование
гражданских прав в целях ограничения
конкуренции, а также злоупотребление
доминирующим положением на рынке. Такое
установление пределов осуществления
гражданских прав согласуется с положением
ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации
о том, что осуществление прав и свобод
человека и гражданина не должно нарушать
права и свободы других лиц.
4. Четвертым этапом в развитии
конкурентного законодательства можно
считать создание ряда новых направлений
Закона о конкуренции.
А. Ценовое регулирование деятельности
хозяйствующих субъектов, занимающих
доминирующее положение на рынке.
Б. Правовое оформление политики
демонополизации.
В. Создание специального законодательства,
развивающего правила добросовестной
конкуренции применительно к отдельным
сферам хозяйственного оборота.
5. Пятый этап связан с отменой
монополии внешней торговли, либерализацией
экспортно-импортной деятельности, которые
потребовали обеспечения зашиты интересов
российских товаропроизводителей в условиях
конкуренции с импортерами.
6. Шестой этап — формирование
законодательства о защите конкуренции
на рынке финансовых услуг, так как российское
конкурентное право нельзя было бы считать
достаточно полным, если бы оно не охватывало
такой важной сферы, как рынки банковских,
страховых и иных услуг, связанных с пользованием
денежными средствами юридических и физических
лиц.
Обобщая обзор истории законодательства
Российской Федерации, регулирующего
развитие конкуренции, предупреждение
и пресечение монополистической деятельности
и недобросовестной конкуренции, следует
констатировать, что к середине 1999 г. его
формирование в основном завершилось.
Сегодня можно с полным основанием утверждать,
что в стране складывается новая комплексная
отрасль законодательства — конкурентное
законодательство.
Об остроте проблемы свидетельствует
практика антимонопольных законов. Принятый
в 1995г. Закон РФ «О внесении изменений
и дополнений в Закон РСФСР «О конкуренции
и антимонопольной деятельности на товарных
рынках» устанавливает перечень жестких
запретов на действия государственных
и местных органов управления, направленных
на ограничение конкуренции дает ГКАП
(Государственный Комитет Антимонопольной
Политики) России широкие права и полномочия
по контролю за соблюдением норм антимонопольного
законодательства.
Федеральным органам исполнительной
власти запрещается принимать акты и совершать
действия, направленные на:
введение ограничений на создание
новых хозяйственных объектов, а также
установление запретов на осуществление
отдельных видов деятельности;
установление запретов и иных
ограничений на вывоз и продажу товаров
из одного региона в другой;
выдачу хозяйственным субъектам
указаний о приоритетном заключении договоров
с определенным кругом покупателей;
предоставлять отдельным хозяйственным
субъектам необоснованных льгот, ставящих
их в преимущественное положение по отношению
к другим предприятиям, действующих на
данном рынке.
Анализ деятельности антимонопольных
органов России показывает, что только
за 1996 год они приняли к рассмотрению около
тысячи заявлений по нарушению антимонопольного
законодательства.
В течении последних лет сохраняется
тенденция увеличения как количества,
так и удельного веса дел по фактам нарушения
Закона о конкуренции, что свидетельствует
о серьезности проблем, возникающих в
процессе государственного регулирования
предпринимательской деятельности, особенно
на региональном и местном уровнях.
Практика показывает, что в
различных субъектах Российской Федерации
имеют место несколько видов нарушений
антимонопольного законодательства. Так,
«основным видом нарушений Закона о конкуренции
является необоснованное препятствие
осуществлению деятельности хозяйственных
субъектов со стороны органов исполнительной
власти – около 1/3 от общего количества
рассмотренных по данной статье дел».
Во многих регионах Российской
Федерации сохраняется практика необоснованного
препятствования предпринимательской
деятельности путем усложнения порядка
лицензирования и произвольного расширения
перечня видов деятельности, подлежащих
лицензированию.
Также значимой группой нарушений
Закона о конкуренции является необоснованное
предоставление льгот отдельным хозяйственным
субъектам. Например, признано противоречащим
антимонопольному законодательству и
отменено решение МПС России, которое
обязывало собственников грузовых вагонов,
не относящихся к парку МПС России приобретать
новые узлы для ремонта вагонов за счет
собственных средств, в то время, как действующие
инструкции предполагают единые правила
проведения планового ремонта подвижного
состава для всех организаций, независимо
от подведомственности и форм собственности.
Тем самым создавались особые условия
для предприятий, располагавших собственным
вагонным парком и не входящих в МПС России.
Антимонопольные органы работают
по контролю за реализацией федерального
закона «О государственном регулировании
производства и оборота этилового спирта
и алкогольной продукции». При этом выявлены
многочисленные нарушения не только производителей,
незаконно сбывающих фальсифицированные
вино-водочные изделия, но и организаций
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации (в виде установления дополнительных
сборов на продажу ликеро-водочных изделий).
Характерным примером нарушения
антимонопольного законодательства являются
указания органов исполнительной власти
о приоритетном заключении договоров
по поставке товаров и оказании услуг.
Так, в большинстве сельскохозяйственных
регионов периодически принимаются решения,
запрещающие производить отгрузку зерна
иным потребителям до окончания поставок
в региональные фонды. Эти акты не только
ограничивают установленную законодательством
свободу действий хозяйственных субъектов
на рынке сельскохозяйственной продукции,
но и обуславливают нанесение прямого
экономического ущерба в связи с не использованием
ранее заключенных договоров.